Экономические и организационные особенности агропромышленного комплекса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические и организационные особенности агропромышленного комплекса



А. В. Лях

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по модулю «Аграрная экономика» дисциплины «Индустриальная и аграрная экономики» для студентов 5 курса (магистров) дневной и заочной форм обучения специальности 8.18010024 «Прикладная экономика»

 

 

Донецк, 2013

 

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АПК – агропромышленный комплекс;

ВТО – всемирная торговая организация;

ГПВ – граница производственных возможностей;

КСП – коллективные сельхозпредприятия;

МТС – машинно-технологическая станция по обслуживанию производителей

сельскохозяйственной продукции;

ПМ – продовольственный маркетинг;

ПФП – предельный физический продукт;

ПСП – предельная стоимость продукта;

ТКК – товарно-кредитная корпорация.

 

ББК 65.053я73

 

 

Лях О. В. Конспект лекцій з дисципліни «Індустріальна та аграрна економіки», модуль «Аграрна економіка»: навч. посібн. / О. В. Лях. – Донецьк. – 2013. – 87 с.

 

Містить стислий виклад лекцій з модулю «Аграрна економіка».

Для студентів спеціальності 8.18010024 — Прикладна економіка денної та заочної форм навчання.

 

Укладач:                                    О. В. Лях, канд. екон. наук, доц.

Відп. за випуск                          Т. В. Орєхова, д-р екон. наук, проф.

 

Ó Лях О.В., 2013

Ó ДонНУ, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 5
Раздел 1. Экономические и организационные особенности агропромышленного комплекса………………………………………….   6
Тема 1. Аграрный сектор как производственная и социально-экономическая система…………………………………………………...   6
Тема 2. АПК как сфера бизнеса. Организация аграрных рынков…………………………………………………………………….   22
Тема 3. Специализация и отраслевая структура аграрных предприятий……………………………………………………………….   34
Тема 4. Организационно-производственные виды аграрных предприятий, их особенности…………………………………………….   44
Тема 5. Организационно-правовые виды предприятий АПК, их особенности, внешняя среда……………………………………………..   58
Тема 6. Инфраструктура агропромышленного производства…………. 65
Раздел 2. Экономика агропромышленных образований и влияние на нее государственного регулирования…………………….   70
Тема 7. Фермерский выбор: оптимизация решений в аграрном производстве……………………… ………………………………………   70
Тема 8. Производственные затраты и конечные результаты деятельности аграрных предприятий. Финансовая деятельность предприятий АПК…………………………………………………………     79
Тема 9. Концентрация производства и диверсификация агропромышленных предприятий……………………………………….   84
Тема 10. Сельскохозяйственная кооперация…………………………… 95
Тема 11. Агропромышленная интеграция………………………………. 103
Тема 12. Организация продовольственного маркетинга………………. 110
Тема 13. Аграрная реформа, государственное регулирование и поддержка доходов аграрного производства. Влияние государственного вмешательства в аграрные рынки на деятельность предприятий в АПК……………………………………………………….   117
Список рекомендованной литературы…………………………………... 125

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная дисциплина «Экономика и организация агропромышленных образований» в соответствии с учебным рабочим планом является дисциплиной по выбору ВУЗа для студентов специальности «Экономика предприятия»

Цель изучения дисциплины: предоставить студентам знания о принципах функционирования и организации агропромышленного комплекса, особенностях принятия решений в аграрном бизнесе, а также об основных подходах к оценке воздействия на агропромышленные образования мероприятий по реформированию экономических отношений в АПК и реализации государственной аграрной политики в условиях членства Украины в ВТО.

Основные задания курса:

- выяснить сущность и современные тенденции организации агропромышленных предприятий и различных форм интеграции сельскохозяйственного, промышленного и маркетингового секторов;

- усвоить механизм функционирования различных организационно-производственных форм аграрных предприятий;

- овладеть знаниями, позволяющими обосновывать целесообразность использования той или иной организационно-производственной формы для создания конкретных агропромышленных образований, а также оптимизировать экономические решения в аграрном бизнесе;

- дать представление об особенностях функционирования агропромышленных образований в процессе реформирования экономических отношений в АПК;

- выяснить особенности современной аграрной политики и дать умение оценить их влияние на экономическое положение производителей аграрной и продовольственной продукции.

