Основные приёмы моделирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные приёмы моделирования



* Например:

Z =  =

Z – затратоемкость, руб/руб;

S – затраты на производство и реализацию продукции, тыс.руб.;

M – материальные затраты, тыс.руб.;

U – затраты на оплаты труда с отчислениями, тыс.руб.;

A – амортизация, тыс.руб.;

T – прочие затраты, тыс.руб.;

N – выручка  от продаж, тыс.руб.;

** Например,

 

р – рентабельность активов,

Р – прибыль,

А – активы,

Рпр. рентабельность продаж,

ЕА – оборачиваемость активов.

*** Например,

рф рентабельность финансовая,

Р – прибыль,

К – капитал,

 - рентабельность продаж,

 - оборачиваемость капитала.

 

1. Метод удлинения факторной системы – в исходной факторной системе обобщающий показатель(ли) представляется в виде совокупности однородных показателей.*

2. Метод расширения факторной системы (метод наращения) – заключается в определении результативного показателя через более детальную совокупность взаимосвязанных факторов, путем введения в модель дополнительных показателей.**

3. Метод сокращения факторной системы – результативный показатель определяется через совокупность факторов, для формирования которых и числитель, и знаменатель исходной модели делятся на один и тот же показатель.***

4. Методы экономического анализа.

К основным методам экономического анализа относятся:

1) динамический анализ;

2) структурный анализ;

3) структурно-динамический анализ;

4) факторный анализ;

5) эвристические методы анализа;

6) прогнозные методы анализа;

7) статистические метода;

8) экспертные методы анализа.

Динамический анализ заключается в сравнении фактических значений показателей с базисными, с показателями других предприятий, со среднеотраслевыми и плановыми показателями.

Для сравнения могут использоваться как моментные, так и интервальные показатели.

Условия сопоставимости значений показателей:

1) единство базы оценки показателей (например, нельзя сравнивать показатели измеренные в рублях и тыс.рублей);

2) единство временных периодов (например, показатели годовой отчетности и отчетности за 9 месяцев, несравнимы);

3) исключение влияния изменения объема и структуры продукции предприятия.

 Пример: используя данные таблицы, сравнить материальные затраты отчетного и прошлого периодов.

Показатели

Значение, тыс.руб.

прошлый  период отчетный  период
1. Матер. затраты (М) 500 600
2. Выручка от продаж (N) 1000 1500

 

1. DМабс = 600-500=100 тыс. руб.

2. Определяем величину мат. затрат на единицу выручки:

Мe0 =

Мe1 =

Данный показатель является относительным, поэтому является сопоставимым для разных хозяйственных ситуаций.

3. DМе = 0,4-0,5= - 0,1 р/р

4. Изменения материальных затрат на весь объем продукции составит:

отн = DМe*N = -0.1*1500= - 150 тыс. руб.

Вывод: несмотря на то, что в отчетном году абсолютная величина затрат выросла на 100 тыс. руб., относительная экономия материальных затрат составила 150 тыс. руб. Это значит, что в отчетном году материалы на предприятии использовались более эффективно, чем в прошлом.

Таким образом,  сравнимость показателей разных периодов достигается путём пересчёта этих показателей в сопоставимые. В данном случае в качестве сопоставимых используются показатели материалоемкости.

Для сравнения используются 2 группы показателей:

1) Абсолютные:

а) абсолютные изменения Dпабс = п1 – п0

б) относительное изменение показателя (относительная экономия или перерасход) – разность между фактическим и базисным значением показателя, пересчитанным с учетом изменения продукции в отчетном году:

Dпотн = п1 – п0р(N) =

Тр(N) – темп роста выручки

2) Относительные:

а) темп роста. 

По своему экономическому содержанию темп роста – это индекс. Темп роста обычно в расчетах используется в долях единицы, а при формировании результатов исследования и в выводах в процентах.

б) темп прироста:

Тпр(п) =  Тр(п) -1

Экономический смысл темпа прироста -  показывает насколько изменяется показатель в отчетном году по сравнению с прошлым.

Структурный анализ – проводится в том случае, если объект анализа состоит из экономически однородных показателей. Структурный анализ заключается в определении доли каждого частного показателя в общем.

Пример: провести структурный анализ внеоборотных активов.

Показатели

Значение (тыс.руб.)

Уд. вес в %

Измен. уд. веса в %

На нач. пер. На конец пер. Нач. пер. Конец пер.
1. ОС 800 1200 80 60 -20
2. Долгосроч. фин. вложения 100 700 10 35 25
3. Проч. 100 100 10 5 -5
4. Итого 1000 2000 100 100 -

Структурный анализ предполагает расчет удельных весов частных показателей в общем.

Результаты структурного анализа обычно представляются в форме круговых диаграмм.

На практике учитывая, что отдельные показатели имеют незначительный удельный вес в общем показателе их обычно либо распределяют, либо объединяют в группы.

Структурный динамический анализ – определяет изменение удельного веса каждого частного показателя в целом.

Динамический, структурный и структурный динамический анализ представляет собой этап предварительной оценки объекта исследования.

Результаты оценки сводятся в следующие таблицы:

 

Анализ динамики и структуры объекта исследования

Показатели

Значение

Абс. изм.

Отн. изм.

Тпр

Уд. вес (%)

Изм. уд. веса(%)

пр.пер. отч. Пер. пр. пер. отч. пер.
1 2 3 4(3-2) 5=(3-2*Тпр) 6=(4/2*100) 7 8 9=(8-7)
                 
                 

По таблице делается вывод: от общего к частному:

1. дается оценка итоговых показателей (вывод по итогу)

2. объясняется причина изменения итогового показателя на основе изменений частных показателей.

3. даются рекомендации по результатам проведенной оценки.

Факторный анализ – проводится для того, чтобы выявить причины полученных в динамическом анализе изменений.

Основными методами факторного анализа являются:

1) балансовый метод;

2) метод цепных подстановок;

3) метод абсолютных разниц;

4) метод относительных разниц;

5) метод индивидуальных индексов;

6) интегральный метод;

7) метод групповых индексов;

8) метод долевого участия.

Балансовый метод анализа – используется для аддитивных факторных зависимостей, заключается в определении абсолютных изменений факторных показателей и оценки их влияния на изменение результативного показателя.

Пример: используя данные таблицы, определить причины изменения величины реализованной продукции в отчетном году.

 

тыс.руб.

Показатели

Значение

Изменение

пр. пер. отч. пер.
1. Остаток нереализованной продукции на начало года 3000 2400 - 600
2. Выпуск продукции 72000 75600 3600
3. Реализованная продукция 72300 74000 1700
4. Прочее выбытие продукции - 800 800
5. Остаток нереализованной продукции на конец года 2700 3200 500

 

Методика анализа

1) Составляется факторная модель:

3=1+2-4-5

2) Определяется изменение результативного показателя:

D3=D1+D2-D4-D5

3) Определяются факторы роста и факторы снижения результативного показателя:

Факторы роста Факторы снижения
+D1, +D2 - D4,- D5 3600 - D1, - D2 +D4, +D5 600 800 500
3600 1900
1700  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.015 с.)