Педагогическая деятельность, ее функции и структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая деятельность, ее функции и структура



Громкова М.Т. считает, что педагогическая деятельность - это «деятельность, направленная на реализацию педагогического (специально организованного) взаимодействия, это совокупность осознанных действий преподавателя и обучающихся».

Зимняя И.А. определяет педагогическую деятельность как «воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования».

По мнению Митиной Л.М., педагогическая деятельность представляет собой«профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения».

Педагогическая деятельность — объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспи­тания, школоведения.

Содержание и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами — местом и функциями учителя в обществе, требо­ваниями общества к учителю; затем социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.

А. С. Макаренко писал: «Я не представлял и не представляю, можно ли воспитать... детский коллектив, если не будет коллектива педагогов». Педа­гогический коллектив имеет определенную организационную структуру. Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного кон­троля членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руко­водителей, администрация школы.

В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в его процессе. Разделение и кооперация труда требуют от учи­теля владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументирование откло­нить. Эти и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приоб­ретает учитель в педагогическом коллективе.

А. И. Щербаков выделяет психологические функции педагогической дея­тельности:

информационная функция {владение материалом и искусством его подачи);

развивающаяфункция (управление развитием личности школьника в це­лом);

ориентациионная функция (направленность личности, ее мотивы, идеалы);

мобилизационная функция (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности);

исследовательская функция (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт, постоянное совершенствование своего мастерства).

Структура педагогической деятельности состоит из трех компонентов:

► конструктивный;

► организаторский;

► коммуникативный.

Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадле­жит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различ­ными методическими разработками и его переработка для изложения уча­щимся. Данный вид деятельности представлен в подробном конспекте урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения – это неотъемлемая часть конструктивной деятельности.

Организаторский компонент рассматривается в трех направлениях:

► организация своего изложения;

► организация своего поведения на уроке;

► организация деятельности детей, постоянную активи­зацию их познавательной сферы.

Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение, но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет.

Коммуникативный компонент включает в себя установление и под­держание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно о отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителя к учащимся:

► эмоционально-положительный активный;

► эмоцио­нально-положительный пассивный;

► эмоционально-отрицательный активный;

► эмоционально-отрицательный пассивный;

► неуравновешенный.

Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода как одной из сторон коммуникативной деятельности человека также определяет успех его работы. Учитель должен замечать и учитывать особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта от учителя. Следует отметить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя являются причиной отклонений в результатах обучения.

Педагогическая деятельность характеризуется предметным содержанием, внешней структурой, в которой особая роль отводится мотивации, соотносимой с различными позициями педагога и мотивом доминирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.005 с.)