Аграрный сектор как сфера бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аграрный сектор как сфера бизнеса



В процессе эволюции крестьянского сельского хозяйства из аграрного сектора начали вычленяться самостоятельные производства, берущие на себя все больше функций, которые ранее выполнялись непосредственно сельскохозяйственными производителями. Усложнились средства аграрного производства, потребовались специализированные отрасли промышленности, производящие их для сельского хозяйства. Переработка, упаковка, хранение и транспортировка продовольствия также стали самостоятельными сферами экономики.

Замена живой тяги механической привела в аграрном секторе к резкому энергетическому насыщению сельского хозяйства и соответствующему росту предложения сельскохозяйственной продукции. К концу ХХ века в странах Западной Европы и США на 1000 га пашни приходилось от 25 до 123 трактора. Для эффективного использования трактора требуется целый шлейф навесных орудий, отличных от тех, что применялись с лошадиной тягой. Таким образом, распространение тракторов привело к значительным инвестициям фермеров в технику и оборудование.

Начиная с 50-х гг. ХХ века резко возросло применение минеральных удобрений, причем это стало основным фактором роста урожайности зерновых. Так, в странах ОЭСР в середине ХХ века за 15 лет применение удобрений выросло почти на 90%, при этом азотных — почти на 150%.

Эта тенденция, с одной стороны, свидетельствует обо все большей зависимости сельского хозяйства от других отраслей экономики. С другой стороны, это означает, что влияние таких ресурсов, как земля и труд, которые в прошлом играли первостепенную роль, уменьшается. А это, в свою очередь, означает рост эластичности предложения в сельском хозяйстве. Сегодня, когда сельское хозяйство более чем на треть зависит от покупных средств производства, возможность реагировать на изменяющуюся экономическую конъюнктуру несравнимо более высока. Дополнительное применение удобрений, гербицидов, пестицидов, витаминных добавок к кормам и т.п. позволяет производству адекватно отреагировать на возросший спрос, быстро нарастить объемы продукции.

Таким образом, сформировалась целая цепочка отраслей экономики, тесно связанных с аграрным сектором. В советской практике и теории эта цепочка отраслей получила название агропромышленного комплекса  (АПК). А в странах с рыночной экономикой с 50-х годов ХХ века ее называют агробизнесом (АБ). Целесообразно в дальнейшем использовать последний термин, т.к. он в большей мере характеризует специфику функционирования рассматриваемого секторы в рыночной экономике

Нетрудно видеть, что аграрный сектор как сфера бизнеса формируется, как минимум, из трех сфер.

1 сфера (восходящий сектор) представляет собой совокупность отраслей, обеспечивающих сельское хозяйство средствами производства. Растет зависимость сельского хозяйства от покупных средств производства, поэтому понятно, что в суммарном объеме производства агробизнеса доля этой сферы постоянно увеличивается.

Компании I сферы обычно имеют крупные масштабы производства, часто это транснациональные корпорации, хотя степень конкуренции на рынках средств производства сохраняется достаточно высокой. В этой сфере часто функционируют фермерские кооперативы, которые преимущественно производят корма (Германия, Франция, Италия, Великобритания, некоторые страны Северной Европы), но также и семена (Германия), сельскохозяйственную технику и агрохимикаты (Италия). В Германии, например, рынок комбикормов на 30% обеспечивается кооперативами.

Основными средствами производства, которые покупают фермеры, являются корма, семена, удобрения, другие агрохимикаты (пестициды, гербициды, ветеринарные препараты, пищевые добавки и регуляторы роста растений), машины и оборудование. На рынке каждого из этих товаров действует 5-6 крупнейших национальных или транснациональных корпораций, часто являющихся специализированными подразделениями компаний, не ориентированных на сельское хозяйство. Так, British Petroleum имеет подразделение, являющееся крупнейшим производителем кормов в мире, Renault и Fiat производят сельскохозяйственную технику, Вауег — семена.

Концентрация на рынках ресурсов для сельского хозяйства очень высока. В США четыре крупнейшие компании занимают около 50% рынков техники, удобрений, химических средств и семян. А на рынках комбайнов и тракторов доля четырех ведущих компаний составляет около 80%.

