Тема: «Основы теории асинхронных машин при вращающемся роторе» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Основы теории асинхронных машин при вращающемся роторе»



 

§1. Ориентировочные замечания.

       Асинхронную машину можно рассматривать как трансформатор не только при неподвижном роторе, но и при вращении последнего. В этом случае она представляет собою трансформатор обобщенного типа, т.е. такой в котором преобразовываются не только напряжения, токи и число фаз, но частота и род энергии. Написав уравнения э.д.с. асинхронной машины и решив их в отношении тока, мы получаем принципиально те же схемы замещения, что и для трансформатора. Условимся:

       а) иметь в виду, как и раньше, только первые гармонические переменных величин, напряжений, токов и т.д.

       б) рассматривать процессы в роторе, вращающемся с любой частотой, независимо от причины, приводящей ротор во вращение, с тем, чтобы анализ обобщить.

 

§2. Основные явления, происходящие в асинхронной машине при вращении.

       Предположим, что статор асинхронной машины включен на сеть с напряжением U1 и постоянной частотой f1. Основной поток Фm вращающийся с частотой n1 = =const, создает в обмотке статора основную э.д.с. Е1. Кроме этого, в статоре имеются э.д.с. рассеяния Ėδ1=-jİ1x1 и э.д.с. активного сопротивления Ėr1=-İ1r1, уравновешивающие совместно с э.д.с. Е1 напряжение U1.

       Таким образом, в статоре асинхронной машины при вращении ротора имеются те же э.д.с., что и в машине с заторможенным ротором, соответственно чему уравнения э.д.с. пишутся в обоих случаях одинаково.

Ů1=-(Ė1+ Ėδ1+ Ėr1) или Ů1=-Ė11Z1

       По условию ротор может вращаться и в том же направлении, что и поле, и в обратном. В первом случае частота вращения ротора n – положительна, во втором – отрицательна.

       Рассмотрим, что происходит в роторе, считая, что цепь ротора пока разомкнута.

2.1. Частота э.д.с., индуцируемой в обмотке ротора.

       При вращении ротора с частотой n в магнитном поле, вращающемся с частотой n1, все происходит как если бы ротор был неподвижен, а поток Фm вращался относительно него с частотой

n2 = n1 – n

       Следовательно, частота э.д.с., индуцируемой в обмотке ротора составляет

f2 =

Разделим эту дробь на n1.

f2= = ,

где f1 – частота питающей сети, S – скольжение.

       Мы видим, что при заданной частоте сети частота э.д.с. в роторе изменяется прямо пропорционально скольжению. Для кратности f2 называют частотой скольжения.

 

2.2. Э.д.с. ротора.

коб = ку·кр,

где ку – коэффициент укорочения, кр – коэффициент распределения.

По общему правилу имеем

Е2S = 4,44f2ω2коб2Фm = 4,44f12коб2Фm = E2S

или если обмотка ротора приведена к обмотке статора, то

Е  = E · S,

т.е. при заданном основном потоке Фm э.д.с., индуцируемая в роторе при его вращении равна э.д.с. Е2 при неподвижном роторе, умноженной на скольжение.

 

2.3. Сопротивление обмотки ротора.

       Предположим, что ротор замкнут на некоторое добавочное сопротивление и условимся считать его активным, т.к. это ближе к эксплуатационным условиям работы асинхронной машины с контактными кольцами. Тогда активное сопротивление цепи ротора будет R2 = r2+rд, где r2 – активное сопротивление собственно обмотки ротора и rд – добавочное сопротивление, включенное в цепь ротора через контактные кольца.

       Если не принимать во внимание явления вытеснения тока в проводниках обмотки ротора и изменения активного сопротивления обмотки в связи с изменением ее температуры, то можно считать, что

R2 = r2+rд = const

или в приведенной машине

R =r +r =const

       Индуктивное сопротивление рассеяния неподвижного ротора (при неподвижном роторе f1=f2)

x2=2πf1Lδ2,

где Lδ2 – индуктивность, определяемая вторичным потоком рассеяния. Так как потоки рассеяния проходят, главным образом, по воздуху, то Lδ2=const.

       Следовательно, индуктивное сопротивление ротора при вращении равно

x2S=2πf2Lδ2= x2=2πf1SLδ2=x2S

или в приведенной машине

x = x ·S,

т.е. индуктивное сопротивление обмотки ротора при его вращении равно индуктивному сопротивлению неподвижного ротора, умноженному на скольжение.

