Объекты, принципы, задачи бухгалтерского финансового учёта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты, принципы, задачи бухгалтерского финансового учёта



Объекты, принципы, задачи бухгалтерского финансового учёта

Финансовый учет охватывает информацию по учету балансовых счетов: основных средств, нематериальных ак­тивов, финансовых вложений, материально-производствен­ных запасов, денежных средств, расчетов, капитала, резервов, финансовых результатов, кредитов и займов. Информация используется не только внутри предприятия, но и внешни­ми потребителями: акционерами и инвесторами, покупате­лями, поставщиками, государственными службами. Финан­совый учет регламентируется нормативными документами. принципы.

Принцип денежного выражения — бухгалтерский учёт оперирует данными, имеющими денежное выражение.

Принцип автономности предприятия — бухгалтер­ские счета предприятия автономны от бухгалтерских счетов его владельцев и работников. Принцип работающего предприятия (или принцип непрерывности) — предполагается, что предприятие будет работать бесконечно долго. Принцип существенности (материальности) — не следует терять время на тщательный учет незначитель­ных фактов. Принцип осмотрительности (консерватизма) — при наличии альтернативы бухгалтер выбирает сумму, которая менее оптимистична. Необходимо стремиться своевременно отражать убытки и опасаться преждевре­менного отражения прибыли.

  Принцип постоянства — в течение одного и того же учетного периода нельзя пользоваться несколькими формами и методами бухгалтерского учета, так как не­возможно сопоставить информацию. Принцип стабильности национальной валюты — в бухгалтерском учете используется метод оценки средств в неизменной валюте, т. е. прибыль, полученная в нача­ле года, суммируется с прибылью, полученной в конце года, без индексации. Принцип себестоимости — собственные средства оцениваются по себестоимости на момент их приобретения или изготовления, а не по текущей рыночной стоимости.

Принцип реализации — предприятия учитывают свои доходы в момент отгрузки продукции покупателю, а не в момент оплаты. Принцип соответствия — для расчета прибыли предприятия следует из полученной в отчетном перио­де выручки вычесть затраты этого же периода. Принцип двойственности (сбалансированность и двойная запись):- принцип сбалансированности — вся совокупность учетной информации о предприятии рассматривается в двух аспектах: по составу средств и источникам их фор­мирования. Совокупность всех средств (актив) все­гда равна совокупности источников (пассив)',

В условиях рыночных отношений задачи учета суще­ственно иные, чем при централизованно планируемой экономике:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям.

2. Обеспечение пользователей информацией для кон­троля за:

- соблюдением законодательства;- целесообразностью осуществления хозяйственных операций;- наличием и движением имущества и обязательств;- использованием материальных, трудовых и финан­совых ресурсов в соответствии с утвержденными норма­ми, нормативами, сметами.

3. Предотвращение отрицательных результатов хо­зяйственной деятельности.

4. Выявление внутрихозяйственных резервов обеспе­чения финансовой устойчивости организации.

Содержание и структура учётной политики предприятия

Учетная политика — это совокупность методики, техники ведения бухгалтерского учета и организации бухгалтерской службы, объявляемая предприятием ис­ходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности. Учетная политика предприятия должна быть оформ­лена приказом руководителя предприятия до начала календарного года. Изменения в учетной политике не могут производиться в течение года. В случае изменений законодательства и в нормативном регулировании бух­галтерского учета в РФ, смены собственников или реор­ганизации предприятия в учетную политику могут быть внесены изменения. Они оформляются приказом руко­водителя до начала нового отчетного года и применяются с 1 января следующего года.

Учёт нематериальных активов

Учет нематериальных активов регламентируется ПБУ 14/2007. В соответствии с ПБУ 14/2007 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, т,е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

НМА могут поступать на предприятие следующими путями: приобретение у поставщиков; внесение учредителями в счет вклада в уставный капитал; безвозмездное получение.

