Развитие риторических традиций в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие риторических традиций в России.



Особенности возникновения русского красноречия и русской риторики, определившие русскую риторическую традицию. Возникновение русской словесности – возникновение русской гомилетики («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (ХII в.). Развитие гомилетики (торжественное и учительное красноречие, проповедь) в отсутствии ораторики. Появление элементов ораторики в ХVI в. (переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, «Книга на новгородских еретиков» Иосифа Волоцкого). Первый учебник «Риторика» (1620 г.): изложение принципов и приемов ораторского искусства в четырех родах речи – учебной, совещательной, хвалебной, судебной. Роль М. В. Ломоносова в развитии и становлении русской риторики. Значение работ И. С. Рижского («Риторика», 1796 г.) и М. Н. Сперанского («Правила высшего красноречия», 1844 г.) в развитии риторических традиций в России. Развитие риторики в ХХ в. и в настоящее время (работы В. В. Виноградова, С. П. Обнорского, Ю. В. Рождественского, Г. Г. Хазагерова и др.).

Сведения о риторике на Руси до 17 века очень скудны, нет данных об учебниках риторики. Тем не менее можно говорить о существовании практической риторики как искусства владения убеждающим и действенным словом. Риторические знания входили на Русь вместе с сочинениями христианско-византийской учености. В древнерусском красноречии преобладают два жанра: учительное "Поучение" и торжественное хвалебное "Слово". "Поучение" имеет целью формирование идеалов, воспитание человеческой души, а "Слово" трактует высокие и общие темы: духовные, политические, государственные. Торжественные проповеди сложнее по форме, обильнее украшены. Блестящими мастерами красноречия на Руси были Иларион, создавший политическую декларацию независимости Русской земли в знаменитом "Слове о Законе и Благодати"; Кирилл Туровской, автор "Слов", составленных по самым высоким канонам византийского ораторства, где тема развивается во множестве вариаций, которые образуют завершенный по смыслу и форме круг; Серапион Владимирский. Позднее формируется стиль "плетения словес", который выражается в сложнейших риторических формах ("Слово похвальное инока Фомы", образующее "венок похвал" из 24 панегириков тверскому князю Борису Александровичу). 16 век отмечен продолжительной полемикой между "нестяжателями" и "иосифлянами". Ораторское мастерство здесь выражалось в форме посланий. Речь иосифлян была простой и ясной, а "нестяжатели", точно следуя риторическим канонам и используя сложную аргументацию, так и остались непонятыми. Высок ораторский пафос речей московского патриарха Гермогена, направленных против оккупантов.

 

Ранние риторики

В.П.Вомперский отмечает формирование 4 ареалов, в которых создавались первые отечественные ранние риторики:

Северо-восточная и центральная Россия с центрами в Вологде (Кирилло-Белозерский монастырь), Ростове Великом, позднее в Москве. Именно в границах этого ареала дошла до нас самая ранняя "Риторика" Макария (1617-1619), который был новгородским митрополитом. Это сочинение представляет собой перевод латинской риторики немецкого ученого Филиппа Меланхтона. Русский книжник творчески переработал латинскую риторику, приспособив ее к нуждам российского образования. В "Риторике" две книги: "Об изобретении дел" и "Об украшении слова". Текст написан в вопросах и ответах, имитируя диалог учителя и ученика. Каждая книга разбита на главы, в которых есть таблицы, обобщающие изученный материал. В книге дается представление о риторике, ее 5 частях, рассматриваются виды речей и способы украшения речи. По этой "Риторике" обучали на Руси свыше 70 лет, о чем свидетельствует большое количество списков (36).

В 1699 году появляется "Риторика" М.И.Усачева, что связано со вторым ареалом: северо-западным -- Новгород и монастыри вокруг него.

Северный ареал сформировался позднее -- к началу 18 века. Он был создан старообрядцами в Выгорецком общежительстве.

Этот ареал располагался на юго-западе: Киев с Киево-Могилянской академией и Чернигов. Риторические сочинения этого ареала написаны на латинском, иногда на польском языках.

Подлинных вершин в теории риторики достиг Феофан Прокопович. Он был крупнейшим общественным и церковным деятелем петровской эпохи. Сочинение Ф.Прокоповича представляет собой запись лекционного курса, который был прочитан на латыни в 1706-1707 годах в Киево-Могилянской академии. Это сочинение было задумано как руководство к созданию церковных проповедей, а по существу является сводом практических рекомендаций по искусству красноречия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.004 с.)