Тема 32. Особенности регулирования труда педагогических работников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 32. Особенности регулирования труда педагогических работников.



План:

Тема 32.1. Особенности регулирования труда педагогических работников.

Особенности регулирования труда педагогических работников.

 

    Термин «педагог» является собирательным по отношению к работникам, выполняющим разного рода трудовые функции, связанные с обучением и воспитанием. Согласно Словарю русского языка С. И. Ожегова педагог — это лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой. Конкретное наименование должности педагога зависит от типа образовательного учреждения. Наиболее распространенные наименования должностей педагогов — воспитатель, учитель, преподаватель. Кроме того, к педагогам относятся классные воспитатели, инструкторы, тренеры, музыкальные руководители, вожатые, методисты, мастера производственного обучения, логопеды и др. Существуют должности, которые в своем наименовании содержат слово «педагог» — социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

      Педагогические работники учебных заведений высшего профессионального образования объединены термином «профессорско-преподавательский состав», к которому относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

      К педагогическим работникам относятся также руководители, деятельность которых непосредственно связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом.

      Специальные правила, регулирующие труд педагогических работников, можно разделить на общие, установленные для всех педагогов, и особенные, предусмотренные только для отдельных категорий.

      Особенности правового регулирования труда педагогов обусловлены несколькими обстоятельствами — особой ролью учителя в жизни общества, спецификой трудовой деятельности, связанной с нервными перегрузками и повышенными трудозатратами (в том числе в нерабочее время), необходимостью повышения престижа преподавательской работы и укомплектования образовательных учреждений квалифицированными кадрами.

      Поскольку деятельность педагога связана не только с обучением, но и с воспитанием, законодатели предъявляют специальные требования к его личности — он должен соответствовать определенным моральным стандартам и не нарушать общепризнанных правил поведения. В этой связи законом установлены, с одной стороны, ограничения для занятия педагогической деятельностью для лиц, имеющих судимость за определенные преступления, а с другой стороны, дополнительные основания увольнения педагогических работников за аморальные проступки.

      Основными законами, определяющими правовой статус педагогов, являются Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями). Нормативными источниками регулирования труда педагогических работников выступают гл. 52 ТК РФ, постановления Правительства РФ, приказы Минобразования России, а также правовые акты субъектов РФ.

 

Заключение трудового договора

      Порядок комплектования работников образовательных учреждений регламентируется их уставами. Статья 331 ТК РФ и ст. 53 Закона РФ «Об образовании» предъявляют к кандидатам следующие требования: образовательный ценз; отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью, установленного приговором суда, а также судимости за определенные преступления; отсутствие медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью.

       Образовательный ценз определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Однако указанные нормативные акты довольно расплывчато формулируют требования к профессиональной подготовке педагогов: на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документом об образовании.

       Недопущение к педагогической деятельности лиц, имеющих медицинские противопоказания или судимость за некоторые преступления, имеет целью оградить обучающихся в образовательных учреждениях от неблагоприятного воздействия больных людей или таких, которые могут оказать негативное влияние на нравственность и психическое развитие обучающихся или воспитываемых.

       Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений должны устанавливаться законом, но до сих пор такое законодательное разъяснение отсутствует, что, безусловно, затрудняет реализацию нормы ст. 331 ТК РФ и ст. 53 Закона РФ «Об образовании».

       Представляется, что к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не должны допускаться лица, имеющие хронические психические заболевания или стойкие психические расстройства, заразные заболевания (например, венерические, кожные, активные формы туберкулеза и проч.), страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

       Общая норма ст. 213 ТК РФ устанавливает правило об обязательности предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров для работников детских учреждений. Закон РФ «Об образовании» в п. 1 ст. 51 уточняет, что педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя. Но и это правило, на наш взгляд, неполно решает вопрос о медицинском освидетельствовании, поскольку не предусматривает обязательности медицинского обследования при приеме на работу.

      Исходя из требования законодателя о недопущении к педагогической деятельности лиц, которым эта деятельность запрещена по медицинским показаниям, следует вывод, что работодатель должен потребовать у поступающего на педагогическую работу гражданина справку об отсутствии медицинских противопоказаний, препятствующих работе в образовательном учреждении. Но при отсутствии законодательного закрепления перечня таких противопоказаний реализовать требование закона невозможно. Поэтому требуется скорейшее принятие закона о перечне оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью.

      В этом законе одновременно можно предусмотреть перечень уголовных правонарушений, совершение которых делает невозможным использование гражданина в качестве педагогического работника. Вероятно, в этот перечень не должен войти весь УК РФ, но наиболее опасные с точки зрения общественной морали и нравственности составы преступления должны быть включены. Это тяжкие и особо тяжкие преступления

против жизни и здоровья, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, против собственности, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти.

