Виды предприятий по характеру деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды предприятий по характеру деятельности.



По отраслевой принадлежности (характеру деятельности):

· промышленные предприятия (добыча и переработка полезных ископаемых, и производство товаров);

· торговые предприятия (сами не производят товары, но выполняют посреднические функции);

· транспортные предприятия (перевозки с использованием различных транспортных средств);

· страховые организации (страхование от различных видов рисков);

· предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.

 

 

Виды предприятий по формам собственности.

о форме собственности (по характеру капитала, на основе которого функционирует предприятие).

Государственные предприятия. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, в которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников). Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства. Совокупность государственных предприятий образует общественный сектор экономики.

Частные предприятия (единоличные или коллективные). Самостоятельные, независимые предприятия, которые свободны в выборе наиболее прибыльной сферы деятельности, не регламентированы в объемах бизнеса, образуют частный сектор экономики. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая).

Смешанные предприятия – это организации, в которых государство обладает той или иной долей капитала. Смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни страны. Например, в России государство сохраняет пакет акций во многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).

1.5.Характеристика рынков. Конкуренция. Виды конкуренции.

Понятие рынка

Из предыдущих глав известно, что под воздействием объективных закономерностей развития общественного разделения труда в экономике постоянно происходит в тех или иных формах обособление отдельных видов хозяйственной деятельности. Одновременно этот процесс закрепляется отношениями, порождаемыми институтом собственности. Поиск наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов на путях становления разнообразных форм сотрудничества — специализации и кооперации, концентрации и комбинирования, диверсификации производства — всегда требовал установления между обособившимися производственными единицами, как равноправными партнерами, хозяйственных связей на основе обмена. Таким образом, возникает новая форма общественного производства — товарное производство, при котором продукты (товары) изготавливаются не для собственного потребления, а для обмена посредством их купли-продажи. Первоначально его развитие происходило на основе природно-климатических факторов, а затем все больше базировалось на социально-экономических факторах. Расширение и углубление общественного разделения труда все более содействовало развертыванию товарно-денежных отношений.

Рынок

Именно установление таких связей между многочисленными хозяйственными субъектами, каждый из которых стремится реализовать свой экономический интерес, и обеспечивает нормальное беспрерывное функционирование национальной экономики. Поэтому основополагающую характеристику рынка можно свести к следующему определению: рынок — это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Такое определение рынка позволяет избежать упрощенных и по сути своей неверных его трактовок. Не следует понимать под рынком ни место, где происходят обменные операции, хотя оно и называется рынком, ни торговлю как вид деятельности, связанный с куплей и продажей товаров. Когда мы говорим о рынке, то непременно должны подразумевать всю совокупность структур экономических отношений между хозяйственными субъектами, основывающихся на принципе возмездности предоставляемых товаров и услуг. Следовательно, если взять национальную экономику в целом и исключить из нее те экономические отношения юридических и физических лиц, которые строятся на безвозмездности, проще говоря, бесплатности, то получим понятие «национальный рынок».

Национальный рынок

К таким безвозмездным отношениям относятся все финансовые отношения в их экономическом содержании, когда собственность на благо и его стоимость переходят к другому лицу. Это налоги, социальные выплаты, субсидии, дарения, завещания и т.д. Однако необходимо отметить, что хотя эти отношения прямо и непосредственно не относятся к рынку, тем не менее косвенным образом оказывают воздействие на его состояние и функционирование.

Предположим, что здравоохранение получает из бюджета для своего развития какие-то средства, безработный — пособие по безработице и т.д. Это финансовые отношения в чистом виде, ибо происходит безвозмездное одностороннее финансирование юридических и физических лиц. Однако получив средства, эти хозяйственные субъекты отправляются на рынок, чтобы обменять полученные средства (деньги) на необходимые для их жизнедеятельности или функционирования товары и услуги. В результате на рынке появляется дополнительный спрос, что может вызвать изменение цен и т.п. Следовательно, сама социальная среда выступает одним из факторов функционирования и развития рыночных отношений.

Рынок обеспечивает установление и поддержку прямых и обратных связей между производителями и потребителями. Изменение потребностей вызывает и изменение предложения. Так, потребители через спрос воздействуют на изменение производства в нужном для общества направлении. В свою очередь, производство, предлагая новые товары и услуги, воздействует на изменение структуры общественного спроса. Таким образом, через рынок происходит стихийное установление соответствия структуры общественного производства всей совокупности благ объему и структуре общественных потребностей.

