Блок II. Соц права в отдельных сферах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок II. Соц права в отдельных сферах



Право на образование

Понятие и содержание

Всеобщая декларация прав человека в ст 26 определяет некие признанные намерения государств в этой сфере.

- Государства должны гарантировать бесплатное образование (начальное и общее – как минимум)

- Начальное образование должно быть обязательным

- Образование должно быть общедоступным => запрет дискриминации

- Всестороннее образование, развивать все стороны человеческой личности. Например, религиозное образование этому принципу не соответствует

- Приоритет в выборе образования имеют родители, а не государство => соотв нормы НПА.

 

Конкретика в Пакте об экономических, соц и культурных правах:

- бесплатным не только начальное, но и среднее со стремлением к бесплатному высшему.

- Поддерживая обучающихся, ввести систему стипендий.

- Предоставить элементарное (ниже начального) образование тем, у кого его нет.

- Расширяя свободу выбора родителей, определяется, что именно они имеют свободу выбора образовательного учреждения, в т.ч. не только гос.

 

Конвенция ЮНЕСКО о запрете дискриминации в сфере образования 1961 года.

Дискриминация – люб различия, кот не определяется содержанием образовательного процесса и не связаны с повышенной соц защитой лиц. Конкретно запрещается:

- Раздельное обучение. Кроме пола, религии, языка.

- Создания соц условий, при кот отд соц группы исключаются из образовательного процесса

- Не должно быть разрыва в ступенях образования. Предыдущий уровень должен быть освоен так, чтобы начать обучение на следующем!

Соглашение СНГ О сотрудничестве в сфере образования заключено в 1992 году (все республики, кр Прибалтики, Грузии, Азербайджана):

- Признается равенство образовательных учреждений

- Для получающих образование вне пределов своего государства должен быть установлен такой же режим, как у граждан того государства, где они обучаются.

- Бессрочное признание документов об образовании в этих странах.

 

Закон Об Образовании 1992 года:

- Право на образование – право человека => принадлежит каждому без какой-либо дискриминации => статус иностранных обучающихся.

- В отношении дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования устанавливается общедоступность => порядок приема; бесплатность => запрет на платную образовательную деятельность; гарантированность предоставления услуг.

- Обязательным признается общее среднее образование. Ответственность за его получение возлагается на родителей

- Единое образовательное пространство на территории РФ и обеспечивается оно за счет установления фед образовательных стандартов. Хотя есть полномочия у субъектов РФ и непосредственно школ.

- Государство поддерживает разл формы образования, создавая соотв правовой режим

 

Гарантируется:

- Доступность образования.   

o Через развитие системы образования со стороны государства

o Запрет дискриминации

o Установление права на обучение на родном языке

o Бесплатность образования

o Регламентация платных образовательных услуг

o Преемственность в образовании (последовательность ступеней)

o Признание разнообразия форм образования

- Качество образования

o Установление фед и рег образовательных стандартов, кот должны быть реализованы каждой образовательным учреждением

o Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений

o Гос контроль качества образования (ЕГЭ как способ гос итоговой аттестации)

- Соц поддержка – обязанность РФ

o Детей и их семей

o Педагогов

o Условия для совмещения обучения и работы

Поддержка субъектами осуществляется путем субвенций местным бюджетам в отношении дошкольного, школьного и дополнительного образования.

Система образования – ст 8 Закона Об образовании. Вся она вертится вокруг образовательной программы. Они бывают разными.

1. По уровню:

a. Общеобразовательные

i. Дошкольные

ii. Начального общего

iii. Основного общего                                   последовательность именно здесь

iv. Полного общего (среднего)

b. Профессиональные

i. Начальное

ii. Среднее

iii. Высшее

iv. Послевузовское

2. По другому критерию

a. Основные

b. Дополнительные.

Образовательная программа реализуется в образовательным учреждении. Хотя возможны и иные ОПФ. Типы образовательных учреждений, каждый действует на основании Типового Положения, установленного Правительством РФ. Для определения типа используется процедура аккредитации. Внутри типа могут быть виды: школы, гимназии для среднего, институты и университеты для высшего.

