Вопрос 2. Понятие и виды брака 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Понятие и виды брака



По словам Модестина, брак представлял собой «conjunction maris et feminae, cjnsortium omnis vitae, divini et humani juris communication» (союз мужа и жены, объединение всей жизни, общность божественного и человеческого права). В действительности, однако, эта явно идеалистическая формулировка маскировала полнейшее подчинение жены власти мужа, лишь с течением времени постепенно уступившее место признанию личной и имущественной самостоятельности жены. Уже отмечалось, что в древнейвшую эпоху правосубъектность жены всецело поглощалась правосубъектностью мужа, а жена, находясь в положении дочери, была совершенно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как личного, так и имущественного статуса жены.

В личном смысле от мужа зависела судьба жены. Он мог продать жену в рабство, а если она без его ведома покидала дом — истребовать ее от любого лица по такому же иску, как обеспечивающему возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже к ее родителям, поскольку замужество сопровождалось разрывом агнатских связей женщины с ее кровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьей мужа.

Идея безграничной мужней власти пронизывала и имущественные отношения супругов. В семье был один субъект имущественных прав — муж, которому принадлежало имущество, не только нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, а также подаренное ей отцом по случаю выхода замуж.

Причиной имущественного бесправия жены служило то обстоятельство, что со вступлением в брак она становилась persona alienijuris (подчиненной) и в этом качестве  своего имущества иметь не могла. Даже если муж выделял ей что-либо для практически самостоятельного распоряжения, это считалось всего лишь пекулием. Имущество после смерти мужа жена наследовала в последнюю очередь. Описанная власть мужа над женой называлась тапи s, в связи с чем и сам брак, при котором жена подчинялась этой власти, известен под названием брака с мужней властью — сит тапи mariti. Брак сит тапи mariti был, однако, характерен лишь для древнейшего периода римской истории. Развитие товарно-денежных отношений, постепенно расшатывавшее патриархальные устои римской семьи и, как уже отмечалось, со временем обусловившее личную и имущественную самостоятельность детей, таким же образом отразилось и на отношениях между супругами.

Брак сит тапи mariti начал вытесняться браком siпе тапи — без мужней власти. По своим основным прйнципам этот брак являл собой полную противоположность браку сит тапи mariti. Вступление в такой брак не влекло изменения правосубъектности женщины. Она сохраняла статус persona sui juris (если имела его раньше) либо продолжала подчиняться отцовской власти. При этом кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу теперь никакая власть над женой уже не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридически равными субъектами. Муж, в частности, не вправе был обязать жену, покинувшую его дом, вернуться против ее воли. И хотя именно он окончательно решал ряд вопросов семейной жизни, какого бы то ни было подобия тапи s у него больше не было.

Начало юридического равенства супругов при браке s iпе тапи проявлялось в их имущественных отношениях. Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежавшее ей до брака, но и приобретенное в период семейной жизни (в порядке наследования, дарения и т.д.). Во избежание узурпации одним супругом прав на имущество другого дарение между супругами (donations inter uxorem) было запрещено. За отмеченным изъятием мужу и жене дозволялось заключать между собой любые договоры, а в случае возникновения имущественных споров — предъявлять друг другу иски (кроме бесчестящих).

Цели создания известных гарантий имущественных интересов жены отчетливо прослеживаются в развитии правового режима приданого (dos). Речь идет об имуществе, предоставляемом мужу отцом жены (dos profectitia) либо самой женой (dooos adventitia), если к моменту вступления в брак она не подчинялась ра triа ро t е st а s, и предназначенном для участия в покрытии общесемейных расходов, вообще говоря, возлагавшихся на мужа.

Вопрос 3. Заключение и прекращение брака

В то же время, с одной стороны, брак сит тапи mariti и брак s iпе тапи различались не только по характеру взаимоотношений между супругами, но и по порядку заключения; с другой, — заключение брака в любой форме предварялось наличием определенных условий:

1. Достижение брачного возраста (для мужчин — 14, для женщин — 12 лет).

2. Согласие paterfamilias для жениха и невесты, если они состояли под patria potestas.. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна, так как в течение длительного периода римской истории женщины подлежали пожизненной опеке. Однако со временем, по мере постепенного признания личной и имущественной самостоятельности детей, для заключения брака наряду с согласием paterfamilias стали требовать и согласия самих (подвластных) брачующихся, причем в последующем именно этому согласию придается уже основное значение, с тем, что согласие paterfamilias, если последний не дает его добровольно, могло быть получено при посредстве магистрата, а в ряде случаев жених и невеста вовсе обходились без такого согласия (когда его получение было объективно невозможным ввиду безвестного отсутствия paterfamilias или нахождения его в плену).

3. Брачующиеся не должны были состоять между собой в близких степенях родства или свойства. Следует отметить, что если мужчина и женщина вступали в фактические брачные отношения с намерением создать семью, а по закону не имели на это права (например, между вольноотпущенницей и сенатором), то возникал так называемый конкубинат — сожительство, дозволенное римским законодательством (римским законодательством допускалось сожительство (конкубинат) как до официального заключения брака, так и в браке). Дети, рожденные в конкубинате (liberi naturalesi), приобретали по общему правилу статус матери, а не отца, хотя не становились для него юридически посторонними, как внебрачные дети (sри rii). Последние считались вовсе не имевшими отца, поскольку согласно древнеримским воэзрениям «pater vero is est, quern nuptial demonstrant» (отец — тот, на кого указывает факт брака). Между тем liberi naturalesi при известных условиях имели право на получение от отца содержания и могли наследовать часть его имущества, а будучи узаконены отцом, полностью попадали под его patria potestas и получали все права законнорожденных детей.

