Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона РФ



Таблица №1.

Органы управления РСЧС

Уровни РСЧС Координирующие органы Постоянно действующие органы Органы повседневного управления
Федеральный Межведомствення комиссия МЧС Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС)
Региональный РЦ РЦ ОД РЦ (ЦУКС)
Территориальный КЧС и ПБ области ГУ по делам ГОЧС, Департамент по предупр. ЧС ОД ГУ по делам ГОЧС (ЦУКС)
  Местный КЧС и ПБ города (района) Управления      (отд.) по ГОЧС города (района) ОД управления     (отдела) (ЕДДС)
Объектовый КЧС и ПБ (ОГ) организации Штаб ГО организации Дежурный диспетчер

 



Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта РФ (область, край, республика), состоит из звеньев, создаваемых в городах, районах и организациях и имеет следующие уровни:

– территориальный;

– местный;

– объективный.

Задачи, структура, состав сил и средств, порядок функционирования городских, районных и объектовых звеньев определяются положениями об этих звеньях, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления и администрациями объектов экономики.

 

Структура РСЧС

 

 


 

                                    

Территориальная подсистема РСЧС состоит из:

органы управления:

а) комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности всех уровней;

б) постоянно действующих органов управления по делам ГО и ЧС при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, при руководстве объекта экономики – штабы (отделы) ГО и ЧС всех уровней;

в) органов повседневного управления:

– оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

– дежурно-диспетчерские службы всех уровней (УВД, УПО, здравоохранения, гидрометеорологии, мориторингу окружающей среды, госсанпиднадзора, центры медицины катастроф, с/х и продовольствия, АО (акционерных образований) на территории субъекта РФ).

силы и средства:

1. Экстренного реагирования:

– военнизированные, профессиональые пожарные части по охране городов, районных центров и населенных пунктов, объектов экономики;

– дежурные службы УВД и безопасности объектов экономики;

– силы и средства экстренной медицинской помощи;

– военизированные газоспасательные отряды (команды, подразделения);

– восстановительные и пожарные поезда железнодорожных станций;

– военизированные горноспасательные отряды (команды, подразделения);

– поисково-спасательные службы (ПСС);

– аварийные бригады АО, коммунальных и транспортных служб;

– специализированные и нештатные аварийно-спасательные подразделения городов, районов, объектов;

– спасательные станции государственной инспекции по маломерным судам.

       2. Наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасными объектами:

а) центры и лаборатории министерств и ведомств;

б) центры Ростехнадзора (Госсанэпиднадзора):

– области (края, республики);

– городов;

– районов.

в) лаборатории организаций и станции сельского хозяйства;

г) лаборатории объектов экономики;

д) посты входного контроля таможенного управления территории;

е) учреждения гражданской обороны территорий (лаборатории, посты РХН объектов экономики).

3. Надзорных организаций:

– управление государственной противопожарной службы МЧС;

– инспекция по надзору на железнодорожном транспорте;

– государственная инспекция рыбоохраны;

– государственная судоходная инспекция;

– таможенное управление;

– инспекция по надзору за радиационной безопасностью;

– инспекция Ростехнадзора РФ (котлонадзор, хранению и переработке зерен, газометаллургии, перевозкой опасных грузов, химической промышленности и др.);

– транспортная инспекция;

– государственная инспекция по маломерным судам.

4. Для наращивания усилий:

– малая и транспортная авиация организаций и территорий;

– невоенизированные формирования служб гражданской обороны;

– невоенизированные формирования гражданской обороны организаций и территорий;

– аэромобильные отряды совета РОСТО;

– силы и средства АО на территории субъекта РФ;

– подразделения ГО, МО, МВД.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением руководителя организации, главы администрации (председателя КЧС) соответствующего уровня (в пределах своей территории) может устанавливается один из следующих режимов функционирования соответствующей подсистемы (уровня) РСЧС:

а) режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;

б) режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

в) режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании подсистемы РСЧС являются:

В режиме повседневной деятельности:

– осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

– планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

– совершенствование подготовки органов управления по делам ГО ЧС, сил и средств к действиям ЧС, организации обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

– создание и выполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

– осуществление целевых видов страхования.

