Общественная благотворительность в эпоху средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественная благотворительность в эпоху средневековья



Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях и школах.

       В большинстве современных работ посвященных исследованию благотворительности исследователи констуируют связь возникновения благотворительности с христианства. Эту точку

зрения разделяют и многие дореволюционные исследователи, по их мнению благотворительность

появляется только с христианством. «Древнейший мир не мог возвыситься до полного уважения

всякой личности, как личности. Это прямо противоречило его духу»46. Церкви в средние века

переходит очень важная функция — поддерживать социальный мир и сглаживать социальные

противоречия. Естественно, что церковь не разделяла открытой враждебности по отношению к

обездоленным и нуждающимся, так как эта враждебность была бы несовместима с проповедью

смирения, любви к ближнему и равенства всех перед Богом. Поэтому, обращаясь к сильным мира

сего, церковь взывала к милосердию.

       Важным явлением стало возникновение «нищенских» монашеских орденов, возводивших бедность в идеал, таких, как ордена францисканцев, доминиканцев, премонстратов, картезианцев

и цистерцианцев. Названные ордена также возникшие в ХI-ХII вв., противопоставляли себя монахам старых орденов (типа бенедиктинцев).

      В условиях повторяющихся эпидемий именно монастыри как места относительной стабильности превращаются в центры раздачи милостыни. Роль монастырей в этот период трудно переоценить: помимо раздач милостыни они организовывали постоянную помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей. Так, в 1403 г. госпиталь Святого Духа в Кельне поддерживал до 400 нищих каждую неделю, и в это число не входили постоянно проживающие в госпитале. Монастырские госпитали также предоставляли ночлег бедствующим паломникам.

Католическая церковь, оформившаяся после разделения в 1054 года христианства на западное и восточное, накопила большой опыт милосердной и благотворительной деятельности которую на Западе, как выше отмечалось, принято называть каритативной деятельностью. Делами милосердия и благотворительности в католицизме занимались и занимаются приходы, монастыри, монашеские ордена, благотворительные центры, разветвленная сеть различных организаций мирян.

         Католическая благотворительная практика опирается на соответствующее теологическое обоснование, которое включает и обще христианские принципы, и собственно католические постулаты. Так, она органически связана с концепцией спасения - путем совершения различного рода "добрых дел" в пользу неимущих, нищих, страдающих. В католической литературе обычно подразделяются милосердные деяния на два направления - материального и духовного характера.

Традиционный перечень так называемых "дел милосердия для тела" включает следующие деяния:

накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, принять странника в свой дом, посетить

больного, похоронить заключенного. Этот перечень дополняют семь "дел милосердия для души":

обратить грешника, научить непросвещенного, дать добрый совет сомневающемуся, утешить скорбящего, терпеливо переносить тяготы, прощать от всего сердца обиды, молиться за живых и

усопших. Благотворительность в католицизме прямо вытекает из учения о спасении "добрыми делами", связанными с проявлением милосердия и сострадания к нищим, обездоленным, нуждающимся в материальной и духовной поддержке.

        По церковным канонам доход от церковной десятины делился на четыре части: одна шла епископу, другая приходскому священнику, третья на постройку церквей, четвертая – на призрение бедных. Католическая церковь (в отличие от последующего протестантизма) даже идеализировала бедность и нищенство. В средневековом католицизме идеализация нищенства получила классическое выражение в творчестве и деятельности католического святого Франциска Ассизского, который проповедовал добровольную нищету. Его идеи изложены в «Правилах жизни», где он осуждает деньги, торговлю и материальные блага.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.006 с.)