Пневмотранспортные установки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пневмотранспортные установки



Использование воздуха как несущей среды находит широкое применение в современных портовых перегружателях, где груз перемещается по трубопроводу, на концах которого компрессором создается разность давлений.

Пневматический транспорт бывает всасывающего, нагнетающего и смешанного типов.

Во всасывающем устройстве (рис. 5, а) вакуум-насос 6 создает разрежение в системе. Атмосферный воздух втягивается в сопло 1 и увлекает материал, создавая при этом пульпу (смесь груза и воздуха), поступающего по гибкому шлангу 2 и трубопроводу в разгружатель 3. В разгружателе скорость воздуха резко уменьшается и изменяется направление его движения, поэтому материал выделяется из воздуха и падает на дно разгружателя, откуда непрерывно выводится в предназначенное ему место через шлюзовой затвор 5. Фильтр 4 очищает воздух от оставшейся в нем мелкой пыли. Если пыль не представляет ценности, то очистка воздуха от пыли производится водой, если пыль является ценной, ее отделяют от воздуха с помощью матерчатых фильтров и выводят из фильтра через шлюзовой затвор 5. Очищенный воздух через вакуум-насос удаляется в атмосферу.

Схема нагнетающего пневматического транспорта приведена на рис. 5, в. Из компрессора 1 воздух под давлением поступает в трубопровод, в который из шлюзового затвора 2 поступает материал. Воздух с материалом по трубопроводам проходит в разгружатель 3, в котором материал отделяется от воздуха.

Смешанный пневматический транспорт представляет собой комбинацию всасывающего и нагнетающего устройств: из разгружателя всасывающего устройства материал через шлюзовой затвор поступает в воронку нагнетающего устройства (рис. 5, г).

Рис. 5. Типы пневмотранспортных установок:

а — всасывающая; б — камерный подъемник; в — нагнетающая;

г — смешанная; д — аэрожелоб встряхивающий

Для вертикального подъема предварительно аэрированного материала применяют пневмоприемники (рис. 5, б), которые перемещают пылевидные грузы с высокой концентрацией смеси до =250...300 (  - отношение массы перемещаемого груза к массе воздуха).

Пневмоподъемник на основе камерного насоса состоит из приемного патрубка с обратным клапаном 1, смесительной камеры 2, транспортирующего трубопровода 3. Воздух в камеру подводится через пористые плитки 4. Распределение материала по складским емкостям осуществляют переключением клапана 5. Как правило, камерные насосы работают попарно, и пока происходит разгрузка одной камеры, догружают другую, таким образом, компрессор и трубопровод работают непрерывно. Отработанный воздух отводят через фильтр 6, а для разгрузки емкостей используют питатели 7.

 

Рис. 6. Элементы пневмотранспортной установки:

а — сопло регулируемое; б — разгружатель со шлюзовым затвором и воздухоотдувкой; в — фильтр

 

Схема сопла, через которое материал втягивается в трубопровод движущимся с большой скоростью воздухом, приведена на рис. 6, а. Регулирование концентрации смеси можно производить, поворачивая кожух 1 сопла и изменяя просвет между растрами 2. Трубопроводы для пневматического транспорта выполняют из бесшовных или сварных труб. Гибкие рукава составляются из отдельных стальных элементов, соединенных гибкой лентой и заключенных в кожух из прорезиненного полотна.

Наиболее простая схема разгружателя приведена на рис. 6, б. Воздух с материалом входит в разгружатель с большой скоростью, здесь скорость смеси значительно уменьшается вследствие увеличения поперечного сечения каналов, по которым происходит движение. Выделению материала содействуют резкие повороты на пути от входа к выходу воздуха. Выделяемый из воздуха материал выгружается из нижнего штуцера через шлюзовой затвор. В вертикальной отводящей трубе скорость воздуха должна быть меньше скорости витания, чтобы с воздухом могла выходить лишь тонкая пыль.

Шлюзовые затворы во всасывающихся устройствах служат для выведения материала из пространства с пониженным давлением в пространство с атмосферным давлением. Материал через шлюзовой затвор проходит сверху вниз.

