Национальные различия. Австрия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальные различия. Австрия



Поскольку в странах Европейского союза существуют значительные различия в системах образования и профессионально-технической подготовки, целесообразно было бы ознакомиться с ними. Ниже приводится описание самых важных различий в этой области.

Дети в Австрии получают начальное четырехгодичное образование в фольксшуле — народной школе, после чего могут продолжить учебу с целью получения широкопрофильного или профессионально-технического образования. Образование в стране является всеобщим, бесплатным и обязательным для всех граждан в возрасте от 6 до 15 лет. Профессионально-техническое образование предполагает четырехлетний курс обучения, а в последующем посещение одной из технических или специализированных школ. По окончании специа­лизированных школ можно поступить в университет. Образование общего профиля (среднее образование) можно получить в так назы­ваемых высших школах, программа которых рассчитана на восемь лет и состоит из учебных дисциплин различной направленности. После окончании такой школы выпускник получает квалификацию, открывающую доступ в любой австрийский университет.

В стране имеется 18 университетов (в том числе, шесть школ искусств) и 13 технологических колледжей, обладающих статусом университетов.

Все граждане Австрии старше 24 лет, обладающие профессиональным опытом, могут посещать специализированные университетские курсы ПК с целью дальнейшего профессионального роста. В дополнение к этому имеются технологические колледжи, ИПК, а также центры обучения Федерации австрийских профсоюзов, предлагающие вечерние двухгодичные курсы профессионального образования, с определенными периодами работы по специальности.

Бельгия. Система образования и профессионально-технического обучения Бельгии разделена по национальному принципу: каждая община (фламандская и валлонская) осуществляет финансирование и кон­троль своих школ, колледжей и государственных организаций про­фессионально-технического обучения (в состав правления каждой из этих организаций входят представители профсоюзов и ассоциа­ций работодателей). Для граждан моложе 16 лет обязательно посе­щение всех школьных занятий. После окончания школы в 16 лет выпускники обязаны продолжать образование до 18 лет (возможно неполный день). Средняя школа дает возможность получить общее (академическое), техническое, профессионально-техническое обра­зование, изучать искусство. Выпускники средней школы имеют возможность поступить в высшее учебное заведение, хотя те, кто обучался по программе профессионально-технического образова­ния, перед поступлением в вуз должны проучится еще один год. В Бельгии нет системы государственных выпускных экзаменов; атте­стат об окончании школы выдают сами школы после проведения внутренних экзаменов.

Те, кто покинул школу в 16 лет, смогут пройти профессиональ­но-техническое обучение в 90 центрах подготовки (занятия там идут не полный учебный день). Некоторое количество выпускников школ в возрасте 16 лет обучаются от одного до трех лет, причем в программу включены 120 учебных часов теоретической подготовки в год. Однако более распространена другая схема профессионально технического обучения, так называемое промышленное обучение, рассчитанное на срок от шести месяцев до двух лет; оно организо­вано объединенными советами отраслей, в которые входят предста­вители профсоюзов и ассоциаций работодателей. Курс высшего об­разования рассчитан на четыре-пять лет и состоит из двух ступеней: кандидатской и высшей. По результатам итоговых экзаменов в ву­зах выставляются оценки «удовлетворительно», «хорошо» и «отлич­но». Около одной трети всех степеней, полученных выпускниками вузов Бельгии, приходится на технические и инженерные специ­альности.

Согласно принятому в 1985 г. закону компании-работодатели обязаны предоставлять своему служащему, добросовестно проходя­щему профессионально-техническую подготовку в нерабочее время, один час оплачиваемого свободного времени (но не более 240 часов в год). 50% затрат, связанных с предоставлением оплачиваемого свободного часа обучающимся, покрывается министерством труда Бельгии- В основном это обучение осуществляется в центрах подго­товки, находящихся в ведении местных органов власти. Около 40% этих центров предлагают курсы менеджмента, рассчитанные на 128 часов, как правило, в течение года

