Тема 4 . Размещение производственного сектора экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4 . Размещение производственного сектора экономики



 

1.Сущность и принципы размещения предприятий производственного сектора экономики.

2.Основные факторы размещения производственного сектора.

3.Группировка отраслей исходя из влияния этих факторов.

4.Выбор и экономическое обоснование района, пункты, района и площадки строительства предприятия.

 

1. Размещение производственного сектора – одна из форм общественного разделения труда, которая выражается в пространственном распределении предприятий и отраслей по территории страны, в формировании и развитии производственных комплексов.

Важнейшими принципами размещения производственного сектора являются:

- приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии;

- приближение производства к районам потребления готовой продукции;

- рациональное разделение труда между экономическими районами страны – это означает, что промышленность каждого района должна развиваться с учетом природных, исторических и экономических условий, а это предполагает оптимальное сочетание специализации районов с комплексным развитием их хозяйства.

2. Размещение производства должно осуществляться с учетом следующих факторов:

- природно-географические факторы, которые характеризуют практическую возможность размещения конкретных производств в данном регионе (т.е. наличие в регионе сырьевых, топливных, энергетических, водных, лесных ресурсов (полезных ископаемых), а также климатические условия);

- демографический фактор – наличие в регионе трудовых ресурсов (плотность населения, миграция и т.д.);

- направления НТП;

- транспортный фактор – уровень развития транспортных связей;

- социально-экономические факторы – трудоспособность населения, зашита окружающей среды, улучшение условий труда, жилищных условий, повышение уровня здравоохранения и образования и т.д.

3. В зависимости от особенностей и преобладающего влияния того или иного фактора на размещение отрасли они делятся на следующие группы:

1) отрасли, тяготеющие преимущественно к источникам сырья (добывающая отрасль, отрасли перерабатывающие многотоннажное сырье: цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, сахарные, консервные, хлопкоочистительные предприятия. В эту группу входят все отрасли с высокими нормами расхода сырья на единицу готовой продукции, а масса последней составляет лишь незначительную долю основного сырья.

2) отрасли, предприятия которых расположены в районах потребления готовой продукции. Эту группу составляют предприятия, вырабатывающие грузоемкую продукцию: строительные материалы, железобетон, т.е. предприятия, масса готовой продукции которых значительно превышает массу исходного сырья на ее изготовление (хлебопекарная, пивоваренная промышленность).

3) отрасли, предприятия которых приближены к районам концентрации трудовых ресурсов. Эту группу составляют трудоемкие отрасли. Чем выше трудоемкость, тем сильнее зависимость размещения отрасли от географии трудовых ресурсов. В крупных городах располагаются предприятия точного машиностроения, приборостроения, электронной промышленности и т.д.

4) отрасли, расположенные в районах дешевой э/энергии. Эту группу образуют энергоемкие производства, которые отличаются высокой долей энергетических затрат в себестоимости продукции (производство алюминия, ферросплавов, цветных металлов методом электролиза, магния, титана, синтетических волокон, пластмасс, каучука).

5) отрасли, тяготеющие к источникам топлива. Эту группу объединяет топливоемкие производства, тяготеющие к источникам топлива (тепловые э/станции, ряд отраслей химической промышленности.

6) отрасли, предприятия которых не имеют ярко выраженной ориентации. В эту группу входят предприятия, на которых масса готовой продукции и исходного сырья примерно совпадает (мукомольная, хлопкопрядильная, сахарорафинадная, молочная).

    4. Проблема выбора наилучшего месторасположения предпри­ятия может решаться внутри страны - региональный или локальный уровень, либо выбор касается пространственного размещения отдельных под­разделений внутри фирмы.

Задача выбора нового месторасположения решается в четы­ре этапа:

1) определяются минимальные требования (например, отно­сительно климатических условий, наличия транспортных комму­никаций и т.д.);

2) исследуются возможные места (варианты) размещения, ко­торые удовлетворяют минимальным требованиям;

3)для каждого из альтернативных мест определяются затра­ты и результаты;

4) выбирается то месторасположение, где зависящие от него
результаты в наибольшей степени превышают соответствующие затраты.
 Практическая реализация этого, на первый взгляд, нехитро­го алгоритма в действительности связана с большими информа­ционными трудностями.

Во-первых, следует определить, какими показателями должен измеряться выбор.

Во-вторых, решение о выборе месторасположения принима­ется на много лет вперед. Цикл жизни предприятия может дости­гать 10-20 лет и более.

