Загальна характеристика компонент і в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загальна характеристика компонент і в



 Общая характеристика

В данной главе будут рассмотрены такие управляющие элементы, как кнопки, индикаторы и некоторые другие. В таблице 1. приведен перечень этих элементов с краткими характеристиками. В этой таблице не указаны аналогичные элементы, связанные с базами данных, так как их рассмотрение выходит за рамки данной книги. Кнопка UpDown уже была рассмотрена в разделе выше.

На рис. 7. показаны примеры приведенных в таблице 1. компонентов. Таблица 1. Кнопки, индикаторы и иные управляющие элементы

Пикто- грамма Компонент Страница Описание
Button (командная кнопка) Standard Используется для создания кнопок, которыми пользователь выполняет команды в приложении.
BitBtn (кнопка с графикой) Additional Используется для создания кнопок, на которых располагается битовая графика (например, кнопка OK с галочкой).
SpeedButton (кнопка с фиксацией и графикой) Additional Используется для создания инструментальных панелей кнопок с фиксацией нажатого состояния и в качестве быстрых кнопок, дублирующих команды меню.
RadioGroup (группа радиокнопок) Standard Является комбинацией группового окна GroupBox с набором радиокнопок RadioButton; служит специально для создания групп радиокнопок. Можно размещать в компоненте несколько радиокнопок, но никакие другие органы управления не разрешены.
RadioButton (радиокнопка) Standard Предлагают пользователю набор альтернатив, из которого выбирается одна. Набор реализуется требуемым количеством радиокнопок, размещенных в одном контейнере (форме, панели и т. п.).
GroupBox (групповое окно) Standard Является контейнером, объединяющим группу связанных органов управления, таких, как радиокнопки RadioButton, контрольные индикаторы Checkbox и т.д.
UpDown (кнопка-счетчик) Win32 Кнопка-счетчик в стиле Windows 95/98, в сочетании с компонентами Edit и другими позволяющая вводить цифровую информацию.
Checkbox (контрольный индикатор с флажком) Standard Позволяет пользователю включать и выключать опции программы.
CheckListBox (список с индикаторами) Additional Компонент является комбинацией свойств списка ListBox и индикаторов CheckBox в одном компоненте.
TrackBar (ползунок) Win32 Используется как элемент управления в виде ползунка.
Scrollbar (линейка прокрутки) Standard Представляет собой стандартную линейку прокрутки Windows и служит для управления положением видимой части форм или компонентов.
Timer (таймер) System Используется для запуска процедур, функций и событий в указанные интервалы времени.

В целом можно сказать, что в качестве управляющих кнопок используются обычно Button или, если желательно иметь на кнопке пиктограмму — BitBtn. Кнопки SpeedButton применяются в качестве быстрых кнопок и для построения инструментальных панелей, в которых требуется фиксация нажатого состояния. Компонент RadioGroup применяется для формирования группы регулярно размещенных радиокнопок, из которых в любой момент времени может быть включена только одна. Если по различным соображениям регулярное размещение радиокнопок нежелательно, то используются компоненты RadioButton, размещенные желательным образом в панели GroupBox. Наконец, для введения в приложение различных опций, которые пользователь может включать и выключать, используются индикаторы Checkbox.

Рис. 7. Пример кнопок и индикаторов

 Управляющие кнопки Button и BitBtn

Простейшей и, пожалуй, наиболее часто используемой кнопкой является кнопка Button (см. на рис. 7. в верхнем левом углу формы), расположенная на странице библиотеки Standard. Реже используется кнопка BitBtn (см. на рис. 7. под кнопкой Button), отличающаяся, прежде всего, возможностью отобразить на ее поверхности изображение. Большинство свойств, методов и событий у этих видов кнопок одинаковы.

Основное с точки зрения внешнего вида свойство кнопки — Caption (надпись). В надписях кнопок можно предусматривать использование клавиш ускоренного доступа, выделяя для этого один из символов надписи. Перед символом, который должен соответствовать клавише ускоренного доступа, ставится символ амперсанта «&». Этот символ не появляется в надписи, а следующий за ним символ оказывается подчеркнутым. Тогда пользователь может вместо щелчка на кнопке нажать в любой момент клавишу Alt совместно с клавишей выделенного символа.

Например, если в вашем приложении имеется кнопка выполнения какой-то операции, вы можете задать ее свойство Caption равным «&Выполнить». На кнопке эта надпись будет иметь вид «В ыполнить». И если пользователь нажмет клавиши Alt-В, то это будет эквивалентно щелчку на кнопке.

