Бекяшев Камиль Абдулович, доктор юридических наук, профессор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бекяшев Камиль Абдулович, доктор юридических наук, профессор



КУРС ЛЕКЦИЙ

по международному публичному праву

для студентов заочного отделения

Московской государственной юридической академиии

Первого Московского юридического института

Авторы:

Бекяшев Камиль Абдулович, доктор юридических наук, профессор

Волосов Марлен Евдокимович, кандидат юридических наук, доцент

Захарова Лариса Ивановна, кандидат юридических наук, доцент 

Кожеуров Ярослав Серегевич., кандидат юридических наук, доцент

Кузьмин Эдуард Леонидович, кандидат юридических наук, профессор

Лебединец Инна Николаевна, кандидат юридических наук, доцент

Моисеев Евгений Григорьевич, доктор юридических наук, профессор

Соколова Наталья Александровна, кандидат юридических наук, доцент

 

Последнее обновление - октябрь 2009 года

 

Ответственный редактор:

Заведующий кафедрой международного права,

Заслуженный юрист Российской Федерации,

доктор юридических наук,

профессор Камиль Абдулович Бекяшев

 


ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. Понятие международного права

2. Источники международного права

3. Норма международного права и «мягкое» право

4. Кодификация норм международного права

5. Международное право и Российская Федерация

Понятие международного права

Понятия "международное право" и "международное публичное право", по своей сущности, идентичны. В учебной и научной литературе есть много определений международного права. Кафедра международного права МГЮА предлагает следующее определение: международное право есть система обязательных норм и принципов, выраженных в признанных субъектами этого права источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права[1].

Международное право состоит из отраслей, каждая из которых обладает своими принципами.   Современное международное право состоит из ряда отраслей, в числе которых:

право международных договоров;

право международных организаций;

право Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений;

право Содружества Независимых Государств;

ответственность в международном праве;

право внешних сношений;

право международной безопасности;

международное право прав человека;

международное трудовое право;

международное уголовное право;

международное экономическое право;

международное морское право;

международное воздушное право;

международное космическое право;

международное гуманитарное право;

международное процессуальное право.

Ряд отраслей международного права находятся в процессе становления. К их числу можно отнести:

международное аграрное право,

международное энергетическое право,

международное транспортное право,

международное атомное право.

Международное право тесно связано с международным частным правом, предметом которого являются гражданские, семейные и трудовые правоотношения, выходящие за пределы одного государства. Часть норм международного частного права закрепляется в международных договорах, другая часть содержится во внутригосударственных нормативных правовых актах. В частности, Гражданский кодекс РФ в своей третьей части содержит главу: "Международное частное право".

 

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. Международное право: возникновение и периодизация

2. Особенности международного права в отдельные периоды

3. Вклад России в международное право и его науку

 

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. Понятие основных принципов международного права

2. Содержание основных принципов международного права

 

Содержание основных принципов современного международного права

Принцип уважения государственного суверенитета выражается в:

1)юрисдикции государства над всеми индивидами и юридическими лицами, проживающими на его территории;

2) юрисдикции рассматривать споры в судебном порядке, преследовать преступления, совершенные на территории государства иностранцами, а также иностранцев против иностранцев (принцип территориальности);

3) юрисдикции обеспечивать неукоснительное соблюдение права на территории конкретного государства;

4) праве государства свободно использовать свою территорию и распоряжаться ею, осуществлять деятельность в интересах проживающего ней населения;

5) запрете любому государству вторгаться на территорию другого государства;

6) праве на иммунитет от юрисдикции иностранных судов в отношении актов и действий, предпринятых государством в качестве суверена; 

7) праве государства на иммунитет государственных представителей, действующих в официальном качестве (функциональный иммунитет);

8) праве находящихся за границей граждан и должностных лиц иностранного государства на жизнь и на неприкосновенность их собственности.

Принцип суверенного равенства государств включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;

д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Принцип неприменения силы или угрозы силой утверждает, что государство или их группа не имеют права вопреки международному праву применять силу по отношению друг к другу или угрожать применением силы. С целью конкретизации данного принципа в 1974 г. в рамках ООН было принято определение агрессии, под которой понимается применение первым вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства вопреки Уставу ООН. В определении агрессии, которое имеет форму развернутого документа с преамбулой и несколькими статьями, приведены несколько видов актов агрессии, которые могут считаться таковыми. В их числе:

а) бомбардировка вооруженными силами одного государства территории другого, захват этой территории, ее аннексия;

б) блокада берегов или портов государства;

в) невывод в обусловленный срок вооруженных сил, которые находятся по договоренности между двумя государствами на территории одного из них;

г) подготовка, финансирование и засылка вооруженных групп одним государством на территорию другого государства для совершения актов агрессии, в том числе и террористических актов.

