Тема 6. Механизм государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Механизм государства



Вопросы

1. Механизм государства: понятие и основные черты

2. Структура механизма государства

3. Органы государства: понятие и признаки

4. Виды государственных органов

5. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

 

Ответы

1. Механизм государства: понятие и основные черты

Механизм государства — это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.

Механизм государства есть та реальная организационная и мате­риальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятия «механизм государства» и «госу­дарственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя су­ществует точка зрения, согласно которой под государственным аппа­ратом понимается система органов, непосредственно осуществляю­щих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются на­ряду с государственным аппаратом еще и государственные учрежде­ния и организации, а также «материальные придатки» государствен­ного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреж­дения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осущест­вляет свою деятельность.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппа­ратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке об­разования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности госу­дарственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осу­ществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, СВ. Ли-пень).

Характерные черты механизма государства:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, связанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;

б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

в) основным элементом механизма государства выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

г) является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

2. Структура механизма государства

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимо­связи и соподчиненное™ при осуществлении своих непосредствен­ных властных функций. Особенностью государственных органов яв­ляется то, что они обладают государственно-властными полномочия­ми, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые свя­заны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, ми­нистерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, ад­министрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации — такие подразделения механиз­ма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (во­оруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения — такие подразделения механиз­ма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);

4) государственные предприятия — такие подразделения механиз­ма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключе­нием их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечи­вают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);

5) государственных служащих (чиновников), специально занима­ющихся управлением;

6) организационные и финансовые средства, а также принудитель­ную силу, необходимые для обеспечения деятельности государствен­ного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы.

3. Органы государства: понятие и признаки

Орган государства — это звено государственного аппарата, участ­вующее в осуществлении определенных функций государства и наде­ленное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства:

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма госу­дарства, выступая неотъемлемой частью единого государственного ор­ганизма, занимая в нем свое специфическое место;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и действует на основе нормативных правовых доку­ментов (конституции, законов и подзаконных актов);

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, исполь­зуя для этого соответствующие формы и методы (наделен для этого властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

5) состоит из государственных служащих и соответствующих под­разделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скреп­ленных единством целей, ради достижения которых образован;

6) имеет соответствующую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осущест­вления его целей и задач;

7) обладает определенным правовым статусом, в котором отража­ются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

8) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под кото­рой понимают совокупность законодательно закрепленных полномо­чий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определен­ного круга государственных или общественно-значимых задач и осу­ществления соответствующих функций;

9) осуществляет свою компетенцию тремя способами:

 

—путем принятия нормативных актов (предписаний общего ха­рактера);

—путем принятия правоприменительных актов (предписаний ин­дивидуального характера);

—путем конкретно-организационной деятельности;

 

10) в процессе реализации имущественных прав выступает в каче­стве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам ввереным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

11) действует на определенной территории (имеет территориаль­ный масштаб деятельности).

4. Виды государственных органов

Государственные органы многообразны. Они могут подразделять­ся по следующим критериям:

—по порядку образования — органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодатель­ные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

—по форме реализации государственной деятельности — на зако­нодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензен­ское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно вы­ражать в законах волю и интересы общества; исполнительно-распоря­дительные органы (Правительство РФ, министерства, ведомства, го­сударственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов; судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбит­ражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы горного и промышленного надзора, ор­ганы надзора по ядерной и радиационной безопасности);

—по принципу разделения властей — на законодательные (Феде­ральное Собрание Российской Федерации, состоящее из Государст­венной Думы и Совета Федерации; республиканские и областные за­конодательные структуры), исполнительные (Правительство Россий­ской Федерации, министерства, ведомства, государственные комите­ты РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и судеб­ные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ);

—по иерархии — на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президенты Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутренних дел Дагестана и т.д.), местные (губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.);

—по характеру подчиненности — на органы исключительно «вер­тикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойно­го» («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государ­ственные банки и т.д.);

—по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для решения определенных задач (вре­менная администрация в условиях режима чрезвычайного положе­ния);

—по способу принятия решений — на коллегиальные (Государст­венная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и едино-начальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.);

—по правовым формам деятельности — на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управление юстиции Пензенской области) и правоохранительные (органы налоговой полиции, тамо­женные органы и т.д.);

—по характеру компетенции — на органы общей компетенции, ко­торые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведом­ства, государственные комитеты и пр.), и т.п.

 

5. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия «механизм государства» («государственный ап­парат»).

Аппарат государства есть система государственных органов, взаи­мосвязанных общими принципами организации и деятельности. По­добные принципы — это исходные идеи, определяющие основные под­ходы к формированию и функционированию государственных орга­нов.

Такими принципами могут выступать:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, ко­торый предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятель­ности государственных органов;

3) принцип разделения властей (на законодательную, исполни­тельную и судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4) принцип законности, который означает обязательность соблю­дения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государст­венных органов;

6) принцип федерализма, который выражает единство системы го­сударственной власти, разграничение предметов ведения между Рос­сийской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работни­ков в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в инте­ресах населения страны;

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократи­ческих начал государственного аппарата;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который вы­ражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Всесторонний учет этих функций, как при образовании государст­венных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управле­ния обществом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.023 с.)