Курс: возрастная физиология и школьная гигиена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс: возрастная физиология и школьная гигиена



КУРС: ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА

ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 РОСТ И РАЗВИТИЕ

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Эндокринная система и ее роль в регуляции функций организма и поведения детей и подростков (4 ч.)

1. Система желез внутренней секреции, гормоны.

2. Гипофиз, нарушения у детей, связанные с гипо и гиперсекрецией гормона роста.

3. Эпифиз и его роль в функционировании детского организма.

4. Нарушения роста, развития, поведения детей и подростков, связанные с гипо и гиперфункцией щитовидной железы.

5. Вилочковая железа-главный орган иммунитета детей, ее возрастные особенности.

6. Функциональные особенности надпочечников и поджелудочной железы.

7. Половые железы. Влияние половых гормонов на рост и развитие организма детей и подростков.

У детей и подростков иногда выявляются отклонения в росте, развитии, формировании интеллекта, обмене веществ, иммунитете, поведении, обусловленные нарушением функций эндокринных желез. Педагогу необходимо знать изменения, которые могут появиться в поведении при нарушении эндокринных функций, чтобы научиться оценивать неадекватные эмоциональные реакции детей и определять меры индивидуального воспитательного воздействия. Эндокринной системе принадлежит ведущая роль в физическом и психическом развитии организма детей и подростков.

Каждая железа внутренней секреции отличается формой, величиной, местоположением, однако для всех желез характерны некоторые общие свойства, в частности способность выделять гормоны в кровь. Кровеносные сосуды пронизывающие железу во всех направлениях, выполняют функцию отсутствующих протоков.

Все железы внутренней секреции функционально связаны между собой. Высшим центром регуляции их функций является подбугровая область (гипоталамус) – отдел промежуточного мозга. Гипоталамус непосредственно связан с гипофизом и образует с ним единую гипоталамо-гипофизарную систему, управляющую множеством функций организма.

Эндокринные железы играют ведущую роль в развитии организма, формировании иммунитета, обмене веществ, в общем состоянии здоровья.

  Сбои в работе эндокринной системы – это, прежде всего, нарушения гуморальной регуляции организма, которые могут выражаться увеличением (гиперфункция) или уменьшением (гипофункция) деятельности желез внутренней секреции. По месту расположения эндокринные железы объединены в четыре группы:

Общая схема строения нервной системы

Головной и спинной мозг состоят из серого и белого вещества. Серое вещество – тела нейронов и дендриты. Белое вещество – нервные волокна, представляющие собой отростки нервной клетки, аксоны, покрытые миелиновой оболочкой, состоящей из шванновских клеток. Нервные волокна объединяются в пучки нервных волокон, которые группируются в нервы.

По функции нейроны бывают чувствительные, вставочные и двигательные. Отростки чувствительных нейронов (дендриты) заканчиваются чувствительными нервными окончаниями – рецепторами. Отростки двигательных нейронов (аксоны) заканчиваются двигательными нервными окончаниями – эффекторами. Различают следующие типы нервов:

 1) чувствительные (афферентные), которые проводят нервные импульсы от рецепторов органа в ЦНС;

2) двигательные (эфферентные), которые проводят нервные импульсы от ЦНС к органам (мышцам или железам);

3) смешанные, которые содержат чувствительные и двигательные нервные волокна.

Рефлекторная дуга

Нервная система функционирует по рефлекторному принципу. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая в ЦНС. Путь, по которому проходит нервный импульс, называется рефлекторной дугой. В рефлекторной дуге нервный импульс проводится в одном направлении – от афферентного нейрона к эфферентному. Различают рефлекторную дугу соматической нервной системы и рефлекторную дугу вегетативной нервной системы, или (соматическая и вегетативная рефлекторные дуги). Рефлекторная дуга соматической нервной системы состоит из 5 звеньев (блок 3, рис. 3, сплошная линия):

1) рецептор;

2) чувствительный (афферентный) нейрон;

3) центр рефлекса, расположенный в спинном или головном мозге;

4) двигательный (эфферентный) нейрон;

5) рабочий орган.