Конспект лекций составлено в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, разработанной на основании требований отраслевого стандарта высшего образования и образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавров, с учетом элементов Европейской кредитно-трансферной системы (ECTS).

 

 

РАЗДЕЛ 1.

Организация аграрных рынков

Основными условиями эффективного функционирования рыночной экономики в целом и отдельных товарных рынков являются конкуренция, право собственности и экономическая свобода хозяйствующих субъектов.

Кроме того, существование рынка предполагает определенное участие государственных органов, которое проявляется в виде формирования системы законодательного и нормативного регулирования рыночных отношений, бюджетного регулирования производства отдельных видов продукции (демпинговые мероприятия и государственная поддержка наиболее рискованных секторов рынка).

Функционирование аграрного рынка, как и любого другого рынка продуктов и услуг, можно свести к простейшей схеме взаимодействия спроса и предложения. При недостаточном предложении какого-то вида товара цены на него возрастают, и авансирование капитала в эту отрасль становится наиболее рентабельным. После того как в сфере производства данной продукции возникают новые предприятия (или расширяются действующие), объем товара на рынке начинает расти и уравновешивает спрос на него. В этот момент продукция реализуется по наиболее справедливым ценам, и именно такое положение наиболее желательно для рынка вообще (или для экономики народного хозяйства в целом). В случае дальнейшего наращивания объемов производства спрос на этот товар отстает от предложения, цены на него падают, и начинается процесс оттока капитала из данного сектора.

Помимо чисто регулирующей функции рынок выполняет еще ряд функций, стимулирующих эффективное развитие экономики в целом и сельского хозяйства в частности.

В процессе деятельности аграрный рынок осуществляет следующие функции:

· обеспечение покупателей сельскохозяйственной продукцией соответствующего качества в количестве, необходимом для удовлетворения всех возникающих потребностей. В настоящее время, в связи с ослаблением государственной политики в области регулирования экономических отношений в аграрном секторе, сложилась ситуация, когда отечественные производители не могут реализовать весь объем продукции, которую они способны выпустить при действующем обеспечении производственными и трудовыми ресурсами. В результате ослабления антидемпинговой государственной политики в области сельскохозяйственной продукции довольно большой сегмент рынка захвачен товарами импортного производства, для которых характерны низкая цена и низкое качество;

· стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию. В условиях нормально функционирующей системы материально-технического обеспечения (в первую очередь энергоресурсами и транспортом) данная функция обусловливает формирование справедливых цен на рынке сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих рентабельность продукции и обеспеченных платежеспособным спросом населения;

· обеспечение роста эффективности сельскохозяйственного производства. Эта функция является прямым следствием закона экономии ресурсов и действует независимо от состояния законодательной базы, степени обеспеченности ресурсами и других внешних условий. Частными случаями действия этой функции являются: снижение издержек производства, повышение качества продукции, получение прибыли производителями сельскохозяйственной продукции, развитие научно-технического прогресса;

· обеспечение развития и совершенствования межхозяйственных связей. Действие данной функции также направлено на повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Выделение ее в отдельную функцию обусловлено тем, что сфера ее действия не ограничивается одним предприятием или группой предприятий, а охватывает весь агропромышленный комплекс (производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции) и некоторые другие отрасли народного хозяйства (общественное питание, машиностроение, транспорт, связь и т.д.);

· обеспечение развития социальной инфраструктуры села и решение социальных проблем. Эта функция осуществляется также опосредованно через функцию обеспечения эффективности производства и подфункцию обеспечения прибыльности сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, решение социальных проблем является одной из сторон воспроизводственного процесса — воспроизводство товара «рабочая сила».

Все многообразие рынков, функционирующих в аграрном бизнесе, можно объединить в следующие четыре группы:

- сельскохозяйственные рынки (рынки собственно сельскохозяйственной продукции);

- рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства;

- рынок сферы услуг;

- рынок сферы торговли (маркетинговых услуг).

