Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностное и профессиональное развитие учителя
Новое направление, предложенное Митиной Л.М., — личностно-разви-вающее направление – «рассматривает систему «учитель—ученик», как постоянно развивающуюся духовную общность, где учитель не только создает оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ученика, способен заинтересовать, увлечь, но и сам открыт новому опыту, новому знанию, постоянно развивается и получает удовольствие и удовлетворение от своего труда». Такому учителю необходим новый уровень профессионального развития, который связан в первую очередь с иным взглядом, иным способом мышления, поведения, отношением к себе и к ученикам как к свободным и ответственным людям. Вместе с тем это направление должно развиваться по принципу достраивания, используя весь позитивный потенциал, накопленный в других направлениях. Авторитарный метод ничего хорошего практике воспитания и развития личности не предлагает, если под этим подразумеваются стрессовая воспитательная стратегия, грубый деспотизм, подавление естественной активности ребенка. Вместе с тем в основе обучения и развития должна лежать ясная, последовательная система предъявляемых ученику требований. Благожелательное отношение к ребенку, готовность принять его таким, какой он есть, должны сочетаться с умением установить определенные правила и границы. Говоря о психологической сути понятия профессиональное развитие учителя, следует отметить, что в психологии довольно широко используется термин «профессиональное становление личности» (Е.М. Борисова, С. Г. Верш-ловский, Э.Ф. Эсер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.И. Щербаков и др.). В научной литературе профессиональное становление представляется двояко: по схеме процесса (как временная последовательность ступеней, периодов, стадий) и по структуре деятельности (как совокупность ее способов и средств, где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию). В психологической науке сегодня существуют различные методы анализа профессионального развития учителя. Среди них: ► системно-структурный метод, в основе которого лежит принцип целостности системных объектов; ► процессуально-динамический, ставящий акценты на изучении динамики поведения системы и на функциональном назначении отдельных психических явлений;
► деятелъностный, заложивший основы понимания «развития» не только как созревания или определенных изменений во времени, но и как качественное преобразование психологической системы. Названные научные подходы существенно различаются между собой. Каждый из них выработал свой класс представлений и соответствующих понятий, не выводящихся из какой-либо одной, обшей для них категории, но в то же время они взаимодополняют друг друга и поэтому могут быть объединены в рамках единого личностно-развивающего подхода. Его методологической основой, по мнению Митиной Л.М., должна стать система реконструированных принципов психического развития личности. Они были сформулированы в культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л.С. Выготского, психологической теории деятельности А.Н.Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, теории развития личности ребенка Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. Ведущей детерминантой личностного развития, по мнению Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, является творческая самодеятельность, самостоятельность личности, понимаемая как реальная, конкретная, жизненно важная деятельность ребенка, а не как абстрактная, или формальная активность. «Организацией не символизирующих и уподобляющих, а реальных, творческих деяний определять образ человека — вот путь и такова задача педагогики» (Рубинштейн С. Л., 1986). Но чтобы выработать у учащихсясамостоятельность, нужно выработать ее у педагога. Самостоятельность учеников при несамостоятельности учителей приводит к анархии, вседозволенности, безответственности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.004 с.) |