В режиме повышенной готовности:

– принятие на себя комиссией по ЧС непосредственного руководства функционированием звеньев соответствующей подсистемы РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

– усилие дежурно-диспетчерских служб;

– усилие наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

– принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

– приведение в состояние готовности сил и средств, уточнения планов их действий и выдвижения при необходимости в предполагаемый район ЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации:

– организация защиты населения (персонала объекта экономики);

– выдвижение оперативных групп в район ЧС;

– организация ликвидации ЧС;

– определение границы зоны ЧС;

– организация работ по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

– осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций и учреждений городских (районных) звеньев территориальной подсистемы РСЧС, на территории которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС.

Если масштабы ЧС таковы, что силами и средствами города (района) локализовать или ликвидировать ее невозможно, то КЧС города (района) обращается за помощью в комиссию по ЧС территориальной подсистемы, которая может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой ЧС и оказание необходимой помощи.

Общественные организации и объединения могут привлекаться к ликвидации ЧС под руководством соответствующего органа управления по делам ГО и ЧС при наличие у них соответствующей подготовки и документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ.

Гражданская оборона РФ

1. Задачи и структура ГО

       Гражданская оборона РФ, созданная в 1961 году в СССР и в настоящее время представляет “систему мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий” (ст.1 Закона “О Гражданской обороне” от 12.02.1998 г.). В мирное же время ее органы управления, силы и средства могут привлекаться для ликвидации ЧС (Закон “Об обороне РФ”).

       Исходя из той роли, которую должна решать ГО по защите населения и территории в военное время “Закон о ГО” определил основные задачи ГО:

       1. Обучение населения способам защиты о опасностей, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

       2. Оповещение населения об опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

       3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

       4. Представление населению, убежищ и средств индивидуальной защиты.

       5. Проведение мероприятий по световой маскировки и другим видам маскировки.

       6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.

       7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.

       8. Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

       9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.

       10. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведения других необходимых мероприятий.

       11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

       12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.

       13. Срочное захоронение трупов в военное время.

       14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

       15. Обеспечение постояной готовности сил и средств гражданской обороны.

       Гражданская обороны также решает и проводит мероприятия по защите животных и растений.

Принципы организации Го

       Гражданская оборона организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу.

       Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

       Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с:

– момента объявления состояния войны;

– фактического начала военных действий;

– введением Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Структура ГО

       Руководство ГО РФ осуществляет Правительство РФ. Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности НГО указанных органов и организаций.

       Руководство ГО на территориях субъектов в РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно Главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности НГО (начальником гражданской обороны).

       НГО несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и организациях, а в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право:

– вводить в действие соответствующие планы ГО;

– принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

– издавать приказы по вопросам ГО.

Обеспечение действий сил и мероприятий ГО организуется на основе указаний старшего НГО, его органы управления, решения НГО района (организации), исходя из наличия сил и средств, возможностей, времени и осуществляется службами ГО района, организации.

Одной из основных задач ГО является проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы объектов в условиях военного времени.

Под устойчивостью работы промышленного объекта понимают способность его в условиях военного времени выпускать продукцию в запланированных объеме и номенклатуре, а при получении слабых и средних разрушений или нарушений связей по кооперации и поставках восстановить производство в минимальные сроки.

Под устойчивостью работы объектов непосредственно не производящих материальные ценности, понимают способность их выполнять свои функции в условиях военного времени.

Повышение устойчивости работы объектов и отраслей экономики представляет собой большой и сложный комплекс мероприятий:

– инженерно-технических;

– организационных;

– технологических.

К инженерно-техническим относятся:

– строительство защитных сооружений для работающих и населения;

– усилие несущих конструкций зданий и сооружений (при проектировании);

– заглубление в грунт инженерных, энергетических и технологических конструкций;

– устройство металлических или железобетонных поясов зданий цехов;

– обсыпка грунтом невысоких сооружений;

– оборудование козырьков, сеток, шатров, шкафов для защиты уникального оборудования и КИП-ов;

– усилие конструкций емкостей для хранения АХОВ (ГСМ) и т.п.

