Тема 1. Предприятие в системе рыночных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предприятие в системе рыночных отношений



Тема 1. Предприятие в системе рыночных отношений

1.1 Экономика предприятия как объект изучения и научная дисциплина. Задачи дисциплины.

1.2. Виды предприятий по масштабам деятельности: малые, средние, крупные. Варианты укрупнения предприятий, способствующие их росту и развитию за счет вертикальной и горизонтальной интеграции. Объединения предприятий.

1.3.Виды предприятий по характеру деятельности.

1.4.Виды предприятий по формам собственности.

1.5.Характеристика рынков. Конкуренция. Виды конкуренции.

1.6.Расчет конкурентоспособности предприятий.

 

 

1.1 Экономика предприятия как объект изучения и научная дисциплина. Задачи дисциплины.

«Экономика предприятия» является одной из основных прикладных дисциплин, обеспечивающих экономическую подготовку современных специалистов для различных отрас­лей и сфер деятельности. Экономика предприятия — сравни­тельно молодая научная дисциплина, формирование кото­рой в качестве самостоятельной области знаний относят к началу XX века. Особое положение экономики предприятия в системе экономических наук определяется тем, что она, с одной стороны, базируется на изучении экономической тео­рии (микро-, макроэкономика), с другой — является базой для специальных дисциплин (бухгалтерский учет, анализ хо­зяйственной деятельности, финансы предприятия, марке­тинг, ценообразование, налогообложение, управление орга­низацией и др.).

Целью дисциплины является изучение теории и практики хо­зяйственной деятельности предприятий, их взаимодействия с другими участниками экономического процесса. При этом понятие «предприятие» рассматривается с экономической точки зрения и применяется в значении «субъект хозяйство­вания». Предприятие — это не только имущественный ком­плекс, но и организованный определенным образом коллек­тив. Применительно к терминологии Гражданского кодекса Республики Беларусь это понятие наиболее близко к ком­мерческим организациям.

В соответствии с обозначенной целью предметом экономи­ки предприятия является научное познание хозяйственной дея­тельности предприятия, понимаемой как принятие решений об использовании ограниченных ресурсов в соответствии с поставленными целями.

Основными задачами дисциплины выступают изучение:

· функций и целей предприятия как первичного звена национальной экономики

· современных методов хозяйствования предприятий

· процессов функционирования предприятий

· ресурсов и факторов производства, методов оценки эф­фективности их использования

· формирования и оценки результатов деятельности пред­приятий

· факторов развития предприятия

Структура дисциплины построена по принципу выделения относительно самостоятельных, логически взаимосвязанных и последовательно развивающих друг друга разделов, подаю­щих материал от общего представления о предприятии как элементе национальной экономики к углубленному исследо­ванию специальных допросов (ресурсы предприятий, оцен­ка эффективности их использования, формирование затрат и результатов предприятия, инвестиционная и инновационная деятельность предприятий, качество продукции и конкурен­тоспособность).

 

Виды предприятий по масштабам деятельности: малые, средние, крупные. Варианты укрупнения предприятий, способствующие их росту и развитию за счет вертикальной и горизонтальной интеграции. Объединения предприятий.

По размерам ( численность персонала, размер уставного капитала, объем производства/продаж и т.д.) предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров.

По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России иа них приходится около 1/2 общего числа предприятий).

В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. н нашей стране к ним относят те предприятия, где средняя численность работников не превышает 30 человек — в розничной торговле и бытовом обслуживании, 50 человек — в оптовой торговле, 60 человек — в научно-технической сфере, сельском хозяйстве и 100 человек — на транспорте, в строительстве и промышленности.

Так, международная Организация Экономического Сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, разделяет:

· «весьма малые» предприятия (с числом занятых до 19 чел.)

· «малые» предприятия (до 99 чел.)

· «средние» предприятия (от 100 до 499 чел.)

· «крупные» предприятия (свыше 500 чел.).

В США федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

· наименьшие (1 – 24 занятых);

· малые (25 – 99 занятых);

· промежуточные (100 – 499 занятых);

· крупные (500 – 999 занятых);

· крупнейшие (1000 и более занятых).

