Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2: «Учет основных средств»Стр 1 из 11Следующая ⇒
Лекция 2: «Учет основных средств» План лекции 1 Понятие, классификация и оценка основных средств 2 Документальное оформлений операций с основными средствами 3.Организация синтетического и аналитического учета основных средств 4. Учет поступления основных средств 4.1 Учет основных средств, поступивших в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации 4.2. Учет основных средств, приобретенных за плату 4.3 Учет безвозмездно полученных основных средств 4.4 Учет основных средств, поступивших в обмен на другое имущество 5 Учет амортизации основных средств 6 Учет затрат на ремонт основных средств 7 Документальное оформление и учет выбытия основных средств 7.1.Учет ликвидации основных средств 7.2. Учет выбытия основных средств при их продаже 7.3. Учет выбытия основных средств при их передаче в счет вклада в уставный капитал 7.4. Учет выбытия основных средств при их безвозмездной передаче 8 Переоценка основных средств и отражение ее результатов в учете 9 Инвентаризация основных средств 10 Отражение основных средств в отчетности При любом способе поступления основных средств в их первоначальную стоимость включаются затраты на доставку основных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования (затраты на сборку, монтаж, наладку, проведение технических испытаний).
Первоначальная стоимость основных средств определяется в момент их принятия к бухгалтерскому учету и изменению не подлежит в течение всего срока их нахождения в организации. Согласно п.14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях: · достройки, · дооборудования, · реконструкции и модернизации, · частичной ликвидации · переоценки. При переоценке основных средств определяется их восстановительная стоимость. Восстановительная стоимость основных средств – это стоимость основного средства на дату его переоценки. Остаточная стоимость основных средств – это разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью основных средств и суммой начисленной по ним амортизации. Согласно установленному порядку основные средства отражаются в текущем учете (на счетах) в оценке по первоначальной, а прошедшие переоценку по восстановительной стоимости.
В бухгалтерском балансе основные средства отражаются в составе внеоборотных активов в оценке по остаточной стоимости. 2. Документальное оформление операций с основными средствами Формы первичных документов для оформления операций с основными средствами и краткие указания по их заполнению утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03г. №7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". Госкомстатом предложены следующие формы документов по учету основных средств: № ОС-1 - Акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий и сооружений); № ОС-1 а - Акт о приеме-передаче здания (сооружения); № ОС-1б – Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений); № ОС-2 - Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств; № ОС-3 - Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств; № ОС-4 - Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств); № ОС-4а - Акт о списании автотранспортных средств; № ОС-4б – Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств); № ОС-6 - Инвентарная карточка учета объекта основных средств; № ОС-6а – Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств; № ОС-6б – Инвентарная книга учета объектов основных средств; № ОС-14 - Акт о приеме (поступлении) оборудования; № ОС-15 – Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж; № ОС-16 - Акт о выявленных дефектах оборудования. Акты о приеме-передаче основных средств (формы №ОС-1, №ОС-1а, №ОС-1-б) применяются для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем: · приобретения за плату у других организаций; · строительства хозяйственным или подрядным способом; · получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование; · внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал; · получения в хозяйственное ведение или оперативное управление; · взятия в аренду с последующим выкупом; · поступления по акту дарения;
· передачи в совместную деятельность и доверительное управление; · передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству. Акты о приеме-передаче оформляются также при выбытии в результате их продажи другой организации, мены, безвозмездной передачи и проч. Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее 2-х экземпляров. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту (по объектам недвижимости – документ о государственной регистрации объекта). После оформления акты с приложенной к ним технической документацией передаются в бухгалтерию организации, где на объект основных средств открывается инвентарная карточка (книга). Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2) применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в 3-х экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарные карточки (книгу) учета объектов основных средств, которые помещаются в картотеку по новому местонахождению Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструирован ных и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3) применяется для оформления и учета приема-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации. Акт составляется в 1-м экземпляре и подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Для оформления и учета списания основных средств, пришедших в негодность, применяются акты о списании: • форма № ОС-4 — при списании отдельного объекта основ ных средств; • форма № ОС-4а — при списании автотранспортных средств; • форма № ОС-46 — при списании групп объектов основных средств. Акты составляются в 2-х экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в ГИБДД МВД РФ.