Организационные мероприятия – заблаговременная разработка и планирование действий органов управления, служб и формирований ГО в условиях применения противником современных средств поражения.

К ним относятся:

– вывоз ценного оборудования в загородную зону, рассредоточение территориальных средств;

– эвакуация и рассредоточение населения, рабочих и служащих;

– снижение запасов АХОВ (ГСМ) и вывод их в загородную зону.

Технологическими мероприятиями осуществляется повышение устойчивости путем изменения технологического режима, исключающегося возможность вторичных поражающих факторов.

Силы гражданской обороны

       Для решения задач гражданской обороны создаются силы ГО в состав которых входят:

– войска ГО;

– гражданские организации ГО.

Для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ могут привлекаться ВС РФ, другие войска и воинские формирования в порядке, определенном Президентом РФ, а также профессиональные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.

Основными задачами сил ГО являются:

– проведение АСДНР, борьба с пожарами, обнаружение и обозначение районов, подвергшихся заражению, обеззараживание населения, техники, зданий, территории, срочное захоронение трупов;

– проведение работ по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении боевых действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное представление жилья и принятие неотложных мер;

– восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших от военных действий или вследствие этих действий;

– участие в выполнении других задач в области ГО (эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, обслуживание убежищ, выдача СИЗ, осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания экономики и выживания населения в военное время);

– организации наблюдения и контроля, обнаружение и обозначение границ районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

– выполнение комплекса мероприятий по предотвращению проведения террористических актов.

Войска ГО является составной частью сил ГО и подчиняются министру по ЧС РФ. На период проведения спасательных работ они по предназначению передаются в оперативное подчинение соответствующим начальникам ГО.

Наиболее многочисленным отрядом сил ГО являются гражданские организации ГО. Они создаются в областях, городах, районах и организациях.

Организации, создающие формирования ГО, определяются при наличии хотя бы одного из следующих условий:

а) принадлежность к категории опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности и опасных производственных объектов”;

б) присвоенная категория по ГО: особой важности, первой и второй категории;

в) размещение в зоне возможного опасного радиоактивного заражения, возможного катастрофического затопления;

г) продолжение работы в условиях военного времени.

Организация, создающие формирования ГО, определяются органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления на соответствующих территориях.

Общая численность л/с формирований ГО должна составлять 10–15% численности работающего персонала.

Объектовые формирования ГО создаются для проведения аварийно-спасательных работ и др. неотложных работ непосредственно в организациях, на базе которых они созданы. Они подчиняются соответствующим начальникам ГО и применяются по их решению.

Формирования ГО общего назначения предназначаются для выполнения аварийно-спасательных и др. неотложных работ в очагах поражения.

К ним относятся:

– сводные команды (группы);

– сводные команды механизации работ;

– спасательные команды (группы);

– разведывательные команды (группы, звенья).

Формирования служб ГО предназначаются для выполнения специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и др. неотложных работ, сцепления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий, а также самостоятельного выполнения задач ГО.

К ним относятся:

– команды (группы, звенья) связи;

– медицинские отряды (бригады, дружины), санитарные посты;

– противопожарные команды (отделения, звенья);

– инженерные команды (группы);

– аварийно-технические команды (группы);

– команды (группы) радиационной, химической, биологической защиты;

– команды (группы) обеззараживания и специальной обработки;

– посты радиационно-химического наблюдения;

– отряды общественного порядка;

– автомобильные, автотранспортные колонны;

– подразделения питания;

– группы подвоза воды;

– подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы;

– бригады (звенья) по защите с/х животных и растений.

Формирования комплектуются л/с из числа:

– мужчин в возрасте от 18 до 60 лет;

– женщин от 18 до 55 лет, за исключением:

а) военнообязанных, имеющих моб. предписание;

б) инвалидов I, II, III групп;

в) беременных женщин;

г) женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет;

д) женщин, получивших среднее высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

В состав объективных формирований зачисление граждан производиться приказом соответствующего руководителя организации.

