Тема 20. Основы антикризисного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20. Основы антикризисного управления



20.1. Кризис - (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.[3]

Причины возникновения кризисных ситуаций:

- изменения во внешней среде;

-переходный период в развитии самого предприятия;

-внедрение инноваций;

-системный кризис предприятия.

20.2. Некоторые виды кризисов представлены в таблице.

Таблица

Классификации кризисов

Классификационная группа Вид кризиса Сущность кризиса

По масштабам проявления

Общий Охватывает всю социально-экономическую систему;
Локальный Охватывают лишь часть социально-экономической системы; может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, в случае отсутствия управления кризисными ситуациями, или отсутствия мер локализации кризиса и снижения его остроты;

По проблематике кризиса

Микрокризис Захватывает только отдельную проблему или группу проблем; может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, в случае отсутствия управления кризисными ситуациями, или отсутствия мер локализации кризиса и снижения его остроты;
Макрокризис Затрагивает обширную часть социально-экономической системы, присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики;

По структуре отношений в социально-экономической системе

Экономический (финансовый) Отражает острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия. Представляет собой кризис производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризис неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр. Характеризует противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы;
Социальный Возникает при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др;
Организационный Проявляется как кризис разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм;
Психологический (кризис психологического состояния человека) Проявляется в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением;
Технологический Возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях;

По непосредственным причинам

Природный Возникает как следствие природных условий жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения;
Общественный Возникает в результате влияния общественных отношений во всех видах их проявления;
Экологический Возникает при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека: истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия;

По глубине охвата

Глубокий (острый) Часто приводит к разрушению различных структур социально-экономической системы. Протекает сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок;
Легкий (мягкий) Протекает последовательно и безболезненно. Его можно предвидеть, им легче управлять;

По продолжительности

Затяжной Проходит болезненно и сложно. Часто является следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.
Кратковременный Проходит не так болезненно, как затяжной кризис и затрагивает лишь одну проблему;

По вероятности возникновения

Предсказуемый (закономерный) Возникновение этого кризиса можно прогнозировать, может возникнуть в результате потребности реструктуризации производства, изменения структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса;
Неожиданный (случайный) Неожиданный кризис, часто бывает результатом или грубых ошибок в управлении, или природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов;

По степени проникновения

Скрытый (латентный) Протекает относительно незаметно и поэтому наиболее опасен;
Явный Протекает заметно и легко обнаруживается.

 

20.3.Антикризисное управление - комплекс управленческих мероприятий, направленных на:

-недопущение возникновения рисков, ведущих к дисфункции системы управления и ее ключевых элементов, в системообразующих направлениях деятельности предприятия;

-минимизацию негативного влияния внешней среды;

-уход и/или минимизацию потерь в ситуации реструктуризации и /или реорганизации предприятия;

-минимизацию потерь при наступлении кризисной ситуации;

-максимизацию положительных эффектов (санацию, спасение активов) в ситуации банкротства.

20.4. Механизм антикризисного управления разрабатывается в зависимости от ситуации, в которой оказывается предприятие. Действие/функционирование данного механизма, как правило, прописывается в программе, руководстве и планах по антикризисному управлению.

Механизм антикризисного управления включает в себя следующие компоненты:

-цель, задачи антикризисного управления;

-функции управления (мониторинг и диагностика, оценка и анализ рискогенности и рисков внешней и внутренней среды предприятия, развитие и обучение персонала, оценка ликвидности активов, оценка финансово-экономической устойчивости, разработка программы и плана антикризисных мероприятий, разработка системы показателей контроля состояния предприятия (при и после проведения антикризисных мероприятий));

-стратегия и тактика антикризисного управления;

-буферный механизм (финансовый, управленческий (менеджеры предприятия), кадровый – в первую очередь; технологии, конкурентные преимущества – во вторую очередь).

Антикризисный менеджмент должен начинаться с построения системы, включающей качественно-количественный анализ различных ухудшающихся показателей, сигнализирующих о приближении возможного кризиса.

20.5. Выделяют следующие этапы антикризисного менеджмента:

1. Проведение комплексной диагностики хозяйственной и

финансовой деятельности предприятия. Для этого создается рабочая группа, в которую включаются специалисты, представители руководства и акционеры, а также консультанты – аналитики и эксперты в сфере финансов и права. Данная рабочая группа собирает и анализирует данные за последние 3-5 лет существования компании;

2. Тактическое планирование - разработка плана по выводу

предприятия из кризисной ситуации. В тактический план могут быть включены такие меры, как сокращение расходов, реализация непрофильных активов, закрытие филиалов и подразделений, сокращение производства или сбыта, повышение отпускных цен, получение кредитов, укрепление трудовой дисциплины, изыскание внутренних резервов, привлечение специалистов для проведения маркетинговых исследований и так далее;

3. Реализация плана. На предприятии проводятся

запланированные антикризисные мероприятия, ситуация постоянно мониторится, анализируется и контролируется, вносятся своевременные коррективы;

4. Оценка проведенных мероприятий, анализ выполненных работ по

стабилизации и нормализации ситуации, выводу предприятия из кризиса.

Ресурсами антикризисного управления являются в первую очередь информационные ресурсы, благодаря которым можно предотвратить кризисную ситуацию или же быстро выйти из кризиса. Человеческие ресурсы в особенности квалифицированный персонал способен положительно повлиять на возникающую кризисную ситуацию. Также следует отметить тот факт, что без наличия финансового ресурса невозможно осуществить санирующие меры на предприятии.

Субъектами антикризисного управления являются:

· собственник предприятия, который самостоятельно реализует основные задания и функции антикризисного управления без привлечения соответствующих специалистов;

·  экономист – финансист, когда главное внимание уделяется финансовым вопросам антикризисного управления;

· антикризисный менеджер предприятия, который специализируется только на антикризисном управлении;

· антикризисный менеджер консалтинговой фирмы, который привлекается на предприятие на оплачиваемой основе для реализации заданий антикризисного управления;

· специалист агентства по вопросам банкротства государственных органов, который осуществляет работу по антикризисному управлению;

· арбитражный управляющий, утверждённый постановлением суда в случае возбуждения дела о банкротстве предприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.009 с.)