В российской практике к малым предприятиям (малое предпринимательство официально разрешено с 1988 г.) относятся предприятия, в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает следующих предельных уровней:

· в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;

· в сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60 человек;

· в оптовой торговле – 50 человек;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

· в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Размеры средних предприятий – в интервале 100-300 чел. Крупные предприятия – от 300 чел. и более, но в некоторых отраслях – от 500 чел.

 

Понятие рынка

Из предыдущих глав известно, что под воздействием объективных закономерностей развития общественного разделения труда в экономике постоянно происходит в тех или иных формах обособление отдельных видов хозяйственной деятельности. Одновременно этот процесс закрепляется отношениями, порождаемыми институтом собственности. Поиск наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов на путях становления разнообразных форм сотрудничества — специализации и кооперации, концентрации и комбинирования, диверсификации производства — всегда требовал установления между обособившимися производственными единицами, как равноправными партнерами, хозяйственных связей на основе обмена. Таким образом, возникает новая форма общественного производства — товарное производство, при котором продукты (товары) изготавливаются не для собственного потребления, а для обмена посредством их купли-продажи. Первоначально его развитие происходило на основе природно-климатических факторов, а затем все больше базировалось на социально-экономических факторах. Расширение и углубление общественного разделения труда все более содействовало развертыванию товарно-денежных отношений.

Рынок

Именно установление таких связей между многочисленными хозяйственными субъектами, каждый из которых стремится реализовать свой экономический интерес, и обеспечивает нормальное беспрерывное функционирование национальной экономики. Поэтому основополагающую характеристику рынка можно свести к следующему определению: рынок — это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Такое определение рынка позволяет избежать упрощенных и по сути своей неверных его трактовок. Не следует понимать под рынком ни место, где происходят обменные операции, хотя оно и называется рынком, ни торговлю как вид деятельности, связанный с куплей и продажей товаров. Когда мы говорим о рынке, то непременно должны подразумевать всю совокупность структур экономических отношений между хозяйственными субъектами, основывающихся на принципе возмездности предоставляемых товаров и услуг. Следовательно, если взять национальную экономику в целом и исключить из нее те экономические отношения юридических и физических лиц, которые строятся на безвозмездности, проще говоря, бесплатности, то получим понятие «национальный рынок».

Национальный рынок

К таким безвозмездным отношениям относятся все финансовые отношения в их экономическом содержании, когда собственность на благо и его стоимость переходят к другому лицу. Это налоги, социальные выплаты, субсидии, дарения, завещания и т.д. Однако необходимо отметить, что хотя эти отношения прямо и непосредственно не относятся к рынку, тем не менее косвенным образом оказывают воздействие на его состояние и функционирование.

Предположим, что здравоохранение получает из бюджета для своего развития какие-то средства, безработный — пособие по безработице и т.д. Это финансовые отношения в чистом виде, ибо происходит безвозмездное одностороннее финансирование юридических и физических лиц. Однако получив средства, эти хозяйственные субъекты отправляются на рынок, чтобы обменять полученные средства (деньги) на необходимые для их жизнедеятельности или функционирования товары и услуги. В результате на рынке появляется дополнительный спрос, что может вызвать изменение цен и т.п. Следовательно, сама социальная среда выступает одним из факторов функционирования и развития рыночных отношений.

Рынок обеспечивает установление и поддержку прямых и обратных связей между производителями и потребителями. Изменение потребностей вызывает и изменение предложения. Так, потребители через спрос воздействуют на изменение производства в нужном для общества направлении. В свою очередь, производство, предлагая новые товары и услуги, воздействует на изменение структуры общественного спроса. Таким образом, через рынок происходит стихийное установление соответствия структуры общественного производства всей совокупности благ объему и структуре общественных потребностей.

Спрос, предложение, цена

Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Спрос выражает далеко не всю гамму потребностей населения, а лишь ту ее часть, которая обеспечена его покупательной способностью, т.е. денежным эквивалентом. Поэтому спрос отражает реальный объем и структуру общественных потребностей. Предложение представляет собой, собственно говоря, рыночные фонды (запасы), т.е. совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации. Соотношение между спросом и предложением в конечном счете устанавливает цену. Цены в свою очередь несут информацию о состоянии рынка как для потребителей, так и для производителей. Они предопределяют поведение каждого хозяйственного субъекта на рынке. В цене суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения.