Брачный союз прекращался в связи:

· со смертью одного из супругов;

· с утратой свободы одним из супругов;

· с разводом и т.д.

В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному желанию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака. Это привело к тому, что браки очень часто стали распадаться. В связи с этим в эпоху империи был принят ряд законов, направленных на предотвращение разводов и укрепление семьи. Так, одностороннее заявление о расторжении брака допускалось только в том случае, если оно было обоснованным (например, неверность супруга, неспособность к семейной жизни, насилие супруга и т.д.). Кроме того, закон (Lex Julia et Papia Popped) обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин — с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие.

К сожалению, данные меры не способствовали уменьшению числа разводов и поэтому оказались неэффективными.

Вопрос 4. Отношения детей и родителей.
                      Установление и прекращение отцовской власти

Самостоятельным лицом был только отец; сыновья и дочери были лицами чужого права. Подвластный сын имеет и libertas (свободу), и ivitas (римское гражданство). В области публичного права он стоит наряду с отцом, может занимать публичные должности (только не может быть сенатором), но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом независимо от возраста, даже когда он состоит в браке и имеет своих детей. Отцовская власть возникает с рождением ребенка от данных родителей в законном браке, а также путем узаконения или усыновления. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины. Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Узаконение могло быть произведено:

а) последующим браком родителей внебрачного ребенка;

б) путем получения соответствующего императорского рескрипта;

в) путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери путем выдачи замуж за члена муниципального сената. Усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом и было двух видов:

· arrogatio — если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью;

· adoptio — если усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью.

Необходимые условия усыновления:

o усыновлять может, как правило, только мужчина (женщина — в виде исключения, именно если она до усыновления имела детей и их потеряла);

o усыновитель не должен быть подвластным (должен быть ре rs опа sиi iи ri s);

o усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше чем на 18 лет (по мнению римских юристов, “усыновление подражает природе”).

Первоначально отец распоряжался жизнью и смертью своих детей (jus vitaeac necis), будучи вправе выбросить новорожденного ребенка (liberum repudiare), либо уже вне зависимости от возраста продать в рабство (transTiberim), или лишить жизни. Впрочем, эта «самодержавная» власть очень рано начинает подвергаться ограничениям, со временем все более значительным (будто бы еще Ромул запретил выбрасывать новорожденных).

Недолго просуществовало и право отца продавать детей в рабство. Одним из способов освобождения из-под власти отца была троекратная продажа сына и однократная — дочери (продажа была не реальной, а являла собой совокупность действий(ритуальных), представлявших фиктивную продажу). Взамен права лишить детей жизни отец признавался обязанным отдать виновного во власть магистрата, а затем убийство сына (дочери) и вовсе было объявлено преступлением. В конце существования Римской империи детям дозволялось даже жаловаться магистрату на чрезмерную строгость отца, и если жалоба подтверждалась, отца обязывали освободить детей от своей власти.

Не менее обширна власть домовладыки над детьми и в имущественной сфере: все приобретенное детьми становилось имуществом отца. В последующем имущественная самостоятельность детей стала все более прогрессировать. Так, ориентировочно в период правления Августа (I в. до н.э.) имущество, полученное сыном от родственников по случаю поступления в армию, а также приобретенное на этой службе (в виде жалованья или военной добычи), уже именовалось peculium castrense (военный пекулий) и считалось принадлежащим исключительно сыну, который мог им распоряжаться по собственному усмотрению, в том числе завещать.

Практически, таким образом, peculium castrense был по сути дела собственностью сына, и единственный рудимент пекулия в строгом смысле слова состоял в том, что при отсутствии завещания имущество умершего сына, составлявшее peculium castrense, всегда переходило к pater familias в том же порядке, что и обычный пекулий. В таком виде peculium castrense просуществовал до Юстиниана, полностью распространившего на это имущество нормы о наследовании.

Со временем к peculium castrense было приравнено имущество, заработанное сыном на любой службе вообще (государственной, духовной), а также полученное в виде вознаграждения за адвокатские услуги и т.п. Все это, считаясь peculium quasi castrense, находилось в полном распоряжении сына. Несколько позже дети объявляются собственниками имущества, наследуемого ими после смерти матери (bona materna) и родственников по материнской линии (bona materni generis), либо полученного в дар от матери и ее родственников, а при Ютиниане было установлено правило, согласно которому сыну принадлежало уже все приобретенное им имущество, за исключением купленного на средства отца. Последнее становится собственностью pater familias, а в отношении имущества детей он имел лишь право пользования. Прекращалась patria potestas:

· со смертью отца;

· с утратой им или подвластным свободы или римского гражданства;

· со смертью подвластного;

· с лишением домовладыки прав отцовской власти (например, за то, что он оставил подвластного без помощи);

· приобретением подвластным некоторых почетных званий.

Однако отец мог освободить детей от patria potestas и по своей воле посредством эмансипации (emancipatio), т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. Форма emancipatio на протяжении исторического развития римского государства претерпела существенную эволюцию. Вначале она выражалась в фиктивной троекратной продаже сына или однократной продаже дочери покупателю, который тотчас освобождал подвластного. В результате последний становился persona sui juris и отец утрачивал над ним patria potestas; будучи вправе пользоваться половиной его имущества.

В праве юстинианового времени эмансипация совершалась:

· получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда;

· заявлением домовладыки, также заносившимся в судебный протокол;

· фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

Эмансипация могла быть отменена ввиду неблагодарности эмансипированного в отношении прежнего домовладыки, например нанесения тяжких обид.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.017 с.)