Характерные проблемы бюджетирования в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные проблемы бюджетирования в России



Предприятия, пытающиеся внедрить у себя систему бюджетирования, сталкиваются с рядом проблем:

1. Отсутствие четкого понимания возможностей бюджетирования и его назначения. Генеральный директор, аккумулирующий на себе решение традиционно широкого (слишком широкого) круга вопросов, зачастую не представляет, насколько значительны возможности управления по бюджету;

2. Вследствие отсутствия определенной стратегии нет увязки бюджетов с целями предприятия. Подавляющее большинство российских предпринимателей отказываются от формулирования логической цепочки — миссии, целей, стратегии — как от пустой и бесполезной траты времени и сил.

3. Недостаточная регламентированность процедур планирования, учета и анализа. Формализация процесса управления никогда не была сильной чертой российских менеджеров.

4. Отсутствие достаточно квалифицированных специалистов в области бюджетирования.

5. Фрагментарность бюджетирования (например, разработка только бюджета движения денежных средств). Во-первых, это объясняется простой экономией ресурсов, т.к. для внедрения полной системы бюджетирования их потребуется гораздо больше, чем при внедрении, например, только бюджета движения денежных средств. При усложнении бюджетной системы круг вопросов, требующих согласования, возрастает в разы, аналогично увеличивается количество возможностей для ошибок, что потребует от предприятия логистики высокого уровня, с формализацией процедур бюджетного процесса. Во-вторых, фрагментарность бюджетирования объясняется недостатком наний о функциях бюджетного управления, об области задач, решаемых с ее помощью.


Тема 6 Управление капиталом ( Самостоятельно )

 

Понятие и классификация капитала предприятия. Управление капиталом: понятие, основные задачи. Учет особенностей использования собственного и заемного капитала при выборе схемы финансирования бизнеса (положительные и отрицательные стороны использования собственного и заемного капитала). Основные факторы, влияющие на выбор источников формирования капитала. Этапы управления формированием собственного капитала. Этапы управления привлечением заемного капитала.

Источник: Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах. – Киев: Ника-Центр, 2003.

Учет особенностей использования собственного и заемного капитала при выборе схемы финансирования бизнеса

 

При формировании структуры капитала предприятия возможны две основные схемы финансирования (Рис. 13).

 

Рис. 13. Принципиальные схемы финансирования бизнеса, используемые при формировании структуры капитала предприятия

 

 

Схема «финансирование без левериджа» характерна лишь для первого этапа жизненного цикла предприятия, когда его доступ к заемным источникам затруднен.

 

Выбор схемы финансирования бизнеса связан с учетом особенностей использования как собственного, так и заемного капитала (табл. 2).

 

 

Таблица 2 – Особенности использования собственного и заемного капитала

 

  Собственный капитал Заемный капитал
Положительные стороны 1. Простота привлечения (решения принимаются собственниками и менеджерами без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов) 2. Более высокая способность генерирования прибыли во всех сферах деятельности 3. Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия в долгосрочном периоде 1. Достаточно широкие возможности привлечения (особенно при высоком кредитном рейтинге и наличии залога) 2. Обеспечение роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения активов и возрастании темпов роста объемов деятельности 3. Более низкая стоимость в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта «налогового щита» 4. Способность генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициент рентабельности собственного капитала)
Отрицательные стороны 1. Ограниченность объема привлечения 2. Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками капитала 3. Неиспользуемая возможность прироста рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных источников финансирования 1. Использование заемного капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски – риск потери финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса заемного капитала. 2. Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого процента. 3. Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка 4. Сложность процедуры привлечения (особенно при больших размерах долгосрочных кредитов). Зависит от решения других хозяйствующих субъектов.
  Таким образом, предприятие, использующее только собствен­ ный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его ко­эффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого исполнительного объема активов в периоды благоприятной конъюн­ ктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал. Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности при роста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей   мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрас тающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в об щей сумме используемого капитала).  

 


Тема 7 Дивидендная политика компании ( Самостоятельно )

 

Понятие и типы дивидендной политики. Факторы, определяющие дивидендную политику. Формы выплаты дивидендов.

Источники:

Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах. – Киев: Ника-Центр, 2003.

Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс. В 2-х томах. / Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. – М.: Экономическая школа, 2000.

 

 

Дивидендная политика – составная часть политики управления прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой (выплачиваемой собственнику) и капитализируемой (реинвестируемой) частями прибыли с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Т.е. под дивидендной политикой понимается механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с его долей вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

 

Выделяют три основных подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, умеренный (компромиссный), агрессивный. Для каждого подхода характерен свой тип дивидендной политики (см. табл.__). Зависимость между размером прибыли и дивидендными выплатами для каждого типа схематически представлена на рис. ___.

 

 

 

Рис. __ Динамика размера дивидендов на одну акцию при различных типах дивидендной политики

 

 


Таблица __ – Характеристика типов дивидендной политики

Характеристики

I. Консервативный подход

II. Умеренный (компромиссный) подход

III. Агрессивный подход

1. Остаточная политика дивидендных выплат 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат 3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды 4. Политика стабильного уровня дивидендов 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов
Содержание дивидендной политики Предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия Предполагает выплату неизменной суммы дивидендов на протяжении продолжитель­ного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Представляет собой наиболее взвешенный тип дивидендной политики. Предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде.
Преимущества Обес­печение высоких темпов развития предприятия, повышение его финан­совой устойчивости Надежность политики, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости oт различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Простота формирования политики и тесная связь с размером формируемой прибыли. Обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях.
Недостатки Нестабильность размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены ак­ций. Слабая связь политики с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне.  При продолжитель­ной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость. Нестабильность размеров дивидендных выплат нa акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли, вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия („сигнализирует" о высоком уровне риска деятельности предприятия). Отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности - если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли, то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях).
Использование предприятиями Обычно используется лишь на ран­них стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уров­нем его инвестиционной активности. Применяется предприятиями, желающими минимизировать риск снижения финансовой устойчивости из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала. Дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в  динамике размером прибыли. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства. Осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании. Если эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к банкротству.

 

Формы выплаты дивидендов:

1. Выплата дивидендов наличными деньгам (чеками). Наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.

2. Выплата дивидендов акциями. Предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированных акций на сумму дивидендных выплат.

3. Автоматическое реинвестирование. Предоставляет акционерам право индивидуального выбора: получить дивиденды наличными или реинвестировать их в дополнительные акции.

4. Выкуп акций компанией (одна из форм реинвестирования дивидендов). На сумму дивидендного фонда компания выкупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций, что позволяет автоматически увеличить размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повысить коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Требует согласия акционеров.


Тема11 Антикризисное финансовое управление (Самостоятельно)

 

Виды финансовых кризисов предприятия. Принципы и основные этапы антикризисного финансового управления. Диагностика финансового кризиса предприятия.

 

Источник: Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах. – Киев: Ника-Центр, 2003.

 

Функциями антикризисного финансового управления являются:

Ø Постоянный мониторинг финансового состояния предприятия с целью своевременного диагностирования симптомов финансового кризиса;

Ø Определение масштабов кризисного состояния предприятия и факторов его вызывающих;

Ø Определение форм и методов использования внутренних механизмов антикризисного финансового управления предприятием, а при необходимости – форм внешней санации или реорганизации.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.019 с.)