Тема № 2: «Психические феномены и их проявление в сфере права» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2: «Психические феномены и их проявление в сфере права»



Фондовая лекция

Для факультета дознавателей по курсу юридическая психология

Тема № 2

«Психические феномены и их проявление в сфере права»

 

 

Москва, 2012

Вопросы к семинару:

1) Общая характеристика сенсорно-перцептивного уровня отражения.

2) Общая характеристика различных видов и процессов памяти.

3) Роль мышления и воображения в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

4) Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения.

5) Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска доказательств при расследовании.

6) Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля и потерпевшего правильно воспринимать обстоятельств, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

 

Вопросы лекции:

Психологическая характеристика сознания и правосознания»

Понятие ощущения и восприятия»

Общая характеристика различных видов и процессов памяти»

Понятие мышления»

Характеристика речи»

Понятие внимания»

Психологическая характеристика представления»

Понятие воображения»

 

Одной из форм сознания является правосознание.

В широком смысле слова под правосознанием понимается весь правовой опыт поведения личности, группы, общества.

Правосознание - система знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, это субъективное моделирование объективно существующего правопорядка.

Основой правосознания является не столько знание многочисленных правовых норм (это является прерогативой юристов), а осознание и принятие тех социальных ценностей, которые находят свое официальное закрепление в праве.

 

Правосознание подразделяется:

· на общественное;                      

· на групповое;                           

· на индивидуальное.

 

В правосознании различаются три взаимосвязанные стороны:

1) познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Однако в обыденном правосознании знание права замещается бытовыми представлениями, индивидуальным опытом, традициями и обычаями, групповыми нормами, нормами культурного поведения.

В повседневном поведении людей более существенное значение приобретают оптимальные модели поведения, которые люди создают на основе общих представлений о должном поведении.

2) оценочная сторона индивидуального правосознания проявляется в личностном отношении человека к правовым явлениям, в определении их смысла. Эта сторона правосознания мотивирует поведение, обеспечивает избирательность поведенческих актов.

3) регулятивная сторона связана с контролированием процесса конкретного правозначимого действия и оценкой его результатов.

Регулятивная сторона правосознания связана с интересами и волей как подавляющего большинства населения и отдельной личности.

Регулятивная сторона правосознания - это проявление правосознания в действии, в правомерном поведении.

Правосознание – это сфера сознания человека, связанная с отражением правозначимых явлений и соответствующей регуляцией поведения.

Правосознание нельзя рассматривать как нечто обособленное, как особое психическое образование. Правосознание человека определяется его нормативно-ценностной ориентацией. Правосознание - проявление общей направленности личности в отношении правозначимых явлений.

Правопослушное или противоправное поведение определяется не "дефектами" правосознания, а теми реальными жизненными условиями, которые эти "дефекты" порождают или устраняют.

Дефект правосознания – это негативное отношение к праву, и формированию правового поведения.

Все разновидности преступлений - это разновидности социально не адекватного, не адаптированного поведения.

Ощущение и восприятие

Ощущение дает человеку знание об отдельных качествах предметов. Благодаря ощущениям человек узнает свойства окру­жающих его вещей, их запах и вкус, твердость или мягкость, тяжесть, температуру, цвет, звуки, издаваемые ими. При этом следует различать реально существующие объективные физи­ческие или химические свойства вещей и их субъективное отра­жение, каковыми являются наши ощущения. Ощущения по­зволяют судить и об изменениях в нашем теле (ощущение боли, голода, положения и движения отдельных органов)

Ощущение - простейший психический процесс, который является отражением отдельных качеств предметов реального мира и возникает в результате непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств человека.

Ощущения характеризуются:

- качеством (отличием одного вида ощущений от другого);

- интенсивностью (силой воздействия на органы чувств);

- длительностью (временем, в течение которого оно продолжается);

- чувственным тоном (чувством приятного или неприятного).

 

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, вооб­ражение. Ощущения являются чувственной базой нашего познания.

Ощущения - чувствительность к элементарным воздействи­ям среды.

Ощущения и возникающие на их основе восприятия и пред­ставления есть как у животных, так и у человека. Однако ощуще­ния человека и животных различны.

Ощущения человека опо­средствованы его знаниями, то есть общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в словах "красный", "холодный", мы тем самым осуще­ствляем элементарные обобщения этих свойств - ощущения че­ловека связаны с его мышлением.

В ощущениях отражаются действительные объективные ка­чества реальных явлений: их специфика, интенсивность, про­ странственное расположение и длительность действия. Но это отражение характеризуется определенной мерой субъективизма.

