Тема 7. Государство в политической системе общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Государство в политической системе общества



Вопросы

1. Политическая система общества: понятие и структура

2. Функции политической системы общества

3. Место и роль государства в политической системе общества                                                                        4. Место и роль права в политической системе общества

5. Государство и органы местного самоуправления                                                                                          6. Государство и политические партии                                                                                                             7. Государство и общественно-политические движения                                                                                8. Государство и группы давления

Ответы

1. Политическая система общества: понятие и структура

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст­венных органов, политических партий, движений, общественных ор­ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует полити­ческая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодейст­вие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Кате­гория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимо­связи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе ис­пользования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру политической системы составляют ее элементы и связи между ними.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя госу­дарство, политические партии и движения, общественные организа­ции и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической систе­мы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие по­литическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятель­ности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элемен­ты в единую политическую систему, является категория «политичес­кая власть».

2. Функции политической системы общества

Сущность политической системы общества наиболее ярко прояв­ляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической систе­мы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социаль­ной группы или для большинства членов данного общества (полити­ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократи­ческие, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает поста­новку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и зада­чи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выра­жения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы раз­нообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаи­модействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, сни­мать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкрет­ных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроиз­водство политической системы путем обучения все новых членов об­щества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определен­ной степени соответствия реальной политической жизни официаль­ным политическим и правовым нормам).

 

3. Место и роль государства в политической системе общества

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опреде­ление понятия «политическая система общества» и раскрыть ее струк­туру-

Понятия «государство» и «политическая система общества» соот­носятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом ка­честве государство играет особую роль в политической системе, при­давая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет ос­новной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами об­щества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

 2) является единственным носителем суверенитета;

3)  обладает специальным аппаратом (публичной властью), пред­назначенным для управления обществом;

4)  обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, ми­лицией, службой безопасности и т.п.);

 5) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

 

 

4. Место и роль права в политической системе общества

Наряду с государством особое место в политической жизни зани­мает и право как важнейший социальный институт.

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:

1) служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых государственными законодательными органами, выражаются интересы большинства, различных слоев, классов, групп населения);

2) аккумулирует волю общества, всех его политических сил;

3) интегрирует общество, делает политическую систему стабиль­ной (в частности, конституции и законы обычно на длительный пери­од закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т.п.);

4) устанавливает правовые формы организации, функционирова­ния и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.

5) легализует в правовых актах (конституции, законах, подзакон­ных актах) субъектов политической организации — государство, по­литические партии, движения, общественные объединения и т.п., ко­торые должны действовать в их рамках.

Так, любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с усложнением форм и методов дея­тельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция к их более детальной юридической регламентации.

 

5. Государство и органы местного самоуправления

Для того чтобы полнее изучить государственный аппарат, необхо­димо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправле­ния, которые, согласно Конституции РФ и Федеральному закону «Об основных принципах организации местного самоуправления», к сис­теме государственных органов уже не относятся.

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою от­ветственность деятельность населения определенной территории, направленная на решение вопросов местного значения в интересах жи­телей данной территории.

Его суть заключается в автономности, независимости населения от органов государственной власти в решении местных проблем.

С одной стороны, местное самоуправление отделено от государст­венного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномо­чиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (п. 2 ст. 132 Конституции РФ).

Население осуществляет право на местное самоуправление как не­посредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, со­брания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами:

—структура и компетенция этих органов определяются населени­ем самостоятельно;

—обладают полномочиями на решение вопросов местного значе­ния;

 

—в пределах своей компетенции издают правовые акты;

—являются юридическими лицами;

—не входят в систему органов государственной власти.

При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. выделяются вы­борные органы, наличие которых признается обязательным.

Видами выборных органов местного самоуправления являются представительные и исполнительные органы.

Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на ос­нове всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, число которых определяется уставом муниципального образования.

К компетенции представительного органа местного самоуправле­ния относятся: утверждение местного бюджета и отчета об его испол­нении, принятие планов и программ развития муниципального обра­зования, установление местных налогов и сборов, установление по­рядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительные органы местного само­управления обладают правом законодательной инициативы в законо­дательном (представительном) органе субъекта Российской Федера­ции.

В структуре органов местного самоуправления уставом муници­пального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования — выборного должностного лица, возглавляю­щего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Он может избираться как непосредственно населением, так и представи­тельным органом самоуправления из своего состава. Он наделяется собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципального образования. Претворением в жизнь решений представительных орга­нов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граж­дан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответст­вии с уставом муниципального образования и законами субъектов Федерации.

6. Государство и политические партии

В политической системе общества наряду с государством важную роль играют и партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом.