 

Зрительный анализатор

  При обучении большая часть нагрузки приходится на зрительный анализатор. Периферической частью зрительного анализатора является сетчатка глаза. Проводниковая его часть – зрительный нерв, который отходит от сетчатки глаза.

Центральная часть зрительного анализатора – кора затылочной доли каждого полушария головного мозга.

Структурно-функциональная организация органа зрения

 Орган зрения – оптическая система, которая служит для восприятия световых раздражений и находится в специальной полости – глазнице. Он состоит из двух частей:

1. Глазного яблока; 2. Вспомогательногоаппарата глаза.

Глазное яблоко:

покрыто тремя оболочками

имеет ядро.

Оболочки глаза ( блок 5, рис. 1 ).

Наружная оболочка глаза фиброзная, состоит из двух отделов:

передний отдел – роговица;

задний отдел – склера, или белочная оболочка.

Роговица прозрачная полусфера, хорошо проводит световые лучи. В ней имеются чувствительные нервные окончания. При травмах роговицы (механических, химических, термических) она мутнеет и перестает пропускать лучи солнечного света.

Склера (белочная оболочка) плотная, белого цвета, толщиной около

1 мм, содержит многочисленные нервные окончания.

Средняя оболочка глаза – сосудистая, толщиной около 0,35 мм, состоит из трех отделов:

радужной оболочки,

ресничного тела и

собственно сосудистой оболочки.

Радужная оболочка имеет форму уплощенного диска, в центре которого находится отверстие – зрачок. Благодаря наличию специальных мышц – дилятатора и сфинктера она регулирует величину зрачка в зависимости от освещения. Ресничное тело имеет форму валика, который окружает радужную оболочку, расположен за ней. В толще ресничного тела находится ресничная (цилиарная) мышца, играющая важную роль в аккомодации глаза. Кроме того, ресничное тело участвует в образовании внутриглазной жидкости.

Собственно сосудистая оболочка, или капиллярная выстилает внутреннюю поверхность белочной оболочки. Она имеет черный цвет из-за наличия большого количества сосудов и выполняет питательную функцию.

Внутренняя оболочка – сетчатка глаза (ретина) – самая тонкая оболочка (ее толщина равна 0,2 мм), сложного строения. Она образована десятью слоями клеток, среди которых необходимо отметить: фоторецепторы, биполярные нейроны, ганглионарные нейроны ( блок 5. рис. 2 ).

Ядро глаза (оптическая система) – это преломляющая среда глаза,предназначенная для построения изображения на сетчатке. Оптическая система включает:

  роговицу;

  хрусталик;

стекловидное тело;

передняя и задняя камеры глаза, содержащие водянистую влагу.

Хрусталик – прозрачное тело, лежит за радужной оболочкой и по форме представляет собой двояковыпуклую линзу. Состоит из большого количества прозрачных волокон, заключенных в тонкую прозрачную капсулу, которая прикрепляется при помощи цинновых связок к ресничному телу, которое представлено цилиарной мышцей.Основное свойство хрусталика – это его способность изменять кривизну: становиться более выпуклым или более плоским. Оно обусловлено высокой эластичностью образующих его волокон, особенно у детей. Стекловидное тело заполняет всю полость глаза и представляет собой прозрачную студенистую массу.

Пространство между роговицей и радужкой называется переднейкамерой глаза, а между радужкой и хрусталиком задней камерой глаза. Передняя и задняя камеры сообщаются посредством зрачка. В передней и задней камерах глаза находится водянистая влага, количество которой определяет внутриглазное давление. Она питает структуры глаза, не содержащие сосудов, и создает внутриглазное давление. В норме внутриглазное давление равно 20 мм рт. ст. Повышение его возникает при нарушении оттока водянистой влаги (тяжелое заболевание – глаукома).