Классификация восприятий.

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепторов на:

· зрительные;

· слухо­ вые;

· кинестетические;

· обонятельные;

· осязательные.

 

В отличие от ощущений восприятия могут быть сложными и комплексными.

При одновременной работе нескольких анализаторов возни­кают такие сложные восприятия, как зрительно-слуховые, двигательно-зрительные и тактильно-двигательные (осязание). К сложным видам восприятия относится также восприятие про­странства и времени.

В зависимости от участия воли в процессе восприятия, восприятие делится на:

· непроизвольное (непреднамеренное, не связан­ное с волевым напряжением и заранее поставленной целью);

· произвольное (преднамеренное, целенаправленное).

По форме существования материи выделяют:

· восприятие пространства;

· восприятие времени;

· восприятие движения.

 

В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер - становится наблюдением. Профессиональная наблюдательность юриста проявляется в способности подмечать внешне малозаметные и, на первый взгляд, малозначительные признаки явлений, объектов, имеющие важное значение для решения стоящих перед ним задач. Такая способность - профессиональный навык, обусловленный во многом профессиональной чувствительностью, т.е. особым развитием органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д.

Для рационального восприятия (наблюдения) целесообразно:

1) ясно и четко формулировать познавательные цели, выбирать существенную информацию; начинать деятельность (познавательный процесс) с формулировки ее цели; постановки перед собой вопроса: «Чего я хочу достигнуть путем восприятия информации?»;

2) максимально использовать все анализаторы: в первую очередь зрение и слух, а где целесообразно, анализаторы запаха, вкуса, осязания;

3) проявлять интерес к информации, использовать уже имеющиеся знания.

Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации.

 

Виды воображения.

В психологии принято различать два вида воображе­ния:

· пассивное:

- Непроизвольное пассивное воображение характери­зуется тем, что человек создает образы без всякого наме­рения со своей стороны (сновидения, грезы)

- Произвольное пассивное воображение характеризу­ется тем, что человек ставит перед собой цель представить что-либо и сознательно направляет работу своего вообра­жения, исходя из имеющегося у него замысла.

· активное:

    - Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, схемы, чертежа, символа. В этом случае человек наполняет исходный материал имеющими­ся в его распоряжении образами.

    - Творческое воображение предполагает создание образов, вещей, признаков, не имеющих аналогов.

Деление воображения на творческое и воссоздающее в некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Особым видом творческого воображения является мечта, связанная с осознанием же­лаемого будущего.

Образы воображения

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуще­ствляется в различных формах:

агглютинация — создание новых образов на основе склеивания частей имеющихся образов и представлений;

гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

схематизация — соединение отдельных представле­ний, при котором различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация — выделение существенного, повторяю­щегося в однородных образах;

заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

 

Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче, а также в процессе непреднамеренного воображения. Образы вооб­ражения различаются между собой по степени яркости и по соотношению с действительностью. Выделяют реалис­тическое воображение, которое отражает действитель­ность, предвосхищает события, и фантастическое вообра­жение, не совпадающее с действительностью.

 

Фондовая лекция

Для факультета дознавателей по курсу юридическая психология

Тема № 2

«Психические феномены и их проявление в сфере права»

 

 

Москва, 2012

Тема № 2: «Психические феномены и их проявление в сфере права»

                                                                                  Лекции – 6 часов

                                                             Семинары – 2 часа

Практические занятия – 8 часов

Методические указания. Приступая к изучению данной темы, необходимо иметь в виду, что мир психических явлений достаточно широк. Среди них обычно выделяют психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования, социально-психологические явления и процессы. Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Выделяют три основные функции психики:  отражение воздействий окружающего мира;  регуляция поведения и деятельности;

осознание человеком своего места в окружающем мире.

Психическое отражение имеет свои особенности: во-первых, это не мертвое, зеркальное однонаправленное отражение, а сложный, постоянно изменяющийся процесс, в котором любые внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека; во-вторых, оно основано на материальных нейрофизиологических процессах и является результатом высшей нервной деятельности; в-третьих, это всегда правильное, верное отражение действительности.

Особо при изучении темы следует обратить внимание на тот факт, что психика является результатом развития живой материи, которая возникла на определенной ступени развития живых организмов и прошла несколько стадий развития. Высшая стадия развития психики - сознание человека.

К существенным признакам (особенностям) сознания относятся следующие:

- Отражение действительности через совокупность знаний, т.е. через обобщенный общечеловеческий опыт.

- Предвидение событий, осознание цели деятельности, т.е. предвосхищение будущего результата деятельности, его психическое моделирование.