 

§3. Уравнение э.д.с. ротора и ток ротора I2.

       Если цепь ротора замкнута, то по ней течет ток I2, создающий поток рассеяния Фδ2 и встречающий сопротивление R2 = r2+rд. Соответственно этому в обмотке ротора имеются, кроме э.д.с. Е2S, создаваемой основным потоком Фm, ещё э.д.с. рассеяния ĖS2=-jI2x2S э.д.с. активного сопротивления Er2=-I2R2. По закону равновесия э.д.с. имеем

0=Ė2Sδ2+ Ėr2

или

Ė2S2R2+jI2x2S= İ2Z2S,

где Z2S=R2+jx2S – полное сопротивление реального ротора.

       Следовательно,

=

и

       Если ротор приведен к статору, то

,

где  - полное сопротивление приведенного ротора.

       Отсюда

 

§4. Частота вращения намагничивающей силы ротора.

       Протекая по обмотке ротора, ток I2 создает намагничивающую силу F2, вращающуюся относительно ротора с частотой n2, соответствующей частоте тока в роторе f2. Кроме того, сам ротор вращается с частотой n. Следовательно, намагничивающая сила F2 ротора вращается относительно какой-нибудь неподвижной точки в пространстве, а стало быть и относительно статора с частотой n2+n, но

Таким образом,

n2+n=n1-n+n=n1,

т.е. намагничивающая сила ротора вращается в пространстве всегда (т.е. независимо от режима работы) с той же частотой и в том же направлении, как намагничивающая сила статора.

 

§5. Уравнение намагничивающих сил асинхронной машины при её вращении.

       Т.к. в асинхронной машине намагничивающие силы статора и ротора F1 и F2 вращаются в пространстве с одинаковой частотой и в одинаковом направлении, то можно себе представить, что они неподвижны друг относительно друга, и, следовательно, находятся в постоянном взаимодействии между собой. При этом синусоида намагничивающей силы F2 должна быть сдвинута в пространстве относительно синусоиды намагничивающей силы F1 на такой угол, чтобы результирующая намагничивающая сила F0 была достаточна для создания основного магнитного потока Фm. Таким образом,

       Подставив значения намагничивающих сил и сделав преобразования, получим

или

Это уравнение повторяет собой уравнение намагничивающих сил асинхронной машины при заторможенном роторе.

 

§6. Схема замещения ротора асинхронной машины.

       В целом ряде случаев удобнее иметь дело не с действительной асинхронной машиной, представляющей собою систему двух (нескольких) электромагнитно связанных контуров, а с эквивалентной ей электрической системой, создав для этой цели соответствующую схему замещения, аналогичную схеме замещения трансформатора.

       Для этого достаточно преобразовать уравнения э.д.с. ротора, подставив в него значения  и , тогда

Сократив обе части на S, имеем

,

где  - полное сопротивление замещенного ротора.

       Отсюда

или

Эти формулы имеют не только другой вид, но и другой смысл (сравним с формулой э.д.с.). Действительно, ток , определяемый по данной формуле, имеет частоту э.д.с.  при неподвижном роторе, т.е. частоту питающей сети f1. Индуктивное сопротивление  тоже соответствует неподвижному ротору, а активное сопротивление становится равным . При этих условиях ток  не изменяется ни по величине, ни по фазе, но имеет частоту питающей сети f1. Другими словами, всё происходит так, как если бы ротор представлял собою неподвижный контур, к зажимам которого подводится э.д.с. Е21, и сопротивления которого равны  и .

Рис. Схема замещения ротора асинхронной машины.

 

       Представим сопротивление замещенного ротора в виде

.

       Следовательно, сопротивление второго контура мы можем рассматривать как сумму сопротивлений собственно неподвижного ротора  и добавочного активного сопротивления . Произведение ·  эквивалентно мощности, которую развивает асинхронная машина при вращении. С этой точки зрения нет ничего удивительного, что сопротивление  имеет положительные значения при работе двигателем и отрицательные при работе генератором.

 

§7. Векторная диаграмма асинхронного двигателя.

       Напишем уравнения э.д.с. и н.с. асинхронной машины в следующем виде, причем уравнение э.д.с. для цепи ротора в приведенном виде:

=-Ė1+jİ1x11r1 (уравнение напряжений обмотки статора)

 (уравнение напряжений эквивал.ротора)

 (уравнение токов)

Величина  может быть представлена в виде

= -

тогда уравнение э.д.с. для цепи ротора принимает вид

0=

       Угол сдвига фаз между э.д.с.   и током ротора  определяется по формуле

Ψ2=arctg

 

Рис. Векторная диаграмма асинхронного двигателя.