Для допуска к образовательной деятельности используется механизм лицензирования. Без лицензирования возможно осуществлять деятельность в связи с образованием, но не будет рассматриваться как образовательное, статус обучающихся не получишь.

 

Гос гарантия развития системы образования. Проблемы и их решение:

- Недостаточность мест для получения дошкольного образования. Можно стимулировать создание частных образовательных учреждений и компенсация расходов на их оплату родителями. Другой вариант: дошкольное семейное обучение. 

 

Подробнее про запрет дискриминации. Она бывает:

1. при приеме.

Существует 3 порядка приема:

- Общий. При общедоступных уровнях – дошкольное, общее и начальное профессиональное. Конкретный порядок приема устанавливается учредителем образовательного учреждения. Сюда надо принять всех => любого рода ограничения (и симметричных им предпочтений) должны быть исключены.

o В Типовом положении для дошкольных вообще ничего нет, но в конкретных случаях могут быть. Распоряжение Комитета по Образованию от 20 ноя 2008 года: порядок очерёдности, т.е. по мере заявлений о желании получить место. Выдачу осуществляют спец комиссии, кот создаются в каждом районе СПб. Комиссия же обеспечивает очерёдность. И противоречия фед законодательству тут нет, все предопределено фед законом или объективной потребностью в повышенной соц защите. Сам порядок предусматривает 4 очереди:

§ Вне очереди. Направление выдается немедленно при освобождении места: фед льготы (суды, прокуроры, чернобыльцы)

§ Первоочередная. Тоже фед льготники (род-инвалиды, многодетные, неполные семьи)

§ Дети в трудной жизненной ситуации (ФЗ О соц обслуживании): невозможность самостоятельно преодолеть.

§ Все остальные. 

o Типовое положение об общеобразовательном (школьном) учреждении предоставляет преимущественное право тем детям, кот проживают на соотв территории. В Законе об образовании такого нет => Минобраз не допускает не только тестирования при приеме (если оно может повлечь отказ в зачислении), но и территориальный принцип. Единственное основание для отказа в зачислении – отсутствие места. Определение ВС от 15 июня 2011 года: законность нек положений закона Мск Об общем образовании. В ГФЗ полномочия МО определяется законом субъекта РФ. Само по себе ограничение аналогичное Типовому положению допустимо. И сегодня, 09 ноября 2011, Президентом подписано изменение в закон Об образовании, кот обязывает предоставлять преимущество проживающим на соотв территории. Ранее КС со ссылкой на межд НПА признал, что общедоступность – это не только отсутствие ограничений, но и физическая доступность с точки зрения передвижения, в т.ч. для ребенка. Преимущество при зачислении близкой к месту жительства школы – гарантия доступности образования! Но родители к этому не обязан, выбор остается.

- Конкурсный. Если общедоступный гарантирует прием всех, то здесь – прием наиболее подготовленных и способных => порядок приема должен содержать такие критерии. Уровень подготовленности и способности определяется прежними результатами (освоения предыдущего уровня образования). Дискриминация может быть проявлена тогда, когда число достойных желающих больше, чем число мест (полупроходной балл).

o Среднее проф

o Высшее проф образование

o Послевузовское

- Специальный. Связан уникальными способностями: творческие, спортивные или иные доп требования (воен при допуске к гос тайне).

2. в процессе.

- Право на обучение на родном языке. РФ создает русскоязычные школы за рубежом. Право на выбор языка обучения(дошкольный и школьный уровень + ограничения возможности системы образования). Право на обучение на родном языке (дошкольный и школьный уровень). Язык преподавания в конкретном образовательном учреждении определяется учредителем. Пост КС от 16 ноя 2004 по Татарстану: изучение русского и татарского языка в равном объеме обязательно. Насколько это равно с выпускниками других школ РФ? Ведь ради этого что-то другое должно ущемляться. КС: вот пока гос стандарты не нарушаются – все ок. ВС апр 2009: обязательное изучение с первого класса второго языка в республиках. ВС сослался на КС + отметил, что обязательность изучения = учреждение обязано предоставить возможность.