При вращении вала с радиальными перегородками секции загружаются и транспортируют материал, сохраняя за счет герметичности заданное давление в разделенных объемах.

Фильтр имеет емкость со шлюзовым затвором (рис. 6, в), вибратором 1, встряхивающим через выпускную камеру 2 закрепленные на ней матерчатые рукава 3, отделяющие воздух от пульпы. Разновидностью пневматического способа транспортирования является перемещение материала, обладающего свойствами текучести, при насыщении (аэрации) его воздухом. К устройствам, обеспечивающим аэрацию материала, относятся аэрожелоба и аэроднища.

Аэрожелоба применяют для транспортирования порошкообразных материалов открытым потоком. Аэрожелоб (см. рис. 5, д) состоит из верхнего 1 и нижнего 3 желобов, соединенных между собой. В нижний желоб заложены пористые плитки 2, на которых расположен материал. В желоб 3 подается воздух, проникающий через поры плиток и аэрирующий материал, лежащий на плитках. При небольшом наклоне желоба аэрированный материал под действием силы тяжести начинает течь, подобно жидкости.

Удельный расход воздуха 120... 150 м3/ч на 1 м2 площади аэрожелоба, производительность 165 т/ч. Достоинства аэрожелобов — простота конструкции, небольшая энергоемкость, возможность получения высокой производительности, простота монтажа и регулировки. Недостаток — необходимость подачи только сухого воздуха во избежание закупорки микропор аэроплиток.

Аэроднища применяют для разгрузки пылевидных грузов из силосных башен, ими оборудуют днища саморазгружающихся судов. Для придания материалу свойств текучести часть внутренней поверхности дна выкладывают пористыми аэроплитками. Воздух от компрессора подается к аэроплиткам и, пройдя через них, насыщает материал, который течет к выходному отверстию башни.

Эксплуатационная производительность установок пневмотранспорта существенно зависит от герметичности узлов агрегата и трассы и от длины трассы. Так, у установок «Нойеро» при П Т = 50т/ч эксплуатационная производительность составляет 40 т/ч при длине трассы 25 м и снижается до 14т/ч при длине трассы 125 м (рис. 7).

Установки «Мультимпорт» различных типов теряют производительность с увеличением глубины трюма и высоты подъема.

Расчет пневматических установок обычно состоит в том, чтобы по заданным производительности П, физико-механическим свойствам транспортируемого груза, длине и конфигурации трубопровода определить потребный расход воздуха, диаметр трубопровода, напор для преодоления сопротивлений движению смеси и мощность двигателя насосного агрегата.

Важной характеристикой пневмотранспортной установки является весовая концентрация смеси , представляющая собой отношение производительности установки к расходу воздуха за один и тот же период. Концентрация смеси в обычных пневматических установках в зависимости от условий работы принимается 8...25, а в установках с аэрированными потоками и высокой концентрацией — 60... 150.

 

 

Рис. 7. Установка смешанного типа с ротационной воздуходувкой

 

Во всасывающих и нагнетательных установках скорость воздуха возрастает от начального пункта транспортирования к конечному, поэтому расчет является приближенным и ведется по условной скорости при плотности воздуха = 1,2 кг/м3.

Критерием для установления скорости воздуха v B является критическая скорость vкр. Если в трубу, через которую проходит снизу вверх поток воздуха (рис. 8, а) со скоростью и ввести твердое тело массой m, то на него будут действовать сила тяжести и сила скоростного потока воздуха:

,

где k — коэффициент; А — площадь поперечного сечения, т. е. сечения, нормального к направлению воздушной струи. Действием силы трения тела о воздух пренебрегаем ввиду ее незначительности.

Рис. 8. Схема определения скорости витания (а) и параметров давления в трубопроводе (б)

 

Очевидно, при mg> F B тело будет опускаться вниз, а при mg< F B — подниматься вверх; при mg = F B тело будет находиться на месте в состоянии витания, что и определяет критическую скорость.

Скорость воздуха при витании тела

.

