Выбытие основных средств является результатом прочей деятельности организации, в связи с чем доходы и расходы, связанные с этой деятельностью, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбытие основных средств является результатом прочей деятельности организации, в связи с чем доходы и расходы, связанные с этой деятельностью, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».



 

Независимо от причины выбытия объект основных средств списывается с учета записями:

Дебет 01-2 «Выбытие основных средств» - Кредит 01-1 - списывается первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств;

Дебет 02 - Кредит 01-2 - списывается сумма амортизации, начисленной по этому объекту к моменту выбытия;

Дебет 91-2 - Кредит 01-2 - списывается остаточная стоимость выбывшего объекта основных средств.

Остальные записи на счетах бухгалтерского учета зависят от причины выбытия основных средств.

 

Учет ликвидации основных средств

К расходам по ликвидации основных средств относится заработная плата, начисленная за работы по демонтажу основных средств, отчисления на социальные нужды с этой заработной платы, оплата услуг сторонних организаций.

К доходам при ликвидации основных средств относится стоимость полученных при этом и оприходованных материальных ценностей.

На счетах бухгалтерского учета кроме приведенных выше делаются следующие записи:

Дебет 91-2 - Кредит 70, 69, 60 - на сумму расходов, связанных с ликвидацией основных средств;

Дебет 10 - Кредит 91-1 - на рыночную стоимость запасных частей и вторичного сырья;

Дебет 99 - Кредит 91-9 - на сумму убытка от ликвидации основных средств.

В налоговом учете согласно п.п.13 ст.250 НК РФ для целей налогообложения прибыли доходы в виде стоимости материалов, полученных при ликвидации основных средств, относятся к внереализационным доходам по рыночной стоимости.

В соответствии с п.п.8 п.1 ст. 265 НК РФ все расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств признаются внереализационными расходами.

Ликвидация основных средств относится к операциям, которые не признаются объектами налогообложения по НДС.

Пример

Организация приняла решение о ликвидации станка из-за полного физического износа и в связи с истечением срока его полезного испол ьзования.

Первоначальная стоимость станка – 326 000 руб.

На момент списания станка по нему была полностью начислена амортизация в сумме 3 26 000 руб.

За демонтаж объекта рабочим начислена заработная плата – 2 500 руб. отчисления на социальное страхование – 650 руб.

При выбытии объекта основных средств были приняты на учет запасные части по рыночной стоимости на дату списания, составляющей 5000 руб.

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Дебет Кредит
1 Списана первоначальная стоимость станка при его ликвидации 01-2 01-1 326 000
2 Списана сумма амортизации, начисленная по станку на дату списания 02 01-2 326 000
3, Начислена заработная плата рабочим за демонтаж станка 91-2 70 2 500
4. Начислены страховые взносы в ПФ, ФСС, ФОМС и страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производ стве и профессиональных заболеваний с заработной платы рабочих 91-2 69 650
5 Приняты к учету запасные части, оставшиеся после списания станка по рыночной стоимости на дату списания 10 91-1 5 000
6 Определен финансовый результат (прибыль) от ликвидации станка 91-9 99 1 850

 

Пример

Организация приняла решение о ликвидации объекта основных средств из-за морального износа до истечения срока его полезного использования. Первоначальная стоимость объекта основных средств составляла 167 000 руб. На момент списания объекта амортизация была начислена не полностью и составила 90 000 руб.

За демонтаж объекта рабочим начислена заработная плата – 1 500 руб. отчисления на социальное страхование – 390 руб.

При выбытии объекта были приняты на учет оставшиеся после списания материалы по рыночной стоимости на дату списания, составляющей 9000 руб.

№ п/п Содержание хозяйственных  операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.
Дебет Кредит  
1 Списана первоначальная стоимость объекта ОС при его ликвидации 01-2 01-1 167 000
2 Списана сумма амортизации, начисленная по объекту ОС на дату списания 02 01-2 90 000
3 Списана недоамортизированная остаточная стоимость ликвидируемого объекта ОС 91-2 01-2 77 000
4. Начислена заработная плата рабочим за демонтаж объекта  ОС 91-2 70 1 500
5. Начислены страховые взносы в ПФ, ФСС, ФОМС и страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производ стве и профессиональных заболеваний с заработной платы рабочих 91-2 69 390
6 Приняты к учету материалы, оставшиеся после списания объекта ОС по рыночной  цене на дату списания объекта ОС 10 91-1 9000
7 Определен финансовый результат (убыток) от ликвидации объекта ОС 99 91-9 69 890

7.2. Учет выбытия основных средств при их продаже

Первичными документами, подтверждающими продажу, основных средств, являются:

- акт о приеме-передаче объекта основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1а или № ОС-1 б) с приложением договора купли-продажи;

- счет-фактура на проданный объект основных средств;

- документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с реализацией основных средств;         ^

- платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных расходов.