Дания. Дания известна как страна с высоким уровнем развития системы базового и высшего образования, которое можно получить в уни­верситетах, технических колледжах и высших школах бизнеса. Среднее образование имеет статус обязательного для всех датчан в возрасте до 16 лет (лишь около 10% учеников в этом возрасте пре­кращают образование). Школьная система обеспечивает всесторон­нее общее среднее образование. Интересной особенностью датской системы образования является то, что 16-летние ученики сдают итоговые школьные экзамены по очень ограниченному числу пред­метов. Те, кто желает продолжать образование, после 16 лет долж­ны перейти в другую школу, которые делятся по специализации на технические, научные или школы искусств. Высшая ступень сред­ней школы предлагает также двухгодичные вечерние (рассчитанные не на полный учебный день) образовательные курсы для взрослых, успешное окончание этих курсов дает выпускнику право продол­жать образование.

В Дании имеется три университета, которые предлагают пяти- и шестилетние программы обучения с получением степени кандидата, и технические университеты. В дополнение к этому есть школы бизнеса, а также инженерные академии, предлагающие обучение на двух- и трехгодичных курсах, которые, однако, не дают право на степень. Наибольшей популярностью среди студентов пользуются такие направления, как компьютеризация, изучение бизнеса и ин­женерное дело. В Дании звание «гражданский инженер» обозначает уровень полученной квалификации, а не тип освоенного предмета. Инженеры, подготовленные в стенах университетов, называются «академическими инженерами»; а выпускники технических коллед­жей — «инженерами-техниками». Выпускники-инженеры часто на­ходят применение в области общего управления бизнесом.

Унифицированная система профессионально-технической подго­товки (в том числе система ученичества) частично финансируется за счет налога на профтехобразование, уплачиваемого бизнес-компаниями — работодателями. Национальная схема включает как минимум 20 недель полнодневного обучения теории соответствующего предмета, после чего следует производственная практика, а затем сочетание обучения по месту учебы и практики. Причем та часть схемы, которая касается теоретической подготовки, финансируется государством. Срок про­фессионально-технического обучения может включать посещение коммерческого или технического колледжа в течение 80 недель. По­сле успешного завершения обучения выпускник имеет право на по­лучение сертификата государственного образца. Государство выделя­ет гранты, на которые имеют право государственные колледжи, а также частные курсы профессионально-технического обучения для наемных работников неуправленческих специальностей и для инди­видуальных предпринимателей, обучающихся по ряду одобренных направлений (в основном для изучающих проблемы управления качеством и применения новых технологий). Согласно националь­ному соглашению по трудовым отношениям любой датский рабочий со стажем не менее 12 месяцев, уволенный как избыточная рабочая сила в связи с внедрением новых технологий, имеет право на посе­щение в течение 4 недель курсов переподготовки с отрывом от про­изводства и за счет работодателя.

Финляндия. В Финляндии обязательным является базовое девятилетнее обуче­ние, которое разделено на низший уровень (шесть лет, начиная с семилетнего возраста) и высший уровень (три года). Система обу­чения является всеобщей и бесплатной, она обеспечивает обучение по стандартной государственной программе. После общеобразова­тельной школы выпускник может продолжать обучение либо в старшей средней школе общего профиля, либо в системе профес­сионально-технического образования. Школы общего профиля, которые посещает около 40% всех учащихся, обеспечивают трехго­дичное обучение с последующей сдачей итоговых экзаменов; в слу­чае успешной сдачи этих экзаменов выпускник имеет право на обу­чение в университете. Программы профессионально-технического обучения рассчитаны на срок от двух до пяти лет и могут дать ди­плом, который позволяет его обладателю претендовать на место в университете. В стране работают 21 университет, 22 политехникума и большое число профессионально-технических колледжей. Десять университетов Финляндии имеют общий профиль, остальные спе­циализируются на конкретных областях изучения, таких, как биз­нес, администрирование, технологии, экономика, искусство, ди­зайн. Курс первого уровня занимает пять или шесть лет, хотя у многих финских студентов уходит гораздо больше времени на ос­воение программ первого уровня. У крупных университетов имеют­ся прикрепленные к ним научно-исследовательские институты. Стандартный курс политехнического обучения длится от трех до четырех лет и имеет узкую специализацию (полученная степень рассматривается как признанная профессиональная квалификация). Политехники поддерживают тесную связь с бизнесом и промыш­ленностью. Существенной чертой системы высшего образования Финляндии является то, что многие курсы и предметы читаются на английском языке.