Компании I сферы не ограничиваются только производством соответствующей продукции. Каждая фирма имеет собственную дилерскую сеть по распространению и обслуживанию своей продукции, стремится обеспечить клиентов максимумом информации о потребительских качествах своего продукта, инструкциями по его эффективному использованию. В некоторых отраслях компании I сферы тратят до 8—9% поступлений от продаж на исследования и разработку новых видов продукции. Широкое распространение получил лизинг техники и оборудования. Все это говорит об обострении конкуренции на рынке средств аграрного производства в развитых странах.

II сфера агробизнесавключает в себя собственно сельскохозяйственное производство.

III сферой агробизнеса,или нисходящим сектором, называют совокупность отраслей, обеспечивающих поступление продукции с ферм к конечному потребителю, т.е. заготовительную сеть, первичную и вторичную переработку продукции, системы оптовой и розничной торговли. Эта изначально очень традиционная и мелкомасштабная сфера деятельности в послевоенные годы сделала революционный скачок, превратившись в современную, высокотехнологичную и концентрированную индустрию. Большое значение в этом перевороте сыграли открытие системы самообслуживания, сделавшей возможными супермаркеты и торговые центры, распространение розничных цепочек, вертикальная и горизонтальная концентрация торговых и пищевых компаний, новые технологии в переработке сельхозпродукции. Доля III сферы в АБ в последние десятилетия растет особенно быстро. Даже такие продукты, как овощи, фрукты и картофель, поступают на потребительский рынок во все более глубоко переработанном виде. Все это приводит к тому, что в конечной розничной цене на продукты питания растет доля переработки, транспорта, упаковки, рекламы, торговли и посредников всех видов и соответственно сокращается доля фермеров. Так, в Германии эта доля составляет 31%, а в США в настоящее время она не превышает 26%.

В последнее время в специальной и учебной литературе все чаще высказывается мнение, что следует рассматривать еще и IV сферу агробизнеса – социальную инфраструктуру села и производственную инфраструктуру, обеспечивающую общие условия производства продукции и жизнедеятельности людей в сельской местности. 

Современные структурные проблемы агробизнеса в Украине. Структура системы агробизнеса в Украине существенно отличается от его структуры в развитых странах. Отличия прослеживаются, во-первых, в соотношении объемов подразделений, входящих в систему агробизнеса, во-вторых, в уровне развития инфраструктуры агробизнеса, в-третьих, в системе связей между структурными элементами системы агробизнеса.

Доля сектора непосредственно сельского хозяйства в украинском агробизнесе по-прежнему остается высокой. Удельный вес сельского хозяйства, оцениваемый по количеству занятых, стоимости основных фондов, в целом в секторе составляет более 30%, в то время как в развитых странах удельный вес данного подразделения в системе агробизнеса занимает около 15%. В то же время, удельный вес секторов по переработке и реализации продукции в развитых странах занимает долю в два раза большую, чем в Украине. Данное отличие является свидетельством, с одной стороны, крайне неэффективного использования трудовых и капитальных ресурсов в сельском хозяйстве Украины, низкого уровня применяемых технологий, а с другой стороны, явно недостаточного развития секторов по хранению, переработке, продвижению продукции на рынке. Специалисты отмечают, что потери при уборке зерна и его хранении в Украине превышают аналогичные показатели для Германии на порядок. Так, приблизительно 13% теряется в Украине по сравнению с 3% в среднем по Германии.

Ограниченное количество предприятий сегодня в Украине составляет маркетинговую цепочку движения сельскохозяйственной продукции от производителей к потребителям или на мировые рынки. При существующем монополизме в сфере маркетинга сельскохозяйственной продукции номенклатура предоставляемых услуг для сельскохозяйственных производителей достаточно узкая при высоких тарифах. Например, поставка зерновых на мировые рынки требует услуг по очистке, классификации, сертификации, хранению и транспортировке зерна от предприятий до экспортного порта. Сельскохозяйственные предприятия редко в состоянии обеспечить эти услуги самостоятельно. Только очень крупные производители способны на своей основе создавать подразделения, выполняющие данные функции. В большинстве стран-экспортеров зерновых эти услуги предоставляются специализированными предприятиями, которые нередко созданы как кооперативы производителей. В Украине же при пока что низком уровне конкуренции на рынке маркетинговых услуг для сельского хозяйства производители сразу же после уборки урожая попадают в зависимость от элеваторов, хранилищ, транспортной системы. Высокие монопольные тарифы на услуги по хранению, перевозке ведут к тому, что производители получают более низкую цену за свою продукцию, иногда — к потерям части урожая.