В-третьих, в некоторых случаях для выбора места размеще­ния предприятия либо его филиала имеется большое количество приемлемых альтернатив, перебор и попарно сравнение, кото­рых чрезвычайно затруднительны. Для решения подобных задач разработан специальный математический аппарат в виде мето­дов линейного программирования, позволяющих осуществить оптимальный выбор. При выборе места на основании экономического критерия выделяют следующие факторы:

 - Наличие источников энергии и источников сырья.

- Затраты на рабочую силу.

 Сбытовые расходы особенно важны для торговых предпри­ятий. При этом при расположении торговых точек руководству­ются следующими принципами:

1) розничная торговля товарами повседневного спроса тяго­теет к покупателю;

2) торговля мебелью и другими товарами эпизодического спро­са обычно осуществляется на окраинах города (такое размеще­ние требует меньших затрат на аренду и ввиду эпизодичности покупок не создает для клиента существенных трудностей);

3) магазины мелкооптовой торговли в виде складов чаще раз­мешают в пригородах. Это позволяет сократить арендную пла­ту.

 

Тема 5. Специализация и кооперирование в производственной сфере

1.          Сущность специализации производства, направления, формы специализации промышленного про­изводства.

2.          Показатели уровня специализации промышленного производства.

3.          Экономическая эффективность специализации и методика ее определения.

4. Сущность кооперирования, его формы.

5. Основные показа­тели уровня кооперирования. Виды производственно-экономических связей между промышленными предприятиями.

6. Экономическая эффективность кооперирования.

 

1. Специализация производства – это процесс обособления отдельных отраслей и производств, изготовляющих определенные виды продукции.

Различают специализацию промышленности, предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация промышленности выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

Специализация предприятия и его отдельных производственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ.

Процесс специализации в промышленности осуществляется по следующим направлениям:

1) создание или выделение отраслей и предприятий, специализированных на выпуске определенных готовых изделий;

2) расчленения процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обособленного производства отдельных частей этого продукта;

3) выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных технологических операций (стадий).

В соответствии с названными направлениями имеется три формы специализации производства: предметная, подетальная, технологическая.

- предметная охватывает предприятия и отрасли, выпускающие какой-либо вид законченной однородной продукции (автомобили, трактора, станки, турбины);

 - подетальная присуща отраслям, выпускающим отдельные узлы или части продукции, поступающие на предметно-специализированные предприятия для комплектации основного вида продукции;

- технологическая – характерна для предприятий, производящих материалы, полуфабрикаты и выполняющих отдельные технологические операции.

В машиностроении развита функциональная специализация – когда в самостоятельные выделяются вспомогательные и обслуживающие производства.

В промышленном производстве различают в зависимости от объекта специализации следующие ее формы: зональную, хозяйственную и внутрихозяйственную. Зональная специализация — это производ­ственное направление производства зоны, области, райо­на. Она характеризует состав главных, дополнительных и подсоб­ных отраслей, их сочетание и количественное соотношение. Зональ­ная специализация отражает территориальное размещение промышленного производства. Хозяйственная специализация показывает, какую главную товарную продукцию производит непосредственно, определяет производствен­ное лицо каждого товаропроизводителя. По технологическому признаку выделяют отраслевую и внутри­отраслевую специализацию. Специализацию, при которой промышленность выполняется весь технологический цикл вплоть до получения готовой продукции, называют отраслевой. Внутриот­раслевая специализация основана на расчленении отдельных стадий между отдельными подразделениями крупных предприятий. При этом каждое из них не осуществляет всего закончен­ного цикла производства. По уровню специализации производства можно вы­делить следующие виды:

1. Узкоспециализированное (удельный вес товарной продукции главной отрасли — 80 -90%) —предприятия, имеющие одну главную отрасль и производящие один вид товарной продукции или сопряженную продукцию одной отрасли. Узкая специали­зация возможна на таких видах продукции, технология производства которых позволяет более или менее равномерно в течение года использовать помещения, машины, оборудование и рабочую силу.

2. Хозяйства углубленной специализации (удельный все товар­ной продукции главной отрасли — 70—80%), имеющие от двух до трех товарных отраслей и столько же дополнительных.

3. Многоотраслевые - которые не получили четко выраженной специализации и имеют несколько главных и дополни­тельных отраслей (удельный вес продукции главной отрасли — до 50%). В них низок уровень концентрации производства, размеры отдельных отраслей недостаточны для осуществления комплексной механизации производства и применения наиболее совершенной технологии.

 

2. Уровень специализации промышленных предприятий характеризуются такими показателями, как:

1) удельный вес основной профильной продукции в общем объеме ее выпуска;

2) уровень оптимальности объема производства однородной продукции (коэффициент оптимальности, который равен отношению фактического объема однородной продукции к оптимальному объему ее выпуска)

3) удельный вес массовой и крупносерийной продукции в общем объеме производства;

4) удельный вес стандартных, унифицированных частей в общем числе изготовляемых деталей или узлов;

5) удельный вес специального и другого высокопроизводительного оборудования в общем парке станков завода;

6) количество специализированных цехов, производственных участков, поточных линий;

7) коэффициент серийности по основным производственным подразделениям предприятия.

