Органы, рассматривающие трудовые споры: компетенция, подведомственность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы, рассматривающие трудовые споры: компетенция, подведомственность.



Для применения норм трудового права при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие решения Конституционного Суда России, а также обобщения судебной практики по трудовым делам.

Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства, являются:

—КТС, избираемые трудовыми коллективами предприятии, учреждений, организаций с числом работающих не менее 15 человек. По решению общего собрания (конференции) могут быть образованы и цеховые КТС, избираемые трудовыми коллективами цехов и других аналогичных подразделений. Цеховые КТС действуют на тех же основаниях, что и общезаводские (ст. 384 ТК РФ);

— районные (городские) суды;

— вышестоящие органы по некоторым спорам отдельных руководящих работников и государственных служащих;

— индивидуальные трудовые споры об установлении новых условий труда рассматриваются администрацией и соответствующим профкомом в пределах предоставленных им прав.

В зависимости от органа различаются следующие четыре вида разбирательства индивидуальных трудовых споров:

— КТС как избранным органом трудового коллектива;

— профсоюзное совместно с администрацией по спорам о новых условиях труда (но на практике оно редко применяется);

— судебное;

— вышестоящими органами.

Каждый из этих видов разбирательства трудового спора является самостоятельным, т.е. со своим началом и концом, порядком вынесения решения по спору и его исполнения. Один и тот же спор может пройти последовательно два вида разбирательства: в КТС и суде, если пожелает спорящая сторона, не удовлетворенная решением КТС. Такой последовательный порядок (начиная с КТС как первичного обязательного органа) принято называть общим порядком в отличие от иных случаев, когда спор решается либо непосредственно судом, либо вышестоящими органами.

Все органы по рассмотрению трудовых споров наделены государством властными полномочиями решать трудовые споры. Поэтому их решения обязательны для исполнения и в специальном утверждении не нуждаются, т.е. они окончательны и могут сразу исполняться, если не обжалованы.

Согласно Закону о коллективных трудовых спорах органами, рассматривающими данные споры, являются: примирительные комиссии, создаваемые для каждого такого спора; посредник; трудовой арбитраж.

Процессуальные правоотношения по рассмотрению трудовых споров — это юридическая связь соответствующего юрисдикционного органа с участниками данного спора. Они возникают при всех видах разбирательства индивидуальных трудовых споров с момента обращения заинтересованной стороны в данный юрисдикционный орган. Основанием их возникновения является именно подача заявления, принятие к производству данного дела и рассмотрение спора.

Процессуальное правоотношение возникает между данным органом с одной стороны и участником спора с другой. Каждое лицо, участвующее в деле по рассмотрению спора (спорящие стороны или их представители, свидетели, эксперты), находится в процессуальном правоотношении только с органом, рассматривающим данный спор, т.е. это лицо обладает процессуальными правами и несет процессуальные обязанности только по отношению к этому юрисдикционному органу. Для разных органов, которые рассматривают спор, характер процессуального правоотношения зависит от того, каким законом регулируется в нем процесс рассмотрения.

При различных ранее указанных видах разбирательства трудовых споров возникают три вида процессуальных правоотношений:

трудовые процессуальные, гражданско-процессуальные и административно-процессуальные. Каждый определяется по тому юрисдикционному органу, который рассматривает трудовой спор. И один спор может быть связан с двумя видами процессуальных правоотношений при последовательном его рассмотрении в КТС, а затем, если спор этот переносится в суд, возникают гражданские процессуальные правоотношения.

Трудовые процессуальные правоотношения— это урегулированные нормами трудового права отношения по рассмотрению трудовых споров в КТС, профкоме совместно с администрацией, примирительной комиссией, с посредником, в трудовом арбитраже, т. е. это юридическая связь юрисдикционного органа, урегулированная нормами трудового права, со спорящими сторонами и другими участниками спора.

Содержанием процессуальных правоотношений является юридическая связь данного юрисдикционного органа с участниками спора, в которой субъекты правоотношения обладают определенными взаимными процессуальными правами и обязанностями. В реализации этих прав и обязанностей проходит и весь процесс рассмотрения трудового спора, когда юрисдикционный орган применяет при решении спора по существу нормы материального трудового права, осуществляя свои властные полномочия по вынесению решения по спору, после этого данные процессуальные правоотношения прекращаются. Но могут возникнуть другие правоотношения тоже процессуального характера — это по принудительному исполнительному производству решений по индивидуальному спору если они не выполнены добровольно.

По своему характеру все они являются охранительными, а не регулятивными.

Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры, — это тесно связанные понятия, но не идентичные и неравнозначные.

Компетенция органа — это правовая сфера деятельности, определяемая различными его функциями в области трудовых споров (правомочие по принятию спора к рассмотрению, правомочие рассматривать споры с соблюдением определенного процессуальною порядка и выносить решение по спорам и т.д.).