Принцип нерушимости государственных границ и принцип территориальной целостности призваны обеспечивать неприкосновенность государственных границ извне, а также целостность территории государства изнутри. Эти принципы особенно важны были для государств Европы после Второй мировой войны, когда реваншистские силы в Германии выступали за пересмотр государственных границ, сложившихся в итоге Второй мировой войны.

Принцип мирного разрешения международных споров предписывает государствам решать указанные споры мирным путем. В ст. 33 Устава ООН дан перечень мирных средств разрешения споров, которые угрожают поддержанию международного мира и безопасности: переговоры; обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Субъекты международного права могут прибегнуть к иным средствам по своему выбору.

Принцип невмешательства запрещает прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела любого государства[12]. Этот принцип дополняет первый из основных принципов международного права, в котором речь идет об уважении суверенитета, одной из составляющих которого является независимость при проведении государством своей внутренней и внешней политики.

Принцип уважения прав человека и основных свобод закрепляет за государствами обязанность соблюдать и защищать права и основные свободы человека. Перечень этих прав и свобод и конкретное их содержание изложены в многочисленных международно-правовых документах о правах человека. Таких документов насчитывается несколько десятков. В их числе такие основополагающие, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., а также два Международных пакты о правах человека 1966 г.

Принцип равноправия и самоопределения народов предполагает, что каждый народ и каждая нация имеют право на самоопределение в тех рамках и в том объеме, в которых позволяет это делать конституция данного государства. Что касается их выхода из состава государства, то без волеизъявления всего народа того или иного государства, закрепленного в конституции страны, делать этого нельзя. Например, Россия не признала объявление 17 февраля 2008 г. независимости Косова и выход его из состава Сербии. Тем не менее, независимость Косова признана более чем 50 государствами.

Совсем иная ситуация сложилась вокруг Южной Осетии и Абхазии. Эти два образования многие годы боролись за независимость от Грузии. В последние годы власти Грузии отказались вести переговоры с руководством указанных двух непризнанных государств. Более того, в ночь с 7 на 8 августа 2008 г. Грузия совершила агрессию против народа Южной Осетии, учинив кровавую расправу над ним. То же самое предполагалось сделать в отношении народа Абхазии. Однако Россия взяла эти народы под защиту, а после обращения к нашей стране признать независимость этих государств Российская Федерация 26 августа 2008 г. признала их в качестве субъектов международного права. На 15 октября 2009 г. независимость Абхазии и Южной Осетии признали три государства: Россия, Никарагуа и Венесуэла.     

В соответствии с принципом сотрудничества государства обязаны сотрудничать друг с другом как добрые соседи. Только в этом случае можно решать те многочисленные проблемы, которые стоят сейчас перед мировым сообществом. 

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств начал складываться в глубокой древности. Он вытекает из принципа pacta sunt serwanda – договоры должны соблюдаться. У большинства народов мира существует такая поговорка: «Слово свято, слово договора трижды свято». Суть международного права заключается в том, что в нем нет какого-либо надгосударственного органа, который мог бы заставить государство безоговорочно выполнять международные обязательства под угрозой наказания за неисполнение. Поэтому государства должны проникнуться духом ответственности за функционирование международного права, добросовестно соблюдать его нормы, выполнять свои международные обязательства.

 

Содержание правосубъектности международных организаций

Каждая международная организация обладает только ей приписанным объемом правосубъектности, выраженным в ее учредительном акте. Организация не может совершать иные действия, чем те, которые предусмотрены в ее уставе и в других документах.

Наиболее важными критериями правосубъектности международных организаций являются: 

1. Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права. Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетами и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственные организации являются юридическими лицами. Государства – члены наделяют их право- и дееспособностью в таком объеме, в каком это необходимо для выполнения их функций.

2. Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне.

3. Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная организация имеет свой учредительный акт, правила процедуры, финансовые правила и другие документы, формирующие внутреннее право организации. Нередко при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в отношения с государствами-нечленами. Так, ООН обеспечивает действия государств-нечленов в соответствии с принципами Устава ООН, так как это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

4. Право на заключение договоров. Договорная правоспособность международных организаций является одним из главных критериев международной правосубъектности. Международные организации имеют право заключать договоры, имеющие публично-правовой, частно-правовой и смешанный характер. Это вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями.

5. Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Однако никакая международная организация не обладает «законодательными» полномочиями. Это значит, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной организации: 1) правомерно только в том случае, если оно направлено на прогрессивное развитие международного права; 2) присуще только тем организациям, которые обладают международной правосубъектностью; 3) должно происходить в таком объеме и направлении, как это предусмотрено в ее учредительном акте.

6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без них невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, в других – национальным законодательством. В общей форме объем привилегий и иммунитетов закрепляется в учредительном акте организации. Например, ООН пользуется на территории каждого из своих государств-членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава).

7. Право на обеспечение выполнения норм международного права. Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами: 1) путем представления докладов государствами-членами и 2) наблюдением и обследованием контролируемого объекта или ситуации на месте.

8. Международно-правовая ответственность. Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно-правовой ответственности. Так, международные организации должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т.д.

 

Главные органы ООН

Уставом учреждены следующие главные органы ООН: 1) Генеральная Ассамблея; 2) Совет Безопасности; 3) Экономический и Социальный Совет; 4) Совет по опеке; 5) Международный Суд и 6) Секретариат.

Генеральная Ассамблея состоит из представителей всех государств – членов (на 15 октября 2009 г. – 192 государства), каждое из которых при голосовании имеет один голос. Решения по важным вопросам, в том числе поддержания международного мира и безопасности, выборов непостоянных членов Совета Безопасности, приема новых членов ООН, бюджетным вопросам, требуют большинства в 2/3 голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Решения Генеральной Ассамблеи носят, как правило, рекомендательный характер. Генеральная Ассамблея работает в сессионном режиме.

Ежегодная очередная сессия начинает работу в третий вторник сентября и продолжаются до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы повестки дня. В начале каждой сессии Генеральная Ассамблея проводит общие прения, где нередко выступают главы государств и правительств. Так, Президент России В. В. Путин выступал на сессиях Генеральной ассамблеи в 2000, в 2003 и в 2005 гг., Президент Д. А. Медведев - в 2009 г. В ходе таких выступлений каждое государство выражает свою позицию по актуальным международным вопросам. 

После общих прений, которые продолжаются около 10 дней, внесенные в повестку дня сессии вопросы (их, как правило, более 160) обсуждаются в шести комитетах: п ервый – политические вопросы и вопросы безопасности; в торой – экономические и финансовые вопросы; т ретий – социальные, гуманитарные и культурные вопросы; ч етвертый – специальные политические вопросы; п ятый  – административные и бюджетные вопросы и ш естой Комитет – правовые вопросы.

16 сентября 2009 г. открылась 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Произошло это в непростое время: мир погрузился в затяжной экономический и финансовый кризис, который требует принятия коллективных адекватных мер по скорейшему выходу из кризиса.

В первый день открытия общеполитической дискуссии на сессии выступил Президент России Д. А. Медведев. В своем выступлении он говорил о наиболее актуальных проблемах международного сообщества, которые необходимо решать всем государствам сообща. Речь шла, в частности, о путях скорейшего выхода из мирового экономического и финансового кризиса, обеспечения международной безопасности, решения таких глобальных проблем, как нераспространение ядерного оружия, борьбы с терроризмом и другими международными преступлениями, принятии более радикальных мер, препятствующих потеплению климата на планете. В выступлении российского президента был затронут ряд других актуальных международных проблем[14]. 

64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН рассматривает широкий круг вопросов, фигурирующих в повестке дня этой главной международной организации. Само собой разумеется, что в фокусе внимания будут такие актуальные мировые проблемы, как борьба с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, снятие напряженности вокруг иранской ядерной программы, урегулирование в Афганистане, Ираке и на Ближнем Востоке. Должен состояться серьезный разговор о путях преодоления кризисных ситуаций в странах Африки.