При поступлении основных средств и нематериальных активов в качестве вклада в уставный капитал организации их стоимость определяется по согласованной оценке учредителей. Вклады в уставный капитал НДС не облагаются.

Для отражения амортизации используется регулирующие пассивные счета: 05 «Амортизация нематериальных активов». На кредите отражается сумма начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, находящимся в эксплуатации, на дебете – списание начисленной амортизации при выбытии основных средств и нематериальных активов.

Если организация продала, ликвидировала или передала другому предприятию объект основных средств, необходимо списать его стоимость с баланса организации.

Учет уставного капитала

В настоящее время, для характеристика собственного капитала используют понятия: уставный капитал; складочный капитал;уставный фонд;паевой фонд. Размер собственного капитала указывается в учредительных документах.

Складочный капитал – совокупность вкладов участников полного товарищества, внесенных для осуществления хозяйственной деятельности, т.е. это капитал хозяйственных товариществ.

Уставный фонд – это совокупность основных и оборотных средств, выделенных организации государством или муниципальными органами, т.е. этот фонд формируют государственные и муниципальные предприятия.

Паевой фонд – совокупность паевых взносов членов кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности.

  Уставный капитал – это величина собственного капитала, внесенная учредителями в виде денежных средств или другого имущества при организации предприятия.

Его величина фиксируется в учредительных документах, т.е. в Уставе. В регистрах бухгалтерского учета сумма уставного капитала отражается только после регистрации Устава. На момент регистрации УК должен быть оплачен не менее 50 %, оставшаяся часть должна быть оплачена в течение года с момента регистрации.

Уставный фонд формируется государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Когда создается такое предприятие государственные органы наделяют его имуществом. Синтетический учет ведут на пассивном счете 80 «Уставный капитал».Такая операция в учете оформляется проводкой: Д 75/1 К 80.

Паевой фонд формируется в кооперативах. Пай может быть внесен как денежными средствами, так и имуществом. Выбывшие члены кооператива имеют право на получение своего пая за счет паевого фонда.

Для отражения операций по движению уставного капитала в регистрах журнально-ордерной формы учета предназначен журнал-ордер № 12, в котором выделен раздел для отражения операций по кредиту счета 80 «Уставный капитал» в корреспонденции с соответствующими дебетуемыми счетами. Записи в него производят непосредственно на основе первичных документов. Предварительно на документах указывают корреспондирующие счета по данной операции и позиции аналитического учета по счету 80, по которым она должна отражаться. Аналитический учет по счету 80 в регистрах журнально-ордерной формы учета ведется в ведомости аналитического учета. Ведомость открывают на год либо (при небольшом количестве операций) на более продолжительный период (до 5 и более лет), используя при этом вкладные листы. Ведомость ведут позиционным способом. На каждую номенклатуру аналитического учета (по вкладам учредителей, акционеров и т. п.) отводится отдельная строка, где показывается сальдо на начало года, отражаются последовательно (по датам) суммы, записанные на увеличение уставного капитала (кредит счета) и списанные на уменьшение уставного капитала (дебет счета), а также по датам и выводится сальдо на конец года. По каждой сумме движения уставного капитала по дебету и кредиту указывается корреспондирующий счет.

Учёт добавочного капитила

Под добавочным капиталом организация по­нимают часть ее собственного капитала, которая вы­делена в качестве объекта бухгалтерского учета и по­казывает общую собственность всех участников предприятия. Он также является самостоятельным по­казателем отчетности.

Согласно п. 68 Положения по ведению бух­галтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ сумма дооценки основных средств, объектов капитального строительства, сумма полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (Эмиссионный доход) учитываются как ДК.

Синтетический учёт ДК ведется на пассивном счете 83 "Добавочный капитал".

Планом счетов бухгалтерского учета откры­тие субсчетов к счету 83 "Добавочный капитал" не предусматривается, однако к нему могут быть открыты следую­щие субсчета:

1. "Переоценка основных средств",

2. "Эмиссионный доход";

3. «Курсовые разницы».