     Специфическое ограничение установлено ст. 332 ТК РФ и п. 3 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» для замещения должностей ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов и институтов государственных и муниципальных высших учебных заведений. На эти должности могут претендовать лица в возрасте не старше 65 лет. Учредитель по представлению ученого совета вуза может продлить срок пребывания в должности ректора до достижения работником возраста 70 лет.

   Для других должностей продление срока до достижения возраста 70 лет может осуществляться ректором по представлению ученого совета вуза.

      Ранее под такое возрастное ограничение подпадали и заведующие кафедрами, но после признания Конституционным Судом РФ не соответствующей Конституции РФ нормы, предусматривающей возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами, в указанный Федеральный закон были внесены соответствующие изменения. До сих пор дискуссионным остается вопрос о целесообразности установления такого ограничения для других руководителей вузов. Специалисты полагают, что определяющее значение при решении вопроса о сохранении или прекращении трудовых отношений с ректором, проректором и иными руководителями должен иметь не возраст, а субъективная способность лица надлежащим образом выполнять свои служебные обязанности.

      По общему правилу при приеме на работу с педагогом должен заключаться письменный трудовой договор, но его содержание, безусловно, должно отличаться от общепринятого. Трудовые отношения некоторых категорий педагогических работников возникают на основании трудового договора в результате выборов на должность или избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, что предусмотрено в ст. 17, 18 ТК РФ.

     Особый порядок приема на работу установлен для образовательных учреждений высшего профессионального образования – здесь заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор (ст. 332 ТК РФ). Такая форма подбора научно-педагогических кадров давно уже используется в высшей школе, механизм проведения конкурса отработан и на практике, и в законодательстве. Порядок и условия конкурсного отбора и заключения трудовых договоров установлены Положением о порядке замещения, должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от б августа 1999 г. № 167. Положение распространяется не на всех работников вузов, а только на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов образовательных учреждений высшего профессионального образования. Должности декана факультета и заведующего кафедрой в вузе являются выборными. Порядок выборов (в отличие от избрания на должность профессорско-преподавательского состава) определяется уставами высших учебных заведений.

      Конкурсный отбор объявляется как в отношении занятых преподавателями должностей (срок договора по которым истекает), так и вакантных. Конкурсный отбор на вакантные преподавательские должности не объявляется при переводе преподавателя с его согласия на аналогичную или ниже занимаемой им преподавательскую должность на той же кафедре или при переводе на другую профильную кафедру до окончания срока его договора.

     Конкурс в установленном порядке объявляется ректором (проректором) вуза в любое время учебного года в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Срок подачи заявлений для участия в конкурсном отборе — один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе.

    Отказ в приеме заявления должностным лицом вуза, ответственным за организацию и проведение конкурсного отбора, может иметь место в двух случаях: если претендент не соответствует установленным квалификационным требованиям по вакантной должности либо в случае нарушения установленных сроков подачи заявления.

     Рассмотренная процедура конкурсного отбора не применяется во вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета, по усмотрению ректора при согласии преподавателя на замещение должности сроком до одного года, при приеме на работу штатного совместителя, при замещении временно свободных преподавательских должностей (в связи с отпусками по уходу за ребенком, нахождением в творческом отпуске, при переводе на научную должность в связи с подготовкой диссертации, при длительной болезни и другим причинам), при переходе на преподавательскую работу сроком на пять лет освобожденного от занимаемой должности проректора, имеющего стаж работы в данной должности не менее пяти лет.

     В этих случаях договор между образовательным учреждением высшего профессионального образования и преподавателем может заключаться по результатам конкурса документов, определяющих квалификационные требования к занятию вакантной преподавательской должности.

     По представлению кафедры допускается продление сроков договора до пяти лет без проведения процедуры конкурсного отбора, если действующий договор был заключен на срок менее пяти лет.

      Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, которые подписываются ректором (проректором) и преподавателем, и хранится у каждой из сторон.

     По результатам конкурсного отбора и заключении с преподавателем договора издается приказ ректора (проректора) вуза о приеме его на преподавательскую должность по соответствующей кафедре.

     Таким образом, основанием возникновения трудовых правоотношений преподавателей вузов, как правило, является фактический юридический состав из двух обязательных фактов — избрания по конкурсу и заключения трудового договора (контракта).

     Важная особенность трудовых договоров вузовских педагогов — их срочный характер, обусловленный сроком избрания на должность. Статья 332 ТК РФ предусматривает правило: замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. Эта норма вполне вписывается в перечень, предусматривающий основания для заключения срочного трудового договора, среди которых — замещение научными, педагогическими и другими работниками должности по конкурсу (ст. 59 ТК РФ).

     Конкретные сроки договора устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения ученого совета вуза (факультета, филиала). Министерство образования РФ рекомендует в указанном выше Положении о порядке замещения должностей определять срок договора так, чтобы он совпадал с окончанием учебного года. С одной стороны, это рационально для организации учебного процесса, но, с другой стороны, представляется проблематичным обеспечение одновременного проведения конкурсного избрания на новый срок большого количества преподавателей.