Профессионально-техническое обучение взрослых в Финляндии осуществляется в основном в колледжах. Ученичество играет незна­чительную роль: менее 3% молодых финнов участвуют в програм­мах ученичества. Обучение и подготовка взрослых в большой сте­пени опираются на государственное финансирование. Государство распределяет средства между 300 муниципальными центрами про­фессионально-технической подготовки взрослых. В Финляндии за­конодательно введено обязательное требование, заключающееся в том, что до работы в определенных областях и профессиях допус­каются только лица, подтвердившие свою квалификацию и соответ­ствующим образом зарегистрированные. Во всех университетах обя­зательно имеются центры продолжения обучения с отделениями, находящимися за пределами университетских городков. В Финлян­дии существует три основных типа профессионально-технического обучения: повышение квалификации, профтехобразование для взрос­лых и рынок труда. Повышение квалификации осуществляется раз­личными специализированными учреждениями, которые заключают контракты с компаниями. Этот тип профессионально-технической подготовки весьма популярен, более одной трети всех наемных ра­ботников посещают краткие курсы повышения квалификации. Компании полностью оплачивают такое обучение, хотя имеется возможность получить небольшие государственные субсидии. Про­фессионально-техническое образование для взрослых полностью финансируется правительством и местными органами власти в со­отношении 50:50. Оно доступно всем гражданам Финляндии на бесплатной основе. Каждый год около 10% наемных работников направляется на курсы обучения для взрослых. Подготовка в рам­ках рынка труда регулируется государственной службой занятости и направлена на повышение квалификации и переподготовку безра­ботных. Обучение по этим программам является бесплатным. Ком­паниям, желающим организовать у себя на производстве курсы подготовки, может быть предоставлена финансовая помощь госу­дарства. Большинство тех, кто обучается по этим программам, име­ет очень низкую квалификацию, около трети из них располагают лишь средним образованием низшего уровня.

Франция. Подготовка управленческих кадров

Бизнес во Франции претерпел значительные трансформации в I960—1970-е гг., выражавшиеся в быстром экономическом росте и общей тенденции к реструктуризации компаний, т.е. постепенному переходу от традиционных мелких и средних частных компаний к формированию крупных корпораций. Устранение протекционист­ских торговых барьеров, государственные инвестиции в систему образования и профессионально-техническую подготовку, а также общая тенденция к дерегулированию бизнеса, инициированная членством Франции в Европейском экономическом сообществе позволили крупным компаниям расширить свои перспективы до международных масштабов. Ежегодные темпы роста, составлявшие в среднем около 6% в течение 1960-х гг., а также экспорт стали важными причинами роста валового национального продукта Франции. Соответственно возросли производительность труда, уро­вень образования и жизненные стандарты, которые стали одними из самых высоких в мире.

Это повысило интерес к проблеме подготовки управленческих кадров и повышению их квалификации, чему также способствовал закон, согласно которому компании обязаны были направлять на профессионально-техническую подготовку персонала около 1,5% фонда оплаты труда, в противном случае эти средства подлежали конфискации в пользу государства. Часть этих средств должна на­правляться на оплату отпуска, предоставляемого на профессиональ­но-техническую подготовку, часть — на подготовку молодых рабо­чих. Для мелких компаний с численностью штата менее 10 человек размер налога сокращается до 0,5%. Компании, направляющие на цели профессионально-технической подготовки больше обозначен­ного минимума, имеют право на налоговые кредиты.

