Факторы, влияющие на себестоимость продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на себестоимость продукции



 

Влияние роста производительности труда на снижение себестоимости продукции рассчитывается по следующей формуле:

å Эпт = [ Зт – (Зт х Сзп): Св ] х Втп, (1)

где: å Эпт – сумма экономии от снижения себестоимости продукции за счет роста производительности труда;

Зт – расходы по статье «Заработная плата с отчислениями на социальные нужды№ на единицу продукции или на 1 рубль товарной продукции в базовом году;

Сз/п – показатель, характеризующий отношение среднегодовой заработной платы в расчете на 1-го работающего в планируемом году к среднегодовой заработной плате в расчете на 1-го работающего в базовом году, выраженный в процентах;

Св – показатель, характеризующий отношение среднегодовой выработки в расчете на 1-го работающего в планируемом году к среднегодовой выработки в расчете на 1-го работающего в базовом периоде, выраженный в процентах;

   Втп – выпуск товарной продукции в планируемом году в натуральном выражении или в оптовых ценах предприятия.

          Расчет экономии за счет снижения себестоимости продукции благодаря повышению эффективности использования основных производственных фондов осуществляется по следующей формуле:

å Эпф = [ Ао – (Ао х Оа): Ф ] х Втп,  (2)

где: å Эпф – сумма экономии от снижения от снижения себестоимости продукции в планируемом году за счет повышения фондоотдачи;

Ао – амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость единицы продукции или в расчете на 1 рубль товарной продукции в базовом году;

Оа - показатель, характеризующий отношение общей суммы амортизационных отчислений, которые планируется начислить в планируемом периоде к общей сумме амортизационных отчислений, начисленных в базовом периоде;

Ф – показатель, характеризующий отношение фондоотдачи планируемого года к фондоотдачи базового периода, выраженного в процентах.

 

  Следующий фактор. Снижение норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии на единицу изделия и их влияние на себестоимость продукции. Расчет осуществляется по следующей формуле:

å Эм = [ Зм – (Зм х N р):100% ] х Втп,              (3)

где: å Эм –сумма экономии за счет сокращения норм расхода сырья, материалов и т.п.;

Зм – расходы сырья, материалов и т.п. в базовом периоде на единицу изделия или на 1 рубль товарной продукции исходя из действующих норм расхода;

N р – показатель, характеризующий отношение норм расхода сырья, материалов и т.п. на единицу изделия или на 1 рубль товарной продукции к норме расхода сырья и материалов на единицу изделия в базовом периоде.

В тех случаях, когда в базовом периоде был допущен перерасход сырья, материалов и т.п. против действующих норм, то необходимо определить экономию за счет устранения в планируемом году указанного перерасхода.

Расчет можно произвести по следующей формуле:

å Эс = (З1 – З N) х Втп,       (4)

где: Эс – сумма экономии, полученная за счет устранения допущенного перерасхода сырья, материалов и т.п.;

З1 фактическая себестоимость единицы изделия или фактические расходы на 1 рубль товарной продукции в базовом периоде;

З N себестоимость единицы изделия или расходы на 1 рубль товарной продукции, исчисленная исходя из плановых норм расхода сырья и материалов базового периода.

Если в планируемом году предполагается изменение оптовых цен на сырье, материалы, топливо и энергию, то их влияние на себестоимость товарной продукции определяется отдельно методом прямого счета.

Экономия за счет сокращения условно-постоянных расходов на единицу продукции в результате увеличения объема производства товарной продукции. Расчет осуществляется по следующей формуле:

å уп = Тп х Ссб х Ууп

  100 х 100

где: Эуп – экономия от сокращения условно-постоянных расходов;

Тп –темпы прироста объема производства товарной продукции в планируемом периоде по сравнению с базовым периодом;

Ссб – себестоимость товарной продукции в базовом периоде;

Ууп – показатель, характеризующий изменение (снижение) удельного веса условно-постоянных расходов в себестоимости товарной продукции планируемого периода по сравнению с базовым периодом.

Тема 3. Прибыль организаций

 

1. Экономическое содержание прибыли организаций и ее значение

2. Виды прибыли их характеристика и классификация

3. Методы расчета плановой прибыли

4. Влияние количественных и качественных факторов на величину прибыли

5. Распределение и использование прибыли

 

 

1. Экономическое содержание прибыли организаций и ее значение

Прибыль занимает одно из важнейших мест в общей системе стоимостных отношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С ее помощью оценивается деятельность всех предпринимательских структур. Она является одним из основных источником доходной части бюджетов разных уровней и финансирования расширенного воспроизводства и критерием эффективности предпринимательской деятельности предприятий. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных российских условиях.