Между основными элементами рыночного механизма устанавливаются весьма сложные причинно-следственные и функциональные связи, складывающиеся под воздействием множества социально-экономических, политических, психологических, организационно-технических, организационно-управленческих и других факторов. Если давать рыночному механизму обобщающую характеристику, то он представляет собой механизм формирования цен и распределения ресурсов или механизм установления экономических отношений (между продавцами и покупателями товаров и услуг) на основе цен, количества благ и их структуры.

В развитом товарном производстве обмен осуществляется с помощью денег. Деньги служат необходимым условием взаимодействия различных видов трудовой деятельности и их включением в систему общественного разделения труда. Именно с помощью денег, акта купли-продажи происходит признание обществом полезности того или иного блага. Реализация товаров происходит по форме Т – Д – Т (где Т — товар, Д — деньги) при оплате наличными или по форме Т – О – Т – Д (где значение символов Т и Д сохраняется, а О — обязательство платежа) при продаже товаров в кредит.

Структура рынка

Приступая к анализу структуры рынка, следует заметить, что принципы ценообразования имеют универсальный характер, ибо на каждом рынке действуют законы спроса и предложения, под влиянием которых складывается цена. В свою очередь цена влияет на спрос и предложение. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке — форму процента, на рынке земли — форму ренты.

Рынок в целом характеризуется весьма сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев классификации. Наиболее важным критерием является экономическое назначение объектов рыночных отношений. В соответствии с данным критерием в национальном рынке можно выделить три основных вида рынков: потребительских товаров и услуг, факторов производства и финансовый.

Рынок предметов потребления

Рынок потребительских товаров и услуг представляет собой сферу обращения, посредством которой реализуются товары народного потребления и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Данный рынок наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции. Здесь в наибольшей степени находят свое проявление вышеприведенные формы денежного обращения. Этот рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние различных слоев населения. Для функционирования рынка товаров и услуг требуется развитие оптовой и розничной торговли, маркетинговых служб. В рамках рынка потребительских товаров и услуг необходимо выделить рынок продовольственных товаров и рынок промышленных, или непродовольственных товаров. Каждый из них обладает собственной спецификой в силу различий как сфер, их выпускающих, так и способов и форм их продвижения от производства до потребителей.

Рынок факторов производства предполагает куплю и продажу ресурсов.

Рынок труда

Рынок труда представляет собой куплю-продажу услуг всех работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифицированных рабочих, административно-управленческого аппарата фирм. Функционально-организационная структура рынка труда включает принципы государственной политики в области занятости, правовое регулирование трудовых отношений, систему подготовки кадров, систему найма, систему переподготовки и переквалификации работников, биржи труда.

Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где непосредственно формируется спрос на рабочую силу различного вида и ее предложение. Биржа труда располагает информацией о конъюнктуре на рынке труда, фиксирует имеющийся резерв рабочей силы и вакантные рабочие места, занимается организацией общественных работ, оказывает консультационную помощь при трудоустройстве. Биржи труда — это государственные учреждения, подчиненные министерствам труда. Наряду с ними могут функционировать платные частные агентства по трудовому посредничеству, а также посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзных, религиозных, молодежных организациях.

На рынке труда, как и на любом другом рынке, действует закон спроса и предложения, в соответствии с которым устанавливается цена (заработная плата) на рабочую силу (труд). Постоянная динамика производительных сил, общественного разделения труда, структурные сдвиги в экономике обусловливают одновременно как излишки труда, так и его нехватку, т.е. наличие безработных при имеющихся вакансиях рабочих мест. Речь идет о том, что одни отрасли или регионы испытывают недостаток рабочих рук, тогда как другие располагают их избытком. На рынке труда имеет место конкуренция, через механизм которой осуществляется отбор наиболее способных и предприимчивых работников и стимулирование повышения квалификации, обновления знаний.