Строение костей:

  надкостница, состоящая изсоединительной ткани, содержащая кровеносные сосуды, питающие кость; собственно кость, состоящая из компактного и губчатого вещества. Особенности ее строения: тело – диафиз и два утолщения на концах – верхний и нижний эпифизы. На границе между эпифизом и диафизом находится хрящевая пластинка – эпифизарный хрящ, за счетделения клеток которого кость растет в длину. Плотная соединительнотканная оболочка – надкостница помимо сосудов и нервов содержит делящиеся клетки, остеобласты. Благодаря остеобластам происходит утолщение кости, а также заживление костных переломов.

Различают осевой скелет и добавочный.

Осевой скелет включает скелет головы (череп) и скелет туловища.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника, при котором формируется т. н. «сколиотическая осанка». Признаки сколиоза: сидя за столом, ребенок сутулится, наклоняется на бок. При сильно выраженных боковых искривлениях позвоночного столба плечи, лопатки и таз асимметричны. Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. Врожденные сколиозы встречаются в 23 % случаев. В их основе лежат различные деформации позвонков: недоразвитие, клиновидная их форма, добавочные позвонки и т. д. К приобретенным сколиозам относятся:

1) рахитические, проявляющиеся различными деформациями ОДА из-за дефицита в организме кальция. Их причиной являются мягкость костей и слабость мышц; 2) паралитические, возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении; 3) привычные (школьные), причиной которых могут быть неправильно подобранный стол или парта, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей, сумок, а не ранцев, длительное сидение за столом или партой и

т. д. На долю приобретенных сколиозов приходится около 80 %. При сколиозах отмечается асимметрия плечевого пояса и лопаток. При совместно выраженных лордозах и кифозах – выдвинутая вперед голова, круглая или плоская спина, выпяченный живот. Различают следующие виды сколиозов: грудные правосторонние и левосторонние, грудопоясничные.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007).

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕЖИМУ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Общие положения

Специальные и вспомогательные школы-интернаты предназначены для обучения, воспитания и проживания учащихся с особенностями психофизического развития. Образовательный процесс в специальных и вспомогательных школах-интернатах осуществляется в сочетании с постоянным медицинским наблюдением за состоянием здоровья детей и направлен на коррекцию их физических и (или) психических нарушений.

Могут быть следующие виды специальных общеобразовательных школ-интернатов:

-для учащихся с нарушением слуха;

-для учащихся с нарушениями зрения;

-для учащихся с трудностями в обучении;

-для учащихся с тяжелыми нарушениями речи;

-для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

-для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В специальной и вспомогательной школах-интернатах могут открываться классы для учащихся с тяжелыми и множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Наполняемость – не более 6 человек.

Специальные и вспомогательные школы-интернаты рассчитаны на круглосуточное пребывание детей; допускается пребывание учащихся на продленном дне, а для детей, не имеющих родителей, – круглогодичное пребывание.

Срок обучения детей с особенностями психофизического развития зависит от характера, степени выраженности физических и (или) психических нарушений, возможности освоения учебной программы и составляет для общего начального образования 4–5 лет, на уровне общего базового образования – 10–11 лет. Срок получения образования детьми с интеллектуальной недостаточностью, обучающимися на первом отделении во вспомогательной школе-интернате, составляет 10 лет; обучающимися на втором отделении – 9 лет.

Наполняемость класса (группы) специальной школы-интерната составляет:

для неслышащих (глухих) учащихся, слабослышащих учащихся с грубым недоразвитием речи, для незрячих (слепых) учащихся – 8 человек;

для слабослышащих учащихся с относительно развитой речью, для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – 10 человек;

для слабовидящих учащихся, для учащихся с трудностями в обучении и детей с тяжелыми нарушениями речи – 12 человек;

наполняемость классов для слепоглухих детей составляет от 2 до 4 человек.