Для оформления операций с оборудованием, требующим монта жа, используются три первичных документа: · При поступлении оборудования к установке на склад приемочной комиссией составляется в 2-х экземплярах акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14). · Передача оборудования монтажным организациям оформляется актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма №ОС-15). Если при поступлении оборудования на склад в состав комиссии входил представитель подрядной монтажной организации, отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (форма № ОС-15) не составляется. В этом случае представитель монтажной организации расписывается в получении оборудования на ответственное хранение непосредственно в акте о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14), и ему передается копия акта. · Если в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования выявлены дефекты, не установленные при его поступлении на склад, составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16). В этом случае акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру. Пример Учредитель организации внес в счет вклада в уставный капитал новый объект основных средств, оцененный учредителями в 150 000 руб. Организация понесла дополнительные затраты, связанные с доставкой объекта. Стоимость услуг транспортной организации по доставке объекта составила 29 500 руб. (в том числе НДС — 4 500 руб.). В учете:
Пример
Организация приобрела у поставщика за плату станок стоимостью 590 000- руб., в том числе НДС — 90 000 руб. Для доставки станка организация восполь зовалась услугами транспортной организации. Стоимость достав ки — 47 200 руб. в том числе НДС — 7 200 руб. Станок введен в экс плуатацию и принят на учет 5 декабря. Счета поставщика станка и транспортной организации оплачены. Составим бухгалтерские проводки:
Пример Организацией безвозмездно получен объект основных средств, рыночная стоимость которого на дату принятия к учету составила 40 000 руб. Стоимость доставки объекта — 2360 руб. (в том числе НДС — 360 руб.). Срок полезного использования определен в 5 лет. Объект используется во вспомогательном производстве. В учете:
Пример По договору мены организация получает объект основных средств в обмен на 10 единиц продукции собственного производст ва. Обычно организация реализует собственную продукцию по цене 1475 руб. (включая НДС — 225 руб.). Себестоимость единицы про дукции — 900 руб. Обмен признан сторонами равноценным. Цена обмениваемых товаров в договоре составляет 14 750 руб., в т.ч. НДС 2 250 руб. В учете:
Начисление амортизационных отчислений по объекту ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо до его списания с бухгалтерского учета. Линейный способ Пример Организация приобрела объект основных средств первоначальной стоимостью 240 000 руб. Срок полезного использования объекта 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений составит N = 100%: 5 лет = 20% Годовая сумма амортизационных отчислений составит (240 000руб. х20%): 100% = 48 000 руб. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений в течение всего срока полезного исп ользования объекта основных средств составит (48 000 руб.: 12 мес.) = 4 0000 руб.
Способ уменьшаемого остатка При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта основных средств и коэффициента ускорения. Значение коэффициента устанавливается организацией, но согласно п.19 ПБУ 6/01 не выше 3. Пример Организация приобрела объект основных средств первоначальной стоимостью 240 000 руб. Срок полезного использования объекта 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений составит N = 100%: 5 лет = 20% Есликоэффициент ускорения принят равным 2, то с учетом коэффициента ускорения годовая норма амортизации составит 20% х 2 = 40% Эта норма, равная 40%, должна применяться в течение всех пяти лет срока полезного использования объекта. При этом данная норма годовой амортизации применяется в первый год эксплуатации к первоначальной стоимости объекта, сформированной при принятии объекта к учету, а в остальные годы срока полезного использования - к остаточной стоимости, т.е. разнице между первоначальной стоимостью объекта и суммой начисленной амортиза ции, В первый год: годовая сумма амортизационных отчислений составит (240 000 руб. х 40 %): 100 % = 96 000 руб.; ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 96 000 руб.: 12 мес. = 8 000 руб. Во второй год: остаточная стоимость составит 240 000 руб. – 96 000 руб. = 144 000 руб.; годовая сумма амортизационных отчислений составит 144 000 руб. х 40 % = 57 600 руб.; ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 57 600 руб.: 12 мес. = 4 800 руб. В третий год: остаточная стоимость составит 144 000 руб. – 57 600 руб. = 86 400 руб.; годовая сумма амортизационных отчислений составит 86 400 руб. х 40 % = 34 560 руб.; ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 34 560 руб.: 12 мес. = 2 880 руб. В четвертый год: остаточная стоимость составит 86 400 руб. – 34 560 руб. = 51 840 руб.; годовая сумма амортизационных отчислений составит 51 840 руб. х 40 % = 20 736 руб.; ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 20 736 руб.: 12 мес. = 1 728 руб. В пятый год: остаточная стоимость составит 51 840 руб. – 20 736 руб. = 31 104 руб.; годовая сумма амортизационных отчислений составит 31 104 руб. х 40 % =12 442 руб.; ежемесячная сумма амортизационных отчислений 12 442 руб.: 12 мес. = 1 036 руб.
