Российская Федерация и международное космическое право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российская Федерация и международное космическое право



Начало практическому освоению космоса было положено 4 октября 1957 г. запуском первого искусственного спутника Земли в Советском Союзе. Грандиозным свершением и отправной точкой развития пилотируемой космонавтики стал полет советского космонавта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г. Другое выдающееся событие в области космонавтики — высадка человека на Луну состоялось 21 июля 1969 г. Американский астронавт Нил Армстронг сделал первый шаг по поверхности естественного спутника Земли со словами: «Это маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества».

Однако первые годы развития космонавтики характеризовались не столько сотрудничеством ведущих космических держав, прежде всего СССР и США, сколько их острой конкуренцией. Международное сотрудничество стало интенсивно развиваться только с 1998 г., в первую очередь, благодаря совместному строительству Международной космической станции (МКС) и исследованиям, проводимым на её борту.

В Российской Федерации исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, являются важнейшими приоритетами государственных интересов. В 1993 г. был принят Закон о космической деятельности, направленный на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности страны и дальнейшего расширения международного сотрудничества.

В Законе дано понятие космической деятельности, составной частью которой является международное сотрудничество в области исследования и использования космического пространства. Одной из важнейших целей космической деятельности в Законе определено развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей ее интеграции в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности.

Среди принципов, в соответствии с которыми Россия осуществляет свою космическую деятельность, в Законе названы: содействие поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники; обеспечение безопасности космической деятельности и охраны окружающей природной среды; равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничества Российской Федерации в области космоса; международная ответственность России за осуществляемую космическую деятельность. Не допускается космическая деятельность, запрещенная международными договорами Российской Федерации.

Закон определяет полномочия президента и правительства страны в сфере космической деятельности. Общее руководство космической деятельностью России осуществляет ее президент. Он рассматривает и утверждает основные положения государственной политики в области космической деятельности. Правительство страны реализует государственную политику в области космической деятельности в интересах науки, техники, различных отраслей экономики и международного сотрудничества. Оно же координирует вопросы международного сотрудничества в области космической деятельности и осуществляет контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности является Федеральное космическое агентство (Роскосмос), одной из задач которого является взаимодействие с организациями других государств, с международными организациями по вопросам космической деятельности, заключение в установленном порядке соответствующих международных договоров, а также совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участие в реализации международных космических проектов и программ Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Роскосмос может создавать в установленном порядке свои представительства за рубежом.

В настоящее время Роскосмос заключил межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности с более чем 20 государствами, в том числе с США, Японией, Индией, Бразилией, Швецией, Аргентиной и странами, входящими в Европейское космическое агентство (ЕКА). Подписаны также соглашения с космическими агентствами[42] и ЕКА.

РОСКОСМОС принимает активное участие в работе Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (UNCOPUOUS), Международного комитета по исследованию космического пространства (COSPAR), Международного координационного комитета по проблеме техногенного засорения космического пространства (IADS), Форума космических агентств, Комитета по спутникам наблюдения Земли (CEOS), Международной астронавтческой организации (IAC) и других международных органов и организаций.

Одно из наиболее конкурентоспособных направлений деятельности России на мировом космическом рынке - коммерческое использование средств выведения космических объектов. Основную часть коммерческих запусков с использованием российских ракетоносителей осуществляют совместные предприятия с участием иностранных партнеров: "ILS" (Россия - США), "STARSEM и "EUROCKOT" (Россия - ЕС).

В Законе о космической деятельности говорится о Федеральной космической программе как о долгосрочном плановом документе, на основании которого формируется государственный заказ на создание, изготовление и использование космической техники в научных и социально-экономических целях. Такая Федеральная космическая программа разработана и принята на 2006 - 2015 гг., она утверждена постановлением Правительства России от 22 октября 2005 года, № 635.

За 40 лет космической деятельности Россия имеет уникальные результаты пилотируемых полетов, в том числе результаты эксплуатации в течение 15 лет орбитальной станции «Мир». Однако в последние годы в России решаются только задачи транспортного обеспечения международной космической станции. Работы по созданию российских модулей международной космической станции и научной аппаратуры для них практически не развернуты. В то же время реальный срок эксплуатации МКС ограничен 2018 – 2020 годами. США совместно с партнерами по МКС планируют завершить сборку американского сегмента станции в 2010 году и приступить к эффективной эксплуатации оборудования, что позволит оправдать полученной информацией вложенные ими средства в ее создание. США, страны Европы и Китай существенно активизируют работы по подготовке пилотируемых полетов к Луне, Марсу, а также по последующему освоению этих космических тел. Созданные при решении этих проблем технологии будут носить прорывной характер. Складывающаяся ситуация может привести к потере наших приоритетов в области пилотируемой космонавтики и к отставанию России в смежных областях науки и техники.

Россия уделяет постоянное внимание еще одной важной международной проблеме - предотвращению использования космоса в военных целях. Много лет подряд она ставит вопрос о разработке соответствующего международного договора, инициирует и поддерживает любые шаги в этом направлении.

30 октября 2007 г. в Первом комитете 62-й сессии Генассамблеи ООН подавляющим большинством голосов был принят внесенный Египтом проект резолюции «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве». В его поддержку высказались 170 государств. «Против» голосовали только США, Израиль воздержался. Россия выступила соавтором данного проекта резолюции. Аналогичным образом поступили еще более 30 государств.

Принятый проект резолюции является важным шагом, призванным способствовать недопущению появления новой - космической - сферы противостояния и выхода гонки вооружений на новый технологический уровень.   

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.004 с.)