Порядок применения формирований определяется планом ГО, в соответствии с их предназначением и сроками готовности.

 

 

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ГО ОРГАНИЗАЦИИ

 

 


Инженерная защита населения

Инженерная защита населения-комплекс мероприятий по предоставлению ЗС ГО при угрозе возникновения ЧС, с целью предотвращения или максимального снижения поражений (потерь).

Укрытие в ЗС ГО – основной способ защиты населения в условиях ЧС военного времени и один из способов его защиты при ЧС мирного времени.

 

Принята следующая классификация ЗС

По назначению:

- для укрытия людей;

- для размещения органов управления ГО (ПУ, УС, медицинских учреждений и т.д.)

По защитным свойствам:

- ЗС классифицируются на убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), простейшие укрытия.

По срокам строительства:

- ЗС могут быть построенными заблаговременно и быстровозводимыми.

По месту расположения:

- ЗС классифицируются: на встроенные и отдельно стоящие.

По обеспечению ФВ оборудованием:

- ЗС, обеспеченными ФВО промышленного изготовления;

- ЗС, обеспеченные простейшими ФВО.

Убежища

Убежищами называют ЗС герметичного типа, обеспечивающие коллективную защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов современного оружия, высоких температур, и ионизирующий излучений.

Обеспечивают непрерывное пребывание в них укрываемых не менее 2-х суток.

 

Характеристика убежищ:

КЛАСС УБЕЖИЩА А-1 А-П А-Ш

А-1 V

A- V

Избыточное давление во фронте ударной волны (Рф кгс/см2)   5   3

 

2

 

1

  0,5
Степень ослабления «А» 5000 3000

2000

1000

300
               

 

Убежище состоит из основных и вспомогательных помещений.

К основным относятся помещения для укрываемых людей, пункты управления, медпункты, лечебные учреждения. К вспомогательным ФВ помещения, санитарные узлы, защищенные ДЭС, электрощитовая, кладовые для хранения продовольствия, станция перекачки, балонная, тамбур-шлюзы, тамбуры.

Помещения для людей рассчитываются из норм площади пола и объема на одного укрываемого, норма площади пола – 0,5м2, объема – 1,5м3. Высоту помещений следует принимать в соответствии с требованиями использования их в мирное время, но не более 3,5м. Большое по площади помещение разбивается на отсеки вместимостью 50-75 человек. В помещении оборудуются двух или трехярусные нары-скамейки для сидения и полки для лежания. Площадь мест для сидений и лежания определяется из норм для одного укрываемого. Норма площади для сидения составляет – 0,45´0,45м, для лежания – 0,55м´1,8м. Соотношения мест для сидения и лежания при двухярустном расположении пар - 80% и 20%, при трехярусном – 70% и 30%. Каждое убежище имеет не менее двух входов, расположенных в противоположных сторонах, с учетом направления движения основных потоков укрываемых, а встроенное убежище должно иметь и аварийный выход. Входы в убежища оборудуются в виде двух шлюзов-камер (тамбуров), отделенных от основного помещения и перегороженных между собой герметическими дверями. Для убежищ вместительностью от 300 до 600 человек устанавливается однокамерный, а долее 600 человек – двухкамерный тамбур-шлюз. Снаружи входа устраивается прочная защитно-герметическая дверь, способная выдерживать давление ударной волны ядерного взрыва. Аварийный выход представляет собой подземную галерею с выходом на незаваливаемую территорию через вертикальную шахту, заканчивающуюся прочным оголовком. Аварийный выход закрывается защитно-герметическими ставнями, дверями и другими открывающимися устройствами, для отсекания ударной волны. В отдельно стоящих убежищах один из выходов, расположенных вне зоны возможных завалов, проектируют как аварийный. Аварийные выходы следует располагать выше уровня грунтовых вод. Выход убежища в подземную галерею должен оборудоваться защитно-герметическими ставнями, которые устанавливаются соответственно с наружной и внутренней стороны стены.