Россия исходит также из того, что на сессии будут обстоятельным образом проанализированы вопросы достижения Целей развития тысячелетия и финансирования развития. Отдельного упоминания заслуживает то, что в последнее время расширился круг международных приоритетов, который теперь включает и вопросы защиты окружающей среды, и тему продовольственной безопасности, и проблематику межцивилизационного диалога.

Всего в повестку дня 64-й сессии Генеральной ассамблеи ООН включено 168 вопросов.

Кроме ежегодных, созываются специальные сессии Генеральной Ассамблеи. В повестку дня такой сессии выносится один вопрос, и сессия проходит в течение нескольких дней. За 64-летнюю историю ООН было созвано 28 таких сессий. Так, в 1988 г. специальная сессия была посвящена проблеме разоружения, в 1996 г. - охране окружающей среды и развитию; в 2001 г.- проблеме СПИДа; в 2002 г. - защите детей.

Иногда созываются чрезвычайные специальные сессии. Всего таких сессий было созвано десять. Первая была созвана осенью 1956 г., когда Израиль, Англия и Франция совершили вооруженную акцию против Египта, который национализировал Суэцкий канал. В июне 1967 г., когда началась шестидневная война Израиля с арабскими странами, во второй раз была созвана чрезвычайная сессия ГА ООН. В апреле 1997 г. по инициативе Лиги арабских стран была созвана 10-я чрезвычайная сессия Генеральной Ассамьлеи ООН, которая с перерывами работает до сих пор.

Следующий главный орган ООН - Совет Безопасности. Оннесет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов: пяти постоянных – Россия, Китай, Франция, Великобритания и США – и десяти непостоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок из разных географических районов мира.

Совет Безопасности работает в постоянном режиме. С этой целью каждый из его членов всегда представлен в ООН. С 1995 по 2004 гг. - Россию в ООН и в Совете Безопасности представлял Сергей Викторович Лавров, который сегодня является министром иностранных дел страны. В 2004 г. его сменил Виталий Иванович Чуркин.

На 15 октября 2009 г. Совет Безопасности ООН провел 6202 заседания, принял 2009 решений. При голосовании каждый член Совета имеет один голос. Для принятия решения требуется 9 голосов из 15 при условии отсутствия вето постоянного члена Совета. За всю историю работы Совета безопасности ООН вето накладывалось около  трехсот раз. Чаще всего правом вето пользовались США - свыше сотни раз - и СССР - около 90 случаев. Решения Совета Безопасности обязательны для всех членов ООН. 

На заседаниях Совета Безопасности ООН рассматриваются наиболее важные вопросы обеспечения мира и безопасности на Земле. Например, 24 сентября 2009 г. рассматривался вопрос о ядерном разоружении и нераспространении. Заседание проходило под председательством президента США Барака Обамы. В нем приняли участие главы пяти государств - постоянных членов Совета, а также глава правительства Японии. Кстати, главы государств всех пяти постоянных членов Совета Безопасности собрались вместе на заседание в четвертый раз за всю историю работы Совбеза ООН. В выступлениях участников заседания говорилось о необходимости принятия новых мер по повышению эффективности работы в разоруженческом направлении[15]. Совет Безопасности единогласно приял резолюцию по обсуждаемому вопросу.

Третий главный орган ООН - Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Совет состоит из 54 членов и формируется на основании принципа географической представленности. 8 ноября 2007 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН абсолютным большинством голосов Россия была переизбрана в состав ЭКОСОС на период 2008 – 2010 гг. Россия, являющаяся бессменным членом ЭКОСОС со дня его основания и всегда активно способствовавшая укреплению роли Совета в системе ООН, работает в Совете в целях принятия конкретных и ориентированных на результат решений, направленных на выполнение стоящих перед международным сообществом задач в области развития.

ЭКОСОС – главный орган ООН в социально-экономической области и один из важнейших международных форумов для диалога и выработки политики по ключевым аспектам глобальной повестки дня в области развития, а также обеспечения выполнения решений крупных конференций и саммитов ООН в экономической, социальной и смежных областях. В рамках Совета проводятся ежегодные министерские тематические обзоры прогресса в достижении Целей развития тысячелетия.

Совет является ключевым руководящим органом системы развития ООН, который координирует работу 9 функциональных комиссий и 5 региональных комиссий, 11 оперативных программ и фондов ООН, 13 специализированных учреждений ООН, взаимодействует с Бреттон-вудскими учреждениями.