При продаже организацией объекта основных средств цена продажи определяется по соглашению сторон в договоре купли-продажи. Объекты основных средств, как правило, должны продаваться по рыночной цене с учетом их физического состояния. Рыночная цена продаваемого объекта основных средств должна включать сумму НДС, так как операции по продаже основных средств подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Сумма НДС указывается в счете-фактуре, выписываемой организацией и регистрируемой в книге продаж. В общем случае налоговая база при реализации объекта основных средств определяется как рыночная стоимость этого объекта без включения в нее суммы НДС.

При продаже основных средств составляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 62- Кредит 91-1 —на продажную стоимость объекта основных средств согласно договору купли-продажи (вместе с НДС);

Дебет 91-2 - Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» - на сумму НДС, исчисленную исходя из продажной стоимости объекта основных средств;

Дебет 01-2 - Кредит 01 - на первоначальную стоимость проданного объекта основных средств;

Дебет 2 - Кредит 01-2 —на сумму амортизации, начисленной по объекту основных средств к моменту продажи;

Дебет 91-2 - Кредит 01-2 - на остаточную стоимость проданного объекта основных средств;

Дебет 91-2 - Кредит 70, 69, 60 - на сумму расходов, связанных с продажей объекта основных средств (демонтаж, транспортные расходы и др.);

Дебет 91-9 - Кредит 99 — на сумму прибыли от продажи;

или

Дебет 99 - Кредит 91-9 — на сумму убытка от продажи.

В налоговом учете согласно ст. 268 НК РФ организация вправе уменьшить доходы от реализации основных средств на сумму расходов, непосредственно связанных с их продажей (остаточная стоимость основных средств и расходы, связанные с продажей). При получении убытка, он включается в состав прочих расходов организации равными долями в течение срока, определяемого как разница между СПИ объекта и фактическим сроком его эксплуатации до момента продажи.

Пример

Организация продает автомобиль. Первоначальная стоимость - 134 000 руб., амортизация к моменту продажи - 48 000 руб., цена продажи – 108 560 руб., в том числе НДС – 16 560 руб.

 

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Дебет Кредит
1 Отражена продажная стоимость автомобиля (включая НДС)   62 91-1 108 560
2 Отражена сумма НДС от продажной стоимости автомобиля 91-2 68-1 16 560
3 Списана первоначальная стоимость проданного  автомобиля 01-2 01-1 134 000
4 Списана сумма амортизации, начисленная по автомобилю к моменту продажи 02 01-2 48 000
5 Списана остаточная стоимость проданного автомобиля 91-2 01-2 86 000
6 Определен финансовый результат (прибыль) от продажи автомобиля 91-9 99 6 000
7 Получена оплата за проданный автомобиль  (включая НДС) 51 62. 108 560

 

7.3. Учет выбытия основных средств при их передаче в счет вклада в уставный капитал

В соответствии с п. 3 ПБУ 10/99 вклады (в том числе основными средствами) в уставные капиталы других организаций не признаются расходами организации.

Передача объектов основных средств в уставный капитал другой организации представляет собой один из видов финансовых вложений организации (ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»).

Первичными документами, подтверждающими передачу объектов основных средств в уставный капитал другой организации, являются:

· решение общего собрания учредителей и учредительный договор, в которых отражается денежная оценка объектов основных средств, вносимых учредителями в счет вклада в уставный капитал;

· документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с передачей объектов основных средств в счет вклада в уставный капитал другой организации;

· платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных расходов.

Выбытие основных средств в качестве взноса в уставный капитал в бухгалтерском учете отражается записями:

Дебет 58-1 - Кредит 76 —на сумму задолженности по вкладу в уставный капитал, равную величине согласованной стоимости;

Дебет 01-2 - Кредит 01 - на сумму первоначальной стоимости передаваемого объекта основных средств;

Дебет 02 - Кредит 01-2 — на сумму амортизации, начисленной к моменту передачи объекта основных средств;

Дебет 76 - Кредит 01-2 —на сумму остаточной стоимости передаваемого объекта основных средств;

Дебет 76 - Кредит 91-1 — на сумму превышения согласованной стоимости над остаточной стоимостью передаваемых основных средств;

Дебет 91-2 - Кредит 76 — на сумму превышения остаточной стоимости над согласованной стоимостью передаваемых основных средств;

Дебет 91-2 - Кредит 60, 70, 69, 10 — на сумму расходов, связанных с выбытием основных средств(демонтаж, транспортные расходы и др.).

Финансовый результат определяется и отражается в учете в общеустановленном порядке.