При небольшом количестве торгово-закупочных предприятий на рынке овощей и фруктов товаропроизводители вынуждены либо сдавать продукцию по предлагаемым низким ценам, либо отвлекать ресурсы для самостоятельной реализации продукции. Результат этого — низкая эффективность работы агробизнеса в целом, неустойчивость доходов сельскохозяйственных производителей.

Деятельность государства по оказанию маркетинговых услуг для сельскохозяйственных производителей не способствует пока что развитию конкуренции в данном секторе рынка. Частные инвесторы, которые пытаются выйти на данный рынок сталкиваются с бюрократическими преградами. Проблема состоит в том, что основные услуги все ещё прямо или косвенно контролируются государственными предприятиями. Например, на рынке зерновых таким предприятием является государственная холдинговая компания «Хлеб Украины». По оценкам специалистов, претензии государства на произведенный урожай зерновых в некоторые годы достигали 75% от общего объема зерна, которое подлежало продаже. Таким образом, хотя государственный заказ формально не существует, на практике государство продолжает играть существенную роль на рынке сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство Украины движется по порочному кругу: государственное вмешательство, разрушающее рыночные принципы функционирования отрасли, отталкивает частных поставщиков ресурсов и в конечном итоге увеличивает потребность в еще большем государственном вмешательстве. Как следствие, сфера украинского агробизнеса, обеспечивающая продвижение продукции на рынке и доведение её до потребителей, остается монополизированной и в достаточной степени не развитой.

Через товарные биржи продается менее 10% всего товарного зерна в Украине, фьючерсная торговля только разворачивается, биржи не имеют никакого влияния на установление цен на продукцию. В результате этого процесс установления цен на украинском рынке лишен прозрачности.

При сравнении системы агробизнеса в Украине с развитыми странами обращает на себя внимание ограниченное число в Украине институтов инфраструктуры, обслуживающих этот сектор. Целая сеть финансово-кредитных учреждений в развитых странах оказывает услуги сельскому хозяйству, обеспечивает его финансовую и производственную гибкость. Практически 100% фермеров в развитых странах используют кредиты в той или иной форме. Государство также работает в данном сегменте рынка, но не замещает рыночный механизм, а корректирует так называемые «провалы» рынка.

Так, деятельность фермерской кредитной системы в США, созданной по принципу кооператива под руководством и при участии государства, оказывающей услуги фермерам по предоставлению займов и учету векселей, способствует развитию конкурентных отношений на рынке подобного рода услуг.

Деятельность товарно-кредитной корпорации (ТКК), которая является агентством министерства сельского хозяйства США, направлена на поддержание стабильности фермерских доходов и повышение эффективности маркетингового подразделения системы агробизнеса. Именно через систему ТКК проводятся так называемые «невозвратные» займы, механизм которых заключается в следующем. Фермер может получить заем под произведенную продукцию. Если на рынке устанавливается подходящая для фермера цена, то он может продать продукцию на рынке, выплатить долг товарно-кредитной корпорации и проценты по нему. Если же цены на рынке ниже, чем расценки, которые установлены в ТКК, фермер может погасить заем путем поставки продукции ТКК.

На сегодняшний день в Украине сложилась разветвленная банковская система. Но услуги, предоставляемые ею сельскохозяйственным производителям, ограничены и не учитывают специфику сельскохозяйственного производства. Растет число предприятий, которые не в состоянии использовать кредиты. Отсутствие реального наполнения прав частной собственности на землю делает невозможным практику кредитов, предоставляемых под залог.

Помимо финансово-кредитных учреждений, инфраструктуру системы агробизнеса в развитых странах составляют товарные биржи, играющие ведущую роль в установлении цен на продукцию сельского хозяйства, консалтинговые, аудиторские фирмы, информационно-учебная и консалтинговая служба (Extension Service). Специалисты этой службы помогают фермерам разработать бизнес-план, выбрать соответствующую технику, семена, обеспечивают фермеров необходимой информацией о рынках ресурсов и продукции. Длительный срок успешной работы данной службы явился основой доверия между государственной консалтинговой организацией и частными производителями. Extension Service в развитых странах стала проводником внедрения научных достижений в производство, обеспечила доступность научных разработок для широкого круга сельскохозяйственных производителей. В то время как эффективные формы соединения науки и производства в агробизнесе Украины пока отсутствуют, научные разработки остаются не востребованными на практике, не сформированы консультационные структуры, которые пользовались бы доверием производителей. Данные структуры в Украине находятся либо в зачаточном состоянии, либо выполняют ограниченные функции, либо сфера их деятельности не распространяется на агробизнес.