 Добавочный капитал организации может формироваться за счет: суммы, дооценки объектов основных средств при проведении их переоценки;суммы разницы, образовавшихся в результате превышения суммы начисленной амортиза­ции на дату переоценки основных средств над суммой амортизации основных средств, полученной путем индексации или прямого пересчета;

суммы эмиссионного дохода, полученного от превышения номинальной стоимости над рыночной стоимостью размещенных акций, за вычетом издержек, связанных с продажей этих акций; суммы курсовых разниц в случае погашения задолженности по взносам в уставный капи­тал, выраженной в иностранной валюте; суммы целевого финансирования, направ­ленной некоммерческой организацией на финансирование капитальных расходов;

Средства добавочного капитала не используют на погашение убытка — как выявленного по результатам деятельности ор­ганизации за отчетный год, так и образовавшегося в результате безвозмездной передачи активов орга­низации другим лицам и организациям, но преду­смотрена возможность распределения сумм доба­вочного капитала между учредителями организа­ции.

Для отражения операций по счету 83 "Добавочный капитал" исполь­зуют журнал-ордер № 12-АПК и ведомость № 69-АПК аналити­ческого учета.

Учёт резервного капитала

  Резервный капитал (фонд) создается в соот­ветствии с действующим законодательством и учредительными документами акционерного общества. Он создается в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15% от его УК. Его образуют, как правило, за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли, которые составляют 5%. и использует по направлениям, предусмотренным в учредительных документах предприятия. Это:

- покрытие убытков АО;

- погашения облигаций АО и выкупа акций в случае отсутствия других средств.

Остатки неиспользованных средств переходят на следующий год

Резервный капитал (фонд) учитывают на счете 82 "Резервный капитал". Счет по отношению к балансу пассивный. По кредиту отражают увеличение капитала (фонда), а по дебету - его использование по назначению. Кредитовое сальдо показывает сумму неиспользованного РК.

1. Увеличение резервного капитала (фонда) за счет чистой прибыли: Д 84 К 82

2. Списание за счет капитала (фонда) сумм непокрытого убытка отчетного года        Д 82  К 84

3. Использование средств РК на погашение краткосрочных облигаций АО Д 82 К 66

Учёт резервов

Перед составлением годо­вого бухгалтерского баланса фактическую себестоимость приобретенных материалов сравнивают с текущей ры­ночной стоимостью (стоимостью возможной продажи).

Под текущей рыночной стоимостью (или стоимостью воз­можной продажи) материальных ценностей, понимают сумму денежных средств, которую организация может получить в слу­чае продажи производственных запасов.

 Сравне­ние фактической себестоимости с текущей рыночной стоимостью осуществляют:

- по испорченным материалам,- сырью,- производственным запасам, которые полностью или частично устарели или рыночные цена на них устойчиво снижаются.

 Если фактическая себестоимость оказывается ниже текущей рыночной стоимости, то в балансе ма­териальные ценности отразят по факти­ческой себестоимости (т.е. наименьшей).

 Если фактическая себестоимость оказывается выше текущей рыночной стоимости, то в балансе ма­териальные ценности отразят по текущей рыночной стоимости.

При этом в отчете о прибылях и убытках показывают убыток от снижения сто­имости запасов.

Сопоставление фактической себестоимости с текущей ры­ночной стоимостью проводят по каждому номенклатур­ному номеру и по группам однородных материальных ценностей.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет­ная политика организации» ПБУ 1/98, следует исходить из требований осмотрительности, то есть большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов. Орга­низация в отчетном периоде, не должна допустить завышения стоимости материальных ценностей и необходимости признания в будущем убытков, относящихся к данному периоду.

На суммы снижения стоимости материальных ценно­стей образуют резервы за счет прибыли отчетного года.