 

Формы образования

Их 4:

- Самообразование. Вне права

- Образование в образовательном учреждении

o Очное

o Очно-заочное

o Заочное

- Семейное. Касается только дошкольного и школьного. Выбирается добровольно родителями или совершеннолетним обучающемся и должна иметь такое же завершение, как обычная: право на ИГА в том учреждении, к кот они прикреплены + метод поддержка на основании договора с образовательным учреждением. Определение ВС от 13 авг 2008 об обязательности компенсации за семейное обучение. 

- Экстернат. Выбирается добровольно родителями или совершеннолетним обучающемся и должна иметь такое же завершение, как обычная: право на ИГА в том учреждении, к кот они прикреплены + метод поддержка на основании договора с образовательным учреждением..

Плата за образование

Бесплатно образование данного уровня только однажды. Любое следующее только на платной основе.

 

*тут минут на 10 меня вынесло на ха-ха*

 

ИГА – цель образования. Промежуточная аттестация – элемент процесса обучения для допуска к ИГА, который должен обеспечить исполнитель => повторная аттестация после отрицательной оценки – это то, что предусмотрено договором. А вот пересдача положительной оценки – вполне себе доп услуга, кот должна быть включена в договор.

Соц права работника

Какие же они?!

1. Собственно трудовые. Права в связи с реализацией трудовой функции (безопасные и здоровые условия труда, ограничение рабочего времени, предоставление времени отдыха)

2. Гарантии лицам, совмещающим работу с обучением. Это скорее право на образование лицом работающим. Для полноценной реализации права на образование, труд законодательство создает этому лицу необходимые предпосылки.

3. И пр. Дифференциация эта доктринальная.

Защита прав работников связано с защитой работника от объективно необходимой власти работодателя.

Защита труд прав работников – правореализующая деятельность, осуществляемая в установленном порядке

- работником непосредственно (самозащита)

- через представителей (профсоюзы)

- уполномоченными органами \

o государственные

§ общей компетенции (КС, Общей юрисдикции суды, прокуратура, УППЧ)

§ специальной (Фед инспекция труда, Ростехнадзор, Роспотребнадзор)

o негосударственные (комиссии по труд спорам)

 Деятельность выражается в применении к работодателю, нарушающих права работников, мер.

 

Формы защиты.

1. Юрисдикционные:

a. органы по рассмотрению инд труд споров (суды общей юрисдикции, КТС[5])

b. органы общей компетенции, осуществляющие защиту трудовых прав

2. Неюрисдикционные

a. Самозащита

b. Согласительные процедуры (переговоры)

При выборе нужно учитывать компетенцию, подведомственность, условия обращения. Право выбору у работника.

 

Способы защиты прав – предусмотренные законом процедуры, в рамках которых осуществляется применение допустимых правовых мер защиты. Ст 352 ТК называет основные:

- Самозащита

- Защита труд прав работников профсоюзами

- Гос надзор и контроль

- Судебная защита.

А еще есть:

- Инд трудовые споры

- Подача жалоб в органы общей компетенции

- Обжалование решений органов гос власти и МС, нарушающие права работников.

 

Меры защиты. Это люб решение, направленное на восстановление нарушенного или оспариваемого права. 

- Восстановление работника

- Возмещение мат ущерба

- Предоставление условий труда

- Отмена дисциплинарного взыскания

- Пресечение распространения перс данных

- Обязание прекратить унижающие действия  

- И пр.

Способы защиты

Самозащита

Любое субъективное право:

- Требование

- Собственные действия

- Защита

 

Самозащита – действия работника, направленные на пресечения нарушения трудовых прав, устранения препятствий реализации и понуждение работодателя к надлежащему исполнению обязанностей. Названные действия осуществляются самостоятельно без обращения в органы.

Особенности:

- Нарушенное субъективное право в рамках самозащиты, как правило, не восстанавливается, ибо нарушения еще может и не быть.

- Ограничение на работодателя личного или имущественного характера не накладывается, ибо не ответственность.

ТК предусматриваем единственную меру самозащиты – отказ от выполнения работ. Сие может быть совершено в случаях ст 379

- работа не предусмотрена ТД

- непосредственно угрожает жизни и здоровью

- 220: работник не обеспечен средствами инд или коллективной защиты

- 142: при задержке выплаты ЗП на срок более 15 дней.