Таким образом, для транспортирования твердого тела в воздушном потоке необходимо, чтобы скорость воздуха в трубопроводе была больше скорости витания. Например, скорость витания пшена 9,8, ржи 7,5, цемента 0,3 м/с, т. е. чем легче пылевидная частица, тем меньший восходящий поток нужен для ее поддержания.

Для перемещения груза по трубопроводу необходима скорость движения потока воздуха, превышающая критическую:

для нагнетательных установок vв = 2,2...2,8 м/с;

для всасывающих установок с низкой концентрацией

.

где  — насыпная плотность груза;  — эмпирический коэффициент; для пылевидных мелких частиц  = 10...16, для зернистых материалов  = 16...20.

Из опыта эксплуатации скорость воздуха в трубопроводах выбирают 10...25 м/с взависимости от транспортируемого материала. Скорость перемещения груза в трубопроводе vГ = (0,65...0,85)vв. Чем выше скорость воздуха в трубопроводе, тем больше может быть массовая концентрация смеси, т. е. насыщенность воздуха частицами груза. Коэффициент массовой концентрации смеси

,

где П — производительность; V B — расход воздуха (объем перемещаемого воздуха);  = 0,00124 т/м — плотность воздуха.

Для всасывающего пневмотранспорта коэффициент концентрации смеси = 3...35, для нагнетающего —  = 40...75; для пневмотранспорта с низкой концентрацией смеси  = 8...25, с высокой концентрацией  = 60... 150.

При достижении предельной концентрации происходит выпадение отдельных частиц груза и может произойти закупоривание трубопровода в месте его наибольшего сопротивления.

Диаметр(м)трубопровода

,

Мощность (кВт) воздушного насоса

где рполн — полное давление, кПа.

Давление воздуха расходуется на преодоление сопротивлений при вводе материала в трубопровод p в, на перемещение материала и воздуха р м, на преодоление вертикального подъема материала и воздуха р п, на сопротивление в коленах и отводах р к, а также в разгружателе р р и фильтра р ф. С учетом неучтенных потерь для всасывающей системы

 

р полн = 1,25[ p в + p м + p п + 2(p к + p p + p ф)]

 

 

где ; .

При диаметре трубопровода d, горизонтальной длине l и высоте h коэффициент k =0,45...0,24. Для v В=15...25 м/с ; ; =2кПа;  = 1 кПа.

Давление воздуха в участках трубопровода определяется по схеме рис. 8, б.

Необходимая мощность (кВт) двигателя воздушного насоса , где η — КПД привода (η = 0,65...0,85).

В портах применяют мобильные перегружатели на пневмоходу производительностью до 150 т/ч (рис. 9, а) и стационарные, а также перегружатели на пневмо- или железнодорожном ходу производительностью 200...600 т/ч для больших и устойчивых грузопотоков хорошо сыпучих грузов (рис. 9, б). При их работе на зачистке трюмов используют специальные машины (ковшовые и роторные погрузчики, бульдозеры и т. п.); кроме того, к основному заборному трубопроводу подсоединяют гибкие шланги, однако их применение весьма снижает производительность пневмоперегружателей. Высокопроизводительные пневмоперегружатели на рельсовом ходу имеют совершенную систему фильтров, благодаря чему содержание пыли в выбрасываемом воздухе не превышает 30 мг/м3.

Преимуществами пневматического транспорта являются высокая степень автоматизации, незначительные потери груза (герметичность), возможность устройства большого числа ответвлений в необходимых местах, приспособляемость к месту разгрузки, легкий доступ ко всем частям установок, возможность совмещения технологических операций с транспортными, невысокая стоимость и т. д.

К недостаткам пневмоперегружателей относятся: сравнительно низкая производительность, высокий удельный расход электроэнергии (1,0...4,0 кВт/ч, что в 8...14 раз больше, чем при механическом транспорте); возможность перегрузки только хорошо сыпучих пылевидных или мелкозернистых грузов с небольшим содержанием влаги; наличие шума при работе; большая трудоемкость обслуживания и вредное воздействие на окружающую среду (при работе маневровых пневмоперегружателей); наличие сложных и громоздких систем пылеподавления и аспирации, что приводит к значительному увеличению массы машины и ее стоимости.

