Стадии развития производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии развития производства.



I – Доиндустриальная (аграрная). Начало – неолитическая революция – 10-3 тыс. до РХ. – переход от примитивной экономики к с/х. Первые культуры: ячмень, пшеница, рис. Первые животные: козы, овцы.

Преобладание с/хозяйства, ручной труд, основная часть населения занята в с/хозяйстве.

II – Индустриальная (промышленная). Начало – промышленный переворот (революция) в Европе – вт.пол. XVIII – п.п. XIX в. – переход от аграрной экономики к промышленному производству. Труд машинный, урбанизация, основная часть населения занята в промышленности.

III – Постиндустриальная. Начало – научно-техническая революция середины ХХ века – изобретение компьютеров, открытие атомной энергии, освоение космоса.Труд автоматизированный и компьютеризированный, глобализация, основная часть населения занята в сфере услуг.

 

Экономические системы.

Определение: ЭС – форма организации хозяйственной жизни общества.

Различаются по: 1) способу координации хозяйственной деятельности 2) преобладающему типу собственности на ресурсы.

1) Традиционная ЭС. Что, как и для кого производить определяется обычаями и традициями, собственность на основные ресурсы часто коллективная (племени, общины), натуральное хозяйство, низкий уровень НТП.

2) Рыночная ЭС (капитализм).Идеология «чистого капитализма»: «Каждый работает для себя, исходя из эгоистических интересов, но «невидимая рука рынка» - результат действия законов С и П – подталкивает производителя выпускать именно тот товар, который необходим обществу» (А.Смит). Этапы развития: 1) капитализм свободной конкуренции (17- кон.19 в.); 2) монополистический капитализм (кон.19 – сер. 20 в.); 3) регулируемый капитализм (с сер. 20 века).

Основы рыночной системы: частная собственность (охраняемое законом право В_П_Р ресурсами), экономическая свобода (право решать, каким образом использовать ресурсы для получения дохода), конкуренция (соперничество за право получения большей доли определенного вида ресурсов).

3) Командная (плановая, централизованная) ЭС: Что, как и для кого производить решает государство в лице групп профессионалов (плановиков) и политического руководства; все ресурсы в собственности государства; плюсы: возможность быстрой мобилизации, относительное социальное равенство; минусы: застой экономики и дефицит НТП как следствие планирования, отставание в НТП, отчуждение от средств производства.

4) Смешанная ЭС: что, как и для кого решается и рынком, и государством; различные формы собственности; функции государства в смешанной ЭС: перераспределяет доходы и ресурсы, создает общественные блага, смягчает негативные последствия рынка. Модели смешанной ЭС: шведская, японская, американская – по степени вмешательства государства в рынок.

Лекция 3. Рынок. Спрос и предложение. Конкуренция.

ПЛАН:

Понятие рынка.

Спрос и предложение.

Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение.

Виды конкуренции

Понятие рынка.

Рынок – совокупность отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу переходаправ собственности на товары или возможность получения услуг (все отношения по поводу купли-продажи товаров/услуг.

Виды рынков: по масштабу: местный, национальный, мировой; по объекту сделки: товаров и услуг, средств производства, труда, валюты, ценных бумаг, духовных благ; по отношению к закону: легальный, нелегальный.

Рыночная инфраструктура: совокупность предприятий, учреждений, организаций, которые связывают производителей и потребителей (торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и так далее).

Спрос и предложение.

Спрос (А.Смит): «для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточным для покупки некоторого количества товара (реальный спрос)».

Определение С.: желание и способность людей приобретать экономические блага.

Величина С.: объем товара определенного вида, который покупатели готовы приобрести при определенном уровне цены этого товара.

Закон С.: существует обратная взаимосвязь между ценой товар и величиной спроса – чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. ГРАФИК КРИВОЙ С.

Факторы, лежащие в основе С.: здравый смысл, принцип убывающей предельной полезности (меньше удовлетворения от каждой последующей единицы продукции, эффект замещения (при выборе из двух и более товаров).

Определение П.: желание и возможность продавца продать данное благо.

Величина П.: объем товара определенного вида, который продавцы готовы предложить на рынок при определенном уровне рыночной цены.

Закон П.: существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения: повышение цены ведет к росту величины предложения, а снижение цены – к ее уменьшению. ГРАФИК КРИВОЙ П.

Эластичность С. по цене – степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.

Неэластичные товары: картофель, сахар, сигареты. - Эластичные товары: мебель автомобили, etc.

Равновесная цена: цена, при которой количество предложенного на рынке товара, равно количеству, на которое предъявлен спрос. ГРАФИК РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНЫ с «Q»и «P» equilibrium.

Если цена меньше равновесной, следствием является нехватка товара, образуется дефицит. Если цена больше равновесной, происходит затоваривание – образуется профицит (избыток).

Механизм действия рыночного механизма: увеличение спроса – дефицит – повышение цены – увеличение предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.005 с.)