Тема 19. Основы риск-менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Основы риск-менеджмента



19.1. Риск – вероятность наступления неблагоприятной/ деструктивной ситуации и связанных с ней последствий в виде потерь, ущерба, упущенных выгод.

Вероятность – численная мера возможности наступления некоторого события. Существуют два метода определения вероятности: объективный (основан на вычислении частоты возникновения рисковой ситуации) и субъективный (основан на суждении-предположении о возможности возникновения рисковой ситуации).

Также понятие риск связывают с понятием неполноты, неточности, отсутствия информации – неопределенности.

В принципе, принятие решений в сфере управления инновационными проектами происходят, как правило, в условиях неопределенности, определяемой следующими факторами:

- отсутствие полной информации о ситуации;

- невозможность учета информации о ситуации или явлении;

- невозможность адекватного учета информации о ситуации или явлении;

- влияние человеческого фактора;

- др.

Виды рисков

С точки зрения бизнеса риски различаются по источникам, характеру деятельности, возможным результатам (рис. 1):

Рис. Виды рисков.

Естественно, анализ классификационных признаков, видов и подвидов риска можно продолжить, но это в основном приведет к очередному перечислению мнении различных исследователей и специалистов, что не даст ответа на основной вопрос - какой подход, какая классификация является основной, в какой степени она будет способствовать снижению степени риска.

 19.3.Аспекты риска

Риск имеет много аспектов. Он касается многообразных интересов многих людей и групп. Дадим характеристики различных аспектов делового риска фирмы (рис. 2):

Рис. Аспекты делового риска фирмы

Финансовый аспект рисков: угроза доходу, структуре собственности и капиталу. Другими словами — угроза устойчивости благосостояния. Активная организация взаимодействует с окружением и целесообразно сорганизует свои внутренние компоненты. При этом она как юридическое лицо может претерпевать ущерб и наносить ущерб окружению и своим компонентам. Этот ущерб не всегда может быть финансовым, а иногда даже не может быть полностью выраженным в финансовых понятиях (например, некоторые виды морального ущерба). Не всегда этот ущерб наказуем (например, банкротство соперника в результате честной и законной конкурентной борьбы). И хотя в деловой практике риски и их последствия в основном описываются именно в денежном выражении, риск-менеджеру для построения эффективной защиты приходится иметь в виду всевозможные аспекты общения с рисками. Иначе говоря, с точки зрения риск-менеджмента, экспозиция на определенный ущерб — это возможностъ (более профессионально строго - вероятность ) финансовых убытков, с которыми сталкивается организация или личность и которые являются результатом реализации определенной опасности, угрожавшей объектам, имеющим для данной организации или личности существенную ценность.

Юридический аспект — виновность, единообразие, прецеденты, совместимость, юрисдикция, презумпция, процессуальность, принудительность, контрактность, арбитраж — все это должно быть определено рамками законов. К сожалению, в со временной России эта часть законов либо не соответствует новым рыночным реалиям, либо вообще отсутствует. Огромное и весьма требовательное поле для законотворчества. Ошибки, рискованное поведение, халатность, непринятие мер, злоупотребление служебным положением — все это может создавать экспозиции риска. Юридическая база, потребная для управления рисками, весьма слабая. У российского законодателя еще много работы в этом направлении. Российская юридическая система соответствует и менталитету народа, и его истории, и характеру масштабных реформ. Соответственно, в периоды трансформации, когда определенность и эффективность этой системы так необходимы, её как раз и не хватает. Через такие периоды проходили все страны с ныне развитой рыночной экономикой.

Статистический аспект связан с тем, что для создания программ управления рисками требуются базы данных. В западной деловой инфраструктуре эта статистика собирается уже столетиями. Она сильно компьютеризирована. В России ее либо нет, либо она фрагментарна, до сих пор засекречена, фальси­фицирована, не систематизирована, злонамеренно скрывается под видом коммерческой тайны. Положение несколько об­легчается тем, что значительная часть всемирной статистики рисков и происшествий применима к российским обстоятельствам. Однако, чтобы найти ее и использовать, требуется серьёзная компьютерная и общекоммерческая подготовка. Зачастую эта информация еще и платная, как, например, значительная часть источников Интернета.