- Обобщенное отражение существенных, закономерных связей действительности.

- Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.

- Самосознание как система индивидуализированных ценностных ориентаций.

При формировании сознания человек реализует свое отношение:

¾ К материальному миру вещей и явлений;

¾ К другим людям, членам его общества;

¾ К самому себе как личности и члену общества.

Одной из форм сознания является правосознание. В широком смысле слова под правосознанием понимается весь правовой опыт поведения личности, группы, общества. Правосознание подразделяется на общественное, групповое, индивидуальное. Высший уровень правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Особенно следует уделить внимание дефектам правосознания – негативному отношению к праву, и формированию правового поведения.

В целом, знание закономерностей психики позволяет сотруднику ОВД более эффективно организовать свою деятельность, правильно построить взаимоотношения с другими людьми, уяснить причины нарушений норм во взаимоотношениях. Психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Правовое регулирование является формой социальной регуляции.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Основные психологические феномены существуют в форме процессов, состояний и качеств, каждое из которых может быть индивидуальным и групповым, внутренним (психическим) и внешним (поведенческим).

Психическими явлениями, обеспечивающими первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности являются психические процессы. Их принято подразделять на: познавательные, эмоциональные и волевые.

При изучении познавательных процессов необходимо придерживаться следующей схемы:

1) сущность данного познавательного процесса, его определение;

2) физиологические механизмы познавательного процесса;

3) виды (классификация) того или иного познавательного процесса;

4) закономерности данного познавательного процесса и их проявление в деятельности сотрудников ОВД.

Ощущение является начальным познавательным процессом. Оно дает человеку знание об отдельных качествах предметов. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, память, мышление. Физиологической основой для ощущений являются органы чувств (анализаторы - каналы связи с внешней и внутренней средой). Каждый орган чувств (анализатор) имеет кольцевой механизм и специализируется на приеме и переработке различных воздействий.

Классификация ощущений. Все ощущения делятся на 3 основные группы:

1) ощущения свойств предметов и явлений, находящихся вне нас: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные;

2) ощущения движения, положения частей нашего тела;

3) ощущение состояния внутренних органов - органические ощущения.

Важным является вопрос о психофизиологических закономерностях ощущений. К ним относятся: пороги ощущений (нижний, верхний и средний, или дифференциальный), адаптация, сенсибилизация, контраст ощущений, синестезия. Необходимо усвоить сущность этих закономерностей. Изучая различные стороны чувственного этапа познания, необходимо установить их отношение к отдельным аспектам деятельности сотрудников ОВД.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в целостном виде. Образы восприятия построены на основе различных ощущений, однако не сводятся к их простой сумме. Восприятие связано с пониманием и осмысливанием образа, со словесным обозначением окружающих предметов. Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов.

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепторов на зрительные, слуховые, осязательные. Могут быть сложными и комплексными (зрительно-слуховые, двигательно-зрительные и т.п.). К сложным видам относятся также восприятия пространства и времени.

В зависимости от участия воли в процессе восприятия последнее делится на непроизвольное и произвольное. Преднамеренное планомерное, специально организованное восприятие называется наблюдением; эффективность его зависит от четкости цели, анализа и обобщения наблюдаемых явлений.

Общими закономерностями восприятия являются следующие:

1) константность; 2) избирательная направленность; 3) предметность;                                                                4) осмысленность и обобщенность; 5) целостность.

Курсантам необходимо уяснить сущность этих закономерностей и реализацию их в деятельности сотрудников ОВД.

Внимание - необходимое условие эффективности всех видов деятельности. Это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность проявляется в избирательности. В зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное (перцептивное: зрительное и слуховое), интеллектуальное, моторное (двигательное).

Выделяют два основных вида внимания:

1. Непроизвольное внимание (НВ) возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, их новизна. НВ вызывают раздражители, соответствующие потребностям. НВ связано с общей направленностью личности (например, новую театральную афишу заметит человек, интересующийся театром). Основная функция - быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

2.Произвольное внимание (ПВ) сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Развивается на основе НВ, и как высший вид внимания сложился в процессе труда. Основная функция - активное регулирование протекания психических процессов.

Дополнительно в психологию было введено понятие «послепроизвольное внимание» - когда в целенаправленной деятельности для личности значимыми и интересными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат. Деятельность захватывает, и человеку не требуется волевых усилий для поддержания внимания. Оно характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, плодотворной умственной деятельностью, плодотворной умственной деятельностью.

Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прежнего опыта. Тесно связана с восприятием и мышлением. Следы от событий и других раздражителей могут запечатлеваться на короткий срок - кратковременная память, на длительный срок - долговременная память. С точки зрения учения И.П. Павлова, нейрофизиологической основой памяти служит образование временных нервных связей в коре головного мозга.

Различают две формы памяти - произвольную и непроизвольную (объем произвольной памяти - 7±2) - и процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Виды памяти подразделяют на образную и логическую. Образная память в зависимости от модальности анализатора может быть зрительной, слуховой и двигательной. Известна также эмоциональная память - сохранение и воспроизведение пережитых человеком чувств. Важно обсудить феномен эйдетической памяти.

Закономерности памяти (условия успешного запоминания): значимость события, новизна, эмоциональная окраска, соответствие потребностям человека; влияние новой информации и фактора реминисценции.

Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т. е. в том, что запоминается.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Скорость определяется числом повторений, необходимых для запоминания. Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Готовность памяти выражается в том, насколько может человек легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему нужно. Эти различия связаны с особенностями типов ВНД, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения, а также изменяются под влиянием условий жизни и воспитания.

Знание и понимание закономерностей памяти помогает правильнее организовать служебную деятельность. Эти закономерности учитываются при допросах, опросах граждан, когда сотруднику крайне важно получить полную и достоверную информацию.

Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность требует от человека решить какую-либо задачу. Сотруднику ОВД постоянно приходится разрешать различные задачи. Следовательно, знание особенностей мыслительной деятельности поможет правильно организовать служебную деятельность. Для этого в процессе изучения темы необходимо усвоить сущность мышления как опосредствованного процесса, уяснить классификацию явлений мышления - мыслительные операции; формы мышления при решении задач; виды мышления - общие закономерности и индивидуальные особенности мышления. Два основных его параметра: опосредованность и обобщенность. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

       Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное (теоретическое)

Мышление имеет проблемный характер, т.к. всегда направлено на разрешение какой-либо проблемы, при этом непрерывно взаимодействует анализ и синтез, используются имеющиеся обобщения и устанавливаются новые взаимосвязи. На этой основе человек прогнозирует развитие событий, строит гипотезы. Мышление формирует интеллект человека. Интеллект – это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.

Мышление связано с языком и речью. В этом - отличие психики человека от психики животного. У животных мышление всегда наглядно - действенное. Только с появлением слова становится возможным отвлечь от познаваемого объекта какое - либо свойство и закрепить это понятие в слове. Мысль отражает в слове материальную оболочку.

Всякая мысль возникает и развивается в связи с речью. Чем глубже продумана мысль, тем четче она выражается в слове и наоборот. Формируя размышления вслух, человек формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое рассуждение (сопоставление мыслей, возникающих в процессе мышления).

Речь - процесс использования человеком языка с целью передачи и усвоения общественно - исторического опыта или установления коммуникации или планирования своих действий.

Речь может быть: монологической, диалогической, внутренняя, письменная.

Функции речи: речь имеет полифункциональный характер, т.е. выступает в различных деятельностях:

1. Коммуникативная функция (слово - средство общения);

2. Индикативная (слово - средство указания на предмет);

3. Интеллектуальная (слово - носитель обобщения, понятия). Все эти функции речи внутренне связаны друг с другом.

Достаточно тесно мышление связано с воображением: чем меньше имеется данных, тем быстрее к работе мышления подключается воображение. Сущность процесса воображения составляет – процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Формы воображения:

- агглютинация – предполагает склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.

- гиперболизация – не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещение.

- заострение, подчеркивание каких-либо признаков,

- схематизация – если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.

- типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Физиологическая основа воображения: процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер – здесь идет преобразование представлений, обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Это связано с действием коры больших полушарий и гипоталамо-лимбической системы.

Виды воображения:

Активное воображение – пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Может быть творческим и воссоздающим.

Пассивное воображение – создание образов, которые не воплощаются и зачастую не могут быть осуществленными. Грезы – образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь – обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Функции воображения:

- Представление действительности в образах, иметь возможность пользоваться мим, решая задачи.

- Регулирование эмоциональных состояний, снятие напряженности.

- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

- Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

- Планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Вопросы к семинару:

1) Общая характеристика сенсорно-перцептивного уровня отражения.

2) Общая характеристика различных видов и процессов памяти.

3) Роль мышления и воображения в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

4) Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения.

5) Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска доказательств при расследовании.

6) Судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля и потерпевшего правильно воспринимать обстоятельств, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

 

Вопросы лекции:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.072 с.)