 

3. Для определения экономической эффективности специализации используются три основных показателя:

1) экономия текущих затрат на производство продукции и транспортных расходов на ее доставку потребителям.

2) Экономия капитальных вложений и срок их окупаемости.

3) Годовой экономический эффект от специализации производства продукции.

                                     Э = [(С11) – (С2 + Т2)] х В,                                                        (1)

где Э – условно-годовая экономия на текущих затратах от проведения специализации;

С1 и С2 – полная заводская себестоимость единицы продукции до и после специализации;

Т1 и Т2 – транспортные расходы по доставке готовой продукции потребителям, приходящиеся на 1 продукции до и после специализации;

В – годовой выпуск продукции после проведения специализации.

                                                Ток = К/Э,                                                                              (2)

где Ток – срок окупаемости кап.вложений;

К – объем кап.вложений в основные фонды;

Э – условно-годовая экономия в связи с проводимой специализацией.

Ээ= Э – Ен х К, (3)

где Ээ – годовой экономический эффект от специализации производств а продукции;

Ен – нормативный коэффициент эффективности;

К – капиталовложения, необходимые для осуществления специализации.

 

4.Под кооперированием понимают планово-организационные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции. Являясь следствием развития специализации, производственное кооперирование характеризуется постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением технических условий предприятий-смежников.

В промышленности кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному признаку.

       По отраслевому признаку различают внутриотраслевое кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое – если оно имеет место между предприятиями разных отраслей.

       По территориальному признаку кооперирование делится: на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и межрайонное – между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.

       В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:

1) Предметное (или агрегатное) кооперирование – это такой вид производственных связей, когда головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других предприятий готовые агрегаты (моторы, генераторы, насосы, компрессоры и др.), идущие на комплектование продукции этого завода.

2) Подетальное кооперирование, когда предприятия-смежники поставляют головному заводу детали и узлы (карбюраторы, радиаторы, поршни и др.), для выпуска готовой продукции. Эта форма кооперирования присуща многим отраслям производства, и прежде всего машиностроению, деревообрабатывающей, текстильной и обувной промышленности.

3) Технологическое (или стадийное) кооперирование проявляется в поставках одних предприятий другим определенных полуфабрикатов или в выполнении для них отдельных операций, связанных с обработкой выпускаемых изделий.

 

5. Уровень производственного кооперирования характеризуется следующими показателями:

1) коэффициент кооперирования, или удельный вес покупных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции отрасли или предприятия.

2) Количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия.

3) Соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок.

4) Доля предметного, подетального и технологического кооперирования в общих кооперированных поставках.

5) Средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.

 

  1. Эффект от кооперирования может быть получен при условии, если поставляемые заготовки, полуфабрикаты, детали и узлы лучшего качества обходятся потребителю дешевле, чем при собственном их производстве, а также если они поставляются комплектно, в необходимом количестве и в установленные сроки. Эффективность кооперирования во многом зависит также от правильного определения радиуса перевозок. Экономия от производственных кооперированных связей определяется по формуле:

                                                      Эк = С – (Ц+Тр) х В,

где С – полная заводская себестоимость изделия, Ц – оптовая цена, по которой это изделие будет поступать от специализированного предприятия;

Тр – транспортные расходы,

В – количество изделий, получаемое по кооперации в планируемом году.

Тема 6. Концентрация производства и размеры предприятий в производственной сфере

1. Сущность, виды и формы концентрации производства.

2. Показате­ли уровня концентрации производства.

3. Экономические преимуще­ства и недостатки концентрации производства.

4. Определение оптимальных размеров предприятий.

 

1. Концентрация любого производства представляет собой про­цесс его укрупнения, сосредоточения ресурсов и получения большого количества продук­ции в одном месте. Концентрация производства, будучи объектив­ной закономерностью его развития, является отражением научно-технического прогресса.

В концентрации производства проявляется действие экономиче­ского закона превосходства крупного производства перед мелким. В крупных производствах улучшаются условия использования трудовых ресурсов, а также сбыта продукции и материально-технического обеспечения. С ростом размеров предприятий пропорционально уменьшаются по­стоянные расходы в расчете на единицу производимой продукции, повышаются уровень товарности, возможности сниже­ния издержек производства продукции и роста ее доходности.

Различают концентрацию абсолютную и относительную.

Абсолютная – проявляется в укрупнении размеров предприятия.