Особо следует отметить систему информационного обеспечения сельскохозяйственных производителей в развитых странах. Новый этап в развитии данной сферы связан с информационными технологиями. Сегодня через систему Интернет фермеры получают информацию от прогнозов погоды до динамики цен на ведущих биржах. По каналам Интернета происходит установление контактов между контрагентами, а также сделки по купле-продаже.

Все структурные элементы любой системы должны иметь регулярные связи между собой. В условиях командно-административной экономики связи между подразделениями агробизнеса устанавливались и поддерживались централизованно. В процессе реформирования экономики старая система связей была разрушена, изменились принципы установления подобных связей, порядок их закрепления, появились новые экономические субъекты. Однако новая четкая система связей между контрагентами украинского аграрного сектора пока еще не сформирована. И, следовательно, в Украине в современных условиях пока еще отсутствует целостность системы, называемой агробизнес.

Таким образом, в течение более десятилетия реформ аграрного сектора в экономике Украины не сформировалась полноценная система агробизнеса, соответствующая условиям рыночной экономики. Становление и развитие системы агробизнеса должно стать одним из факторов повышения результативности работы сельского хозяйства в нашей стране. В качестве конкретных мер в решении данной задачи видятся следующее:

во-первых, создание надежных механизмов реализации прав частной собственности на землю, что должно стать базой для реформирования форм хозяйствования, естественного отбора наиболее эффективных производителей, развития арендных и залоговых отношений, системы контрактов;

во-вторых, развитие конкурентных отношений на рынке маркетинговых услуг сельскохозяйственной продукции, создание благоприятных условий для частных инвесторов в данной сфере;

в-третьих, развитие институтов инфраструктуры агробиизнеса, закрепление рыночных принципов их функционирования;

в-четвертых, формирование системы информационного обеспечения сельскохозяйственных производителей.

 

Организация аграрных рынков

Основными условиями эффективного функционирования рыночной экономики в целом и отдельных товарных рынков являются конкуренция, право собственности и экономическая свобода хозяйствующих субъектов.

Кроме того, существование рынка предполагает определенное участие государственных органов, которое проявляется в виде формирования системы законодательного и нормативного регулирования рыночных отношений, бюджетного регулирования производства отдельных видов продукции (демпинговые мероприятия и государственная поддержка наиболее рискованных секторов рынка).

Функционирование аграрного рынка, как и любого другого рынка продуктов и услуг, можно свести к простейшей схеме взаимодействия спроса и предложения. При недостаточном предложении какого-то вида товара цены на него возрастают, и авансирование капитала в эту отрасль становится наиболее рентабельным. После того как в сфере производства данной продукции возникают новые предприятия (или расширяются действующие), объем товара на рынке начинает расти и уравновешивает спрос на него. В этот момент продукция реализуется по наиболее справедливым ценам, и именно такое положение наиболее желательно для рынка вообще (или для экономики народного хозяйства в целом). В случае дальнейшего наращивания объемов производства спрос на этот товар отстает от предложения, цены на него падают, и начинается процесс оттока капитала из данного сектора.

Помимо чисто регулирующей функции рынок выполняет еще ряд функций, стимулирующих эффективное развитие экономики в целом и сельского хозяйства в частности.

В процессе деятельности аграрный рынок осуществляет следующие функции:

· обеспечение покупателей сельскохозяйственной продукцией соответствующего качества в количестве, необходимом для удовлетворения всех возникающих потребностей. В настоящее время, в связи с ослаблением государственной политики в области регулирования экономических отношений в аграрном секторе, сложилась ситуация, когда отечественные производители не могут реализовать весь объем продукции, которую они способны выпустить при действующем обеспечении производственными и трудовыми ресурсами. В результате ослабления антидемпинговой государственной политики в области сельскохозяйственной продукции довольно большой сегмент рынка захвачен товарами импортного производства, для которых характерны низкая цена и низкое качество;

· стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию. В условиях нормально функционирующей системы материально-технического обеспечения (в первую очередь энергоресурсами и транспортом) данная функция обусловливает формирование справедливых цен на рынке сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих рентабельность продукции и обеспеченных платежеспособным спросом населения;