Пример

Организация, участвуя в создании другой организации, вносит в ее уставный капитал объект основных средств, первоначальная стоимость которого – 230 000 руб., сумма начисленной амортизации – 35 000 руб. По согласованию с учредителями стоимость передаваемого объекта основных средств определена в размере 210 000руб.

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Дебет Кредит
1. Отражена задолженность по вкладу в устав ный капитал другой организации на величину согласованной стоимости передаваемого объек та ОС 58-1 76 210 000
2. Списана первоначальная стоимость переда ваемого объекта ОС 01-2 01-1 230 000
3. Списана сумма амортизации, начисленная по объекту ОС к моменту передачи 02 01-2 35 000
4. Списана остаточная стоимость передаваемого объекта ОС 76 01-2 195 000
5. Списана разница между согласованной и остаточной стоимостью передаваемого объекта ОС 76 91-1 15 000
6. Отражена прибыль от передачи объекта ОС 91-9 99 15000

 

В соответствии с п. 3 ст. 270 НК РФ расходы организации в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли.

Передаваемые в качестве вклада в уставный (складочный) капитал основные средства в целях налогообложения должны учитываться по их остаточной стоимости, которая определяется по данным налогового учета у передающей стороны

Поскольку для целей налогового учета вклады имуществом в уставный (складочный) капитал другой организации не признаются реализацией и не облагаютсяНДС, то суммы НДС, уплаченные по такому имуществу, не подлежат вычету и учитываться в их первоначальной стоимости (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример

Организация 03.02. 2014 г.приобрела новый объект основных средств. В конце месяца было принято решение о передаче этого объекта в уставный капитал другой организации. Стоимость объекта основных средств - 70 800 руб., в том числе НДС - 10 800 руб.

Объект основных средств не использовался в производстве, амортизация по нему не начислялась. 25.02.2014 г. он был передан в уставный капитал другой организации.

 

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма,

 руб.

Дебет Кредит
1 03.02. 2014 Отражена стоимость приобретенного объекта ОС согласно расчетным документам постав щика (без учета НДС) 08-4 60

60000

2 Отражена сумма НДС, предъявленная по ставщиком 19-1 60

10 800

3 Произведена оплата за объект ОС (включая НДС) 60 51 70 800  
4 25.02.2014 Предъявленная поставщиком сумма НДС учтена в первоначальной стоимости приобретенного объекта ОС 08-4 19-1 10800  
5 Объект ОС принят к учету по первоначальной стоимости 01 08-4 70800  
6 Отражена задолженность по вкладу в устав ный капитал другой организации на величину остаточной стоимости передаваемого объек та ОС 58-1 76 70800  
7 Списана первоначальная стоимость переда ваемого объекта ОС 01-2 01-1 70 800  
8 Отражена передача объекта ОС в счет вкла да в уставный капитал другой организации в размере его остаточной стоимости (равной в данном случае первоначальной стоимости объекта ОС) 76 01-2 70 800  

7.4. Учет выбытия основных средств при их безвозмездной передаче

Первичными документами, подтверждающими выбытие объектов основных средств при их безвозмездной передаче, являются;

· акты о приеме-передаче объектов основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1 а]№ ОС-1б) с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта;

· счет-фактура на безвозмездно переданный объект основных средств;

· документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с безвозмездной передачей объекта основных средств;

· платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных расходов.

Безвозмездная передача основных средств другим организациям и физическим лицам отражается в учете аналогично отражению продажи основных средств.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 146 НК РФ при безвозмездной передаче у передающей стороны возникает обязательство по начислению и уплате в бюджет НДС. НДС при этом исчисляется исходя из рыночной стоимости безвозмездно переданных основных средств. Передающая сторона должна составить счет-фактуру и отразить ее в книге продаж.

Пунктом 16 ст. 270 НК РФ установлено, что стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, а, следовательно, убыток от безвозмездной передачи имущества не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Так как расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества, не учитываются в целях налогообложения прибыли, то суммы НДС, уплаченные по этим расходам, не подлежат вычету.

Пример

Организация безвозмездно передала физическому лицу объект основных средств. Первоначальная стоимость объекта -60 000руб., сумма начисленной амортизации – 40 000 руб.. Остаточная стоимость объекта – 20 000 руб. соответствует его рыночной стоимости без НДС. В учете:

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Дебет Кредит
1. Списана первоначальная стоимость безвозмездно переданного объекта ОС 01-2 01-1 60 000
2. Списана сумма амортизации, начисленная по объекту ОС к моменту передачи 02 01-2 40 000
3. Списана остаточная стоимость безвозмездно переданного объекта ОС 91-2 01-2 20 000
4. Начислен НДС от рыночной стоимости безвозмездно переданного объекта ОС 91-2 68-1 3 600
5. Определен финансовый результат (убыток) от безвозмездной передачи объекта ОС 99 91-9 3 600

Переоценка основных средств

Необходимость переоценки может быть продиктована:

ü инфляционными процессами. Рост цен приводит к тому, что организациям необходимо уточнять оценку имеющихся у них активов с тем, чтобы привести их стоимость в соответствие с действующими рыночными ценами;

ü ситуацией, когда чистые активы организации к концу отчетного года оказываются меньше величины уставного капитала. Уточнив оценку активов (проведя дооценку) зачастую можно избежать ликвидации, которая в соответствии с п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 ГК РФ вполне грозит организации;

ü необходимостью уменьшить налог на имущество.

