Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение. Основные закономерности роста и развития организма в его взаимоотношении с внешней средой (4 Ч. )
1. Возрастная физиология и школьная гигиена. Ее предмет, содержание и назначение. 2. Возрастная периодизация. Характеристика основных критических периодов развития организма. 3. Рост и развитие. Изменение пропорций тела (формообразование). Гетерохронность роста и развития. 4. Методы изучения физического развития детей. Группы здоровья. 5. Половое созревание и половое воспитание. 6. Единство организма и среды, в которой происходит развитие ребенка. Организм – это целостная физиологическая система, самостоятельно существующая, саморегулирующаяся, реагирующая как единое целое на различные изменения окружающей среды. Организм состоит из органов, которые в свою очередь состоят из тканей. Орган – часть тела, имеющая местоположение, строение и выполняющая определенную функцию. Органы объединены в системы органов и аппараты органов. Система органов – группа органов, выполняющих определенную функцию, развивающихся из общего эмбрионального зачатка и топографически связанных между собой. Различают следующие системы органов: костную, мышечную, нервную, сердечнососудистую, лимфатическую, дыхательную, пищеварительную, мочевыделительную, половую, иммунную, сенсорную, покровную, эндокринную. Рост – количественные изменения в организме, заключающиеся в увеличении веса, объема, длины тела, массы отдельных органов. Рост характеризует количественные изменения в организме. Рост происходит благодаря митотическим делениям клеток, увеличению их количества и размеров. Под воздействием ионизирующей радиации нарушаются митозы в клетках растущего организма и, соответственно, нарушается органогенез, что приводит к аномалиям развития. Развитие – показатель качественных изменений в детском организме, которые выражаются в усложнении строения и функций, тканей, органов и всего организма в целом. Этот процесс называют морфологической дифференциацией, в результате которой органы детей приобретает форму, характерную взрослому. Рост и развитие – единый весьма сложный процесс, характеризующийся следующими свойствами: • связан с тканями, клетки которых активно делятся (эпителиальная, соединительная, мышечная); • интенсивно протекает в детском и подростковом периодах жизни (рост удваивается к 4,5–5 годам; утраивается к 14–15 годам).
В процессе роста и развития детей также выделяют периоды (таблица 1): • первый год жизни – первый период вытягивания, – длина тела ребенка увеличивается на 21–30 см, а масса – на 6–7 кг; • 2–4 года – первый период округления, рост тела в длину замедляется; • 6–7 лет–второй период вытягивания темп роста увеличивается, длина тела возрастает на 7–10 см за год; • 7–10 лет – второй период округления, который характеризуется замедлением роста; • 12–16 лет – третий период вытягивания, который характеризуется нарастанием темпа физического развития во время полового созревания. В нормальных условиях рост и развитие органов, систем организма протекает непрерывно, но неодновременно и неравномерно, скачкообразно. Такое явление в физиологии называется гетерохронизмом. Теория гетерохронизмов предложена П.К. Анохиным (1898–1974). Гетерохронизм – это процесс, при котором в одном органе, или системе органов рост и морфологическая дифференциация тканей завершаются в разное время (неодновременно). Гетерохронное развитие объясняется тем, что постепенное накопление количественных и качественных изменений в определенный момент приводит к скачку, в результате которого организм переходит на качественно новый уровень развития. Примерами гетерохронизмов являются чередование периодов ускоренного роста и развития организма человека с их замедлением, а также неодновременное развитие систем организма. Формообразование – изменение пропорций растущего организма. У новорожденного голова составляет 1/4 длины тела, в 5–7 лет– 1/6, в 12 лет–1/7 и у взрослого– 1/8 длины тела. Длина ног у новорожденного составляет 30 % длины тела, у подростков – 60 %, у взрослого–50 % длины тела.
ЛЕКЦИЯ 2. ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.005 с.) |