При решении вопроса о целесообразности применения пневматического транспорта следует принимать во внимание следующие факторы: удельную массу материала (чем больше удельная масса, тем выше скорость потока воздуха и тем больше потери в трубопроводах), твердость и форму частиц материала (при твердых острогранных частицах происходит изнашивание трубопровода), влажность материала (при повышении влажности пневматический транспорт не рекомендуется) и долю пылевидного материала в гранулометрическом составе, способную при механическом транспорте оказывать отрицательное воздействие на природу.

 

Рис. 9. Установки смешанного типа для разгрузки судна

 

Таким образом, экологические требования, как правило, оказываются решающими в выборе энергоемкого, но герметичного пневмотранспорта.

Гидротранспортные установки

Гидротранспорт применяют для перемещения навалочных грузов, не боящихся увлажнения (песка, гравия, руды, угля и пр.), по трубам в потоке движущейся воды с высокой производительностью и непрерывностью.

Опыт гидромеханизированной перегрузки песчано-гравийных материалов во многих портах показал ее высокую экономическую эффективность и эксплуатационную надежность.

Оборудование для гидромеханизированкой перегрузки песчано-гравийных материалов включает установки для добычи песка и гравия из подводных карьеров (рис. 10), снаряды для выгрузки из судов (гидроперегружатели), специализированные транспортные суда-шаланды и средства для складирования, обезвоживания, обогащения и классификации смеси.

Для добычи песка и гравия широко применяют несамоходные плавучие добывающие снаряды — землесосные с дизельным или дизельно-электрическим приводом грунтового центробежного насоса. Насос 3, перемещающий смесь (пульпу), размещают между всасывающим и нагнетательными участками трубопровода. Пульпа засасывается через наконечник (сопло) 1 всасывающего трубопровода 2, проходит через насос и транспортируется по напорному участку трубопровода 4 для погрузки на специализированную баржу-шаланду 6 или на подводный склад 7 по трубопроводу, уложенному на бонах 5, или с выходом на эстакаду для намыва берегового склада. Карту намыва склада делят на секции намыва, обсыхания и отгрузки. Для отвода воды при обсыхании фильтрацией используют шандорные колодцы с отводом воды в коллектор.

Рис. 10. Гидродобыча песка, гравия из подводных карьеров или дноуглубительная работа с подачей материала на подводный склад (о), специализированную баржу-шаланду (б), на наливной склад (в)

 

Технологические схемы гидромеханизированной перегрузки часто включают устройства для обогащения, сортировки и обезвоживания песчано-гравийной смеси. Наиболее целесообразно и экономически обоснованно применение для этих целей гидравлических устройств и аппаратов, сочетающихся с гидротранспортом материала при его добыче или выгрузке.

Для выделения гравия применяют гидроклассификаторы — аппараты гравитационного типа, действие которых основано на выпадении крупных частиц из пульпы при уменьшении скорости потока. Мелкие фракции удаляются через сливной коллектор, расположенный в верхней части гидроклассификатора, а крупные отводятся по трубопроводу или транспортеру.

Наиболее широко распространены гидроклассификаторы типа ГКД-2 (рис. 11) производительностью 800...1600 м3/ч по пульпе. Для обогащения смеси и удаления части воды применяют сгустители гравитационного и центробежного типов.

Рис. 11. Гидроклассификатор типа ГКД-2

для разделения материала по крупности фракций

 

К гравитационным сгустителям относят сгустители с крутопадающим потоком, разработанные институтом ВНИИГС (СК-3, СК-7 и СК-10). Эти сгустители отводят до 80 % общего расхода пульпы. При этом крупность частиц, уходящих в слив, не превышает 0,3 мм. Расход пульпы, подаваемой к сгустителю, 800...2000м3/ч.

К центробежным сгустителям относятся гидроциклоны, в которых частицы делятся по крупности под действием центробежных сил. В слив поступают частицы диаметром 0,3...0,6 мм. Производительность гидроциклонов до 800 м3/ч по пульпе.