Рынок материально-технических ресурсов обеспечивает сельскохозяйственные предприятия необходимой техникой и материальными производственными запасами для сельскохозяйственного производства. В данном рынке можно выделить четыре основных сегмента:

- рынок сельскохозяйственных машин и механизмов;

- рынок материальных производственных запасов (топливо, энергия, промышленное сырье и материалы);

- рынок минеральных удобрений;

- рынок кормов для животноводства.

Нетрудно заметить, что три первых сегмента являются внешними — продукция, которая реализуется на этих рынках, производится за пределами сельскохозяйственной отрасли. Рынок кормов возникает внутри одной отрасли — покупателем выступает животноводство, а продавцом — растениеводство. Более того, в условиях осуществления комплексного производства сельскохозяйственной продукции на крупных специализированных предприятиях (комбинатах) этот рынок может вообще отсутствовать.

На рынке сферы услуг сельскохозяйственные предприятия обеспечиваются услугами, необходимыми для осуществления производственного процесса. В числе этих услуг можно выделить:

информационные (включая услуги связи);

консалтинговые;

научно-исследовательские (включая элитное семеноводство);

технические (в том случае, когда сельскохозяйственное предприятие использует технические мощности специализированных предприятий);

ветеринарные;

мелиоративные;

изыскательские и землеустроительные и др.

Рынок сферы торговли возникает тогда, когда сельскохозяйственное предприятие не реализует продукцию самостоятельно, а прибегает к услугам специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться следующие виды услуг:

услуги дилерских и дистрибьюторских организаций;

услуги предприятий оптовой и розничной торговли;

услуги предприятий общественного питания;

услуги предприятий переработки.

На сельскохозяйственных рынках сельскохозяйственное предприятие самостоятельно реализует полученную продукцию. Отказ от услуг рынка сферы торговли может быть обусловлен отсутствием в данном регионе соответствующих организаций, но чаще всего причиной этого является желание сельскохозяйственного предприятия избежать прямых и вмененных материальных потерь, связанных с оплатой подобных услуг. Сельскохозяйственные рынки можно подразделить на:

рынки продукции растениеводства;

рынки продукции животноводства.

В силу потребностей процессов производства и реализации сельскохозяйственной продукции предприятия аграрного бизнеса вынуждены принимать участие в деятельности большей части из перечисленных рынков, что требует дополнительных организационных преобразований и материальных затрат, связанных с их осуществлением.

Практика показывает, — основной предпосылкой эффективного рынка является конкуренция. Аграрный рынок (как совокупность перечисленных выше четырех рынков) отличается разнообразной структурой конкуренции. Выше отмечалось, что сельскохозяйственное производство по своим характеристикам близко к рынку с совершенной конкуренцией. Совершенной называют такую конкуренцию, участники которой, во-первых, заняты производством и продажей однотипного, тождественного товара, который по своим качествам не отличается один от другого. Во-вторых, каждый производитель может продать любое количество товара и не вызвать этим никакого изменения цен на конкурентном рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену. Это определение дает идеальное представление о рынке совершенной конкуренции, однако это помогает нам лучше понять рыночные процессы, если принять во внимание, что в народном хозяйстве существуют такие отрасли, которые более или менее приближаются к такому определению. Например, в сельском хозяйстве развитых стран существуют сотни тысяч фермеров, ведущих самостоятельное производство на собственной или арендованной земле. Вклад каждого из них в общее производство зерна, картофеля, овощей и других культур сравнительно невелик, и поэтому они не могут сколько-нибудь существенно повлиять на рыночные цены на продукты. Это, конечно, не исключает наличия крупных агрофирм, использующих в производстве новейшие технологии и значительное количество сельскохозяйственных рабочих (постоянных или сезонных). Они, конечно, могут устанавливать монопольные цены. Но все же монополии не так характерны для сельскохозяйственного производства, особенно в Европе.