· обеспечение роста эффективности сельскохозяйственного производства. Эта функция является прямым следствием закона экономии ресурсов и действует независимо от состояния законодательной базы, степени обеспеченности ресурсами и других внешних условий. Частными случаями действия этой функции являются: снижение издержек производства, повышение качества продукции, получение прибыли производителями сельскохозяйственной продукции, развитие научно-технического прогресса;

· обеспечение развития и совершенствования межхозяйственных связей. Действие данной функции также направлено на повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Выделение ее в отдельную функцию обусловлено тем, что сфера ее действия не ограничивается одним предприятием или группой предприятий, а охватывает весь агропромышленный комплекс (производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции) и некоторые другие отрасли народного хозяйства (общественное питание, машиностроение, транспорт, связь и т.д.);

· обеспечение развития социальной инфраструктуры села и решение социальных проблем. Эта функция осуществляется также опосредованно через функцию обеспечения эффективности производства и подфункцию обеспечения прибыльности сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, решение социальных проблем является одной из сторон воспроизводственного процесса — воспроизводство товара «рабочая сила».

Все многообразие рынков, функционирующих в аграрном бизнесе, можно объединить в следующие четыре группы:

- сельскохозяйственные рынки (рынки собственно сельскохозяйственной продукции);

- рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства;

- рынок сферы услуг;

- рынок сферы торговли (маркетинговых услуг).

Рынок материально-технических ресурсов обеспечивает сельскохозяйственные предприятия необходимой техникой и материальными производственными запасами для сельскохозяйственного производства. В данном рынке можно выделить четыре основных сегмента:

- рынок сельскохозяйственных машин и механизмов;

- рынок материальных производственных запасов (топливо, энергия, промышленное сырье и материалы);

- рынок минеральных удобрений;

- рынок кормов для животноводства.

Нетрудно заметить, что три первых сегмента являются внешними — продукция, которая реализуется на этих рынках, производится за пределами сельскохозяйственной отрасли. Рынок кормов возникает внутри одной отрасли — покупателем выступает животноводство, а продавцом — растениеводство. Более того, в условиях осуществления комплексного производства сельскохозяйственной продукции на крупных специализированных предприятиях (комбинатах) этот рынок может вообще отсутствовать.

На рынке сферы услуг сельскохозяйственные предприятия обеспечиваются услугами, необходимыми для осуществления производственного процесса. В числе этих услуг можно выделить:

информационные (включая услуги связи);

консалтинговые;

научно-исследовательские (включая элитное семеноводство);

технические (в том случае, когда сельскохозяйственное предприятие использует технические мощности специализированных предприятий);

ветеринарные;

мелиоративные;

изыскательские и землеустроительные и др.

Рынок сферы торговли возникает тогда, когда сельскохозяйственное предприятие не реализует продукцию самостоятельно, а прибегает к услугам специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться следующие виды услуг:

услуги дилерских и дистрибьюторских организаций;

услуги предприятий оптовой и розничной торговли;

услуги предприятий общественного питания;

услуги предприятий переработки.

На сельскохозяйственных рынках сельскохозяйственное предприятие самостоятельно реализует полученную продукцию. Отказ от услуг рынка сферы торговли может быть обусловлен отсутствием в данном регионе соответствующих организаций, но чаще всего причиной этого является желание сельскохозяйственного предприятия избежать прямых и вмененных материальных потерь, связанных с оплатой подобных услуг. Сельскохозяйственные рынки можно подразделить на:

рынки продукции растениеводства;

рынки продукции животноводства.

В силу потребностей процессов производства и реализации сельскохозяйственной продукции предприятия аграрного бизнеса вынуждены принимать участие в деятельности большей части из перечисленных рынков, что требует дополнительных организационных преобразований и материальных затрат, связанных с их осуществлением.

Практика показывает, — основной предпосылкой эффективного рынка является конкуренция. Аграрный рынок (как совокупность перечисленных выше четырех рынков) отличается разнообразной структурой конкуренции. Выше отмечалось, что сельскохозяйственное производство по своим характеристикам близко к рынку с совершенной конкуренцией. Совершенной называют такую конкуренцию, участники которой, во-первых, заняты производством и продажей однотипного, тождественного товара, который по своим качествам не отличается один от другого. Во-вторых, каждый производитель может продать любое количество товара и не вызвать этим никакого изменения цен на конкурентном рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену. Это определение дает идеальное представление о рынке совершенной конкуренции, однако это помогает нам лучше понять рыночные процессы, если принять во внимание, что в народном хозяйстве существуют такие отрасли, которые более или менее приближаются к такому определению. Например, в сельском хозяйстве развитых стран существуют сотни тысяч фермеров, ведущих самостоятельное производство на собственной или арендованной земле. Вклад каждого из них в общее производство зерна, картофеля, овощей и других культур сравнительно невелик, и поэтому они не могут сколько-нибудь существенно повлиять на рыночные цены на продукты. Это, конечно, не исключает наличия крупных агрофирм, использующих в производстве новейшие технологии и значительное количество сельскохозяйственных рабочих (постоянных или сезонных). Они, конечно, могут устанавливать монопольные цены. Но все же монополии не так характерны для сельскохозяйственного производства, особенно в Европе.