Спрос, предложение, цена

Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Спрос выражает далеко не всю гамму потребностей населения, а лишь ту ее часть, которая обеспечена его покупательной способностью, т.е. денежным эквивалентом. Поэтому спрос отражает реальный объем и структуру общественных потребностей. Предложение представляет собой, собственно говоря, рыночные фонды (запасы), т.е. совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации. Соотношение между спросом и предложением в конечном счете устанавливает цену. Цены в свою очередь несут информацию о состоянии рынка как для потребителей, так и для производителей. Они предопределяют поведение каждого хозяйственного субъекта на рынке. В цене суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения.

Между основными элементами рыночного механизма устанавливаются весьма сложные причинно-следственные и функциональные связи, складывающиеся под воздействием множества социально-экономических, политических, психологических, организационно-технических, организационно-управленческих и других факторов. Если давать рыночному механизму обобщающую характеристику, то он представляет собой механизм формирования цен и распределения ресурсов или механизм установления экономических отношений (между продавцами и покупателями товаров и услуг) на основе цен, количества благ и их структуры.

В развитом товарном производстве обмен осуществляется с помощью денег. Деньги служат необходимым условием взаимодействия различных видов трудовой деятельности и их включением в систему общественного разделения труда. Именно с помощью денег, акта купли-продажи происходит признание обществом полезности того или иного блага. Реализация товаров происходит по форме Т – Д – Т (где Т — товар, Д — деньги) при оплате наличными или по форме Т – О – Т – Д (где значение символов Т и Д сохраняется, а О — обязательство платежа) при продаже товаров в кредит.

Структура рынка

Приступая к анализу структуры рынка, следует заметить, что принципы ценообразования имеют универсальный характер, ибо на каждом рынке действуют законы спроса и предложения, под влиянием которых складывается цена. В свою очередь цена влияет на спрос и предложение. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке — форму процента, на рынке земли — форму ренты.

Рынок в целом характеризуется весьма сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев классификации. Наиболее важным критерием является экономическое назначение объектов рыночных отношений. В соответствии с данным критерием в национальном рынке можно выделить три основных вида рынков: потребительских товаров и услуг, факторов производства и финансовый.

Рынок предметов потребления

Рынок потребительских товаров и услуг представляет собой сферу обращения, посредством которой реализуются товары народного потребления и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Данный рынок наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции. Здесь в наибольшей степени находят свое проявление вышеприведенные формы денежного обращения. Этот рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние различных слоев населения. Для функционирования рынка товаров и услуг требуется развитие оптовой и розничной торговли, маркетинговых служб. В рамках рынка потребительских товаров и услуг необходимо выделить рынок продовольственных товаров и рынок промышленных, или непродовольственных товаров. Каждый из них обладает собственной спецификой в силу различий как сфер, их выпускающих, так и способов и форм их продвижения от производства до потребителей.

Рынок факторов производства предполагает куплю и продажу ресурсов.

Рынок труда

Рынок труда представляет собой куплю-продажу услуг всех работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифицированных рабочих, административно-управленческого аппарата фирм. Функционально-организационная структура рынка труда включает принципы государственной политики в области занятости, правовое регулирование трудовых отношений, систему подготовки кадров, систему найма, систему переподготовки и переквалификации работников, биржи труда.

Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где непосредственно формируется спрос на рабочую силу различного вида и ее предложение. Биржа труда располагает информацией о конъюнктуре на рынке труда, фиксирует имеющийся резерв рабочей силы и вакантные рабочие места, занимается организацией общественных работ, оказывает консультационную помощь при трудоустройстве. Биржи труда — это государственные учреждения, подчиненные министерствам труда. Наряду с ними могут функционировать платные частные агентства по трудовому посредничеству, а также посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзных, религиозных, молодежных организациях.

На рынке труда, как и на любом другом рынке, действует закон спроса и предложения, в соответствии с которым устанавливается цена (заработная плата) на рабочую силу (труд). Постоянная динамика производительных сил, общественного разделения труда, структурные сдвиги в экономике обусловливают одновременно как излишки труда, так и его нехватку, т.е. наличие безработных при имеющихся вакансиях рабочих мест. Речь идет о том, что одни отрасли или регионы испытывают недостаток рабочих рук, тогда как другие располагают их избытком. На рынке труда имеет место конкуренция, через механизм которой осуществляется отбор наиболее способных и предприимчивых работников и стимулирование повышения квалификации, обновления знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.012 с.)