Информационный рынок

Этот рынок выступает в роли предвестника будущего состояния прочих рынков. Информационный рынок объективно связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью принятия адекватных решений в соответствии со складывающейся ситуацией. Поэтому информационный рынок в прямом его функциональном назначении сводится к обеспечению хозяйственных субъектов самой разнообразной информацией краткосрочного и среднесрочного характера.

При расширительной трактовке информационного рынка в него можно включить как одну из составных частей рынок научно-технической продукции. Однако подобная интеграция вряд ли принесла бы пользу, так как рынок продукции научного производства — предвестник будущего состояния прочих товарных рынков, включая информационный рынок в узком смысле этого слова. В долгосрочном плане не могут приниматься решения без информации о достижениях в области науки и техники, без знания тенденций развития разделения труда, рыночной ситуации.

Рынок земли

Одним из структурных подразделений рынка ресурсов является рынок земли. Под землей в данном случае понимаются не просто земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, а и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. При этом было бы неправильно предполагать, что на данном рынке происходят сделки, связанные исключительно с куплей-продажей земли, т.е. с переходом права собственности на землю из одних рук в другие. Большинство сделок на данном рынке имеет совершенно иной характер: происходит передача земли на определенный срок в аренду. В данном случае исключительное право собственности остается за собственником, который реализует экономическое отношение владения посредством присвоения ренты. Новый хозяин — арендатор получает лишь абсолютное право собственности на срок арендного соглашения, но за это он вынужден ежегодно платить действительному собственнику ренту. Таким образом, присвоение земельной ренты представляет собой экономическую форму реализации собственности на землю. Следовательно, на рынке земли рента выступает своеобразной ценой земли.

Понимая содержание арендных отношений, связанных рентными платежами, можно с полным основанием сказать, что, даже если в той или иной стране законодательно не закреплено право частной собственности на землю и устанавливается единая государственная собственность на нее, то это не значит, что в этой стране не может быть рынка земли. В данном случае единственным арендодателем выступает государство, которое передает землю либо в срочное, либо в бессрочное распоряжение, но всегда в той или иной форме взимает в государственный бюджет рентные платежи. В таком случае в лице государства мы видим единственного «продавца», тогда как «покупателями» могут выступать любые хозяйственные субъекты — физические или юридические лица.

Система финансов

Важное место в рыночной экономике занимает финансовая система. Под ней понимается система формирования, распределения и использования денежных ресурсов в процессе общественного воспроизводства. Финансовые ресурсы необходимы всем хозяйственным субъектам независимо от сферы деятельности. Финансовые отношения пронизывают все уровни народного хозяйства. На микроуровне, т.е. на уровне непосредственно хозяйственных единиц, формируются и действуют финансовые фонды предприятий, отражающие движение денежных ресурсов предприятия в различных формах (заработная плата, прибыль, налоги, кредиты).

На макроуровне, т.е. на уровне национальной экономики, важную роль играют централизованные фонды финансовых ресурсов. Это — федеральные, региональные и местные бюджеты. При этом необходимо подчеркнуть, что бюджетные финансовые ресурсы не имеют рыночного характера. Бюджеты всех уровней, а также некоторые внебюджетные финансовые фонды образуются посредством безвозмездного (рынок предполагает непременную возмездность) изъятия части как доходов граждан, так и предпринимательского дохода в виде налогов, отчислений, взносов и используются в соответствии с задачами экономической и социальной политики страны путем бюджетных ассигнований. Эти ассигнования в конечном счете оказываются в руках тех или иных юридических или физических лиц, которые с полученными на безвозмездной основе денежными ресурсами опять-таки отправляются на рынок и предъявляют спрос на необходимые им те или иные материальные или духовные блага.

Благодаря системе государственных финансов происходит решение многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены с помощью рыночного механизма: обеспечения обороноспособности страны, развития образования, здравоохранения, науки, защиты окружающей среды и т.п. Важнейшим составным звеном системы государственных финансов является налоговая система, благодаря которой формируется доходная часть федеральных и местных бюджетов.

Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности — акциях, облигациях, векселях. Фактически происходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопределенность, получает самостоятельное движение, обращение. Реальный капитал — это фонды предприятий (здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капитал в ценных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар и обладают, как и любой другой товар, ценой, которая называется курсом ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг существуют две организационные формы торговли этими бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (главным образом акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, где идет первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

Денежный рынок

Особое место занимает денежный рынок. Если на обычном товарном рынке деньги выполняют посредническую функцию в обмене товарами и выступают мерилом их цены, то на финансовом рынке они сами становятся полноправным товаром; при этом цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложение денег прежде всего формируется за счет сбережений населения, а также накоплений предприятий и организаций. Причем предложение денег обусловлено стремлением их владельцев к получению процента. Следовательно, можно заключить, что предложение денег связано с наличием временно свободных денежных средств. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается недостаточно для финансирования тех или иных социальных или хозяйственных проектов и программ.

Таким образом, денежный рынок — это сфера, в которой соединяются два противоположных полюса и уравниваются их интересы. На одном полюсе концентрируются свободные денежные ресурсы, на другом — испытывается их дефицит. Вступая в кредитную сделку, обе стороны находят взаимное удовлетворение интересов: одни получают столь необходимые им денежные ресурсы, другие — доход в форме процента за предоставленную ссуду, которую к тому же через определенный срок им должны будут вернуть заемщики.

Рынки можно классифицировать и по другим критериям. В частности, по отраслевой принадлежности продукта (рынки автомобилей, стали, нефти, компьютеров), по характеру продаж (рынки оптовой и розничной торговли), по пространственному размещению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру конкуренции (совершенной и несовершенной конкуренции). Как ранее рассмотренные типы рынков, так и эти их виды будут анализироваться по мере прохождения курса экономической теории.

Инфраструктура рынка

Развитие рынка и усложнение товарно-денежных отношений объективно вызывали формирование и совершенствование его инфраструктуры. Инфраструктура рынка — это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков. В частности, на рынках товаров и услуг функционирует система оптовой и розничной торговли, товарные биржи. Предприятия торговли выступают в качестве первых элементов инфраструктуры рынка, благодаря которым происходит упорядочение движения товарных потоков, собирается необходимая информация о положении дел на отдельных рынках товаров и услуг.

Товарная биржа

Товарные биржи, как правило, формируются по признакам однородности и родственности товарных групп (например, биржи зерна, нефти, хлопка). Они содействуют не только реализации уже имеющихся товаров, но и организации сделок под будущие поставки продукции. Например, хозяйствам, занимающимся выращиванием хлопка или зерна, не хватает средств для нормального осуществления всего комплекса работ по выращиванию урожая. В этом случае они могут обратиться на товарную биржу и получить кредит под будущий урожай. Одновременно между заемщиками и кредиторами достигается согласие относительно цены одной тонны зерна или хлопка.

Фондовая биржа

Другим важнейшим элементом рыночной инфраструктуры являются фондовые биржи — организации, где совершаются акты купли-продажи ценных бумаг: акций и облигаций и устанавливаются их курсы, т.е. рыночные цены. Фондовая биржа в свою очередь обладает собственной инфраструктурой, состоящей из сети брокерских компаний, которые от имени и по поручению клиентов выполняют биржевые операции.

Фондовые биржи тесно связаны с денежным рынком, на котором осуществляют свои операции банки. Денежный рынок устанавливает связи между фондовыми биржами и банками через систему сбережений и взаимосвязей курса акций (на фондовой бирже) и процентной ставки (в банковской системе). Процентная ставка — это тот процент, который банки устанавливают на депозиты (вклады). Взаимосвязь между курсом акций и процентной ставкой будет рассмотрена в гл. 16 «Рынок капитала».

Банковская система

Банковская система — это часть кредитной системы, которая включает в себя банки, страховые компании, пенсионные фонды, фонды профсоюзных и других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. Это — совокупность учреждений и организаций, которая способна мобилизовать, аккумулировать временно свободные денежные средства и найти соответствующие формы их размещения в виде кредитов или капиталовложений.

