Методический аппарат оценки и прогноза риска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методический аппарат оценки и прогноза риска



    Решаемая задача  
Методики Идентификация Оценка Прогноз
Статисти­че - ские Проверка статисти­ческих гипотез, корреляционный, дисперсионный и факторный  анализ Статистическое  оценивание Временные ряды; нейропрогнозиро вание
Теоретико - вероятност­ные Феноменологиче­ский и детермини­стский методы, те­ория вероятностей,  теория графов Теория вероятно­стей;  теория гра­фов;  имитационное  моделирование Случайные процес­ сы; нелинейная ди­ намика;  химия, фи­ зика и механика катастроф
Эвристиче­ские Экспертное оцени­вание Экспертное оцени­вание; нечеткие модели Экспертное оцени­вание; теория пере­ мен

Эвристические методики основаны на использовании субъективных веро­ятностей, получаемых с помощью экспертного оценивания. Используются для сложноформализуемых задач, например, при оценке комплексных рисков от совокупности опасностей, когда отсутствуют не только статистические дан­ные, но и математические модели (либо модели слишком грубы, т.е. их точ­ность низка).

 

 4.2. Система управления рисками чрезвычайных ситуаций

Безопасность населения и территорий, т.е. приемлемый уровень безопасности населения, достигается путем управления природными (стихийные бедствия), техногенными (аварии и катастрофы) и социальными (социальные опасности) рисками. Долгосрочные цели управления рисками в масштабе одной страны ставятся на основе концепции устойчивого развития, среднесрочные – приемлемого риска, краткосрочные оправданного риска.

 Под природным риском понимается возможность нежелательных последствий от опасных природных процессов и явлений, а под техногенным – от опасных техногенных явлений (аварий и катастроф на объектах техносферы), а также ухудшение окружающей среды из-за промышленных выбросов в процессе хозяйственной деятельности (также является сферой деятельности экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Под социальным риском понимается возможность негативных последствий от опасных социальных процессов (ухудшение социально-экономического положения страны, дифференциация населения по доходам, появления значительных групп населения, живущих ниже черты бедности и явлений (преступность, наркомания, алкоголизм, терроризм и др.).

В рамках технократической концепции природный и техногенный риск измеряются величиной потерь за определенный промежуток времени. Заблаговременное предвидение (прогноз) риска, выявление влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности принимаемых мер составляет управление риском.

В общем случае управление риском – это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Главным элементом такой деятельности является процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов на снижение различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, какой только возможен сточки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основан на мониторинге окружающей среды и анализе риска.

Согласно другому определению управление риском – это основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.

 Для управления риском обычно используется подход, основанный на субъективных суждениях и игнорирующий социально-экономические аспекты, которые в значительной степени определяют уровень безопасности общества и личности. Научный подход к принятию решений в целях устойчивого развития общества, т.е. обеспечения безопасности человека и окружающей его среды в условиях повышения качества жизни каждого индивидуума, требует взвешенного и непредвзятого мышления, основанного на количественном анализе риска и последствий от принимаемых решений. Эти решения принимаются в рамках системы управления риском.

Важной составной частью этого управления должна стать система управления рисками ЧС (или управления природной, техногенной и социальной безопасностью населения). Для управления рисками ЧС следует развивать:

- систему мониторинга, анализа риска и прогнозирования чрезвычайных ситуаций как основы деятельности по снижению рисков ЧС;

- систему предупреждения ЧС и механизмы государственного регулирования рисков;

- систему ликвидации ЧС, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;

- систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС. Структура системы управления природными и техногенными рисками в масштабе страны представлена на рис. 7.6. Она включает следующие элементы:

- мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирования ЧС;

- принятие решений о целесообразности проведения мероприятий защиты;

- рациональное распределение средств на превентивные меры по снижению риска и меры по смягчению последствий ЧС;

- проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ при ЧС.

Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасностей, мониторинг окружающей среды – анализ (оценка и прогноз) угрозы – анализ уязвимости территорий – анализ риска ЧС на территории – анализ индивидуального риска для населения. В дальнейшем сравнение его с приемлемым риском и принятие решения о целесообразности проведения мероприятий защиты – обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, создание необходимых резервов для смягчения последствий ЧС.

Меры защиты осуществляются в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) по двум основным направлениям:

- превентивные меры по снижению рисков и смягчению последствий от ЧС, осуществляемые заблаговременно

- меры по смягчению (ликвидации) последствий уже произошедших ЧС (экстренное реагирование, т.е. аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), восстановительные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение ущерба).

Для экстренного реагирования, направленного на спасение людей, неусугубления последствий ЧС в рамках РСЧС создаются, оснащаются, обучаются и поддерживаются в готовности к немедленным действиям аварийно-спасательные формирования, разрабатываются мероприятий по эвакуации населения и первоочередному жизнеобеспечению населения пострадавших территорий. Для решения данной задачи создаются запасы материальных средств и финансовых ресурсов, страховые фонды.

Рациональные меры защиты выбираются на основе анализа рисков и прогнозирования возможных ЧС. При этом вначале анализ проводится с целью определения риска разрушения отдельных объектов инфраструктуры, затем стихийных бедствий для территории в целом, и, наконец, природных и техногенных рисков для населения исследуемой территории.     

Учитывая влияние на индивидуальный риск различных факторов: вида негативных событий, их частоту, силу, взаимное расположение источников опасности и объектов воздействия, защищенность и уязвимость объектов по отношению к поражающим факторам источников опасности, а также затраты на реализацию мер по уменьшения негативного влияния отдельных факторов, обосновываются рациональные меры, позволяющие снизить природный и техногенный риски до минимально возможного уровня. Отдельные опасные явления, потенциально опасные объекты сравниваются между собой по величине индивидуального риска, выявляются критические риски. Рациональный объем мер защиты осуществляется в пределах ресурсных ограничений, следующих из социально-экономического положения страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.007 с.)