Тема 5. Стратегия международного бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Стратегия международного бизнеса



План

5.1 Содержание стратегического плана международной корпорации

5.2. Характерные черты современной стратегии ТНК

Изучение стратегии международных компаний свидетельствует о том, что выделяются четыре типа подходов к построению стратегии ТНК:

1) стратегия с расчетом на эффект масштаба, т е на сбыт стандартной продукции и услуг по всему миру;

2) стратегия, в центре внимания которой — рациональный подход к деятельности зарубежных филиалов-, т е ресурсы, финансовая поддержка, помощь в НИОКР направляются в первую очередь тем зарубежным филиалам, которые функционируют наиболее эффективно, независимо от региона их деятельности;

3) максимальная самостоятельность зарубежных филиалов с целью предоставления им возможности функционировать с учетом национальных особенностей принимающей страны и оперативно удовлетворять специфику спроса основных потребителей;

4) использование преимуществ глобализации с широкой диверсификацией ассортимента товаров и услуг с целью ускоренного перевода ресурсов и активизации деятельности на мировых рынках с благопри­ятной конъюнктурой.

Процесс стратегического управления международной компанией включает в себя

- формулирование стратегии;

- мероприятия по обеспечению стратегических планов;

- оценку результатов;

- контроль.

 

 

5 1 Содержание стратегического плана международной корпорации

Одна из основных проблем, возникающих при разработке международного стратегического плана, — обоснование целесообразности предпринимательства в географической удаленности от головной компании. Отсюда возникает цепь вопросов, которые необходимо решить для логически стройного обоснования и принятия решения о зарубежной деятельности в том или ином географическом направлении. Обычно экономисты международных компаний выбирают такую последо­вательность решения вопросов.

1.  Соответствует ли предполагаемая зарубежная деятельность общему направлению функционирования международной компании?

2.  С какими товарами и/или услугами корпорация выйдет на мировой рынок?

3.  Какие страны окажутся для международной компании принимающими и в какой период времени выходить на рынки этих стран?

4.  Какую форму выхода на зарубежный рынок выбирает корпорация?

5.  С какими партнерами корпорация будет осуществлять предпри­нимательскую деятельность на зарубежном рынке?

6.  На какие условия в контрактах с зарубежными партнерами не­обходимо обращать особое внимание?

7.  Последовательность мероприятий в тактике адаптации на новом зарубежном рынке: маркетинг, цены, вид продукции, система сбыта, установление контактов с потенциальными потребителями.

8.  Тактика деятельности на рынке в аспекте производства, НИОКР, маркетинга, финансирования, подбора персонала с целью сохранения и расширения объема сбыта и обеспечения оптимального уровня при­были.

9.  Пути достижения результатов, намеченных для зарубежного филиала, включая налаживание внутрифирменных связей в системе ТНК, выбор структуры управления и подбор руководящего звена в зарубежном филиале.

10.     Разработка прогноза и определение путей перспективного развития производства и сбыта продукции в принимающей стране, учитывая внутреннюю ситуацию в этой стране, необходимость контроля и учета по международным стандартам и обеспечение интересов всей системы ТНК.

В процессе разработки стратегического плана зарубежного пред­принимательства экономисты международных компаний учитывают опыт деятельности крупнейших ТНК на мировых рынках, который свидетельствует о том, что основными факторами успеха принятой стратегии являются:

лидерство в технологии, которое определяется нововведениями в производственные процессы и освоением производства новой продукции. И то и другое предоставляет возможность международной компании на определенное время занять позицию монополиста на мировом рынке;

репутация, которая при наличии широко известной торговой марки дает возможность уже на первом этапе выхода на новый рынок получать повышенную прибыль;

эффект масштаба, используемый чаще всего крупными корпорациями при выпуске продукции большими сериями с низкой себе­стоимостью;

информированность, позволяющая успешно и эффективно проводить операции за границей;

высокое качество продукции и услуг по сравнению с конкурентами;

наличие менеджера глобального масштаба, понимающего международную ситуацию и способного наладить эффективное функционирование коллектива местных специалистов в принимающей стране

К наиболее распространенным инструментам осуществления сложной стратегии международных корпораций следует отнести ин тегрированное международное производство (ИМП) — результат интернационализации производства путем объединения технологического цикла через границы государств и расширения географического на­правления производственных и научно-технических связей промыш­ленных предприятий разных стран. В рамках ИМП деятельность каждого зарубежного филиала ТНК, расположенного в любой стране, направлена на функционирование его в целом в тесном взаимодействии с другими родственными предприятиями на базе сложного внутрифирменного разделения труда.

Процесс интеграции международного производства стимулируется ужесточающейся конкуренцией на мировом рынке, сокращением жизненного цикла товаров, растущей взаимозависимостью экономик государств (глобализацией), использованием новых дорогостоящих технологий, включая информационные.

В процессе интеграции следует выделить регионализацию междуна родного производства, которая включает производственную кооперацию не только зарубежных филиалов ТНК, расположенных в разных принимающих странах на территории одного региона, но и сотрудничество с неродственными, независимыми компаниями, функционирующими как субпоставщики. Идеальное условие для регионального международного производства — наличие «четырех свобод» при экономической международной интеграции государств: свободное передвижение через государственные границы товаров, услуг, капиталов и людей.

В 90-х годах в организации ИМП просматривается тенденция к пирамидальной структуре производственного порядка, когда вокруг основного изготовителя готовой продукции за рубежом группируются подрядные предприятия небольшой и средней величины — изготовители компонентов, которые, в свою очередь, снабжаются сырьем и полуфабрикатами от более мелких субподрядчиков. При этом к подрядным предприятиям обычно предъявляются такие требования, как их узкая специализация, знание особенностей технологии заказчиков, оснащенность современным оборудованием, наличие квалифицированных кадров, финансовых возможностей для осуществления НИОКР, системы управления качеством продукции и постоянное совершенствование технологических процессов.

Долговременные и прочные связи зарубежных филиалов международных компаний с экономикой принимающей страны обеспечивают эффективную деятельность этих филиалов. Их интеграция в народное хозяйство принимающих стран осуществляется путем укрепления деловых контактов с местными предприятиями в форме субпоставок, соглашений о научно-техническом сотрудничестве, обмена технологиями, привлечения к руководству местных специалистов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.007 с.)