Суд практика также признает:

- Отказ выйти из отпуска при отзыве

- Аналогично при непредоставлении дней отдыха

 

Ограничения использования самозащиты:

- ФКЗ № 3 от 30 мая 2001 года: на период ЧП могут запрещаться забастовки и иные приостановки в деятельности организаций.

- И др

 

В рамках самозащиты защищается уже нарушенное право, а забастовка может ему предшествовать?! Забастовка – разрешение коллективного трудового спора.  

Профсоюзами

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Ст 2 ФЗ О профсоюзах и гарантиях их деятельности.

Их функции:

- Представительство

- Осуществление защиты

Но по вопросам инд споров профсоюзы защищают только членов, а в области коллективных интересов – независимо от членства в профсоюзе при условии наделения их полномочиями (ст 11 ФЗ).

Основные формы защиты профсоюзами:

- Осуществление контроля за соблюдением работодателем законодательства о труде, реагирование на выявленные нарушения. Право на осуществление контроля непосредственно предоставлено профсоюзам, кот самост определяет, кто именно будет это делать:

o Профсоюзный орган

o Доверенные лица (руководители, объединения, профорганизаторы и пр.)

o Инспектора по охране труда – выбранные профкомом лица

o Выбранные инспекции (правовые и технические). Это специализированные органы контроля (но не надзора). Правом на создание инспекций наделены

§ Всероссийские профсоюзы и их объединения (Федерация Независимых Профсоюзов России)

§ Межрегиональные ассоциации профсоюзов (например, ассоциация СПб и ЛО)

- Выражение мнения при принятии работодателями решений.

 

Сфера деятельности профсоюза ограничена сферой действия работников, учредивших данную инспекцию.

Полномочия ограничиваются невозможностью привлечения к ответственности. Поэтому реагирование особое. При выявлении нарушения трудового законодательства, к работодателю предъявляется требование об устранении выявленного нарушения. У того неделя для реакции и сообщения органу или лицу, выдвинувшему соотв требование. Не сделал этого – обжалуем дальше

- в гос органы с требованием о привлечении к ответственности виновных лиц.

- в суд

 

Выражение мнения. Речь идет о выборных органах первичной профсоюзной организации.

- при принятии локальных нормативных актов. Ст. 372 ТК

- при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Ст. 373. Пост ВС № 2 от 17 марта 2000

 

Порядок выражения мнения. Доп консультации при несогласии.

Ст 8 ТК: локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

Право на охрану здоровья

Права человеков

Устав ВОЗ определяет здоровье как состояние полного душевного и соц благополучия. Для субъективного права широковато будет: охватывает все условия жизни. Узкое понимание охватывает состояние полного душевного и соц благополучия, когда оно связано с отсутствием болезней и нарушений развития. Так оно понимается во Всеобщей Декларации, Пакте об экономических, социальных и культурных правах, Хартии СНГ 1994 года, нац законодательстве (КРФ, Основы законодательства об охране здоровья от 21 ноя 2011).

2 самост права:

Право на охрану здоровья. Право на мед помощь
Неотъемлемое право, кот не может быть ограничено. одна из гарантий права на охрану здоровья.
Принадлежит каждому из человеков в полном объеме. Особенности в отношении граждан РФ и иностранных граждан. Граждане РФ обладают им, по нац законодательству, как на территории страны, так и за ее пределами. Последнее обеспечивается через страхование уезжающих за рубеж, заключением с рядом государств договоров, касающихся порядка оказания мед помощи гражданам в период их пребывания на той территории и декларативной обязанностью оказать поддержку. В отношении лиц без гражданства и беженцев ограничений нет. А вот с ино гражданами на основании двусторонних договоров возможен как полный объем прав (Белоруссия), так и иной. Иной определяется Правилами оказания мед помощи пост правительства от 01 сент 2005 года. В соотв с ними скорая мед помощь оказывается бесплатно и безотлагательно, а плановая – только на платной основе при условии предоставлении гарантий. Исключение составляет закон об ОМС. Ему подлежат ино граждане, кот постоянно проживают на территории РФ, кот получают мед помощь в рамках ОМС.
Содержание: 1. право на создание условий, обеспечивающих здоровье. 2. защита от дискриминации 3. право на мед помощь 4. право на соц поддержку в период болезни и лечения.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.063 с.)