 

       От векторной диаграммы она отличается лишь тем, что сума падений напряжений в обмотке ротора уравновешивается э.д.с.  обмотки ротора при n2=0. Объясняется это тем, что обмотка ротора замкнута накоротко, а не на нагрузку, как это имеет место во вторичной обмотке трансформатора. Однако, если падение напряжения  рассматривать как напряжение на некоторой нагрузке , подключенной на зажимы обмотки ротора, то векторную диаграмму асинхронного двигателя можно рассматривать как векторную диаграмму трансформатора, на зажимы вторичной обмотки которого включено переменное сопротивление . Иначе говоря, асинхронный двигатель в электрическом отношении подобен трансформатору, работающему на активную нагрузку . Мощность вторичной обмотки такого трансформатора

представляет собой полную механическую мощность, развиваемую асинхронным двигателем.

 

§8. Схема замещения асинхронного двигателя.

       Уравнениям э.д.с. и токов, а также векторной диаграмме асинхронного двигателя соответствует электрическая схема, которая называется схемой замещения асинхронного двигателя.

       Таким образом, асинхронная машина с электромагнитной связью статорной и роторной цепей заменена эквивалентной электрической схемой. Величина активного сопротивления  определяется скольжением, а, следовательно, механической нагрузкой на валу асинхронного двигателя. Так, например, если нагрузочный момент на валу двигателя М2=0, то скольжение S 0. При этом величина =∞, что соответствует работе двигателя в режиме холостого хода. Если же нагрузочный момент превышает вращающий, то ротор двигателя останавливается (S=1) при этом =0, что соответствует режиму короткого замыкания.

Рис. «Т»образная схема замещения асинхронного двигателя.

r0 – магнитные потери в стали на вихревые токи и гистерезис;

х0 – потери, обусловленные основным магнитным потоком в воздушном зазоре.

 

 

Полученная схема замещения может быть преобразована в более простой вид. С этой целью намагничивающий контур z0=r0+jx0 выносят на общие зажимы. Чтобы при этом намагничивающий ток I0 не изменил своей величины, последовательно включают сопротивления r1 и x1.

Рис. «Г»образная схема замещения асинхронного двигателя.

       Величина тока в рабочем контуре

,

где U1 – фазное напряжение, подводится к обмотке статора.

 

§9. Потери и к.п.д. асинхронного двигателя.

       Преобразование энергии в асинхронном двигателе, как и в других электрических машинах, связано с потерями энергии. Эти потери делятся на механические, магнитные и электрические.

       Из сети в обмотку статора поступает мощность Р1. Часть этой мощности расходуется на покрытие магнитных потерь в сердечнике статора рс1, а также в обмотке статора на покрытие электрических потерь, обусловленных нагревом обмотки

= .

Оставшаяся часть мощности при помощи магнитного потока передается на ротор и поэтому называется электромагнитной мощностью

рэм1-(рс1э1)

Часть электромагнитной мощности затрачивается на покрытие электрических потерь в обмотке ротора

Остальная часть электромагнитной мощности преобразуется в механическую мощность двигателя, называемую полной механической мощностью

       Следует отметить, что в роторе двигателя возникают также и магнитные потери, но ввиду небольшой частоты тока ротора(f2=f1S) эти потери настолько малы, что ими обычно пренебрегают.

       Механическая мощность на валу двигателя Р2 меньше полной механической мощности  на величину механических рмех и добавочных рд потерь

Р2=  - (рмех + рд)

       Механические потери в асинхронном двигателе обусловлены трением в подшипниках и трением вращающихся частей о воздух. Добавочные потери вызваны наличием в двигателе полей рассеяния и пульсацией поля в зубцах ротора и статора. Таким образом, полезная мощность асинхронного двигателя

Р21 - ∑р

 

Рис. Энергетическая диаграмма асинхронного двигателя.

 

       Коэффициент полезного действия асинхронного двигателя

       Благодаря отсутствию коллектора к.п.д. асинхронного двигателя больше, чем у двигателя постоянного тока. В зависимости от величины мощности асинхронного двигателя их к.п.д. при номинальной загрузке находится в пределах 83 – 95 %(верхний предел для двигателей большой мощности).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.049 с.)