Термин «партия» в переводе с латинского означает часть, группа. Он получил распространение еще в Древнем мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становления парламен­таризма (XVIII-XIX вв.).

Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, свя­занная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих по­зиций в осуществлении государственной власти, влияния на полити­ческую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики.

Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крестьян­ских объединений и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются

прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является наце­ленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководст­во государственными делами.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выра­зителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и орга­низационно, имеющих цель завоевать, удерживать и использовать го­сударственную власть для реализации своих основных интересов.

Функции политических партий:

1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

2) активизация и объединение определенной части людей;

3) борьба за политическую власть и за ее использование, определе­ние форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняю­щейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

4) подготовка и проведение избирательных кампаний по формиро­ванию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельнос­тью;

5) разработка партийной идеологии, создание и реализация поли­тической программы развития общества, ведение пропаганды и фор­мирование общественного мнения;

6) политическое воспитание общества в целом или его части;

7) подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И, естест­венно, в этой связи они весьма многообразны. Их можно классифици­ровать по следующим критериям:

1) по социальной направленности своей программы и деятельнос­ти политические партии подразделяются на социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические и т.п.;

2) по идейным основаниям их деятельности — на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), праг­матические (ориентирующиеся на практическую целесообразность

действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) по методам выполнения своей программы — на революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию обще­ства) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий — на консервативно-реак­ционные, умеренные, радикально-экстремистские;

5) по представительству в высших органах государственной влас­ти и отношению к официальной политике — на правящие и оппозици­онные (последние в свою очередь могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

6) по месту в политическом спектре — на левые, центристские и правые.

7. Государство и общественно-политические движения

Общественно-политическое движение — это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных соци­альных групп граждан и направленная на достижение какой-либо зна­чительной политической цели.

В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов.

Отличия общественно-политических движений от политических партий:

1) социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессио­нальных и других групп);

2) общественно-политические движения, как правило, придержи­ваются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не ком­плекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование);

3) общественно-политические движения не столь долговечны, как партии;

4) общественно-политические движения, не стремясь к власти, пы­таются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-политическое дви­жение трансформируется в политическую партию);

5) центром политической активности в общественно-политичес­ком движении выступает его ядро (авангард) — инициативные груп­пы, клубы, союзы и т.д.;

6) в общественно-политическом движении отсутствуют формаль­ная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Общественно-политические движения можно подразделить на следующие виды:

—в зависимости от- сферы деятельности — на социально-полити­ческие, этнополитические, конфессиональные, экономические, эколо­гические, антивоенные, научные и т.д.;

—в зависимости от целей — на революционные и контрреволюци­онные, реформаторские и консервативные, национал-демократичес­кие и общедемократические;

—в зависимости от количества участников — на массовые либо элитарные;

—в зависимости от места в политическом спектре — на левые, центристские и правые;

—в зависимости от масштаба деятельности — на местные, регио­нальные, общефедеральные, межгосударственные и т.п.;

—в зависимости от социального состава — на профессиональные, женские, молодежные;

—в зависимости от характера возникновения — на сознательно ор­ганизуемые и стихийные;

—в зависимости от способа организации — на фронты, ассоциа­ции, объединения и т.п.;

—в зависимости от методов действия — на насильственные и нена­сильственные и пр.

8. Государство и группы давления

Группа давления — общественное объединение, активно добиваю­щееся удовлетворения собственных интересов с помощью целена­правленного воздействия на структуры политической власти.

Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обще­стве, в политический фактор. Группы давления — формальные объ­единения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например, профсоюзы).

Группы давления (лоббисты) в связи с их относительно жесткой организационной структурой могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могуществен­ные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли пра­вительство отступать перед своими требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: про­пагандистские кампании в средствах массовой информации, забастов­ки, пикеты, шествия, митинги и т.п.

Типичными способами воздействия групп давления на государст­венные органы являются:

1) непосредственное выдвижение своих членов в состав предста­вительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;

2) участие членов группы в работе парламентских комиссий и под­комиссий, в межведомственных комитетах и службах;

3) поддержание личных контактов с членами парламента, прави­тельства, прочими чиновниками и т.д.

Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религи­озные связи и пр.).

В отличие от политических партий, цель которых — завоевание власти, цель групп давления заключается в оказании влияния на по­литику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкрет­ных решений государственными органами.

Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы I кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие обще­ственные объединения представляют собой разновидность групп дав­ления. Группами давления можно считать и традиционно присутст­вующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например, масоны и т.п.).

Присутствие групп давления в политической жизни, с одной сторо­ны, умножает число косвенных субъектов политики, выступает свое­образным дополнением к многопартийности, расширяя плюрализм, а с другой стороны, создает условия для сращивания мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усили­вает корпоративные тенденции в политической системе общества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.043 с.)