Несмотря на то, что категория "прибыль" достаточно давно вошла в категориальный аппарат экономической науки и является главной движущей силой рыночной экономики, в настоящее время в отечественной и зарубежной литературе нет единства мнений на ее соци­ально-экономическое содержание.

 Согласно марксистской теории прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости, представляющей неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Прибыль в капиталистическом обществе – и цель производства, и движущий мотив технического прогресса и экономического роста.

В неоклассической теории обосновывается иной подход: прибыль формируется в зависимости от производительности факторов производства, каждый их владелец получает свою часть добавленной стоимости в соответствии с предельной производительностью капитала, труда, земли: прибыль, зарплату, ренту.

В централизованной плановой экономике прибыль не выдвигалась в качестве цели и мотива производства, а лишь выступала одним из основных показателей результативности производства на предприятии, а также требованиям хозяйственного расчета.

В рыночной экономике можно выделить экономическую, рисковую и функциональную теории прибыль. В основе экономической лежит принцип теории предельной производительности, согласно которой капитал участвует в процессе производства и оказывает такую же «производительную» услугу как труд, получая соответствующую долю общественного продукта, равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом.

В рисковой теории прибыль трактуется как порождение деятельности предпринимателей в условиях несовершенной конкуренции, для которой характерен риск, неопределенность и вызываемые ими потери, банкротство, безработица. Здесь прибыль рассматривается как вознаграждение за преодоление неопределенности.

Сторонники функциональной теории рассматривают прибыль как вознаграждение за осуществление функций нововведений, внедрение достижений НТП и за экономические услуги обществу. Прибыль здесь носит временный характер, то появляется, то исчезает.

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности. Она представляет собой разность между полученными совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности.

Прибыль – особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли – это:

· основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;

· главный показатель возрастания рыночной стоимости организации;

· индикатор кредитоспособности;

· главный стимул собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;

· индикатор конкурентоспособности организации;

· гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность для нормального функционирования любой организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому ее объему, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров (работ, услуг), но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях существующей конкуренции.

 Стремление к получению прибыли побуждает товаропроизводителей к снижению затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), к увеличению объема ее реализации, к внедрению научно-технических разработок и т.л. Для предпринимателя прибыль является ориентиром (сигналом), указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости с наименьшими затратами, а это порождает стимулы для инвестирования средств в такие сферы предпринимательской деятельности.

При развитой конкуренции стремление к получению прибыли достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Прибыль как экономическая категория характеризует конечный положительный финансовый результат всей предпринимательской деятельности предприятия. Поэтому она является одним из основных стоимостных показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.  

В отличии от других стоимостных показателей, она дает наиболее обобщающую характеристику всей производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия. В ней наиболее полно в стоимостной форме отражаются и количественные и качественные показатели: снижение себестоимости продукции (работ, услуг), повышение ее качества, расширение ассортимента, увеличение объема реализации и др.

Главное предназначение прибыли в современных условиях осуществления предпринимательской деятельности – отражение эффективности производственной и финансовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражение которых должна являться цена продукции. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Однако на величину прибыли могут воздействовать факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий производственных коллективов – одни положительно, другие негативно. Например, методы начисления амортизации, уровень цен на потребляемые сырье, материалы, тарифы на коммунальные услуги, цены на реализуемую продукцию и др.

Кроме того, прибыль является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней, а также она используется как экономический рычаг активного воздействия на интересы непосредственных товаропроизводителей. От величины и своевременности поступления прибыли в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов и муниципальных образований, и, в конечном счете, повышения жизненного уровня населения страны.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода, между предприятиями и государством, различными отраслями экономики страны и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятием и его работниками.

Однако, следует заметить, что предприятие получает прибыль только в том случае, когда выручка превышает полную себестоимость реализованной продукции. Если же она равна себестоимости, то предприятию удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, а если выручка будет меньше себестоимости, то в таком случае предприятие получает убыток - отрицательный финансовый результат.   

                             > - // -      = прибыль (положит-й финан-й результат)

      Выручка  = полная себестоимость = нулевой финансовый результат

                            < - // -           = отрицательный финан-й рез-т

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли, ее виды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.015 с.)