Основные концепции финансового менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции финансового менеджмента



Как всякая наука система финансового менеджмента представляет собой совокупность концепций, теорий и моделей.

             
 
Концепции задают систему координат

 

 


После II Мировой войны были сформированы концепции, опирающиеся на существующие области знаний. Первая концепция – концепция эффективного рынка, которая опирается на классическую экономическую теорию. Эффективный рынок – это такой рынок, в ценах которого находит отражение вся известная информация на рынке. Причем, все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать свою выгоду, отсутствуют транзакционные затраты (т.е. трения никакого нет). Отсутствуют налоги и другие факторы. Все активы абсолютно ликвидны. Отсутствует риск, т.е. все сделки совершаются по безрисковым ставкам.

Вторая концепция – концепция взаимосвязи дохода и риска. Этой концепции были посвящены работы еще 20-х гг.. Например, работа Ф. Найта «Неопределенность и риск» (1921 г.). Риск – это вероятность наступления тех или иных событий (доход может оказаться ниже ожидаемого, доход может быть не получен вообще, может быть потеряна часть капитала, может быть потерян вообще весь капитал). Риск можно измерить с помощью теории вероятности и статистики. У. Шарп и Г. Марковиц исследовали взаимосвязь доходности и риска. Суть их концепции состоит в том, что риск и доходность следуют в одном направлении (большая доходность связана с большим риском).

Для финансового менеджмента важно следующее. У. Шарп разделил все риски на систематические и несистематические. Систематические (или недиверсифицируемые) – риски всей финансовой системы в целом. Это те риски, которые невозможно снизить. К ним относится инфляция, курсовые риски, изменения законодательства, ценовые риски. Несистематические риски (или диверсифицируемые) можно подразделить в свою очередь на деловые и финансовые. Деловой риск зависит от доли постоянных издержек в себестоимости. Финансовый риск связан со структурой капитала, т.е. с соотношением собственных и заемных средств. Он зависит от доли заемного капитала. Связь у этих рисков мультипликативная (не сумма, а произведение). Для предприятия чрезвычайно опасно сочетание больших долей постоянных издержек и заемного капитала.

Доходность может быть фактической и ожидаемой. Фактическая доходность анализируется для целей прогнозирования ожидаемой доходности. Т.е. это информационная база для прогнозирования. Задача финансовых управляющих связана с расчетом ожидаемой доходности. Для расчета ожидаемой доходности используются математические методы.

Третья концепция – концепция денежных потоков и дисконтирования (временной стоимости денег). С начала XX века экономической науке было хорошо известно о потоковом характере хозяйственных процессов, будь то материальные или денежные потоки. Кругооборот капитала осуществляется, с финансовой точки зрения, в виде денежных потоков. Но денежные потоки распределены в пространстве и во времени. Это привело к тому, что возникла необходимость учета фактора времени. Поэтому учет фактора времени имеет большое значение при принятии финансовых решений. Особенно, если речь идет о прогнозе денежных потоков. Дисконтирование – приведение денежных потоков к определенной дате. . Наибольшую сложность здесь представляет определение ставки дисконтирования. Второй сложностью является выбор модели и составления прогнозов денежных потоков.

На ставку дисконтирования влияет цена привлечения капитала или среднерыночная доходность (ставка рефинансирования). Второй фактор – риски бизнеса (для каждого конкретного предприятия). Инфляция – это третий фактор (прогноз инфляции).

Обоснование ставки дисконтирования – одна из основных проблем защиты бакалаврских и дипломных работ.

Одним из наиболее простых и распространенных методов расчета ставки дисконтирования является т.н. кумулятивный метод. Его смысл состоит в том, что расчет строится на основе т.н. безрисковой ставки (Rf – risk-free), к которой прибавляются оценочные значения нескольких рисков. Добавляются следующие риски: 1. размер компании, 2. ключевая фигура, 3. диверсификация продукции, 4. диверсификация сбыта, 5. финансовая структура (т.е. доля заемного капитала). Из сугубо финансовых рисков – только один последний. Каждому виду риска эксперт определяет значение от 0 до 5%. Чем компания крупнее, тем меньше риска с ней связано. Наличие ключевой фигуры – это большой риск. Чем больше диверсификация – тем меньше риск.

Безрисковая ставка играет большую роль в финансовом менеджменте. Совсем безрисковых ставок, конечно, не бывает. На Западе такими ставки являются ставки по государственным облигациям. В России ими с натяжкой считаются ОФЗ и долгосрочные облигации Сбербанка.

Для разных вариантов инвестиций применяются различные модели. Если речь идет об оценке бизнеса, то в случае, если необходимо составить прогноз денежных потоков, модель денежного потока для собственного капитала и модель денежного потока для всего капитала. Если оценивается конкретный инвестиционный проект, то все денежные потоки связаны с реализацией данного проекта. Если анализируется денежный поток, связанный с лизингом, то анализируется лизинг, если с кредитом, то – кредит. От составления прогноза зависит конечный результат.

Четвертая концепция – концепция асимметричности информации. Абсолютной информационной эффективности рынка на практике не бывает, а существуют только различные степени эффективности.

Сильная форма эффективности предполагает, что в текущих рыночных ценах, что в текущих рыночных ценах отражена практически вся информация: и общедоступная, и доступная только отдельным лицам.

Умеренная форма эффективности предполагает, что текущие рыночные цены отражают изменения цен в прошлом и остальную общедоступную информацию. Т.е. известно все о прошлом, а о настоящем – не все.

Слабая форма эффективности подразумевает, что в ценах содержатся только лишь данные о прошлых изменениях цен.

Исходя из имеющейся формы эффективности рынка субъекты вынуждены принимать решения, опираясь в т.ч. на субъективные предпочтения.

Финансовые законы – объективная вещь, но они реализуются через людей, а у людей могут быть свои субъективные предпочтения.

Асимметричность информации наблюдается не только на финансовом рынке, но и внутри каждой корпорации. Она проявляется в том, что акционеры и менеджеры обладают разной степенью доступа к информации и соответственно могут иметь разные картины о финансовом положении и перспективах деятельности предприятия. В этом кроются проблемы управления предприятия. Избегнуть полностью асимметричности информации невозможно в силу разных причин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.008 с.)