Основное событие любой кнопки — OnClick, возникающее при щелчке на ней. Именно в обработчике этого события записываются операторы, которые должны выполняться при щелчке пользователя на кнопке. Помимо этого есть еще ряд событий, связанных с различными манипуляциями клавишами и кнопками мыши.

Свойство Cancel, если его установить в true, определяет, что нажатие пользователем клавиши Esc будет эквивалентно нажатию на данную кнопку. Это свойство целесообразно задавать равным true для кнопок «Отменить» в различных диалоговых окнах, чтобы можно было выйти из диалога, нажав на эту кнопку или нажав клавишу Esc.

Свойство Default, если его установить в true, определяет, что нажатие пользователем клавиши ввода Enter будет эквивалентно нажатию на данную кнопку, даже если данная кнопка в этот момент не находится в фокусе. Правда, если в момент нажатия Enter в фокусе находится другая кнопка, то все-таки сработает именно кнопка в фокусе.

Еще одно свойство — ModalResult используется в модальных формах, рассмотрение которых выходит за рамки данной книги. В обычных приложениях значение этого свойства должно быть равно mrNone.

Из методов, присущих кнопкам, имеет смысл отметить один — Click. Выполнение этого метода эквивалентно щелчку на кнопке, т.е. вызывает событие кнопки OnClick. Этим можно воспользоваться, чтобы продублировать какими-то другими действиями пользователя щелчок на кнопке. Пусть, например, вы хотите, чтобы при нажатии пользователем клавиши с символом «С» или «с» в любой момент работы с приложением выполнялись операции, предусмотренные в обработчике события OnClick кнопки Button1. Поскольку неизвестно, какой компонент будет находиться в фокусе в момент этого события, надо перехватить его на уровне формы. Такой перехват осуществляется, если установить свойство формы KeyPreview в true. Тогда в обработчике события формы OnKeyPress можно написать оператор

if (key='C' or key='c') then Button1.Click;

Если пользователь ввел символ «С» или «с», то в результате будет выполнен обработчик щелчка кнопки Button1.

Все сказанное выше в равной степени относится и к Button, и к BitBtn. Рассмотрим теперь особенности кнопки с пиктограммой BitBtn. Изображение на этой кнопке задается свойством Glyph. При нажатии кнопки с многоточием в строке свойства Glyph в Инспекторе Объектов вызывается окно, представленное на рис. 8. Нажав в нем кнопку Load вы перейдете в обычное окно открытия файла рисунка и можете выбрать файл битовой матрицы .bmp, содержащий желаемое изображение. В частности, с Delphi поставляется большое количество изображений для кнопок. Они расположены в каталоге \Images\Buttons, а сам каталог Images в Delphi 5 и 4 расположен в каталоге \program files\common files\borland shared, а в других версиях Delphi — в каталоге \program files\borland\delphi....

Рис. 8. Окно редактора пиктограммы

После того, как вы выбрали изображение, нажмите OK и выбранное изображение появится на вашей кнопке левее надписи.

Файл изображения для кнопки может содержать до четырех изображений пиктограмм размера 16x16. Самое левое соответствует отжатой кнопке. Второе слева соответствует недоступной кнопке, когда ее свойство Enabled равно false. Третье слева изображение используется при нажатии пользователя на кнопку при ее включении. Четвертое слева изображение используется в кнопках с фиксацией SpeedButton, о которых будет сказано позднее, для изображения кнопки в нажатом состоянии. Большинство изображений для кнопок использует две пиктограммы. Число пиктограмм вы можете узнать из свойства кнопки NumGlyphs, которое после загрузки изображения покажет вам число пиктограмм в нем.

Расположение изображения и надписи на кнопке определяется свойствами Margin, Layout и Spacing. Если свойство Margin равно -1 (значение по умолчанию), то изображение и надпись размещаются в центре кнопки. При этом положение изображения но отношению к надписи определяется свойством Layout, которое может принимать значения: blGlyphLeft (слева, это значение принято по умолчанию), blGlyphRight (справа), blGlyphТор (вверху), blGlyphBottom (внизу). Если же Margin > 0, то в зависимости от значения Layout изображение и надпись смещаются к той или иной кромке кнопки, отступая от нее на число пикселей, заданное значением Margin.

Свойство Spacing задает число пикселей, разделяющих изображение и надпись на поверхности кнопки. По умолчанию Spacing = 4. Если задать Spacing = 0, изображение и надпись будут размещены вплотную друг к другу. Если задать Spacing = -1, то текст появится посередине между изображением и краем кнопки.