Этот же закон требует от компаний опубликования планов обу­чения и совершенствования своего персонала и предоставления оплаченного отпуска (до установленного предела) работникам, выра­зившим желание продолжить свое образование на одобренных ком­панией курсах. Планы подготовки персонала должны показывать, каким образом компания намеревается расходовать средства, пред­назначенные на обучение; они должны быть представлены на рас­смотрение советом работников компании. На практике обучение может осуществляться как в самой фирме, так и в образовательных учреждениях. Наиболее распространена подготовка в самой фирме, это дает критикам повод утверждать, что налог на обучение идет на обучение и подготовку, которые слишком узки и специфичны и выгодны только компании-работодателю. Утверждают также, что этот налог заставляет компании не поощрять обучение на добро­вольной основе. Внешние курсы обучения, финансируемые за счет налога, находятся в ведении торговой палаты (которой для этой цели перенаправляется часть собранного налога на обучение). Про­должительность этих курсов составляет обычно несколько недель.

Любой работник, имеющий стаж работы в отрасли не менее двух лет и не менее шести месяцев в данной компании, имеет право пре­тендовать на годовой отпуск с 80%-ной оплатой на одобренное ком­панией профессионально-технического обучение (или на 1200 часов в период работы). Свои затраты компания покрывает за счет госу­дарственных фондов. Рабочие моложе 26 лет, не имеющие никакой профессионально-технической подготовки и проработавшие в ком­пании не менее трех месяцев, имеют право на 200 часов профессио­нально-технической подготовки в год. Работодатель может отклонить просьбу об отпуске, если отсутствие данного работника на производ­стве составит более 1% всего фонда рабочего времени.

Существует также система ученичества (обучения рабочей про­фессии), но она не так распространена и не имеет такого статуса, как, например, в Германии. Его продолжительность не превышает, как правило, двух лет, и используется оно в основном при обуче­нии самым примитивным техническим навыкам.

Германия. Подготовка управленческих кадров

В Германии менеджеры относительно редко переходят из одной компании в другую. Нормой является внутреннее продвижение в пределах компании, лишь немногие менеджеры меняют работодате­ля чаще, чем два раза в течение всей своей карьеры. Германские власти неодобрительно относятся к практике переманивания, хотя формально она и не является незаконной.

Не удивительно, что обучение и повышение квалификации управленческих кадров в основном осуществляется на внутрифир­менной основе, хотя иногда мелкие компании предпочитают поль­зоваться услугами внешних курсов. Программы обучения и подго­товки, как правило, являются специальными, характерными для отрасли или профиля компании. Более общие аспекты менеджмен­та (принятие решений, отбор и аттестация персонала, взаимоотно­шения в коллективе и проч.), как правило, изучаются на курсах менеджмента более высокого уровня. Широкое распространение получили внутрифирменные курсы изучения иностранных языков. Обычно эти курсы рассчитаны не более, чем на пару недель. Все компании в Германии должны состоять в торговых палатах, кото­рые направляют часть получаемых ими членских взносов на обеспечение курсов подготовки и повышения квалификации управлен­ческих кадров. Иногда торговые палаты имеют собственные центры подготовки. Помимо этого ассоциации работодателей и представи­тели местных властей, ответственные за образование, организуют «академии управления», которые предлагают специализированные программы повышения квалификации управленческих кадров на внутрифирменной основе. Учебные курсы этих академий включают такие предметы, как управление продажами, техника представле­ния, человеческие и трудовые отношения.

В среднем одна треть членов правления акционерных компаний Германии (половины из 100 крупнейших) имеют докторские степени.

Ирландия.

Подготовка и обучение управленческих кадров осуществляется в основном на внутрифирменной основе в крупных многонациональ­ных компаниях. По расчетам около 40% всей несельскохозяйствен­ной рабочей силы страны занято в 900 компаниях, принадлежащих иностранным работодателям, суммарный оборот этих компаний со­ставляет чуть ли не половину оборота всех ирландских компаний.

Италия

Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров осуществляются крупными организациями на внутрифирменной основе; более мелкие компании этим не занимаются. Поэтому в Италии, вероятно, меньше объем подготовки управленческих кад­ров по сравнению с другими промышленно развитыми странами, поскольку около 60% итальянских рабочих заняты в мелких фирмах с численностью персонала менее 100 чел.

Вероятно, именно традиции семейного бизнеса привели в Ита­лии к укоренению патерналистского подхода к управлению с его гибкостью организационных структур и откровенным «культом личности» во многих фирмах.