Наполняемость класса (группы) во вспомогательной школе-интернате составляет:

для учащихся с легкой степенью умственной отсталости (первое отделение) – 12 человек;

для учащихся с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости (второе отделение) – 6 человек.

Требования к земельному участку

Специальные и вспомогательные школы-интернаты следует размещать в наиболее благоприятных природных и гигиенических условиях (на обособленных участках, в озелененных районах, желательно вблизи парков и внутри квартальных зеленых массивов).

Земельный участок должен быть удален от транспортных магистралей, промышленных, коммунальных и других предприятий, которые могут служить источниками шума и загрязнения воздуха.

Площадь земельного участка должна быть не менее 2,2-2,5 га (в зависимости от профиля учреждения).

Планировка, оборудование участка и отдельных площадок должны учитывать специфику деятельности и физические возможности учащихся. На территории участка специальной школы-интерната для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 2%, а ширина их – не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м должны быть организованы площадки для отдыха.

Ширина прогулочных дорожек на участке специальной школы-интерната для детей с нарушениями зрения должна быть не менее 3 м. Прогулочные дорожки должны иметь двустороннее ограждение двух уровней: перила – на высоте 90 см и планка – на высоте 15 см. Ограждения предусматриваются для всех предметов, которые могут быть препятствием при ходьбе детей (деревья, кустарники, столбы и пр.).

При функционально-планировочной организации участка должны быть выделены следующие основные зоны: физкультурно-спортивная, зона отдыха, учебно-опытная, хозяйственная. Специальная и вспомогательная школы-интернаты могут иметь учебно-опытные участки (хозяйства), учебно-производственные (производственные) мастерские и другие подразделения. Физкультурно-спортивная зона должна обеспечивать проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий. Оборудование на участке должно соответствовать возрастным и психофизическим особенностям детей, быть устойчиво закреплено, исправно. Покрытие должно быть водостойким и поддаваться очистке и дезинфекционной обработке. Все зоны участка должны быть связаны пешеходными дорожками. Следует учитывать удобство связи отдельных групп помещений с соответствующими зонами и площадками на участке.

Для выработки ориентации у детей с нарушениями зрения рекомендуется посадка ярких цветов, деревьев (при возможности – рядовая посадка) с разным запахом (хвойные, фруктовые и пр.). Посадка колючих или с ядовитыми плодами деревьев и кустарников не допускается.

Расстояние от здания до хозяйственной зоны должно быть не менее 25 м, до деревьев – не менее 10 м, до кустарников – не менее 5 м. Ширина полосы охранного озеленения на границе земельного участка принимается не менее 1,5 м, а со стороны улицы – не менее 6 м.

Хозяйственная зона должна располагаться вблизи пищеблока, иметь твердое покрытие (асфальт или бетон), самостоятельный въезд с улицы и ограждаться зелеными насаждениями. Мусоросборник с плотно закрывающейся крышкой устанавливается на бетонированной или асфальтированной площадке, огражденной с 3-х сторон, на расстоянии не менее 25 м от здания, игровых и физкультурных площадок. Размеры площадки для сбора мусора должны превышать площадь основания контейнера на 1,0 м со всех сторон. Площадка должна содержаться в чистоте, уборку необходимо проводить ежедневно. На вывоз мусора должен быть заключен договор со специализированной организацией.

Участок должен иметь наружное электрическое освещение, исходя из нормы освещенности на поверхности земли в вечернее время – не менее 20 лк. Участок должен иметь ограждение высотой не менее 2,0 м.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ

Этажность здания школы-интерната для детей с нарушениями зрения, функций опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью не должна превышать 2 этажей. Для детей с нарушением слуха, с тяжелыми нарушениями речи допускается строительство 3-этажных зданий, при этом согласование с территориальным учреждением госсаннадзора обязательно. Размещение детей дошкольного и младшего школьного возраста должно быть не выше 2 этажа.

Основные функциональные группы помещений: учебные, жилые и общешкольные (помещения для музыкальных и физкультурных занятий, трудовой деятельности, кружковых занятий, медицинского обслуживания, административно-хозяйственные, пищеблок-столовая, библиотека, актовый зал).