Относительная – проявляется в распределении общего объема производства отраслей между предприятиями разного размера.

Концентрация производства может осуществляться в трех формах:

1) концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа.

2) Концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях.

3) Концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.

В зависимости от того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства, различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию.

Агрегатная – это увеличение единичной мощности оборудования, т.е. рост максимальной для данного уровня развития техники производительности машин и агрегатов и увеличение доли оборудования большой мощности в общем их числе или объеме вырабатываемой продукции.

Технологическая – выражается в укрупнении цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники, так и путем увеличения количества однотипного оборудования.

Заводская – выражается в увеличении размеров предприятий и наиболее сложна.

Организационно-хозяйственная – выражается в создании производственном и административном объединении мелких предприятий – это централизация управления.

В связи с этим концентрация в производстве осуществляется путем централизации, комбинирования и кооперирования. При централизации происходит объединение мелких в более крупные.

1. В условиях рыночной экономики увеличение масштабов производства в процессе концентрации осуществляется по следующим направлениям;

1) горизонтальная интеграция – слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;

2) вертикальная интеграция – комбинация разноотраслевых компаний, производство которых связано единой технологической цепью.

3) Комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

2. Показатели, характеризующие уровень концентрации производства являются:

1) объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;

2) удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями;

3) удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;

4) удельный вес численности ППП персонала в общей их численности;

5) удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях;

6) удельный вес потребления э/энергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью.

 

3.Экономические преимущества   концентрации производства:

А) Концентрация производства является обязательной предпосылкой развития НТП, так как в крупном производстве существует большая возможность для внедрения прогрессивных технологий, а также возможность соединения науки с производством (создание научно-исследовательских лабораторий, конструкторских бюро и т.д.);

Б) в условиях концентрации производства наиболее эффективно используются высокопроизводительные машины и оборудование;

В) в условиях концентрации производства происходит рост производительности труда;

Г) в условиях концентрации производства есть возможность для организации ресурсосберегающего производства;

Д) при увеличении объемов производства за счет сокращения удельного веса постоянных расходов происходит непропорционально меньший рост издержек, вследствие чего увеличивается рентабельность высококонцентрированного производства.

Недостатки концентрации производства:

А) необходимость привлечения значительных инвестиций для сооружения крупных предприятий, продолжительный срок их строительства и освоения мощностей;

Б) неизбежное усложнение процесса управления при возрастании масштабов предприятия;

В) возможность увеличения транспортных расходов на доставку сырья, материалов к предприятию и отправку готовой продукции потребителям;

Г) повышение нагрузки на окружающую природную среду вследствие значительного увеличения выбросов и сбросов;

Д) возможность монополизации производства определенных видов продукции

Е) если укрупнение производства происходит без достаточ­ного учета конкретных условий - специализации, техники, техно­логии, возможностей управления и др., то оно может дать отрица­тельные результаты.

 

4. Процесс рационализации промышленного производства осуществляется неуклонно. Каждому уровню развития производительных сил производства соответствуют свои определенные размеры отрасли промышленности. Поэтому проблема установления рационального размера отрасли промышленности всегда сохраняет свою актуальность. Рациональным размером является такое, которое при определенной специализации и интенсивности, достигнутом уровне механизации производства и наличных трудовых ресурсах обеспечивает наиболее эффективное сочетание и использование всех факторов производства и получение максимума продукции при наименьших затратах труда и средств.

При разработке рационального размера весьма важным является выбор показателей. Основным показателем, характеризующим действительный размер, является объем и стоимость валовой продукции отрасли, среднегодовая численность ППП и среднегодовая стоимость основных фондов.

При установлении размеров пока­затель валовой продукции недостаточен, так как объем продукции в промышленном производстве — величина весьма изменчивая и зависит от эффективнос­ти использования. Согласно бытовавшим в недалеком прошлом теориям развития промышленного сектора экономики должно идти в направлении укруп­нения: в развитых странах от мелких к крупным производствам. В экономической литературе долгие годы фетишизировалось крупное производство, оно и только оно отождествлялось с плановым способом производства.

 Оптимальный размер предприятия должен обеспечить минимум затрат или максимум прибыли, расчитанных по формулам:

Тс + С + Тп + К х Ен => минимум, П => максимум,

Где Тс – затраты на доставку сырья для перерабатывающего предприятия;

С – затраты на производство, т.е. себестоимость продукции;

Тп – затраты на доставку готовой продукции до потребителей;

К – капитальные затраты, необходимые для создания нового или реконструкции действующего предприятия;

Ен – нормативный коэффциент эффективности;

П – прибыль предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.067 с.)