В фильтовентиляционной камере размещается фильтро-винтиляционный агрегат фВА-49 (фВК-1, фВК-2), обеспечивающий вентиляцию помещений убежища и очистку наружного воздуха. Система очистки воздуха в убежище работает, как правило в двух режимах: чистой вентиляции (7-20м3/час на человека) и фильтровентиляции (2м3/час – 5м3/час на человека). В первом режиме воздух очищается от грубодисперсной радиоактивной пыли, во втором – от остальных радиоактивных веществ, а также от ОВ и БС. Подача воздуха осуществляется по воздуховодам с помощью электроручного вентилятора.

Если убежище располагается в месте, где возможен пожар или загазованность территории ХОВ, должен предусматриваться режим полной изоляции помещений убежища с регенерацией воздуха в них.

Если убежище надежно загерметизировано, то после закрывания дверей, ставень и проведения фильтровентиляционного агрегата в действие, давление воздуха внутри убежища должно быть несколько выше атмосферного. Образуется так называемый подпор воздуха, который должен составлять 5мм водного столба тягонапора.

Помещения для дизельной электростанции располагается у наружной стены, а от других помещений отделяется несгораемой стеной, с пределом огнестойкости 1 час.

В убежище оборудуются различные инженерные системы. Электроснабжение обычно осуществляется от внешней электросети, а при возможности – от автономного источника, защищенной дизельной электростанции. На случай нарушения электроснабжения в убежище предусматривается аварийное освещение от переносных электрических фонарей, батарей, велогенераторов.

Убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления и репродуктором подключенным к районной или местной объектовой радиотрансляционной сети.

Водоснабжение и канализация убежища осуществляется на базе общих водопроводных и канализационных сетей. Помимо этого в убежище предусматривается создание аварийных запасов воды и приемники фекальных вод. Система водоснабжения в убежище может быть проточной, при этом расход воды на одного укрываемого в сутки составляет 25 литров. При отсутствии проточного водоснабжения убежище оборудуется емкостями для воды, которые в мирное время содержатся сухими.

В период угрозы нападения противника, емкости наполняются. При этом расход воды составляет 3 литра в сутки на одного укрываемого.

В убежище предусматривается отопление. Оно осуществляется от общей системы отопления зданий. В помещении убежища размещается комплект средств для ведения химической и радиоактивной разведки, защитная одежда и противогазы, аварийный запас инструмента и документация.

Кроме убежищ, построенных заблаговременно, предусматривается строительство быстровозводимых убежищ в угрожаемый период. Они возводятся в короткие сроки (в течении нескольких суток) из железобетонных сборных конструкций и лесоматериалов. Вместимость БВУ от 30 до 200 человек. Как заблаговременно построенные убежища БВУ должны иметь помещения для укрываемых, места для размещения ФВО, санузлы, места для аварийных запасов воды, входы и аварийные выход. В убежищах небольшой вместимости санузел и емкости для отбросов размещены в тамбуре, баки с водой – в помещении для укрываемых. Внутреннее оборудование БВУ включает средства воздухозабора, шлаковые, матерчатые фильтры, баки для воды, емкости для отбросов, средства защиты воздухозаборных и вытяжных отверстий, а также нары и скамьи для укрываемых. Вентиляция БВУ обеспечивается по двум режимам: чистой вентиляции и фильтровентиляции. Для проникновения ударной волны применяются упрощенные защитные секции, деревянные и металлические дефлекторы. Объекты, на которых запланировано строительство БВУ, должны быть обеспеченны типовыми проектами быстровозводимых убежищ и учетной карточкой.

В учетной карточке указывается количество строящихся БВУ, их вместительность, выделяется рабочая сила от объектов и строительная организация, и введение техники и основных строительных материалов и сроки строительства убежищ. На основании каталога проектов БВУ и учетной карточки на объектах составляют планы строительства БВУ. В планах указываются должностные лица, ответственные за строительство каждого БВУ. Планы должны быть согласованны с предприятиями-поставщиками, строительно-монтажными и транспортными организациями.