Еще одно свойство BitBtn — свойство Kind определяет тип кнопки. По умолчанию значение этого свойства равно bkCustom — заказная. Но можно установить и множество других предопределенных типов: bkOK, bkCancel, bkHelp, bkYes, bkNo, bkClose, bkAbort, bkRetry, bkIgnore, bkAll. В этих типах уже сделаны соответствующие надписи, введены пиктограммы, заданы еще некоторые свойства. Обычно все-таки лучше ими не пользоваться. Во-первых, надписи все равно надо переводить на русский язык. Во-вторых, предопределенные рисунки обычно выбиваются из общего стиля конкретного приложения. И главное — предопределение некоторых свойств, не учтенных вами, может иногда приводить к странным результатам работы. Уж лучше использовать заказные кнопки и самому устанавливать в них все необходимые свойства.

 Кнопка с фиксацией SpeedButton

Кнопки SpeedButton имеют возможность отображения пиктограмм и могут использоваться как обычные управляющие кнопки или как кнопки с фиксацией нажатого состояния (см. на рис. 7). Обычно они используются в качестве быстрых кнопок, дублирующих различные команды меню, и в инструментальных панелях, в которых требуется фиксация нажатого состояния.

У кнопок SpeedButton, как и у других кнопок, имеется свойство Caption — надпись, но в этих кнопках оно обычно оставляется пустым, так как вместо надписи используется пиктограмма.

Изображение на кнопке задается свойством Glyph точно так же, как описано в разделе выше для кнопок BitBtn. И точно так же свойство NumGlyphs определяет число используемых пиктограмм, свойства Layout и Margin определяют расположение изображения, а свойство Spacing — расстояние между изображением и надписью (если, конечно, вы все-таки хотите использовать надпись на кнопке).

Особенностью кнопок SpeedButton являются свойства GroupIndex (индекс группы), AllowAllUp (разрешение отжатого состояния всех кнопок группы) и Down (исходное состояние — нажатое). Если GroupIndex = 0, то кнопка ведет себя так же, как Button и BitBtn. При нажатии пользователем кнопки она погружается, а при отпускании возвращается в нормальное состояние. В этом случае свойства AllowAllUp и Down не влияют на поведение кнопки.

Если Grouplndex > 0 и AllowAllUp = true, то кнопка при щелчке пользователя на ней погружается и остается в нажатом состоянии. При повторном щелчке пользователя на кнопке она освобождается и переходит в нормальное состояние (именно для того, чтобы освобождение кнопки состоялось, необходимо задать AllowAllUp = true). Если свойство Down во время проектирования установлено равным true, то исходное состояние кнопки — нажатое.

Если есть несколько кнопок, имеющих одинаковое ненулевое значение GroupIndex, то они образуют группу взаимосвязанных кнопок из которых нажатой может быть только одна. Если одна кнопка находится в нажатом состоянии и пользователь щелкает на другой, то первая кнопка освобождается, а вторая фиксируется в нажатом состоянии. Поведение нажатой кнопки при щелчке на ней зависит от значения свойства AllowAllUp. Если оно равно true, то кнопка освободится, поскольку в этом случае возможно состояние, когда все кнопки группы отжаты. Если же AllowAllUp равно false, то щелчок на нажатой кнопке не приведет к изменению вида кнопки. Впрочем, и в этом случае, как и при любом щелчке на кнопке, возникает событие OnClick, которое может быть обработано.

Состояние кнопки во время выполнения можно определить по значению свойства Down: если значение равно true, то кнопка нажата. Во время события OnClick значение Down уже равно тому состоянию, которое примет кнопка в результате щелчка на ней.

 Группы радиокнопок — компоненты RadioGroup, RadioButton и GroupBox

Радиокнопки образуют группы взаимосвязанных индикаторов, из которых обычно может быть выбран только один. Они используются для выбора пользователем одной из нескольких взаимоисключающих альтернатив, например, отдела, в котором работает сотрудник, или пола сотрудника. Впрочем, радиокнопки могут использоваться и для отображения аналогичных данных. В этом случае управление кнопками осуществляется программно. Несколько примеров организации размещения радиокнопок вы можете увидеть на рис. 7. в разделе выше.