Для разгрузки шаланд применяют гидроперегружатели, работающие по принципу землесосных снарядов, но имеющие дополнительные размывочные насосы 1 для подготовки пульпы с последующей передачей на намывной склад или для загрузки транспортного флота (рис. 12).

Для сокращения площади под карту намыва и для погрузки неспециализированного флота используют новейшие технологии с использованием обезвоживателей 2, что позволяет подать груз в судно с необходимым минимумом влаги, образовать компактный круговой склад с централизованным отводом влаги в соответствии с требованиями охраны окружающей среды.

При использовании гидротранспортных технологий необходимо соблюдать экологические требования при отводе мест под карьерные и дноуглубительные работы, контролировать чистоту сливаемой воды (как правило, нарушается при погрузке шаланд), не допускать заболачивания территорий вокруг складов, что требует ухода за дренажными и коллекторными системами.

Расчет установок гидротранспорта ведется в зависимости от консистенции (насыщения) пульпы, скорости потока и конфигурации трассы. Консистенция смеси представляет собой содержание твердых частиц в единице объемного или массового расхода гидросмеси. Чаще используют объемную плотность пульпы γ см. За единицу измерения напора принимают давление столба воды высотой 1м, равное 0,1 атм.

При транспортировании смеси полный напор Н см расходуется на преодоление статических сопротивлений (статический напор), обусловленных подачей смеси на заданную высоту, линейными и местными сопротивлениями, и сил инерции (динамический напор), т. е.

 

Статический напор

 

где Н l — суммарная потеря напора по длине трубопровода; Σ H м — потери напора на преодоление местных сопротивлений.

Потери напора на подъем пульпы

,

где γB — плотность воды,т/м3; h 1 — высота подъема гидросмеси вводе, м; h 2 — высота подъема гидросмеси в воздухе, м.

Рис. 12. Гидроперегрузка с использованием обезвоживающей установки при загрузке сухогрузного судна (а) и склада (б)

 

Если считать, что поток перемещается с некоторой осредненной скоростью vcp, то потери на трение приближенно можно определить как

,

где L тр, d тр — длина и диаметр трубопровода, м; λ — коэффициент потерь по длине; принимается равным 0,0257 при d тр =0,3 м и 0,0235 при d тр =0,4 м.

Скорость vcp зависит от размера частиц, их плотности и степени насыщения смеси. При перегрузке песка и гравия vcp =3,5...5 м/с. Принимая в среднем объемное насыщение пульпы материалом γ≈(0,15...0,17), для предварительных расчетов при транспортировании песчано-гравийной смеси берут γ cm=1,2 т/м3. Для плавучих трубопроводов значение Н l, полученное расчетом, удваивается.

Потери на преодоление местных сопротивлений в сосуне, коленах и шаровых соединениях определяются на основании опытных данных, приведенных в справочниках. В общем виде

 

где ζ — коэффициент местного сопротивления, принимаемый равным 3, при входе пульпы в сосун и в шаровом соединении.

Динамический напор

При раздельном учете потерь по всасывающем Н вак и напорном Н нучастках трубопровода полный напор определяется как их сумма:

Диаметр трубопровода гидротранспортных установок определяется из выражения

,

откуда

где ПЧ  - производительность по пульпе.

Значение d тр округляется до ближайшего стандартного. Потребная мощность двигателя

где η =0,7...0,9 — КПД насосного агрегата; nд =1,1...1,2 — коэффициент запаса.

 


МОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ

 

Самоходные мобильные краны позволяют оперативно развернуть грузовые работы на необорудованных площадках, увеличить пропускную способность действующих причалов.

При небольших грузовых партиях нецелесообразна многократная перестановка судна по различным причалам. В подобных ситуациях целесообразно использовать мобильную перегрузочную технику и организовать доставку груза на специальный причал. К мобильной перегрузочной технике можно отнести пневмоколесные, автомобильные, гусеничные и железнодорожные краны.