Страховой аспект относится к общим механизмам переноса рис­ков на профессионального страховщика.

Отраслевой аспект управления рисками состоит в том, что каждая отрасль экономики и частной жизни имеет, кроме об­щеэкономических, свои специфические риски, требующие особых отраслевых знаний. В этом плане управление рисками требует привлечения инженеров-отраслевиков. Некоторые от­расли, такие как банковское дело и страховое дело, имеют общеэкономическое значение и по сути своей непосредственно связаны с деловыми рисками. Вопросы управления рисками в этих отраслях весьма широко и глубоко разработаны и даже введены в международные стандарты и национальные кодексы.

Организационно-технологический аспект состоит в том, что управление рисками — это дело коллективное. Оно требует от управляющего знаний, выходящих за пределы экономики, мате­матики, юриспруденции и отрасли. Требуется знание людей; их психологии, законов их индивидуального, группового и массового поведения. Управляющий рисками работает на линейного управ­ляющего, на генерального руководителя, и, соответственно, он должен развивать в себе способность общеуправленческого мыш­ления и поведения. Для этого ему следует четко ориентироваться во всех аспектах как по отдельности, так и с генеральных пози­ций.

Личностный аспект. Прежде всего, коммерческая деятель­ность организации может нанести ущерб людям персоналу са­мой этой фирмы, партнерам и людям, не имеющим отношения к данному бизнесу как таковому (третьим лицам). Эти потери результат смерти, утраты трудоспособности, выхода на пен­сию, одностороннего решения об отставке, безработицы. Для организаций наибольшее значение имеют ущербы, когда про­исходит смерть, нетрудоспособность, отставка или увольнение ключевого сотрудника (или сотрудников), имевшего квалифи­кацию или знания, которые данная организация не может до­статочно быстро заместить (сообразно с длительностью своего делового ритма и цикла), не разрушая свой основной процесс производства продукции или услуг. Иногда организация оказы­вается неспособной выплатить установленные законом выпла­ты, связанные с этими событиями. Если организация наносит ущерб третьим лицам, то она может оказаться неспособной выжить после уплаты всех соответствующих законных компен­саций пострадавшим. В последнем случае говорят об экспози­ции ответственности перед третьими лицами.

Психологический аспект. Люди по-разному ведут себя в обстановке риска. Это зависит от множества обстоятельств и факторов. У разных людей разная склонность к риску (разный рисковый аппетит). Люди по-разному относятся к риску по оди­ночке и в группах. Иногда люди имитируют поведение или про­сто лгут в тех или иных целях, что чревато особенными риска­ми для их контрагентов и партнеров.

Имущественный (физический) аспект. Организация может утратить разнообразные принадлежащие им ценные предметы, здания, станки, сырье, ценные бумаги личные вещи. Этот аспект тщательно расписан в литературе поимущественному страхованию Особенности его вусловиях современной России состоят, пожалуй, только о очень высокой и нарастающей вероятности техногенных катастроф, о есте­ственном росте которых в условиях трансформирующейся эко­номики говорят и президент, и журналисты, и спасатели МЧС и профессионалы.

Экономический аспект. Этот аспект экспозиций представ­лен в двух видах угроз: чистому доходу текущего периода и доходам будущих периодов. В первом случае речь идет о перебоях в производстве или из­менениях финансовой обстановки в сфере операций фирмы, т. е. речь идет об угрозе эффективности эксплуатации имею­щихся средств производства. Что же касается угрозы доходам будущих периодов, то это скорее угроза праву собственности на   средства производства

Политический аспект. Все живут и работают в обстановке политического риска, которые по своей сути одинаковы во всем мире. То, что делает политический риск особенным для пред­принимателей данной страны, это его иностранность — малоизвестность, неудобство и сложности общения с более чем од­ним правительством, каждое из которых может быть источни­ком несправедливости, неустойчивости и коррумпированности, высокий уровень нестабильности правил ведения бизнеса в не­которых странах, высокая социальная взрывоопасность в дру­гих странах, различия в национальной деловой культуре и мо­рали. В эту группу входят риски экспорта, импорта, зарубеж­ных инвестиций. Политические риски своей страны могут быть конкурентным преимуществом предпринимателей данной стра­ны, защищая их от слишком сильных иностранных конкурен­тов.

