Система сохранения биоразнообразия в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система сохранения биоразнообразия в РФ.



 

В порядке реализации ст. 6 Конвенции о биологическом разнообразии, принятой в РИО-92, в большинстве стран мира началась подготовка национальных стратегий и национальных планов действий по сохранению биоразнообразия, в т.ч. и в РФ, после ратификации Конвенции Государственной думой в 1998 г. У нас эта разработка в течение ряда лет велась по специальному проекту ГЭФ «Сохранение биоразнообразия».Следует отметить, что значительные размеры страны, разнообразие её природных (от полярных пустынь до субтропиков) и социальных условий, наличие крупных субъектов Федерации, большинство которых обычно крупнее среднеевропейской страны (Оренбургская область с площадью 124,0

тыс. кв. км.), требовали разработки такой модели стратегии, которая учитывала бы все эти особенности.Определенные трудности создавало и то, чтов стране начался переход к новым экономическим условиям и резко сократился объем финансирования природоохранных мероприятий.

В конечном итоге эта стратегия и государственная политика в сфере сохранения биоразнообразия были разработаны на основе ФЗ, законодательных документов субъектов Федерации и Указа Президента РФ о переходе на модель устойчивого развития. В соответствии с этой правовой основой объектом нашей Национальной стратегии является биоразнообразие на всех уровнях его проявления. Приоритетными для сохранения объектами считаются редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, занесенные в Красную книгу, а также редкие и исчезающие экосистемы. Стратегия в их отношении направлена на восстановление популяций охраняемых редких видов, создание системы ООПТ и экологическую реставрацию с прогнозом представленных изменений.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации» и на основании рекомендации Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам Приказом МПР РФ от 09.09.2004 г. № 635 редкими и исчезающими на территории России признаны 415 видов и подвидов животных, в т.ч. 13 червей, 42 моллюска, 3 ракообразных, 95 насекомых, 4 круглоротых, 39 рыб, 8 амфибий, 21 вид рептилий, 123 птиц и 65 млекопитающих. Из этого состава на территории области известно обитание … видов и, кроме того, … видов признаны регионально редкими. Аналогичным приказом МПР РФ от25.10. 2005 г. № 289 редкими и находящимися под угрозой исчезновения растениями  признаны 675 видов, в т.ч. 23 вида грибов, 41 вид лишайников, 3 плауновидных, 22 папоротниковидных, 14 голосемянных и 474 покрытосемянных. Из этого состава на территории области известно … видов и, кроме того, … видов признаны регионально редкими.Наряду с этим … видов растений и … видов животных включены в список видов, нуждающихся в особом контроле за их состоянием в природной среде.

Что же касается сети ООПТ, то отметим, что сейчас в РФ имеется 102 природных заповедника, из которых 30 функционируют как биосферные резерваты под эгидой программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Кроме того, в стране организовано 35 национальных парков и 95 государственныхзаказников федерального значения. Их суммарная площадь составляет 2,8% площади страны.На территории нашей области сейчас функционирует один -Оренбургский степной заповедник (пл =…..тыс.га), один национальный парк (Бузулукский бор), 17 заказников местного значения (в том числе Светлинский биологический) и 510 памятников природы регионального и местного значения.

Национальная стратегия и национальный план действия ориентированы на ведомства природно- ресурсного блока и другие, которые определяют использование природных ресурсов, осуществляют мониторинг состояния биоразнообразия, обеспечивают финансирование, научную и информационную поддержку этой деятельности, а также всех остальных организаций и лиц, заинтересованных в решении проблем охраны живой природы. Координацию их деятельности осуществляет Межведомственная комиссия по проблемам биоразнообразия.Законодательная деятельность в области сохранения биоразнообразия ведется Комитетом по природным ресурсам и Комитетом экологии Государственной думы Федерального собрания РФ.

 

4.Национальная стратегия и Национальный план действия.

 

Основной целью этих документов является консолидация усилий нашего общества на сохранение национальной живой природы, которая является основным элементом окружающей среды и ресурсом, обеспечивающим возможность существования человека и его благополучие. Они направлены на обеспечение государственных и общественных природоохранительных организаций научно обоснованными рекомендациями и планом мероприятий по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия. Эти проблемы приобретают особую актуальность в связи с осознанием обществом исключительной роли биоразнообразия и биологических ресурсов, как важнейшего стратегического ресурса России.

Вместе с тем, низкое бюджетное обеспечение природоохранных мер заставляют нас ориентировать свои действия лишь на важнейших, приоритетных и наиболее эффективных направлениях. При этом особое значение приобретает разграничение задач федерального регионального и местного уровней, что позволит избежать дублирования действий.Опыт показывает, что в настоящее время в стране предпочтение отдается территориальным формам сохранения биоразнообразия, в т.ч. созданию особоохраняемых объектов, организации их в региональные экологические сети и введение щадящих режимов хозяйствования в важнейших ключевых регионах устойчивого развития, что позволит решать не только важнейшие природоохранные задачи, но и совершенствовать систему использования природных ресурсов.

Для реализации стратегия и план представляют собой комплексные пакеты государственных документов долгосрочного планирования по приоритетным направлениям сохранения живой природы, в которых учитываются специфика природы и экономики разных регионов страны, а также специфика их политического и социального фона.В настоящее время система приоритетов сохранения биоразноообразия включает комплекс мероприятий:

- экономических- применения методов оценки общей стоимости биоразнообразия и включения ее показателей в макроэкономические показатели страны. В связи с этим важное значение приобретает разработка системы платежей за использование биологических ресурсов, оценка ущерба и размеров компенсации, поддержка деятельности экологических фондов и общественных экологических и природоохранных организаций;

 - управленческих - формирование системы партнерства. Она требует межведомственной координации действий, формирования единой государственной системы мониторинга, обмена информацией, привлечения в страну активных международных экологических организация (МСОП,ГЭФ и др.). В этом плане актуальным является интеграция нашей страны в Панъевропейскую стратегию сохранения биологического разнообразия и участие в проектах ГЭФ;

- законодательных –системы мер и механизмов, обеспечивающих реализацию стратегий законодательной и нормативной базой.Сейчас приоритетным считается обеспечение минимального воздействия на биоразнообразие различных форм хозяйственной деятельности в лесном, сельскохозяйственном, рыбном хозяйстве, а также в добывающих и других отраслях производства. Внимание уделяется также дальнейшему развитию территориальных форм охраны биоразнообразия, ориентированных на увеличение количества и площади ООПТ (до 3 % общей площади страны), в т.ч. объектов международного значения, пограничных и других форм, которые в перспективе составят Национальную экологическую сеть, как часть экологической сети Евразии;

- научных исследований, в т.ч. инвентаризации флоры и фауны регионов, подготовки национальных и региональных сводок, расширения исследований по экологии редких и ценных в хозяйственном и медицинском отношении видов, обоснования нормирования использования отдельных биологических ресурсов, разработки научных основ экологической реставрации нарушенных экосистем, ведения государственных кадастров и формирования блока контроля состояния биоразнообразия в единую систему экологического мониторинга и ряд других, более частных, вопросов и проблем.

 

 

                          Лекция № 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.008 с.)