В специальных школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата должны предусматриваться лифты, пандусы, лестницы с уклоном 1:3 (отношение высоты к длине), имеющие двусторонние поручни, которые устанавливаются на двух уровнях – на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м. Пандусы должны иметь резиновое покрытие;

 В специальных школах-интернатах для детей с нарушениями зрения:

планировочное решение здания должно обеспечивать свободную ориентацию учащихся; лестницы должны иметь двусторонние поручни и ограждение высотой 1,8 м или сплошное ограждение сеткой;

в целях безопасности передвижения детей целесообразно вместо лестниц использовать пандусы, снабженные поручнями на разных уровнях;

все опасные зоны внутри здания (торцевые стены коридоров, опоры внутри помещений, выступы и др.) следует окрашивать в красный цвет (или красный с белыми полосами). Окраска стен синим и фиолетовым цветами не допускается.

Площадь учебных помещений в специальных школах-интернатах разного профиля должна приниматься от 2,0 до 3,5 м2 из расчета на одного учащегося: для детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с трудностями в обучении – 2,2 м2; для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 3,5 м2;

для всех остальных детей – 3,0 м2.

Во всех специальных и вспомогательных школах-интернатах необходимо предусматривать комнаты для индивидуальных занятий учащихся из расчета не менее 4,0 м2 на одного воспитанника.

В специальных школах-интернатах в зависимости от их вида предусматриваются следующие дополнительные кабинеты:

для детей с нарушением слуха – кабинет слуховой работы;

для детей с нарушениями зрения – кабинет коррекционной работы, логопедический кабинет;

для детей с тяжелыми нарушениями речи – кабинет коррекционной работы;

для детей с трудностями в обучении – логопедический кабинет.

Во вспомогательных школах-интернатах предусматривается логопедический кабинет.

Входные двери в классы, кабинеты, лаборатории следует делать однопольными и располагать со стороны стола учителя.

Площади спален принимаются из расчета 4,5 м2 на одного ребенка в школах-интернатах для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 4,0 м2 – для учащихся во всех остальных видах специальных и вспомогательных школ-интернатов. Спальные помещения должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Вместимость спальных помещений (независимо от возраста детей) – не более чем 4 человека.

В специальных и вспомогательных школах-интернатах должны быть созданы условия для организации физического воспитания – спортивный зал, залы для занятий спецмедгрупп. Для развития двигательной и слуховой ориентации у детей с нарушением слуха и нарушениями зрения предусматривается зал для занятий ритмикой.

Спортивный зал размещается на первом этаже здания и предусматривает непосредственную (или через коридор) удобную связь со спортивной зоной на участке.

Раздевальные и душевые при спортивном зале (раздельные для мальчиков и девочек) должны иметь непосредственную (или через коридор) связь с залом

В специальных школах-интернатах для учащихся с нарушениями зрения планировка и оборудование спортивного зала должны обеспечивать обучение детей правильным двигательным навыкам, в связи с чем следует предусматривать: разделение зала на две зоны: меньшую («снарядную» или гимнастическую) для занятий на снарядах и большую («основную») для игровой деятельности; снаряды фиксируются стационарно; пол в меньшей части зала должен быть на 6 – 7 см выше (приподнятый), чем пол основной зоны. Пол основной части зала должен иметь однородную структуру покрытия;

В специальных школах-интернатах для учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата следует предусматривать крытый плавательный бассейн, обеспечивающий занятия детей любого возраста с различными поражениями двигательной сферы.

Трудовое обучение и профессиональная подготовка учащихся проводится на базе мастерских и участка школы-интерната. Учебные мастерские могут размещаться в отдельном блоке. Помимо мастерских по обработке дерева и металла, рекомендуется предусматривать картонажные, швейные, переплетные, трикотажные и другие мастерские.