  Национально-культуральный аспект. Здравый смысл, жиз­ненный опыт идаже некоторые исследования позволяют ут­верждать, что рисковое поведение людей зависит от их наци­ональности и культуры того общества, в котором они оказыва­ются. Японские и немецкие менеджеры менее склонны к риску, чем американские. А те, в свою очередь, в среднем значительноосторожнее россиян. Непонимание деловой культуры иностранного партнера не­сет угрозу позитивному развитию международного партнерства.

Экологический аспект. В XX в. человечество в развитии своей искусственной среды обитания достигло масштабов, угрожаю­щих среде естественной. Это серьезно обострило конфликты между бизнесом и обществом. Это противостояние обостряется как социально, так и с точки зрения сохранения жизнеспособ­ности биогеоценозов. Деловые круги столкнулись с новым кру­гом задач и с новым классом рисков -рисков ущерба природы от деловой активности коммерческих организаций. Для того чтобы успешно вести свой бизнес в такой обстановке, риск-менеджеры должны научиться балансировать на чрезвычайно деликат­ной грани защита природы от слишком резких и необратимых влияний их полезной обществу людей коммерческой деятельно­сти.

Информационный аспект. В последние три-четыре деся­тилетия XX в. в ряд других факторов производства равноправ­но встал фактор обладания информацией. Обладание ею как в форме данных, так и в форме знаний уверенно стало решаю­щим оружием не только в конкурентной борьбе, а даже просто условием выживания значительного числа фирм. С развитием Интернета и электронной торговли изменялись характеристи­ки некоторых известных ранее рисков и появились новые типы рисков. Эти риски так или иначе касаются всех, кто пользует­ся компьютерами и особенно локальными компьютерными се­тями и подключениями к Интернета, т. е. всех. Появился даже новый вид опасных преступлений — хакерство. Основные виды этого семейства рисков можно дать как список следующих эк­спозиций задержки или потери информации, необнаружен­ное хищение информации, разглашение сведений для служеб­ного пользования, недостоверность (исходная неправильность, устаревание, фальсификация, дезинформация и т.д.).

Моральный аспект. Борьба с рисками и катастрофами необхо­дима не только потому, что она экономически эффективна. Частьэтой работы обосновывается моральными мотивами и соображе­ниями социальной справедливости. Техника безопасности должна быть обеспечена на всех рабочих местах, а не только в кабине­те директора и риск-менеджера. Виновные в злостном нарушении мер снижения риска должны быть выявлены и наказаны. Рас­смотрению экспозиций и возмещению в принципе подлежит не только материальный, но моральный ущерб. Власть и ответствен­ность в этой сфере должны быть сбалансированы. Управляющий рисками дол­жен понимать, что из сферы морали могут исходить угрозы для бизнеса фирмы, для которой он разрабатывает защиту от рисков. Иногда на эффективность и доброе имя фирмы влияют даже та­кие факторы, как действие и бездействие менеджеров, их мес­топребывание и стиль поведения в то время, когда другие люди рискуют или терпят бедствие.[8]

Все выше перечисленные аспекты прямым или косвенным образом влияют на возможность возникновения рисков, что несомненно следует учитывать при формировании политики управления рисками.

19.4. Управление рисками – совокупность управленческих мероприятий, объединенных в систему: идентификации рисков, мониторинга, прогнозирования, оценки и анализа рисков, риск-факторов и последствий влияния риска, выбора метода управления рисками и непосредственно управления мероприятиями по минимизации, нейтрализации или уходу от риска (ов).