Пример Организация приобрела объект основных средств первоначальной стоимостью 288 000 руб. Срок полезного использования объекта 5 лет. Сумма чисел лет срока полезного использования равна 15 (1 + 2 + 3 + 4 + 5). В первый год эксплуатации объекта до конца срока полезного использования остается 5 лет. Следовательно: значение коэффициента К составит К = 5: 15 =5/15; годовая сумма амортизационных отчислений составит 288 000 руб. х 5/15 = 96 000 руб.; ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 96 000 руб.: 12 мес. = 8 000 руб. Во второй год эксплуатации объекта до конца срока полезного использования остается 4 года. Следовательно: значение коэффициента К составит К = 4: 15 =4/15; годовая сумма амортизационных отчислений составит 288 000 руб. х 4/15 = 76 800 руб.; ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 76 800 руб.: 12 мес. = 6 400 руб. В третий год эксплуатации объекта до конца срока полезного использования остается 3 года. Следовательно: значение коэффициента К составит К = 3: 15 =3/15; годовая сумма амортизационных отчислений составит 288 000 руб. х 3/15 = 57 600 руб.; ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 57 600 руб.: 12 мес. = 4 800 руб. В четвертый год эксплуатации объекта до конца срока полезного использования остается 2 года. Следовательно: значение коэффициента К составит К = 2: 15 =2/15; годовая сумма амортизационных отчислений составит 288 000 руб. х 2/15 = 38 400 руб.; ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 38 400 руб.: 12 мес. = 3 200 руб. В пятый год эксплуатации объекта до конца срока полезного использования остается 1 год. Следовательно: значение коэффициента К составит К = 1: 15 =1/15; годовая сумма амортизационных отчислений составит 288 000 руб. х 1/15 = 19 200 руб.; ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 19 200 руб.:12 мес. = 1 600 руб.