 Подведомственность споров затрагивает лишь правомочие принять к рассмотрению именно подведомственный данному органу спор. Она определяется законом. Но закон не установил, к сожалению; научно обоснованные критерии, почему одни трудовые споры подведомственны этому органу, а другие — нет. Подведомственность — это определение по свойствам и содержанию трудового спора, в каком первоначально органе должен решаться спор. Поэтому, определяя подведомственность каждого конкретного трудового спора, надо выяснить, какого вида спор, индивидуальный или коллективный. Если спор индивидуальный, то надо установить его характер (о применении трудового законодательства или об установлений новых условий трудами правоотношение, из которого он вытекает. Индивидуальный спор об установлении новых условий труда не подведомствен ни КТС, ни суду, хотя возник из трудового правоотношения. Все споры из правоотношений, тесно связанных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны, если не выяснить указанные свойства конкретного трудового спора, то можно неправильно определить его подведомственность. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на следующие группы:

1) рассматриваемые в общем порядке, когда КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;

2) рассматриваемые непосредственно судом;

3) рассматриваемые администрацией совместно с соответствующим профсоюзным органом;

4) коллективные трудовые споры, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.

В общем порядке КТС рассматривает только споры из трудовых правоотношений, и то не все. Иной порядок установлен законом для трех категорий споров: рассматриваемых или непосредственно судом (без рассмотрения в КТС), или только вышестоящим органом, а также все индивидуальные трудовые споры об установлении новых условий труда (новых норм выработки, норм обслуживания, должностного оклада, квалификационного разряда, споры о предоставлении и распределении жилой площади и удовлетворении бытовых нужд работников, споры об установлении льгот и преимуществ).

Непосредственно в суде без обращения в КТС (без досудебного разбирательства) рассматриваются следующие трудовые споры (ст. 391 ТК РФ):

— по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате вынужденного прогула, за исключением споров об этом руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых высшими органами государственной власти и управления России и ее республик, государственных служащих, судей, прокуроров;

— споры рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, где КТС не избираются (например, споры лиц, заключивших трудовые договоры с воинскими организациями или работающих там, где отсутствуют КТС, споры домашних работниц) по заявлению администрации о возмещении работником ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации.

Непосредственно в суде решаются также споры о необоснованном отказе в приеме на работу: лица, приглашенного на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации; молодого специалиста, направленного по окончании учебы в установленном договором порядке; другого лица, с которым администрация в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор (направленного по квоте подростка или инвалида и др.); беременной женщины или имеющей детей в возрасте до 3 лет, одинокой матери, имеющей детей до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет) по мотивам, связанным с этими обстоятельствами.

Cпopы о возмещении ущерба, причиненного работником предприятию (учреждению), рассматриваются непосредственно в суде по иску администрации. Если же администрация удержала из заработной платы работника суммы в возмещение ущерба, а работник считает это незаконным, то спор будет уже о незаконном удержании и подведомствен КТС. Непосредственно в суде решаются споры о коллективной материальной ответственности, о возмещении работодателем вреда, нанесенного работнику в связи с его трудовым увечьем или иным повреждением здоровья на работе, когда работник не согласен с решением работодателя или не получил в установленный 10-дневный срок ответа работодателя нашего заявление. Исковая давность по этим спорам не установлена.

Вышестоящие органы (вышестоящая администрация) вправе и обязаны рассматривать любые поступившие от работников жалобы на действия нижестоящих органов, в том числе и по трудовым спорам, подведомственным КТС и суду. Однако вышестоящие органы рассматривают трудовые споры руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должность высшими органами государственной власти и управления России и ее республик, а также судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарного взыскания. Споры государственных служащих по этим вопросам рассматривает вышестоящая администрация, по другим — в общеустановленном порядке (например, в КТС об оплате, предоставлении полагающегося отпуска и т.д.).

Администрация совместно с соответствующим профсоюзным органом согласно рассматривает споры об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда. Например, нового тарифного разряда, перенесение срока использования ежегодного отпуска.

Споры, подведомственные только вышестоящим профсоюзным органам, — это споры о требованиях профсоюзных органов не ниже районных об увольнении руководящих работников. Если руководитель был избран на занимаемую им должность трудовым коллективом, то по требованию профсоюзного органа не ниже районного он освобождается на основании решения общего собрания соответствующего трудового коллектива или по его уполномочию — Совета трудового коллектива. Если работник уже уволен, то это увольнение он может оспорить в суде.

Действия государственных инспекций (санитарной и др.) обжалуются в вышестоящий их орган, а о наложении штрафа — в народный суд по месту жительства.

Подведомственность коллективных трудовых споров единая по всем спорам (как о применении трудового законодательства, так и об установлении новых условий труда и быта работников) определена Законом о коллективных трудовых спорах. При споре между СТК и администрацией и при несогласии администрации с решением СТК вопрос решается на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Для урегулирования возникающих в ходе коллективных переговоров разногласий стороны используют примирительные процедуры, установленные Законом о коллективных трудовых спорах. Следовательно, для всех видов коллективных трудовых споров подведомственность единая, начиная с примирительной комиссии как обязательного первого этапа их рассмотрения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.012 с.)