Возможности использования изобразительной деятельности в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности использования изобразительной деятельности в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ



 

По мнению О.И. Давыдовой, в период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведение особой работы, чтобы облегчить этот процесс [5, c. 3].

Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль и в первом классе школы.

Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.

Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость [2, c. 18].

Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные.

Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами.

Положительное влияние изобразительного творчества на человека анализировали отечественные и зарубежные учёные (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт и др.)

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром, с окружающими.

Благотворительное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали настойчиво обращаться. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключаются в самой его природе. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает ребёнку уберечься и защититься от того, что ему мешает нормально развиваться [21, c. 12].

Возраст от 3 до 11 лет называют "золотым веком" детского рисунка.Именно поэтому применение изобразительной деятельности в период адаптации особенно эффективно. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Использование средств изодеятельности в период адаптации к ДОУ позволяет получить следующие позитивные результаты:

· обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование;

· способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит; создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;

· оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

· содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе [5, c. 11].

 «По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности», - писал А.Л. Венгер [24, с. 45]. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов. Прежде всего, рисунок может быть индикатором уровня развития ребенка. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, «застревание» на ранних стадиях.

Создавая образы, пусть в виде каракуль, головоногов и т.п., ребенок бессознательно передает свои чувства. Конечно, ребенок раннего возраста еще не способен четко выразить в рисунках свои страхи, но, тем не менее, занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы.

Дети очень любят рисовать красками, возможности этой деятельности очень широки. Можно рисовать пальцами, смятой бумагой, поролоном, оттисками различных печатей. Чтобы дать ребенку возможность увидеть быстрый результат, можно печатать изображение краской с помощью пластилиновой печати. Печати просты в изготовлении, ребенок может сделать их быстро и самостоятельно. Например, раскатав из пластилина колбаску и скрутив ее в спираль, можно напечатать изображение розы. Чтобы удобно было пользоваться такой печатью, сверху на спираль прикрепляем ручку-шарик из пластилина. Печать цветка обмакиваем в краску и делаем отпечатки. Позвольте ребенку проводить свои эксперименты в этой технике.

Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, т.к. большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты. Как мы уже говорили ранее, дети любят рисовать. Даже непоседливый ребенок, который не может усидеть на одном месте 2 минуты, может спокойно заниматься рисованием 10-15 минут.

Дети, имеющие сложности в адаптации, страхи особенно нуждаются в игре-занятиях с песком. Игра с песком помогает ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали. Отношения у детей становились ровными и гуманными.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Сам материал – соленое тесто благотворно влияет на организм ребенка. Разминая тесто в руках, снимается напряжение, ребенок успокаивается, вместе с осязанием приходят приятные ощущения, положительные эмоции. Даже неусидчивый ребенок занимается с тестом достаточное время, забывая обо всем.

Таким образом, художественная деятельность отвечает психологическим и эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное действие.

Художественная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок раннего возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может придти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми.

На занятиях можно использовать такие виды художественной деятельности, как рисование на бумаге (кисточками, руками), рисование красками на камне, рисование на песке, аппликация, лепка из теста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.005 с.)