Наличие аптечек первой медицинской помощи обязательно.

ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ

И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ

    В помещениях специальной и вспомогательной школ-интернатов обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО). При одностороннем естественном боковом освещении в основных помещениях КЕО должен быть не ниже 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам), в специальных школах-интернатах для детей с нарушением слуха и нарушениями зрения – не менее 2,5%.

    Светопроемы в жилых, учебных, досуговых помещениях оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами: жалюзи, карнизами для штор и т.п.

    Поверхности стен, потолка, пола и оборудования учебных помещений рекомендуется окрашивать матовыми красками светлых тонов. Для окраски рабочих поверхностей парт и столов рекомендуется применять гамму цветов от светло- до темно-зеленого или цвет натуральной древесины; для классной доски – темно-зеленый или темно-коричневый цвета.

    Необходимо предусматривать одностороннюю застройку коридоров и рекреаций с ориентацией учебных помещений только на одну, оптимальную сторону горизонта (Ю-В).

Расстановка мебели в жилых, учебных, досуговых помещениях, расположение солнцезащитных устройств и декоративных растений должны способствовать максимальному использованию дневного света и равномерному освещению помещений. На окнах не должно быть высоких и широколистных цветов, снижающих уровень естественного освещения. Цветы следует размещать в простенках окон в подвесных и напольных цветочницах.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ

71.  Мебель и оборудование помещений должны соответствовать морфофункциональным особенностям учащихся, учитывать специфику организации воспитательно-образовательного процесса и лечебно-восстановительных мероприятий.

72.  При расстановке мебели необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в СанПиН 14-31-95, СанПиН 14-46-96, а также дополнительными требованиями для школ-интернатов разных видов:

72.1. В учебных помещениях для слабовидящих детей рекомендуются одноместные универсальные парты и столы с регулируемыми параметрами; при отсутствии возможности изменения наклона крышки парты или стола во время чтения можно использовать подставки с наклоном 80 – 40° к горизонтальной поверхности.

Помещения для слепых детей оборудуются столами с горизонтальной доской, размер которой и специальные приспособления позволяют использовать для занятий учебники по Брайлю и хранить их; приборами для письма по Брайлю; для плоского письма; пишущими машинками для печатания по системе Брайля; специальным оптическим оборудованием для использования остаточного зрения слепых и слабовидящих детей: прибор Брайля для фронтальной демонстрации рисунков на классной доске (доска – экран); ортоскопическая накладная лупа, планосферическая строчная лупа и др.;

72.2. В учебных помещениях для детей с интеллектуальной недостаточностью должны устанавливаться одноместные столы простой и надежной конструкции;

72.3. В учебных помещениях для детей с нарушением слуха (глухих, слабослышащих) и расстройствами речи рекомендуются:

ученические одноместные столы с индивидуальными пультами (микрофонный комплект, слуховое оборудование); стол для педагога с пультом управления (с усилителем и коммутатором) и подводкой слаботочной линии к пульту управления каждого стола учащихся. Слуховое оборудование монтируется на стационарно закрепленных столах учащихся и учителя;

звукоусиливающая аппаратура (комплект звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальный усилитель, питание которого осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В). При использовании звукоусиливающей аппаратуры для устранения реверберации звука необходимо предусматривать звукоизоляцию перекрытий и стен;

оборудование для фронтальной индивидуальной работы педагога с одним или двумя учащимися: стул и стол с логопедическим зеркалом (над столом учителя и на стене) для педагога и стулья для учащихся; комплект зондов, шпателей и экран для закрывания лица учителя;

экран для демонстрации фильмов, диапозитивов, диафильмов;

наглядные пособия для проведения занятий по развитию речи;

72.4. В учебных помещениях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривается специальная мебель, удобная для проведения занятий.

Учащиеся должны быть обеспечены рабочими местами для приготовления домашних заданий (парты, столы и стулья) в соответствии с ростом.