Рис. Мобильные краны:

а – гусеничный кран ДИЕР-65; б – железнодорожный с перемещающейся вдоль платформы поворотной частью; в – автомобильный башенно-стреловой.

 

Самоходные стреловые поворотные краны применяют также на складах промышленных предприятий, строительных площадках, железнодорожных станциях. В портах (пристанях) эти краны используют преимущественно на складах, а иногда и на причальных линиях.

Основное достоинство кранов заключается в том, что их легко и быстро можно перемещать с одного рабочего места на другое.

Самоходные стреловые краны обычно имеют механизмы: подъема груза, изменения вылета стрелы, вращения и передвижения, которые, как правило, располагают на поворотной раме. На ней же находится пульт управления краном. Грузоподъемность этих кранов — величина переменная, зависящая от вылета стрелы, на котором работает кран.

Всем стреловым самоходным кранам, выпускаемым заводами Минстройдормаша, присваивается индекс, состоящий из двух букв (КС - кран стреловой самоходный общего назначения, причем определения «стреловой» и «общего назначения» подразумеваются здесь как само собой разумеющееся) и четырех цифр (рис. 2). Цифровая часть, которую пишут после буквенной через дефис, обозначает основные данные о кране в следующем порядке: первая цифра - размерная группа, соответствующая грузоподъемности машины, вторая - тип ходового устройства, третья - исполнение подвески стрелового оборудования и четвертая - порядковый номер модели крана. Буквы в индексе, которые стоят после цифр, обозначают очередную модернизацию (А, Б, В...) и климатическое исполнение крана (северное - ХЛ, тропическое - Т или тропики влажные - ТВ). С помощью индексации наименование крана может быть значительно сокращено.

 

Рис. 2. Индексация стреловых самоходных кранов общего назначения:

КС - кран стреловой самоходный общего назначения, ХЛ - северное исполнение, Т - тропики, ТВ - тропики влажные, Г - гусеничное ходовое устройство с минимально допустимой поверхностью гусениц, ГУ - то же, с увеличенной поверхностью гусениц, П - пневмоколесное ходовое устройство, Ш - специальное шасси автомобильного типа, Ав - шасси грузового автомобиля, Тр -трактор, Пр - прицепное ходовое устройство

 

Индекс кранов, выпускаемых другими министерствами и ведомствами, состоит из двух-трех букв и цифр, отражающих, как правило, основное назначение крана и его грузоподъемность: СМК-10 - специальный монтажный кран грузоподъемностью 10 т, МКА-16 - монтажный кран автомобильный грузоподъемностью 16 т.

В эксплуатации находится также большое число ранее выпускавшихся Мин-стройдормашем и снятых затем с производства кранов, индекс которых состоит из одной буквы (К - кран) и нескольких цифр. Первые цифры обозначают грузоподъемность крана, а последняя - порядковый номер модели (К-61 - кран грузоподъемностью 6 т, первая модель с механическим приводом; К-162 - кран грузоподъемностью 16 т, вторая модель с электрическим приводом).

Железнодорожные краны для погрузочно-разгрузочных работ применяют грузоподъемностью 6; 7,5; 10; 16 и 25 т. Краны грузоподъемностью 50; 75; 90 т и более применяют для аварийных (подъема локомотивов, вагонов и др.) и монтажных работ. Ходовая часть железнодорожных кранов оборудуется сцепными (автосцепка), ударными (буферы) и тормозными устройствами и снабжается приводом к колесам для самостоятельного передвижения на небольшие расстояния. Поворотная часть крана с подъемной стрелой опирается катками и реже колесами на круговой рельс платформы и соединяется с ней полой цапфой, через которую при одномоторном приводе проходит вал механизма передвижения.

Пневмоколесные краны строят на специальном шасси (рис. 2.44, в), причем они имеют относительно большое расстояние между колесами, что обеспечивает достаточную их устойчивость. При работе используют выносные опоры — аутригеры. Основные параметры пневмоколесных кранов нормированы для грузоподъемностей 6,3...160 т. В портах эти краны применяют для погрузки в автомобили и выгрузки из них контейнеров и тяжеловесных штучных грузов, а на малых пристанях — для погрузки в суда или автомобили и выгрузки из них различных грузов.

