Физиологические основы ощущений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологические основы ощущений.



Отдельные свойства предметов и явлений, оказывающие воздействие на наши органы чувств, называются раздражителями, а процесс этого воздей­ствия - раздражением. Органы чувств, получая воздействие от раздражителей, превращают энергию внешнего раздражения в нервный импульс. Нервный процесс, возникающий в результате раздражения, называется возбуждением. Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки язы­ка) специализируется на приеме и переработке различных спе­цифических внешних воздействий.

Основной частью любого органа чувств являются окончания чувственного нерва. Они называются рецепторами. Поэтому иногда весь орган чувства также называется рецептором (от лат. recipere — получать). От рецептора нервный импульс по центростремитель­ным (афферентным) нервным путям передается в соответствую­щие участки мозга. Системы, состоящие из рецепторов, нервных путей и соответствующих конкретным раздражителям участков коры головного мозга, И. П. Павлов назвал анализаторами. Для воз­ никновения ощущения необходима работа всего анализатора. Если нарушена целостность одного из вышеуказанных частей анализа­тора, отпущение не возникает. (Так, человек может ослепнуть или оглохнуть при полной сохранности глаза или уха, но при наличии определенных мозговых нарушений.) Деятельность анализаторов условно рефлекторна. Она приводит к той или иной ответной реак­ ции, вызывает соответствующую настройку рецептора (например, расширение или сужение зрачка, отдергивание руки от горячего предмета). Кора головного мозга, получая обратные сигналы о де­ятельности рецептора, непрерывно регулирует его работу.

Органы чувств неразрывно связаны с органами движения. Например, в процессе зрительных ощущений глаз совершает не­прерывные движения, как бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп.

Таким образом, процесс ощущений — это не одноактное пассивное отражение того или иного свойства, а активный про­цесс, сложнейшая деятельность анализатора, имеющая опреде­ ленную структуру.

Ощущения не только информируют об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют функцию активизации мозга. (Известны случаи, когда у больных оставался действую­щим лишь один орган чувства — глаз. Если больной его закрывал (единственный канал, связывающий его с окружающим миром), то немедленно засыпал.)

Классификация ощущений. Все ощущения делятся на три группы:

1)  ощущения свойств предметов и явлений, находящихся вне нас. Рецепторы этих ощущений находятся на поверхности тела - экстерорецепторы, вот почему внешние ощущения называют эк стерорецептивными. К ним относятся зрительные, слуховые, обо нятельные, вкусовые и кожные ощущения;

2) ощущения движения, положения частей нашего тела. Ре­цепторы этих ощущений находятся в мышцах, сухожилиях - это проприорецепторы (от лат. proprio - собственный);

3) ощущения состояния внутренних органов - органические ощущения. Рецепторы этих ощущений находятся во внутренних органах - интерорецептиры.

В первую группу ощущений входят дистантные и контакт­ ные ощущении.

К дистантным ощущениям относятся:

а) зритель­ные;           б) слуховые;          в) обонятельные.

К контактным ощущениям относятся:

а) вкусовые;          

б) кож­ные, которые, в свою очередь, делятся:

- на ощущения прикоснове­ния, или тактильные,

-и температурные (ощущения холода и теп­ла имеют различные рецепторы),

-болевые ощущения.

Основным в данной теме является вопрос о психофизиологи­ческих закономерностях ощущении. К ним относится порог ощущений:

· Абсолютный порог ощущения - величина раздражителя, вызывающая ощущение.

· Нижний порог ощущения - минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше его величина, тем выше чувствительность анализатора.

· Верхний порог – максимальная величина, сверх которой раздражение перестает ощущаться.

· Разностный порог – наименьшее различие между раздражителями, которую человек способен различить.

Величины порогов изменяются в зависимости от различных условий: характера деятельности, возраста, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.д.

Различают две формы изменения чувствительности, одна из которых зависит от условий среды (адаптация), а другая от условий состояния организма (сенсибилизация).