Для подбора мебели соответственно росту учащихся на видимых наружных поверхностях парт, столов, стульев наносится цветовая маркировка. Основные размеры мебели принимаются согласно приложению 4.

Парты и столы в учебных помещениях устанавливают вдоль класса в 2-3 ряда. Допускается иное их расположение с целью облегчения восприятия демонстрируемых педагогических приемов или учебного материала. Для детей с нарушениями слуха специфика учебного процесса требует расстановки парт и столов полукругом вокруг стола педагога, стационарного закрепления для установки слуховой аппаратуры, увеличения расстояния между столами и партами в каждом ряду в связи с необходимостью индивидуальных занятий с учащимися во время урока.

В учебных помещениях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата необходимо увеличение расстояния между рядами столов и парт.

Для слепых и слабовидящих учащихся (с остротой зрения 0,1) парты (столы), независимо от их размера, должны устанавливаться ближе к преподавателю и доске. Парты и столы для детей, страдающих светобоязнью, рекомендуется размещать дальше от окон и источников света.

Допустимые параметры микроклимата в отопительный период в жилых и досуговых помещениях: температура воздуха – +18°С+22°С; относительная влажность – 30-60 %; скорость движения воздуха – не более 0,25 м/с. Оптимальные параметры микроклимата специальной и вспомогательной школ-интернатов принимаются согласно приложению 5.

Во всех помещениях специальной и вспомогательной школ-интернатов должны быть обеспечены условия для проветривания. Форточки и фрамуги должны функционировать в любое время года. Отношение площади форточек или фрамуг к площади пола должно составлять 1:50.

83. Одностороннее проветривание может проводиться в присутствии детей: в теплое время года – непрерывно, в холодное – до снижения температуры воздуха в помещении до +18 – +19°С.

84. Сквозное и угловое проветривание помещений должно проводиться только в отсутствие детей. Продолжительность проветривания зависит от погодных условий (температура наружного воздуха, направление ветра), эффективности отопительной системы. Длительность его регламентируется снижением температуры воздуха в помещении в холодное время года до +14°С. Проветривание заканчивается за 30 минут до прихода детей. Не допускается проветривание через санитарные узлы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

Питание учащихся в специальной и вспомогательной школах-интернатах должно удовлетворять физиологическую потребность детского организма в пищевых веществах и энергии в соответствии с возрастом, полом, характером деятельности. Нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для детей и подростков принимаются согласно приложениям 6 - 8. Нормы питания для детей с особенностями психофизического развития приведены в приложении 9.

86. Ежедневный рацион должен включать суточную норму молока, масла (животного и растительного), хлеба, сахара. Нормы крупы, мяса, рыбы, яиц (диетических), творога, сыра, сметаны, овощей, фруктов должны быть использованы в течение 14 дней в полном объеме возрастной потребности ребенка. Рекомендуемые объемы пищи на один прием для детей школьного возраста – согласно СанПиН 14-46-96, для детей дошкольного возраста – согласно СанПиН 14-31-95.

87. Питание детей должно осуществляться на основе сезонного (с учетом возраста) 14-дневного меню. Меню разрабатывается диетсестрой (диетврачом) и технологом, согласовывается с территориальным учреждением госсаннадзора и утверждается директором школы-интерната. На все используемые в питании блюда должны быть разработаны технологические карты с указанием температурных режимов обработки блюд.

88. В специальных и вспомогательных школах-интернатах должно быть организовано пятиразовое питание учащихся. Оптимальный режим питания предполагает длительность перерывов между приемами пищи 3,5-4 часа (но не более 4,5 часов): завтрак – 8.00-8.30, обед – 12.30-13.00, полдник – 16.30-17.00, ужин – 19.30-20.00.

Распределение суточной калорийности по приемам пищи: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник (или второй завтрак) – 10-15%, ужин – 20-25%. За 1 час до сна рекомендуется дать стакан молока или кисломолочного продукта.