Начнем рассмотрение радиокнопок с компонента RadioGroup — панели группы радиокнопок. Это панель, которая может содержать регулярно расположенные столбцами и строками радиокнопки. Надпись в левом верхнем углу панели (см. рис. 7). определяется свойством Caption. А надписи кнопок и их количество определяются свойством Items, имеющим тип TStrings. Щелкнув на кнопке с многоточием около этого свойства в окне Инспектора Объектов, вы попадете в редактор списков строк, который уже рассматривался нами в разделе выше (рис. 13). В нем вы можете занести надписи, которые хотите видеть около кнопок, по одной в строке. Сколько строчек вы запишете — столько и будет кнопок. Например, для компонента RadioGroup в верхней правой части формы рис. 7. свойство Items имеет вид:

бухгалтерияадминистрацияцех 1цех 2цех 3цех 4

Кнопки, появившиеся в панели после задания значений Items, можно разместить в несколько столбцов (не более 17), задав свойство Columns. По умолчанию Columns = 1, т.е. кнопки размещаются друг под другом.

Определить, какую из кнопок выбрал пользователь, можно по свойству ItemIndex, которое показывает индекс выбранной кнопки. Индексы, как всегда в Delphi, начинаются с 0. По умолчанию ItemIndex = -1, что означает отсутствие выбранной кнопки. Если вы хотите, чтобы в момент начала выполнения приложения какая-то из кнопок была выбрана (это практически всегда необходимо), то надо установить соответствующее значение ItemIndex во время проектирования. Если вы используете радиокнопки не для ввода, а для отображения данных, устанавливать значение ItemIndex можно программно во время выполнения приложения.

Компонент RadioGroup очень удобен, но не свободен от некоторых недостатков. Его хорошо использовать, если надписи кнопок имеют примерно одинаковую длину и если число кнопок в каждом столбце (при размещении их в нескольких столбцах) одинаково. Посмотрите, например, рис. 7. из раздела выше. Группа радиокнопок в нижнем левом углу формы имеет нормальный вид. А группа аналогичных радиокнопок в верхней правой части формы выглядит плохо: она занимает слишком много места, которое пропадает в пустую. Связано это с тем, что длина надписей у кнопок первого столбца превышает длину надписей у остальных кнопок. A RadioGroup при размещении кнопок ориентируется на надпись максимальной длины. Еще хуже выглядела бы эта группа, если бы число кнопок было, например, равно 5.

В подобных случаях желательно нерегулярное расположение кнопок. Такую возможность дают компоненты RadioButton, сгруппированные панелью GroupBox. Панель GroupBox выглядит на форме так же, как RadioGroup (см. рис. 7), и надпись в ее верхнем левом углу также определяется свойством Caption. Эта панель сама по себе пустая. Ее назначение — служить контейнером для других управляющих элементов, в частности, для радиокнопок RadioButton. Отдельная радиокнопка RadioButton особого смысла не имеет, хотя и может служить индикатором, включаемым и выключаемым пользователем. Но в качестве индикаторов обычно используются другие компоненты — CheckBox. А радиокнопки имеют смысл, когда они взаимодействуют друг с другом в группе. Эта группа и объединяется единым контейнером, обычно панелью GroupBox.

Рассмотрим свойства радиокнопки RadioButton. Свойство Caption содержит надпись, появляющуюся около кнопки. Значение свойства Alignment определяет, с какой стороны от кнопки появится надпись: taLeftJustify — слева, taRightJustify — справа (это значение принято по умолчанию). Свойство Checked определяет, выбрана ли данная кнопка пользователем, или нет. Поскольку в начале выполнения приложения обычно надо, чтобы одна из кнопок группы была выбрана по умолчанию, ее свойство Checked надо установить в true в процессе проектирования. Если вы поэкспериментируете, то заметите, что и во время проектирования можно установить в true значение Checked только у одной кнопки из группы.

Размещение кнопок RadioButton в панели GroupBox, как можно видеть из рис. 7. раздела выше, дает большую свободу по сравнению с компонентом RadioGroup и позволяет разместить кнопки не регулярно.

Радиокнопки RadioButton могут размещаться не только в панели GroupBox, но и в любой панели другого типа, а также непосредственно на форме. Группа взаимосвязанных кнопок в этих случаях определяется тем оконным компонентом, который содержит кнопки. В частности, для радиокнопок, размещенных непосредственно на форме, контейнером является сама форма. Таким образом, все кнопки, размещенных непосредственно на форме, работают как единая группа, т.е. только в одной из этих кнопок можно установить значение Checked в true.


№ 69 – лекційне заняття

КОМПОНЕНТИ МЕНЮ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.17 (0.033 с.)