Остальным трем аграрным рынкам присуща несовершенная конкуренция, с преобладанием на рынке материальных ресурсов олигополистических структур, а на торговом рынке (особенно оптовой торговли) – преимущественно монополистическая конкуренция. Что касается рынка сферы услуг для сельского хозяйства, – в большинстве стран ему характерно преобладание государственной монополии или существенного вмешательства государства в ценовую политику на этом рынке. 

Несовершенная конкуренция господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. Различные формы несовершенной конкуренции оказывают разное воздействие на рыночные цены. Когда на рынке имеется один продавец-монополист, то ничто не мешает ему устанавливать цены на слишком высоком уровне. Во всяком случае, предлагаемые им цены превышают не только предельные, но и средние издержки производства, и благодаря этому он постоянно получает высокую монопольную прибыль. Конечно, спрос при этом уменьшается, но, тем не менее, монополист сохраняет высокие цены. Разница между чрезмерно высокой ценой и реальными издержками монополиста дорого обходится обществу, поэтому государство обязано регулировать монопольные цены путем специального законодательства и взимания высоких налогов.

При олигополии, когда число фирм незначительно, а объем их продукции достаточно велик, они могут сговориться и установить цену, которая будет значительно выше предельных издержек фирм. Поэтому, в отличие от единственного продавца-монополиста, олигополист, ориентируясь на свою кривую спроса, вынужден согласовывать свои действия по установлению цен с другими олигополистами.

Когда на рынке встречается множество продавцов дифференцированных товаров (монополистическая конкуренция), то в результате свободного доступа в него других конкурентов прибыль прежних участников может быть сведена к нулю, цены упадут. Поэтому прежняя линия спроса сместится влево и вниз, а цена установится в точке касания новой линии спроса с линией средних издержек. В отличие от совершенной конкуренции новая цена будет все же выше предельных издержек.

При монополии не только страдает потребитель, но и нерационально используются природные и трудовые ресурсы. Олигополия стремится устанавливать высокие цены путем тайного или явного сговора, а это, разумеется, не содействует благосостоянию общества. Искусственное торможение конкуренции, достигаемое таким путем, не дает возможности войти в соответствующую отрасль другим предприятиям и фирмам и тем самым сохраняет цены на высоком уровне, вместе с тем приводит к неэффективному использованию произвольного оборудования и ресурсов. Рынок, на котором действуют многочисленные продавцы дифференцированных товаров и услуг, также не приносит особого благосостояния обществу, поскольку здесь происходит нерациональная растрата общественных ресурсов, а конкуренция не является совершенной. Нередко мелкие предприниматели продолжают сохранять высокие цены, хотя порой себе в убыток. Вред, приносимый такого рода несовершенной конкуренцией, может быть даже больше, чем от монополии или олигополии, так как в этом случае терпит убыток производитель, страдает потребитель и наносится ущерб обществу. К тому же многие продавцы дифференцированных товаров предпочитают уклоняться от конкуренции, устанавливая сравнительно высокие цены и разделяя рынок между собой. Даже здесь, при участии на рынке множества отдельных продавцов, конкуренция далека от совершенства.

Таким образом, наилучшие условия для эффективной экономики и рационального использования ограниченных ресурсов, которыми располагает общество, складываются тогда, когда конкуренция ничем не ограничивается. Степень несовершенства конкуренции определяет меру контроля над ценами со стороны государства. Если при совершенной конкуренции цены устанавливаются свободно в зависимости от спроса и предложения, то вмешательство государства в этот процесс исключается. Возникновение монополий и олигополии требует уже вмешательства государства в политику цен, поскольку высокие монопольные цены невыгодны для общества, ибо они искусственно задерживают эффективное использование производственных мощностей и рациональное применение ограниченных ресурсов общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.042 с.)