Остальным трем аграрным рынкам присуща несовершенная конкуренция, с преобладанием на рынке материальных ресурсов олигополистических структур, а на торговом рынке (особенно оптовой торговли) – преимущественно монополистическая конкуренция. Что касается рынка сферы услуг для сельского хозяйства, – в большинстве стран ему характерно преобладание государственной монополии или существенного вмешательства государства в ценовую политику на этом рынке. 

Несовершенная конкуренция господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. Различные формы несовершенной конкуренции оказывают разное воздействие на рыночные цены. Когда на рынке имеется один продавец-монополист, то ничто не мешает ему устанавливать цены на слишком высоком уровне. Во всяком случае, предлагаемые им цены превышают не только предельные, но и средние издержки производства, и благодаря этому он постоянно получает высокую монопольную прибыль. Конечно, спрос при этом уменьшается, но, тем не менее, монополист сохраняет высокие цены. Разница между чрезмерно высокой ценой и реальными издержками монополиста дорого обходится обществу, поэтому государство обязано регулировать монопольные цены путем специального законодательства и взимания высоких налогов.

При олигополии, когда число фирм незначительно, а объем их продукции достаточно велик, они могут сговориться и установить цену, которая будет значительно выше предельных издержек фирм. Поэтому, в отличие от единственного продавца-монополиста, олигополист, ориентируясь на свою кривую спроса, вынужден согласовывать свои действия по установлению цен с другими олигополистами.

Когда на рынке встречается множество продавцов дифференцированных товаров (монополистическая конкуренция), то в результате свободного доступа в него других конкурентов прибыль прежних участников может быть сведена к нулю, цены упадут. Поэтому прежняя линия спроса сместится влево и вниз, а цена установится в точке касания новой линии спроса с линией средних издержек. В отличие от совершенной конкуренции новая цена будет все же выше предельных издержек.

При монополии не только страдает потребитель, но и нерационально используются природные и трудовые ресурсы. Олигополия стремится устанавливать высокие цены путем тайного или явного сговора, а это, разумеется, не содействует благосостоянию общества. Искусственное торможение конкуренции, достигаемое таким путем, не дает возможности войти в соответствующую отрасль другим предприятиям и фирмам и тем самым сохраняет цены на высоком уровне, вместе с тем приводит к неэффективному использованию произвольного оборудования и ресурсов. Рынок, на котором действуют многочисленные продавцы дифференцированных товаров и услуг, также не приносит особого благосостояния обществу, поскольку здесь происходит нерациональная растрата общественных ресурсов, а конкуренция не является совершенной. Нередко мелкие предприниматели продолжают сохранять высокие цены, хотя порой себе в убыток. Вред, приносимый такого рода несовершенной конкуренцией, может быть даже больше, чем от монополии или олигополии, так как в этом случае терпит убыток производитель, страдает потребитель и наносится ущерб обществу. К тому же многие продавцы дифференцированных товаров предпочитают уклоняться от конкуренции, устанавливая сравнительно высокие цены и разделяя рынок между собой. Даже здесь, при участии на рынке множества отдельных продавцов, конкуренция далека от совершенства.

Таким образом, наилучшие условия для эффективной экономики и рационального использования ограниченных ресурсов, которыми располагает общество, складываются тогда, когда конкуренция ничем не ограничивается. Степень несовершенства конкуренции определяет меру контроля над ценами со стороны государства. Если при совершенной конкуренции цены устанавливаются свободно в зависимости от спроса и предложения, то вмешательство государства в этот процесс исключается. Возникновение монополий и олигополии требует уже вмешательства государства в политику цен, поскольку высокие монопольные цены невыгодны для общества, ибо они искусственно задерживают эффективное использование производственных мощностей и рациональное применение ограниченных ресурсов общества.

РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В современных условиях

А. В. Лях

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по модулю «Аграрная экономика» дисциплины «Индустриальная и аграрная экономики» для студентов 5 курса (магистров) дневной и заочной форм обучения специальности 8.18010024 «Прикладная экономика»

 

 

Донецк, 2013

 

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АПК – агропромышленный комплекс;

ВТО – всемирная торговая организация;

ГПВ – граница производственных возможностей;

КСП – коллективные сельхозпредприятия;

МТС – машинно-технологическая станция по обслуживанию производителей

сельскохозяйственной продукции;

ПМ – продовольственный маркетинг;

ПФП – предельный физический продукт;

ПСП – предельная стоимость продукта;

ТКК – товарно-кредитная корпорация.