Пример Организация приобрела объект основных средств первоначальной стоимостью 240 000 руб. При использовании этого объекта предполагается изготовить 1 000 единиц продукции. Если за месяц фактически изготовлено 27 единиц продукции, то сумма амортизационных отчислений за этот месяц составит (240 000 руб.: 1 000) х 27 = 6 480 руб. Учет начисленной амортизации Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации основных средств, в бухгалтерском учете используется пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». По кредиту счета 02 отражаются суммы амортизации, начисленной по основным средствам организации. По дебету счета 02 отражается списание амортизации по выбывшим из организации основным средствам. Сальдо счета 02 кредитовое, показывает сумму начисленной амортизации по имеющимся в организации основным средствам. Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведется, по отдельным инвентарным объектам основных средств. В учете: Дебет 23,25, 26 - Кредит 02 – начислена амортизация ОС производственного назначения; Дебет 91 -2 - Кредит 02 - начислена амортизация ОС непроизводственного назначения. Амортизация, начисленная по ОС, переданным в аренду, отражается в учете по разному в зависимости от того является ли для организации передача основных средств в аренду основным видом деятельности или нет. Если передача основных средств в аренду является для организации основным видом деятельности, то амортизация по переданным в аренду основным средствам учитывается как прямые затраты, связанные с этим видом деятельности и отражается в учете записью: Дебет 20 - Кредит 02. Если передача основных средств в аренду не является для организации основным видом деятельности, то амортизация по переданным в аренду основным средствам учитывается как прочие расходы и отражается в учете записью: Дебет 91 -2 - Кредит 02 Порядок начисления амортизации основных средств в целях налогообложения определен НК РФ. В соответствии с п.1 ст. 256 НК РФ для целей налогового учета имущество организации подразделяется на амортизируемое и неамортизируемое. К амортизируемому относится имущество, которое имеет срок полезного использования более 12 месяцев и первоначальную стоимость более 40 000 руб., находится у организации на праве собственности, используется для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Согласно п.2 ст. 256 НК РФ для целей налогового учета не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты). В налоговом учете при начислении амортизации по основным средствам используется одни из следующих методов: · линейный; · нелинейный. В налоговом учете амортизация начисляется ежемесячно. При использовании линейного метода сумма ежемесячной амортизации объекта основных средств определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется при этом по формуле: К = (1: n) х 100%, где К - норма амортизации; n - срок полезного использования, выраженный в месяцах. При использовании нелинейного метода сумма ежемесячной амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, установленной для данного объекта. Норма амортизации при применении нелинейного метода рассчитывается по формуле: К = (2: n) х 100%. Хозяйственный способ При хозяйственном способе если в организации создано специальное подразделение для проведения работ по ремонту основных средств (ремонтный цех, мастерские и др.), фактически произведенные затраты предварительно учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства» следующими записями: Дебет 23 - Кредит 10 - на стоимость израсходованных материалов; Дебет 23 - Кредит 70 - на сумму начисленной заработной платы работникам ремонтного подразделения; Дебет 23 - Кредит 69 - на сумму страховых взносов в ПФ, ФСС, ФОМС и страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; Дебет 23 - Кредит 02 - на сумму амортизационных отчислений по основным средствам ремонтного подразделения. После окончания ремонтных работ фактически произведенные расходы списываются со счета 23 на счета учета затрат в зависимости от назначения отремонтированного объекта основных средств: Дебет 25, 26 - Кредит 23.
Если ремонтное подразделение в организации отсутствует, то фактические расходы по ремонту основных средств на основании первичных документов списываются без использования счета 23 на соответствующие счета учета затрат записями: Дебет 25, 26 - Кредит 10, 70, 69, 02 - на сумму затрат по ремонту основных средств основного производства. Пример Организация осуществляет косметический ремонт производст венного цеха собственными силами. В ходе ремонта были осуществлены следующие затраты: · приобретены у поставщика за плату и израсходованы материалы (краска, лак, гвозди и т. д.) -1 4 160 руб.; в том числе НДС 2 160 руб. · начислена заработная плата рабочим — 15 700 руб.; · отчисления на социальные нужды с заработной платы — 4 082 руб.
Подрядный способ Если ремонт основных средств производится подрядным способом, то на основании акта выполненных работ в учете производятся записи: Дебет 25, 26 - Кредит 60 - на стоимость работ по ремонту основных средств, выполненных подрядной организацией без НДС; Дебет 19-4 (по оказанным услугам, выполненным работам)- Кредит 60 — на сумму «входного» НДС, предъявленную подрядчиком по выполненным ремонтным работам. Суммы НДС, предъявленные сторонними организациями за материалы, запасные части, выполненные работы или услуги, оказанные при проведении ремонтов объектов основных средств, подлежат вычету при расчетах с бюджетом. Дебет 68 - Кредит 19 – «входной» НДС на основании счета-фактуры подрядчика предъявляется бюджету к вычету записью: В соответствии со ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные организацией, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. 7. Документальное оформление и учет выбытия основных средств Объекты основных средств могут выбывать в результате:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.18 с.) |