                                    ПРОТИВОРАДИАЦИОЫЕ УКРЫТИЯ

Противорадиационные укрытия (ПРУ) защищают людей от внешнего гамма-излучения и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания, на кожу и одежду, а также от светового излучения. При соответствующей прочности ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной волны ЯВ и обломков разрушенных зданий.

Характеристика ПРУ:

Группа пру П-1 П-2 П-3 П-4 П-5 П-6 П-7
Избыточное давление во фронте ударной волны (Pф кгс/см2)   0,2   -   0,2   -   -   -   -
Коэффициент защиты (Кз) 200 200 100 100 50 20 10

 

Защитные свойства ПРУ от радиоактивного излучения оценивают коэффициентом защиты, который показывает, во сколько раз мощность дозы ионизирующего излучения на открытой местности и на высоте одного метра больше мощность дозы ионизирующего излучения в укрытии.

Коэффициенты защиты от ионизирующих излучений:

ПРУ устраивают с учетом наибольшего коэффициента защиты.

Они образуются прежде всего в подвальных помещениях зданий и сооружений. Вместимость ПРУ в зависимости от площади помещений укрытия может быть более 50 чел. В ПРУ предусматривается основные и вспомогательные помещения. К основным относятся помещения для укрываемых, а к вспомогательным: санузлы, вентиляционные камеры и т.д. Площадь помещения для размещения людей рассчитывается исходя из норм на одного укрываемого – 0,4-0,5 м2. В ПРУ вместимостью более 300 чел. предусматривают вентиляционные помещения, размер которых определяется габаритами оборудования. В укрытиях вместимостью менее 300 чел. вентиляционное оборудование допускается размещать непосредственно в помещениях для укрываемых. В ПРУ оборудуются не менее 2-х входов, расположенных в противоположных сторонах, под углом 30 градусов друг другу. Во-вторых установлены обычные двери, уплотняемые в местах примыкания к дверным коробкам.

В Загородной зоне под ПРУ в первую очередь приспосабливают подполья и подвалы жилых домов и зданий различного назначения, погреба, овощехранилища и др. Приспособление под ПРУ любого пригородного помещения сводится в основном к выполнению работ по повышению его защитных свойств, герметизации, устройству простейшей вентиляции. Защитные свойства повышаются увеличением толщины стен, перекрытий, дверей задвижкой окон и др. элементов. Для этого снаружи вокруг стен, выступающих выше поверхности земли, устраивают грунтовую подушку, засыпают окна и дверные проемы, перекрытия засыпают грунтом. Для герметизации помещений, предназначенных для защиты людей, тщательно заделывают все трещины, щели, места ввода отопительных и водопроводных систем. Двери обивают войлоком, рубероидом, а края – пористой резиной. Подготовленные таким образом двери должны быть плотно закрыты.

ЗС в мирное время могут быть использованы под:

 санитарно-бытовые помещения; помещения культурного обслуживания; производственные помещения, где нет выделение вредных веществ; помещения деж. бригад; гаражи легковых автомобилей; складские помещения; спортивных помещений; вспомогательные помещения.

Заполнять ЗС не табельным имуществом разрешается 40% площади основных помещений.

В мирное время ЗС используется для защиты людей при авариях и катастрофах на радиационно и химически опасных объектах, стихийных бедствиях.

В местах вероятной сильной загазованности вредными веществами, предусматривается режим полной изоляции с регенерацией воздуха с помощью регенеративных установок РУ-150/6; РП-100, баллонов с кислородом и сжатым воздухом. Мощность средств регенерации обеспечивается пребывание людей в постоянном объеме в течении 6 час. Время приведения в готовность и заполнение убежищ 30 минут.

Перевод помещений, используемых в мирное время, на режим ЗС осуществляется начальника ГО объекта в определенные им сроки (не более 12 часов) формированиями ГО по обслуживанию данного сооружения.

ПРОСТЕЙШИЕ УКРЫТИЯ

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.143 с.)