      По окончании каждого учебного года ректор (проректор) объявляет фамилии и должности преподавателей, у которых истекает срок договора в следующем учебном году. Данное сообщение вывешивается на доске объявлений вуза (факультета, филиала). По указанным должностям ректор (проректор) объявляет конкурсный отбор не позднее чем за два месяца до окончания срока договора.

 

Содержание трудового договора

     Центральное условие трудового договора — трудовая функция — определяется указанием наименования должности в соответствии со штатным расписанием с уточнением квалификации работника. Содержание трудовой функции составляют определенные виды работ. Уровень квалификации отражает квалификационная категория, присваиваемая по результатам аттестации. В высшей школе квалификационными признаками являются ученая степень и ученое звание. В целях уточнения характера работ и требований к уровню квалификации по отдельным должностям работников системы образования приказом Минобразования России были утверждены Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждения образования Российской Федерации.

      Содержание трудового договора помимо обычных существенных условий (о трудовой функции, месте работы, заработной плате, начале работы и др.) включает в силу законодательных установок и некоторые специальные условия об обязанностях и правах, определяемых спецификой профессиональной деятельности педагога.

      Работники образовательных учреждений наделены следующими правами:

1) правом на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. При этом, конечно, следует учитывать государственные образовательные стандарты и утвержденные учебным заведением (его структурными подразделениями) учебные планы и программы. Не допускается использование антипедагогических методов воспитания, связанных с психическим и физическим насилием над личностью обучающегося, антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения;

2) правом на защиту своей профессиональной чести и достоинства. Это право гарантируется, в частности, правилами ведения дисциплинарного расследования, установленными ст. 55 Закона РФ «Об образовании». Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) требований устава образовательного учреждения проводится только по поступившей в письменной форме жалобе, копия которой передается данному педагогу. Не могут являться основанием для дисциплинарного расследования слухи, догадки, неподтвержденные, якобы имевшие место, факты. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения не должны предаваться гласности, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, либо с согласия самого работника, либо при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников;

3) правом на участие в управлении образовательным учреждением. Способы реализации этого права будут зависеть от типа образовательного учреждения. Порядок участия в управлении учебным заведением определяется его уставом. Помимо традиционных органов самоуправления трудового коллектива — общего собрания работников, совета трудового коллектива—в высших и средних специальных учебных заведениях создаются такие выборные органы, как специальные советы (ученые, учебно-методические и др.), через которые педагогические работники могут участвовать в выработке управленческих решений;

4) правом на организационное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности, в частности возможностью пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных, учебно-методических и научных подразделений. Также установлено право пользоваться услугами социально-бытовых, лечебных и других подразделений учебного заведения в соответствии с его уставом и коллективным договором;

5) правом обжаловать приказы и распоряжения администрации учебного заведения в установленном законодательством порядке.

     Особое право предусмотрено Законом РФ «Об образовании» для педагогов вузов, имеющих ученую степень по соответствующей специальности, в соответствии с которым они могут безвозмездно читать учебный курс параллельно существующему.

     К основным обязанностям педагогов относятся:

1) соблюдение устава учебного заведения, правил внутреннего распорядка, профессиональной этики. Если дисциплинарные обязательства (соблюдение устава и внутреннего распорядка) имеют достаточно ясно выраженный юридический характер, то соблюдение профессиональный этики – скорее требование нравственного характера, чем юридического. В праве не выработано определение категории «профессиональная этика», поэтому данная категория относится к разряду оценочных;

2) обеспечение высокого качества учебного процесса. Качественное выполнение функциональных обязанностей педагога предполагает высокую степень владения материалом, умение передать знания обучающимся, владение современными методиками обучения, умение организовать учебный процесс;

3) систематическое повышение своей квалификации. Как правило, Типовые положения об учебных заведениях устанавливают периодичность повышения квалификации — не реже одного раза в пять лет. Достаточно разнообразны формы повышения квалификации: обучение или стажировки в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, вузах, научных и научно-методических центрах, аспирантуре и докторантуре, подготовка и защита диссертаций в качестве соискателей и др. Выполнение этой обязанности обеспечивается за счет бюджетного финансирования.

      Существенное уточнение по поводу обязанностей педагогов высшей школы вносит п. 5 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Преподаватели должны обеспечить высокую эффективность не только педагогического, но и научного процесса. Особенность статуса вузовского педагога состоит в том, что его трудовая функция складывается из нескольких составляющих — учебной деятельности, методической и научной. Причем если первый вид деятельности поддается учету во времени, то вторые два – вряд ли.

     В нормативных актах обязательства сторон сформулированы в самом общем виде, поэтому необходимо их конкретизировать в индивидуальных трудовых договорах. Примерная форма трудового договора утверждена приказом Минобразования РФ от б августа 1999 г. № 167 только для преподавателей высших учебных заведений. Сегодня она нуждается в корректировке и приведении в соответствие с требованиями Трудового кодекса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.02 с.)