Завтрак должен включать мясные или рыбные блюда с овощами или крупяным гарниром, творожные или яичные блюда, разнообразные молочные каши, чай, кофе злаковый с молоком, хлеб с маслом, бутерброд с сыром или колбасой; обед – овощные салаты, разнообразные первые блюда, мясные или рыбные блюда с гарнирами, компоты, кисели, овощные или фруктовые соки; полдник (либо второй завтрак) – молоко, кисломолочные продукты, готовые фасованные десерты (йогурты, пудинги, желе), хлебобулочные изделия (булочки, пироги, печенье), фрукты, соки; ужин – овощной салат, творожное, яичное или крупяное блюдо, молоко, чай, кефир, бутерброд.

90. В питание детей не должны включаться продукты с острым вкусом (горчица, хрен, острый перец, уксус, натуральный кофе). В рецептурах уксус заменяется лимонной кислотой. Вместо острых приправ используются вкусовые приправы (петрушка, сельдерей, укроп, корица, ванилин), а также продукты, богатые фитонцидами (лук, чеснок). Готовые соусы, кетчупы, горчица, хрен, аджика могут быть использованы воспитанниками подросткового возраста (15-18 лет) на уроках домоводства с целью ознакомления.

91. При приготовлении первых и вторых блюд должна быть использована только йодированная соль.

92. Круглогодично необходимо проводить С-витаминизацию рационов питания (предпочтительнее – третьих блюд) из расчета суточной нормы потребности человека в витамине С или поливитаминизацию.

При проведении поливитаминизации С-витаминизация может не проводиться, если содержание витамина С в поливитамине обеспечивает его суточную потребность.

Аскорбиновая кислота вводится из расчета суточной потребности ребенка в витамине С в соответствии с действующими документами.

Витаминизация готовых блюд проводится непосредственно перед их раздачей (при витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку). Подогрев витаминизированных блюд не допускается.

Витаминизацию проводит и регистрирует медицинский работник.

93. Для детей, страдающих хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, аллергическими и другими заболеваниями, должно быть организовано диетическое питание в соответствии со спецификой заболевания.

Списки учащихся, нуждающихся в диетическом питании, должны быть доведены медицинским работником до сведения педагогов, воспитателей, поваров.

94.Питьевой режим должен быть обеспечен за счет использования бутилированной воды.

95. Условия транспортирования и хранения пищевых продуктов должны обеспечивать их качество и безопасность в течение срока годности.

Транспортировка пищевых продуктов производится в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь «Об утверждении единых требований к транспортировке продовольственного сырья и пищевых продуктов» от 01 марта 2004 г. № 30.

Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом, имеющим санитарный паспорт.

В теплое время года продукты должны доставляться охлаждаемым или изотермическим транспортом в течение не более 1 часа.

Транспортирование пищевых продуктов необходимо проводить в условиях, обеспечивающих их сохранность и предотвращающих загрязнение, при строгом соблюдении товарного соседства сырой и готовой продукции. Транспортирование овощей должно проводиться изолированно от других продуктов. Транспортирование скоропортящейся продукции проводится в промышленной либо специально выделенной закрытой маркированной таре. Тара должна использоваться строго по назначению, после использования промываться водой с 2% раствором кальцинированной соды, ошпариваться кипятком, высушиваться и храниться в местах, недоступных загрязнению.

При погрузке и выгрузке продуктов следует использовать санитарную одежду (халат, колпак, рукавицы).

Непрерывная зрительная нагрузка на близком расстоянии (при любых видах учебной деятельности) для учащихся младшего школьного возраста не должна превышать 10 минут, в средних и старших классах – 15 минут. Слепые дети с остаточным зрением, обучающиеся по рельефной системе Брайля, могут выполнять непрерывную зрительную работу 1 - 2 раза за урок по 5 минут. Слепые дети с полной потерей зрения должны чередовать тактильное восприятие со слуховым.

Продолжительность прогулок, условия и организация их проведения зависят от возраста,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.172 (0.095 с.)