 

ББК 65.053я73

 

 

Лях О. В. Конспект лекцій з дисципліни «Індустріальна та аграрна економіки», модуль «Аграрна економіка»: навч. посібн. / О. В. Лях. – Донецьк. – 2013. – 87 с.

 

Містить стислий виклад лекцій з модулю «Аграрна економіка».

Для студентів спеціальності 8.18010024 — Прикладна економіка денної та заочної форм навчання.

 

Укладач:                                    О. В. Лях, канд. екон. наук, доц.

Відп. за випуск                          Т. В. Орєхова, д-р екон. наук, проф.

 

Ó Лях О.В., 2013

Ó ДонНУ, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 5 Раздел 1. Экономические и организационные особенности агропромышленного комплекса………………………………………….   6 Тема 1. Аграрный сектор как производственная и социально-экономическая система…………………………………………………...   6 Тема 2. АПК как сфера бизнеса. Организация аграрных рынков…………………………………………………………………….   22 Тема 3. Специализация и отраслевая структура аграрных предприятий……………………………………………………………….   34 Тема 4. Организационно-производственные виды аграрных предприятий, их особенности…………………………………………….   44 Тема 5. Организационно-правовые виды предприятий АПК, их особенности, внешняя среда……………………………………………..   58 Тема 6. Инфраструктура агропромышленного производства…………. 65 Раздел 2. Экономика агропромышленных образований и влияние на нее государственного регулирования…………………….   70 Тема 7. Фермерский выбор: оптимизация решений в аграрном производстве……………………… ………………………………………   70 Тема 8. Производственные затраты и конечные результаты деятельности аграрных предприятий. Финансовая деятельность предприятий АПК…………………………………………………………     79 Тема 9. Концентрация производства и диверсификация агропромышленных предприятий……………………………………….   84 Тема 10. Сельскохозяйственная кооперация…………………………… 95 Тема 11. Агропромышленная интеграция………………………………. 103 Тема 12. Организация продовольственного маркетинга………………. 110 Тема 13. Аграрная реформа, государственное регулирование и поддержка доходов аграрного производства. Влияние государственного вмешательства в аграрные рынки на деятельность предприятий в АПК……………………………………………………….   117 Список рекомендованной литературы…………………………………... 125

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная дисциплина «Экономика и организация агропромышленных образований» в соответствии с учебным рабочим планом является дисциплиной по выбору ВУЗа для студентов специальности «Экономика предприятия»

Цель изучения дисциплины: предоставить студентам знания о принципах функционирования и организации агропромышленного комплекса, особенностях принятия решений в аграрном бизнесе, а также об основных подходах к оценке воздействия на агропромышленные образования мероприятий по реформированию экономических отношений в АПК и реализации государственной аграрной политики в условиях членства Украины в ВТО.

Основные задания курса:

- выяснить сущность и современные тенденции организации агропромышленных предприятий и различных форм интеграции сельскохозяйственного, промышленного и маркетингового секторов;

- усвоить механизм функционирования различных организационно-производственных форм аграрных предприятий;

- овладеть знаниями, позволяющими обосновывать целесообразность использования той или иной организационно-производственной формы для создания конкретных агропромышленных образований, а также оптимизировать экономические решения в аграрном бизнесе;

- дать представление об особенностях функционирования агропромышленных образований в процессе реформирования экономических отношений в АПК;

- выяснить особенности современной аграрной политики и дать умение оценить их влияние на экономическое положение производителей аграрной и продовольственной продукции.

Конспект лекций составлено в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, разработанной на основании требований отраслевого стандарта высшего образования и образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавров, с учетом элементов Европейской кредитно-трансферной системы (ECTS).

 

 

РАЗДЕЛ 1.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.073 с.)