Синтетический учет резерва под снижение стоимости материальных ценностей ведут на пассивном счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Остаток на счете 14 характеризует разницу между фактической себестоимостью и текущей рыночной стоимостью, относящую­ся исключительно к материалам на конец отчетного периода.

Образование резерва отражают в учете записью: Д 91 К 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Это связано с тем, что отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета, являются для предприятия прочими расходами (п. 12 ПБУ 10/99), а для учета прочих расходов в Плане счетов предусмотрен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Операции с переходящими остатками материальных ценностей в следующем отчетном пе­риоде отражают в балансе без учета снижения их стоимости.

В начале периода, следующего за периодом, в котором про­изведена эта запись, зарезервированная сумма восстанавливает­ся: в учете делают запись по дебету счета 14 «Резервы под сниже­ние стоимости материальных ценностей» и кредиту счета 91 «Про­чие доходы и расходы».

При закрытии этого счета исходят из предположения, что все переходящие остатки материальных ценностей будут полно­стью израсходованы в течение следующего отчетного периода.

Учёт продаж

Счет 90 «Продажи» – операционный сопоставляющий активно-пассивный. В составе сч. 90 открываются субсчета: 90/1 – Выручка (пассивный); 90/2 – Себестоимость продаж (активный); 90/3 – Налог на добавленную стоимость (активный); 90/4 – Акцизы (активный); 90/9 – Прибыль (убыток) от продаж (активно-пассивный) Особенностью учета операций на сч. 90 является накапливание данных на субсчетах, то есть в течение года субсчета не закрываются. По окончании каждого месяца итоги оборотов активных субсчетов сопоставляются с итогом оборота сч. 90/1 и определяется прибыль или убыток от продаж. Эта сумма записывается на сч. 99 «Прибыли и убытки» со сч. 90/9. Следовательно, ежемесячно сч. 90 не закрывается, так как на субсчетах никаких списаний не производится, только лишь подсчитывается финансовый результат.

В конце отчетного года внутри сч. 90 производятся заключительные записи по закрытию всех субсчетов. Суммы с активных субсчетов переносятся в Дт 90/9 (расходы), а выручка со сч. 90/1 списывается в Кт 90/9 (доходы). Таким образом, сч. 90 закрывается и на 1 января следующего отчетного года сальдо не имеет.

В современных условиях существуют следующие направления продажи готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг: продажа государству на контрактной основе; продажа на свободном рынке; за наличный расчет своим работникам; на общественное питание; натуральная оплата труда; услуги вспомогательных и обслуживающих производств на сторону; комиссионная продажа; бартерные сделки. Оказанные услуги, выполненные работы оформляются актами, отгрузка продукции – товарно-транспортными накладными. При установлении отпускной цены указывается, за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от предприятия-поставщика до покупателя.

Учет расходов на продажу

Все предприятия при продаже продукции, несут определенные расходы. Часть этих расходов по упаковке и транспортировке продукции может быть возмещена покупателями (если это предусмотрено в договоре), сумма возмещения отражается как выручка. Невозмещаемые покупателями расходы на упаковку продукции, тару, транспортные расходы, содержание торговых точек, оплату труда продавцов, комиссионные сборы, рекламные расходы и т. п. учитываются на операционном собирательно-распределительном активном счете 44 «Расходы на продажу». На дебете отражаются фактические расходы, на кредите – распределение расходов на реализованную продукцию пропорционально избранной базе в зависимости от свойств продукции, работ, услуг (производственной себестоимости, веса, объема и т. д.).

Учёт финансового результата

Формирование финансовых результатов осуществляется в соответствии с ПБУ 9/99 организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации, На сч. 90 «Продажи» формируется финансовый результат от реализации продукции, работ, услуг, это -разница между выручкой от продажи и себестоимостью проданной продукции, работ, услуг.