Нидерланды

Менеджеры в Нидерландах обязательно изъясняются на двух или трех языках, что позволяет им на лету подхватывать новые идеи, возникающие в других странах. Большинство управленческих кадров имеет высшее образование, как правило, в профессиональ­но-технической области. Подготовка и ПК управленческих работников в основном осуществляется на внутри­фирменной основе, и по сравнению с другими промышленно раз­витыми странами для них характерна относительно низкая мобиль­ность, т.е. смена места работы. Этому способствуют довольно круп­ные пенсионные льготы, предлагаемые компаниями, условием по­лучения которых является длительный стаж работы на предприяти­ях страны. В целом менеджеры Нидерландов выбрали для себя более демократический и менее формализованный стиль, чем их, скажем, германские, британские или французские коллеги, что, вероятно, можно объяснить их большей открытостью для перемен, тесно связанных с международными перспективами. Они также от­личаются своими эгалитарными взглядами и безразличием к разни­це в статусе. По этой же причине внутренние коммуникации в гол­ландских компаниях являются, пожалуй, наиболее открытыми по сравнению с соседними странами, а минимум иерархических струк­тур, вероятно, отражает сильные демократические традиции этой страны.

Португалия

В прошлом система подготовки управленческих кадров и ПК в стране практически отсутствовала, вероятно, из-за преобладания в экономике страны мелких компа­ний. Семейные традиции в бизнесе способствовали процветанию патерналистского управленческого стиля, распространению нечет­ких организационных структур и преобладанию форм управления, основанных на личных способностях. Однако сегодня в стране су­ществует финансируемая государством схема подготовки управлен­ческих кадров, которая предлагает программы длительностью от 9 до 12 месяцев на базе колледжей и включает практику в компаниях. Компании, к которым прикреплены учащиеся на этих курсах в период прохождения практики, выплачивают им базовую заработную плату. Если компания впоследствии предлагает выпускнику курсов постоянное место работы, она получает от государства значительного размера грант наличными деньгами. Государство оплачивает расходы учащегося в период его пребывания в колледже.

Испания

Основная часть подготовки управленческих кадров и повышения их квалификации осуществляется на внутрифирменной основе в крупных многонациональных корпорациях. В последние 25 лет Испания привлекает огромные иностранные инвестиции в основном в сектор высоких технологий. Иностранные многонациональ­ные компании приносят с собой современные подходы в области организационных структур, основанные на принципе децентрализации, управления методом оценки эффективности, что представляет резкий контраст с бюрократическими традициями существую­щих испанских компаний.

Великобритания

Менее 25% британских менеджеров высшего эшелона управления являются выпускниками университетов, по сравнению с 60—65% во Франции и Германии.

Подготовка и ПК управленческих кадров

Британский подход к менеджменту основывается на философии американской практики бизнеса, делающей упор на межличностные отношения в управлении компанией. Довольно популярны короткие курсы; ряд крупнейших британских компаний имеют собственные центры подготовки менеджеров. Вероятно, именно по этой причине менеджерам менее крупных компаний ежегодно предоставляется меньше времени на обучение, чем их коллегам во Франции или Германии.

Исключительно популярным в университетах и колледжах Ве­ликобритании является изучение бизнеса, большое число студентов осваивает бухгалтерское дело и прочие направления профессиональной квалификации на основе неполного учебного дня. Овладение различными профессиональными навыками традиционно для этой страны, значительное число молодых людей избирают именно этот путь к карьере менеджера. Вероятно, это объясняется следую­щими причинами:

а) практической ориентацией учебного процесса;

б) имеющий профессиональную квалификацию может немедленно внести реальный вклад в работу компании, не нуждаясь в дополнительном и подчас длительном обучении;

в) представляется возможность зарабатывать во время учебы, а это гарантирует, что к моменту окончания учебы и получения профес­сиональной квалификации учащийся имеет соответствующий опыт практической работы;

г) интересом, которое работодатели испытывают к обладателям профессиональной квалификации, что позволяет быстрее найти хорошо оплачиваемую и интересную работу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.022 с.)