Банки — ядро кредитной системы. Банковская система, как правило, имеет двухъярусное строение. Первый ярус представлен центральным (государственным) банком, который несет всю полноту ответственности за состояние и совершенствование денежного хозяйства. Он призван, с одной стороны, обеспечить условия для благоприятного инвестиционного климата и стимулирования кредитных отношений, с другой — не допускать развертывания инфляционных процессов. Как мы узнаем в дальнейшем, банки обладают целым набором инструментов (ставка межбанковского кредита, резервы, операции на открытом рынке), чтобы воздействовать на поведение агентов денежного рынка, и прежде всего на коммерческие банки.

Второй ярус представляют коммерческие, инвестиционные, ипотечные (дают кредит под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку и освоение технических новинок) банки. Необходимо отметить, что в современных условиях коммерческие банки существенно расширили сферу своей деятельности, осуществляя самые разнообразные операции.

 

Конкуренция – универсальный показатель развитости или недоразвитости конкуренции.

Конкуренция (от латин.) – «бежать вместе», соперничать.

Смысл конкуренции - в обеспечении собственного интереса, экономическое выживание,

борьба «всех против всех».

А. Смит трактовал конкуренцию, как поведенческую категорию.

Конкуренция – борьба (соперничество) старого с новым, состязательность в производстве, борьба старого неэффективного с новым эффективным. Формой существования конкуренции является право, нормы права, формальные и неформальные нормы права.

Суть конкуренции – постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников в привлекательности предложения, стремление быть впереди. Пример - конкуренция между интернет магазинами.

Рыночный процесс представляет собой смену ситуаций неопределенности. Постоянное изменение осведомленности участников меняет альтернативные возможности по сделкам, что ведет к смене планов купить или продать. В этом смысле рыночный процесс является конкурентным. Конкуренция – оборотная сторона рынка, учитывание изменения рынка.

Виды конкуренции:

совершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть такое количество участников, когда ни один из них не может своим предложением цены повлиять решающим образом на установившуюся рыночную цену.

несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть обстоятельство, ограничивающее конкуренцию, например ситуация монополии. Имеет разную природу (административная, криминальная и т.д.).

Ценовая конкуренция – ценовая дискриминация (угнетение, запрещение) =>

монополия, степень монопольной власти увеличивается.

Неценовая конкуренция – посредством усовершенствования качества продукции и условия ее продажи (улучшение продаж рекламы и т.д.)

Конкуренцию между онлайн продавцами в интернете можно назвать совершенной. Интернет магазин диванов и кроватей в СПб idgm.ru

Возможна конкуренция между товарами и товарами-заменителями.

 

Конкуренция (бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производи­телями благ (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благо­даря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы.

Функции конкуренции

Cодержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.

В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:

1) регулирующую;

2) аллокационную;

3) инноваци­онную;

4) адаптационную;

5) распределительную;

6) контролирующую.

Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства— индивидуальными и общественными потребностями). В конечном I чете речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» вза­мен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производите­ля». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что cумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией раз­мещения (от англ. allocation — размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и кfпитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их приме­нение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных про­длениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет нам переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности. Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.

И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая и их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую резуль­тативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегу­лирующейся и самокорректирующейся системы.

Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во мно­гом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.

И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

 

Классификация и структура.

Основные фонды — это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость продукции с помощью амортизации.

Для признания объекта основным средством для организации необходимо выполнение следующих условий:

1. объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

2. объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3. организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

4. объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Можно выделить три главных признака, раскрывающих экономическую сущность основных производственных фондов: многократное участие в новых циклах производства; перенесение стоимости на готовый продукт по частям и течение всего времени функционирования; сохранение первоначальной формы.

Главным определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт – постепенно: в течение ряда производственных циклов; частями: по мере износа. Износ основных фондов учитывается по установленным нормам амортизации, сумма которой включается в себестоимость продукции. После реализации продукции начисленный износ накапливается в особом амортизационном фонде, который предназначается для новых капитальных вложений. Таким образом, единовременно авансированная стоимость в уставны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.086 с.)