До вступления в силу ПБУ 6/97 переоценка основных средств производилась по решению Правительства РФ: на 1 января 1992 г., на 1 января 1994 г., на 1 января 1995 г., на 1 января 1996 г., на 1 января 1997 г., на 1 января 1998г.

С 1 января 1998 г. организации получили право переоценивать объект основных средств по восстановительной стоимости.

Правила проведения переоценки

Правило 1.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) проводить переоценку объектов основных средств.

Правило 2.

Переоценке подлежат группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости (п. 15 ПБУ 6\01). Это – здания; сооружения; транспортные средства (п. 44 Методических указаний по учету основных средств). Все другие основные средства организация объединяет в группы самостоятельно и отражает в учетной политике.

Правило 3.

Решение о проведении переоценки должно быть закреплено в учетной политике с указанием периодичности проведения (п. 15 ПБУ 6/01). Нарушение установленного срока проведения переоценки трактуется как нарушение правил ведения бухгалтерского учета. А за это в КоАП и НК РФ предусмотрена ответственность (ст. 15.11 КоАП РФ; ст. 120 НК РФ).

Правило 4.

Для проведения переоценки необходимо сформировать пакет из следующих документов:

ü приказ руководителя, в котором указывают перечень сотрудников, проводящих переоценку и группы однородных объектов основных средств подлежащих переоценке;

ü перечень основных средств с указанием по каждому объекту наименования, даты покупки (постройки, создания, сооружения), даты принятия к бухгалтерскому учету; первоначальной стоимости на дату переоценки; основания для переоценки – документов, подтверждающих рыночную стоимость переоцениваемого объекта.

ü акт для отражения результатов переоценки основных средств (в произвольной форме).

Правило 5.

Результаты проведенной на конец отчетного года переоценки отражают в бухгалтерском учете обособленно.

Правило 6.

Методы проведения переоценки определены в п.43 Методических указаний. Это – индексный метод и метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. В настоящее время индексный метод не применяется.

Переоценка может быть произведена как специалистом-оценщиком, так и собственными работниками. Если организация решит самостоятельно производить переоценку, то нужно создать специальную комиссию. Проведя переоценку, комиссия составляет специальный акт, где указываются все результаты. К акту обязательно должен быть приложен документ, подтверждающий рыночную стоимость переоцениваемых объектов.

Для подтверждения рыночных цен можно использовать:

ü данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций – изготовителей;

ü сведения об уровне цен, полученные в органах государственной статистики, торговых инспекциях;

ü сведения об уровне цен, опубликованные в СМИ, специальной литературе, каталогах, рекламных объявлениях, пресс-релизах;

ü экспертное заключение о рыночной стоимости основных средств. В качестве экспертов могут быть привлечены специалисты территориальных органов Российского общества оценщиков, аудиторских фирм, бюро технической инвентаризации (БТИ).

Если организация привлекает оценщиков, то необходимо:

ü заключить с экспертом договор в письменном виде;

ü по окончании экспертизы составить акт выполненных работ на основании отчета, составленного специалистом-оценщиком.

Не подлежат переоценке объекты основных средств, которые не приняты на балансовый учет к моменту проведения переоценки. Все остальные основные средства (действующие, бездействующие, находящиеся на консервации и т.п.) переоцениваются.

Правило 7.

Отражение в учете результатов переоценки зависит от того впервые или нет, переоценивается основное средство.

Если переоценка производится впервые, то:

ü сумма уценки основного средства относится на прочие расходы;

ü сумма дооценки основного средства относится на добавочный капитал.

Если переоценка производится не впервые, то:

ü сумма уценки основного средства относится на уменьшение добавочного капитала, который был сформирован ранее за счет суммы дооценки этого объекта. Если средств добавочного капитала не хватает, то оставшаяся часть уценки относится на прочие доходы;

ü сумма дооценки основного средства (если в прошлые периоды оно было уценено) относится на прочие доходы в размере прошлой уценки. Разница между величиной дооценки и величиной уценки в прошлые периоды относится на добавочный капитал.

Следует отметить, что в случае выбытия объекта основных средств сумма его дооценки должна быть перенесена с добавочного капитала на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.215.188 (0.072 с.)