ЭКОСОС консультируется с соответствующими неправительственными организациями (НПО) по относящимся к его компетенции вопросам. Консультативным статусом при Совете обладают свыше 2700 НПО. Они могут посылать наблюдателей на открытые заседания Совета и его вспомогательных органов, представлять письменные заявления, относящиеся к работе Совета

Четвертый главный орган по Уставу ООН - Совет по Опеке состоит из 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН. Этот орган был создан для наблюдения за управлением подопечными территориями. С 1960 по 1990 гг. самоуправления добились 53 территории. Поскольку в 1994 г. последняя из 11 подопечных территорий - Тихоокеанские острова (Палау) - перестала быть таковой, Совет по Опеке собирается на свои заседания очень редко.

Пятый главный орган ООН - Международный Суд является ее главным судебным органом. О нем было сказано в теме о мирном урегулировании международных споров.

Наконец, последний шестой главный орган ООН - Секретариат. Э то международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает другие главные органы ООН, осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается ООН, — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

По состоянию на 30 июня 2009 года, общая численность персонала Секретариата во всем мире составляла около 40 000 человек.

В силу своего статуса международных гражданских служащих, сотрудники и Генеральный секретарь отвечают за свою деятельность только перед ООН. Принимая назначение, сотрудники обязуются исполнять свои функции и строить свое поведение, руководствуясь только интересами ООН, не запрашивая и не получая указаний от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. В соответствии с Уставом, каждый член Организации обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, однако Организация поддерживает значительное присутствие в Женеве, Вене и Найроби.

  Генеральный секретарь ООН назван в Уставе как «главное административное должностное лицо» ООН. На деле его функции выходят за рамки этого определения. Он выступает в равной мере как дипломат и активный политик, миротворец и защитник. С 1 января 2007 г. на очередной пятилетний срок избран восьмой по счету Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (Корейская республика).

Ранее пост Генерального секретаря ООН занимали: 1) Трюгве Ли (Норвегия) – 1946–1952 гг., 2) Даг Хаммаршельд (Швеция) – 1953–1961 гг., 3) У Тан (Бирма, ныне Мьянма) – 1961–1971 гг., 4) Курт Вальдхайм (Австрия) – 1971–1981 гг., Перес де Куэльяр (Перу) – 1982–1991 гг., Бутрос-Гали (Египет) - 1992–1996 гг., Кофи Аннан (Гана) - 1997 - 2006.

 

Проблемы реформирования ООН

 

Президент России Д. А. Медведев, выступая 24 сентября 2009 г. в Нью-Йорке на 64-й сессии Генеральной Ассмаблеи ООН, сказал, что считает потенциально очень важным всемерное укрепление потенциала самой Организации Объединённых Наций. ООН должна рационально адаптироваться к новым мировым реалиям, укрепить своё влияние, сохранив свою межгосударственную природу и незыблемость ключевых положений и принципов Устава.

Важнейший компонент обновления Организации – это реформа её Совета Безопасности. Пришло время ускорить поиск компромиссной формулы расширения состава Совета Безопасности и, конечно, повышения эффективности работы Совбеза ООН.

Необходимо крайне бережно относиться к ООН, продолжая настойчиво, терпеливо, без срывов процесс ее реформирования. Вполне понятно, что реформа не может быть одноразовым актом. Это постоянный процесс. Ни одна раз и навсегда созданная структура не может выжить, если не будет постоянно меняться, своевременно реагируя на вызовы современности.

Проблема реформирования ООН действительно обсуждается не один год. Еще в 2005 г. в Итоговом документе саммита - 2005 была намечена программа дальнейшего движения вперед. По многим направлениям работа продолжается. В частности, созданы и успешно работают Совет по правам человека и Совет по миростроительству. Последний призван через взаимодействие с Советом Безопасности ООН и ЭКОСОС помогать странам выходить из разрухи после того, как достигнуто урегулирование конфликтов и т.д.

 

ТЕМА 11. ПРАВО СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

 

1. СНГ: правовые основы образования, цели и принципы, правовой статус, органы.

2. Концепция дальнейшего развития СНГ.

3. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года

 

1. СНГ: правовые основы образования, цели и принципы,

Правовой статус СНГ

Устав СНГ, как и другие учредительные документы Содружества, не содержит положений, которые прямо определяют юридическую природу нового образования. В Алма-Атинской декларации и в Уставе Содружества закреплены практически идентичные формулировки о том, что Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Как справедливо отмечает в связи с этим Г.В. Игнатенко, «надлежащая оценка не может ограничиваться отрицанием, она должна включать позитивное решение»[16]. Отсутствие четкого определения правового статуса СНГ породило массу различных суждений насчет указанного статуса.

Большинство исследователей сразу же определили, что СНГ является региональной международной организаций. Среди них Г. В. Игнатенко, Э. С. Кривчикова, Г.Г. Шинкарецкая и многие другие ученые. 

Относительно международной правосубъектности СНГ имеется консультативное заключение Экономического Суда Содружества[17]. По мнению Суда, СНГ можно рассматривать в качестве субъекта международного права, обладающего международными правами и обязанностями и осуществляющего их в рамках и на основе международного права.

Решением Генеральной Ассамблеи ООН от 24 марта 1994 г. СНГ как международной организации был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН[18]. СНГ получила такой же статус в ЮНКТАД и в ряде других международных организаций. Учреждены представительства СНГ при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и при Отделении Организации Объединенных Наций и других международных организациях в Женеве.

Следует также отметить, что СНГ как международная организация имеет свои эмблему и флаг.

Органы СНГ

Существуют два вида органов СНГ: 1) уставные органы, предусмотренные Уставом Содружества и 2) иные органы, которые создаются на основе соглашений или по решению Совета глав государств и Совета глав правительств.

Уставными органами Содружества являются: Совет глав государств; Совет глав правительств; Межпарламентская Ассамблея; Координационно-консультативный комитет; Совет министров иностранных дел; Совет министров обороны; Совет командующих пограничными войсками; Экономический Суд; Комиссия по правам человека.

При уставных и иных органах СНГ государства - участники имеют свои постоянные представительства и представителей, которые защищают интересы представляемого государства в этих органах, участвуют в их заседаниях, в переговорах и т.д. Эти постоянные представительства и представители на территории государств - участников пользуются привилегиями и иммунитетами, согласно Положению о них от 24 декабря 1993 г. Соответствующее представительство при уставных и иных органах Содружества, которое располагается в г. Минске, имеет и Российская Федерация.

Высшим органом СНГ является Совет глав государств. Он обсуждает и решает важнейшие, стратегические вопросы деятельности государств - членов в сфере их общих интересов. Решением Совета глав государств от 17 мая 1996 г. утверждены правила процедуры Совета глав государств и совета глав правительств СНГ. Следует отметить, что с 1991 по 2009 годы состоялось около 50 заседаний Совета глав государств, на которых рассмотрено более 500 вопросов по ключевым вопросам сотрудничества в рамках СНГ.

Совет глав правительств Содружества координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах их общих интересов. За 18 лет деятельности СНГ проведено около 70 заседаний Совета глав правительств, на которых рассмотрено и принято свыше 800 решений по важнейшим вопросам экономического, социального, гуманитарного и иных видов сотрудничества.            

Межпарламентская Ассамблея (МПА) СНГ призвана осуществлять координацию межпарламентского сотрудничества. Этот орган имеет развитую организационную структуру, собственный бюджет. Одно из основных направлений деятельности МПА – разработка модельных законодательных актов для государств - участников СНГ, которых разработано и принято свыше сотни. Межпарламентская Ассамблея СНГ располагается в г. Санкт-Петербурге, в Таврическом дворце.

Совет министров иностранных дел (СМИД) государств - членов СНГ на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств - участников, включая их деятельность в международных организациях, и организацию консультаций по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес. Кроме того, СМИД разрабатывает предложения для Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества и обеспечивает реализацию их решений.

Исполнительный комитет СНГ создан в 1999 г. на базе действовавшего ранее Исполнительного Секретариата СНГ. Исполнительный комитет возглавляет его Председатель - Исполнительный секретарь СНГ[19].

Иные органы СНГ действуют на основе решений об их создании, которые принимаются Советом глав государств либо Советом глав правительств СНГ. По большинству указанных органов приняты Положения о них, в которых определены права и обязанности органов, их структура, источники финансирования и т.п. К иным органам Содружества относятся, например, Исполнительный комитет, Экономический совет, Межгосудар



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.085 с.)