Пневмоколесные краны выполняются с групповым или с индивидуальным электроприводом. В первом случае двигатель внутреннего сгорания помещается на шасси или поворотной части и механизмы приводятся в движение при помощи вала, проходящего через центральную цапфу и коробку отбора мощности, вмонтированную в трансмиссию автомобиля. Во втором случае на шасси устанавливается генератор, приводимый от трансмиссии автомобиля. Электроэнергия в этом случае через кольцевые токоприемники, установленные на центральной цапфе, подается на поворотную часть. Ходовые части, механизм передвижения и рулевое управление этих кранов выполняются с широким использованием автомобильных узлов. В зависимости от грузоподъемности крана ставятся две или три ходовые оси с одинарными или сдвоенными колесами (баллонами).

Пневмоколесный кран типа LHM с легкой решетчатой стрелой пригоден для обработки любых видов груза. В данном случае кран используется совместно с судовым краном у борта контейнеровоза на необорудованном причале. Производительность на контейнерах 30 контейнеров/ч. Дизель-гидравлическая энергетическая установка с микропроцессорным управлением обеспечивает рациональную эксплуатацию конструкции по нагрузкам и экономный расход топлива. Запас устойчивости контролируется ограничителем грузового момента.

При необходимости большей мобильности используют высокоподвижный пневмоколесный кран с телескопической складывающейся стрелой. Серия кранов фирмы «Демаг» имеет грузоподъемность 5...160т.

 

 

 

Рис. Общий вид крана повышенной проходимости на пневмоходу RT-63S

 

В отсутствии хороших покрытий портовых территорий целесообразно использовать гусеничные и железнодорожные краны.

Характерной особенностью гусеничных кранов является их ходовая часть, которая выполняется двухгусеничной и обычно многоопорной. Многоопорная гусеница имеет опорную раму, две звездочки большого диаметра и опорные ролики, расположенные через одно звено гусеницы. Многоопорная гусеница создает более равномерное давление на грунт, чем малоопорная. Скорость движения в зависимости от грузоподъемности крана 1...5 км/ч.

Поворотная часть крана опирается на ходовую часть при помощи опорно-поворотного круга и центрируется центральной полой цапфой, через которую проходит вертикальный вал привода гусеничного хода крана.

Энергетическая установка гусеничных кранов может быть дизельной, дизель-электрической или электрической.

Гусеничные краны обладают хорошей проходимостью и маневренностью, пригодны для перегрузочных и монтажных работ. Давление их на грунт 0,02...1,2 МПа, работают они, как правило, без выносных опор с изменяющейся грузоподъемностью в зависимости от вылета стрелы. Длина стрелы может быть изменена при помощи вставок.

 

Рис. Кран на гусеничном ходу МКГС-100.1

 

Почти все гусеничные краны могут питаться от внешней электросети через токоприемник от гибкого кабеля. Железнодорожные краны применяют в портах для монтажных работ и перегрузки тяжеловесов. Краны монтируются на железнодорожных шасси и могут передвигаться в железнодорожном составе и самоходом. Энергетические установки и кинематические схемы аналогичны пневмоколесным, плавучим и гусеничным кранам. Для увеличения зоны обслуживания поворотную часть при необходимости делают перемещающейся в пределах допустимой нагрузки на ось (200 кН).

Автомобильные стреловые самоходные краны общего назначения служат для подъема и опускания грузов и перемещения их на небольшие расстояния в горизонтальной плоскости при производстве строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на рассредоточенных объектах.

Рис. 1. Автомобильные краны с жесткой (а) и гибкой (б)

подвеской рабочего оборудования

 

По типу привода основных механизмов различают автомобильные краны с одно- и многомоторным индивидуальным приводом. У крана с одномоторным приводом все рабочие механизмы приводятся в движение одним двигателем внутреннего сгорания - двигателем автомобиля, а передача движения исполнительным механизмам осуществляется через механическую трансмиссию (кран с механическим приводом). У крана с многомоторным индивидуальным приводом каждый механизм приводится в движение от отдельного двигателя.