Выделяют несколько этапов управления рисками, которые следует рассматривать тщательно и поочередно:

• определение риск аппетита и уровня толерантности предприятия к рискам;

• идентификация и классификация рисковых событий;

• анализ и оценка рисков по сравнению с уровнем толерантности предприятия;

• ранжирование рисков и определение существенных и критических рисков;

• установление ключевых индикаторов рисков для существенных и критических рисков;

• выбор стратегии и мер управления существенными и критическими рисками;

• анализ эффективности мер управления рисками по отношению к затратам (влияние внедрения, влияние не внедрения и связанные затраты);

• внедрение мер управления рисками и их мониторинг;

• мониторинг значений ключевых индикаторов рисков;

• отчетность руководству.

Методы риск-менеджмента

п/п

методы

Элементы системы управления

диагностика прогнози-рование анализ монито-ринг оценка
1. технико-технологические ü ü ü ü ü
2. социальные исследования     ü ü ü
3. разработка системы показателей ü ü ü ü ü
4. наивный метод   ü      
5. адаптивный метод   ü      
6. метод причинно- следственной связи (метод Исикавы);   ü ü ü ü ü
7. факторный анализ ü ü ü   ü
8. проблемное поле ü ü ü ü ü
9. метод дерево проблем ü ü ü ü ü
10. логико-сетевая модель ü        
11. морфологический анализ ü   ü   ü
12. социологические методы ü        
13. фотография процесса ü   ü   ü
14. методы расчета какого-либо аналитического показателя ü   ü ü ü
15. метод выявления риска ü ü ü ü ü
16. метод анализа риска ü ü ü ü ü
17. метод последствия риска ü ü ü ü ü
18. экспертные методы (методы ранжирования и бальной оценки)       ü   ü
19. аналитические методы         ü
20. стоимостные методы ü   ü ü ü
21. дерево решений ü   ü    
22. статистические методы оценки риска     ü   ü
23. аналоговые методы, в т.ч. сравнительные методы и методы бенчмаркинга           ü
24. функционально-стоимостной анализ риска     ü   ü
25. метод сценариев риска     ü    
26. структурно-функциональный анализ     ü    
27. расчет аналитических показателей ü ü ü ü ü
28. SWOT-анализ     ü    
29. STEP-анализ (анализ внешней среды на рискогенность)     ü    
30. метод сравнения ü ü ü ü ü
31. метод диаграммы потоков данных/знаний     ü    
32. индексный метод     ü    
33. экономико-математический анализ рисков ü ü ü ü ü
34. экономико-математическое моделирование риска ü ü ü ü ü
35. имитационное моделирование риска ü ü ü ü ü
36. факторный анализ рисков ü ü ü ü ü
37. графические методы ü ü ü ü ü

Выделяют следующие группы методов воздействия и управления рисками, их минимизации:

- методы компенсации;

- методы распределения рисков;

- резервирования;

- страхования;

- методы локализации;

- методы ухода от рисков.

Эффективность метода снижения риска определяется по следующему алгоритму:

- разработка карта рисков проекта;

- ранжирование рисков по степени важности;

- определение перерасхода средств с учетом вероятности наступления неблагоприятного события;

- определение перечня возможных мероприятий, направленных на уменьшение вероятности возникновения рисковой ситуации;

- определение дополнительных затрат на реализацию предложенных мероприятий;

- сравнение требуемых затрат на реализацию предложенных мероприятий с возможным перерасходом средств вследствие наступления рискового события.

Для выхода (предотвращения риска) из рисковой ситуации предприятия использует достаточно обширный набор различных вспомогательных ресурсов, основными из них являются следующие:

· информационный;

· человеческий;

· административный;

· коммуникационный;

· экономический;

· технико-технологический;

· финансовый и др.

Субъектом управления риском, будет являться круг лиц, непосредственно участвующих в осуществлении процессов, операций по устранению, предотвращению риска, примерами могут служить:

· акционеры, собственники предприятия, которые осуществляют управление самостоятельно, без привлечения других лиц;

· риск-менеджер;

· финансово-экономическая и планово-экономическая служба предприятия (особенно если устранение негативных последствий риска, или его предотвращение требует значительных материальных затрат);

· информационно-аналитический центр;

· консалтинговая компания;

· сотрудники подразделения профильной рисковой области и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.036 с.)