На сч. 91 «Прочие доходы и расходы» отражаются все прочие доходы и расходы за исключением налога на прибыль. Ежемесячно сальдо доходов и расходов со сч. 90 и 91 переносится на сч. 99 «Прибыли и убытки», этот счет- операционный сопоставляющий активно-пассивный. На дебете отражаются убытки, на кредите – прибыли. Непосредственно на сч. 99 относят доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, и суммы налога на прибыль.

Таким образом, на сч. 99 выявляется финансовый результат за отчетный год – чистая прибыль или убыток

Заключительными записями декабря сумма чистой прибыли (убытка) переносится на сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», счет финансовой результатный активно-пассивный. На дебете отражается непокрытый убыток, на кредите – нераспределенная прибыль.

Счет 99 закрывается и в балансе не показывается. Эта процедура называется реформацией баланса. На основании решения собрания учредителей в следующем отчетном году производится распределение прибыли по направлениям утвержденным собранием.

Сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», активно-пассивный. На дебете отражается непокрытый убыток, на кредите — нераспределенная прибыль.

Нерас­пределенный остаток прибыли в первую очередь направляется на выплату доходов учредителям организации по итогам утвержденной годовой отчётности или может быть направлена на увеличение резервного капитала:

 

Объекты, принципы, задачи бухгалтерского финансового учёта

Финансовый учет охватывает информацию по учету балансовых счетов: основных средств, нематериальных ак­тивов, финансовых вложений, материально-производствен­ных запасов, денежных средств, расчетов, капитала, резервов, финансовых результатов, кредитов и займов. Информация используется не только внутри предприятия, но и внешни­ми потребителями: акционерами и инвесторами, покупате­лями, поставщиками, государственными службами. Финан­совый учет регламентируется нормативными документами. принципы.

Принцип денежного выражения — бухгалтерский учёт оперирует данными, имеющими денежное выражение.

Принцип автономности предприятия — бухгалтер­ские счета предприятия автономны от бухгалтерских счетов его владельцев и работников. Принцип работающего предприятия (или принцип непрерывности) — предполагается, что предприятие будет работать бесконечно долго. Принцип существенности (материальности) — не следует терять время на тщательный учет незначитель­ных фактов. Принцип осмотрительности (консерватизма) — при наличии альтернативы бухгалтер выбирает сумму, которая менее оптимистична. Необходимо стремиться своевременно отражать убытки и опасаться преждевре­менного отражения прибыли.

  Принцип постоянства — в течение одного и того же учетного периода нельзя пользоваться несколькими формами и методами бухгалтерского учета, так как не­возможно сопоставить информацию. Принцип стабильности национальной валюты — в бухгалтерском учете используется метод оценки средств в неизменной валюте, т. е. прибыль, полученная в нача­ле года, суммируется с прибылью, полученной в конце года, без индексации. Принцип себестоимости — собственные средства оцениваются по себестоимости на момент их приобретения или изготовления, а не по текущей рыночной стоимости.

Принцип реализации — предприятия учитывают свои доходы в момент отгрузки продукции покупателю, а не в момент оплаты. Принцип соответствия — для расчета прибыли предприятия следует из полученной в отчетном перио­де выручки вычесть затраты этого же периода. Принцип двойственности (сбалансированность и двойная запись):- принцип сбалансированности — вся совокупность учетной информации о предприятии рассматривается в двух аспектах: по составу средств и источникам их фор­мирования. Совокупность всех средств (актив) все­гда равна совокупности источников (пассив)',

В условиях рыночных отношений задачи учета суще­ственно иные, чем при централизованно планируемой экономике:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям.

2. Обеспечение пользователей информацией для кон­троля за:

- соблюдением законодательства;- целесообразностью осуществления хозяйственных операций;- наличием и движением имущества и обязательств;- использованием материальных, трудовых и финан­совых ресурсов в соответствии с утвержденными норма­ми, нормативами, сметами.

3. Предотвращение отрицательных результатов хо­зяйственной деятельности.

4. Выявление внутрихозяйственных резервов обеспе­чения финансовой устойчивости организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.042 с.)