В качестве источника энергии для питания этих двигателей применяют силовые установки, состоящие из двигателя внутреннего сгорания - двигателя автомобиля и генераторной (краны с электрическим приводом) или насосной (краны с гидравлическим приводом) станции.

По исполнению подвески стрелового оборудования различают краны с жесткой и гибкой подвеской. У кранов с жесткой подвеской (рис. 1, а) стреловое оборудование удерживается гидравлическими цилиндрами, с помощью которых изменяется и угол наклона стрелы, а у кранов с гибкой подвеской (рис. 1, б) - системой канатов.

Создание автомобильных кранов обеспечивается соблюдением при проектировании, изготовлении и испытаниях этих машин ряда государственных стандартов, важнейшим из которых является ГОСТ 22827-85, «Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия». Безопасность работы крана обеспечивается соблюдением при проектировании, изготовлении и эксплуатации Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и Правил дорожного движения.

Автомобильный кран (рис. 3) состоит из неповоротной и поворотной частей, связанных между собой опорно-поворотным устройством 7, которое передает нагрузки (грузовой момент, вертикальные и горизонтальные силы) от поворотной части крана на неповоротную, а также обеспечивает возможность вращения поворотной части относительно неповоротной.

Неповоротная часть крана - это шасси автомобиля 1и опорная рама 4со смонтированными на ней выносными опорами 3.

В связи с необходимостью размещения на шасси автомобиля механизмов и узлов крановой установки в его конструкцию вносят ряд изменений: вместо кузова на раме автомобиля закрепляют ходовую раму, дополнительно устанавливают коробку отбора мощности 2, опорную стойку 28стрелы, а также стабилизаторы 6 или выключатели упругих подвесок. У кранов с механическим приводом дополнительно устанавливают промежуточный редуктор 5, у кранов с гидравлическим приводом - масляный бак. При необходимости изменяют место расположения топливных баков и запасных колес.

Опорная рама - пространственная сварная конструкция, которую крепят на шасси автомобиля и на которой устанавливают опорно-поворотное устройство. Ходовая рама передает нагрузки от поворотной части на основание через шасси автомобиля или выносные опоры.

Выносные опоры используют для увеличения опорного контура крана в рабочем состоянии.

Поворотная часть крана - это поворотная платформа, на которой размещены исполнительные механизмы, кабина 15 машиниста и стреловое оборудование.

Поворотная платформа представляет собой поворотную раму 8 (основание поворотной части крана), установленную на опорно-поворотном устройстве 7.

 

Рис. 3. Автомобильные стреловые самоходные краны:

а - с механическим приводом (кожух механизмов на поворотной раме условно снят),б - с гидравлическим приводом; 1-ходовое устройство (шасси базового автомобиля), 2 - коробка отбора мощности, 3 - выносные опоры, 4, 8- ходовая и поворотная рамы, 5- промежуточный редуктор, 6 - стабилизатор, 7 - опорно-поворотное устройство, 9 -противовес, 10 - двуногая стойка, 11, 22 - стреловой и грузовой канаты, 12, 25 блоки головок двуногой стойки и стрелы, 13 - стреловая лебедка, 14 - реверсивно-распределительный механизм, 15 - кабина, 16, 26 - стреловой и грузовой полиспасты, 17 - механизм поворота, 18 - траверса, 19 - канатное предохранительное устройство, 20 - ограничитель грузоподъемности, 21 - основная невыдвижная стрела, 23 - оттяжка, 24- сигнализатор опасного напряжения, 27 - крюковая подвеска, 28 - опорная стойка, 29 - кожух, 30 - гидроцилиндр подъема стрелы, 31 - телескопическая стрела

 

На конце поворотной рамы закреплен противовес 9 (дополнительный груз), уравновешивающий кран во время работы. Исполнительные механизмы крана и их привод от внешних воздействий защищает кожух 29(капот). У кранов с гибкой подвеской стрелового оборудования (рис. 3, а) на поворотной платформе установлена двуногая стойка 10, <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.108 с.)