Адаптация - приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или в повышении порогов. Рецепторы при длительном воздействии на них раздражителя приспособляются к нему.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов в процессе упражнения. При сенсибилизации чувствительность зависит от самого организма.

В работе юриста ощущения составляют основу более сложного процесса восприятия объектов и явлений, непосредственно связаны с выполнением трудовой деятельности и оказывают на нее существенное влияние.

 

Познавая окружающую действительность, мы встречаемся с предметным миром, где каждый предмет выступает в совокупно­сти различных свойств и частей. При этом человек осознает суще­ственные признаки предметов.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в цело­стном виде благодаря осознанию их опознавательных признаков.

В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предмета, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Оно представляет собой качественно новую ступень чувственного познания, которое не сводится к сумме отдельных ощущений или сенсорных данных, а определяется многосвязными отношениями типа объект - субъект и субъект - объект. Основное и главное условие возникновения образа восприятия - это воздействие предметов и явлений объективной действительности на органы чувств.

Особенности восприятия:

- предметность (относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств);

- целостность (свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое);

-   константность (относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств);

- осмысленность (причисление воспринимаемого предмета к определенной группе, классу, обобщение его в слове);

- избирательность (преимущественное выделение человеком одних объектов по сравнению с другими, зависящее от особенностей его личности);

- апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей).

 

Образы восприятия построены на основе различных ощущений, однако не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с пониманием и осмыслением образа. Образы восприятия подвергаются обобщению в речи. Благодаря словесным обозначе­ниям мы осознаем окружающие нас предметы.

Восприятие, так же как ощущение, не пассивный процесс, не фотографическое отражение предметов окружающей действи­тельности, оно осуществляется в форме действия, то есть связа­но с обследованием воспринимаемого объекта.

Восприятие - сложное действие, неврожден­ное, требующее практики и обучения.

Физиологические основы восприятия. Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синте тическая деятельность анализаторов.

Поскольку в процессе восприятия устанавливаются отноше­ния между частями и свойствами предмета, то одним из физи­ологических механизмов восприятия является образование условных рефлексов на отношения, в частности образование динамического стереотипа, а также установление условно-реф­лекторных связей между анализаторами.

Восприятие человека всегда связано с деятельностью второй сигнальной системы, благодаря славам воспринимаемые предме­ты приобретают смысл.

Классификация восприятий.

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепторов на:

· зрительные;

· слухо­ вые;

· кинестетические;

· обонятельные;

· осязательные.

 

В отличие от ощущений восприятия могут быть сложными и комплексными.

При одновременной работе нескольких анализаторов возни­кают такие сложные восприятия, как зрительно-слуховые, двигательно-зрительные и тактильно-двигательные (осязание). К сложным видам восприятия относится также восприятие про­странства и времени.

В зависимости от участия воли в процессе восприятия, восприятие делится на:

· непроизвольное (непреднамеренное, не связан­ное с волевым напряжением и заранее поставленной целью);

· произвольное (преднамеренное, целенаправленное).

По форме существования материи выделяют:

· восприятие пространства;

· восприятие времени;

· восприятие движения.

 

В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер - становится наблюдением. Профессиональная наблюдательность юриста проявляется в способности подмечать внешне малозаметные и, на первый взгляд, малозначительные признаки явлений, объектов, имеющие важное значение для решения стоящих перед ним задач. Такая способность - профессиональный навык, обусловленный во многом профессиональной чувствительностью, т.е. особым развитием органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д.

Для рационального восприятия (наблюдения) целесообразно:

1) ясно и четко формулировать познавательные цели, выбирать существенную информацию; начинать деятельность (познавательный процесс) с формулировки ее цели; постановки перед собой вопроса: «Чего я хочу достигнуть путем восприятия информации?»;

2) максимально использовать все анализаторы: в первую очередь зрение и слух, а где целесообразно, анализаторы запаха, вкуса, осязания;

3) проявлять интерес к информации, использовать уже имеющиеся знания.

Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.021 с.)