Понятие макроэкономического равновесия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие макроэкономического равновесия



Решение проблемы макроэкономического равновесия предполагает научно обоснованный выбор устраивающего всех в обществе способа использования ограниченных производственных ресурсов для создания различных товаров и их сбалансированное распределение между различными членами. Сбалансированность означает здесь достижение совокупной пропорциональности:

а) производства и потребления,

б) ресурсов и их использования,

в) предложения и спроса,

г) факторов производства и их результатов,

д) материально-вещественных и финансовых ресурсов.

Различают частичное, общее и реальное равновесие рынков.

Частичное равновесие предполагает равновесие на индивидуальных товарных рынках.

Общее равновесие - это равновесие как единая взаимосвязанная система, образованная всеми рыночными процессами на базе закона свободной конкуренции.

Реальное макроэкономическое равновесие есть равновесие, устанавливающееся на рынке фактически при несовершенной конкуренции и внешних факторах воздействия на рынке.

 

Потребление и сбережение

В теории Кейнса весь доход распределяется на потребление и сбережение.

Под потреблением понимается та сумма денег, которая затрачивается населением на приобретение определенных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных PI духовных потребностей людей.

Приоритеты в потреблении различны в каждой стране. Можно выделить наиболее общие группы расходов по степени их желаемости для семьи: питание, одежда, жилье, транспорт, медицина, образование.

Приоритеты в потреблении каждой страны зависят от ряда факторов:

1. Уровня дохода семьи.

2. Платности или бесплатности тех или иных источников потребления.

3. Насыщения рынка товарами.

4. Национального понимания "престижных товаров" и др.

Зависимость между потреблением и доходом выражается в функции потребления. Функция потребления определяет планируемый или желаемый уровень потребительских расходов для каждого из уровней личного располагаемого дохода.

Графически функция потребления изображена ниже.

 


Потребление

 

 

 


                                         доходы

Функция потребления проходит через начало координат, демонстрируя нулевое потребление при нулевом, уровне доходов

 

Угол наклона функции потребления - это предельная склонность к потреблению (МРС). Предельная склонность к потреблению - это доля прироста дохода (У), на величину которой увеличивается потребление (С).

Функция потребления записывается следующим образом:

С = МРС × У

Например, С = 0,75 × У. Это означает, что потребление равно 75 % дохода. МРС в этом случае означает, что если доходы, получаемые потребителями, увеличиваются на 1 тенге, то их потребление возрастет на 75 тиынов.

По мере роста доходов растут сбережения населения. Сбережения - это часть дохода, которая не потребляется, а накапливается. Они могут быть представлены как разница между доходом и потреблением. Функция сбережения имеет вид

S = MPS × У,

7

где S - сбережения,

MPS - предельная склонность к сбережению.

В нашем примере предполагается, что 25% доходов сберегаются, и функция сбережения приобретает вид:

S=0,25 × У

На потребление и сбережение влияют:

1. Нестабильность экономического положения и инфляция, которые ведут к росту потребления и сокращению сбережений.

2. Рост налогов может вызвать сокращение потребления и сбережения.

3. Повышение цен сокращает потребление и сбережение.

4. Рост отчислений на социальное страхование может сокращать сбережения.

5. Ажиотажный спрос может резко увеличить потребление.

6. Рост предложения на рынке сокращает сбережение.

7. Рост доходов ведет к росту потребления и сбережений.

 

Инвестиции и сбережения

Сбережение это часть располагаемого дохода, которая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Экономисты рассматривают сбережения, как экономический процесс, связанный с инвестированием. Сбережения делаются как фирмами, так и домашними хозяйствами. Фирмы сберегают для инвестирования в расчете на расширение производства и увеличение прибыли.

Инвестиции представляют собой расходы на расширение и обновление производства, связанные с введением новых технологий, материалов и других орудий и предметов труда.

Источники инвестиций:

1. Средства предприятий (собственные и заемные).

2. Государственные капитальные вложения.

Размеры и динамика инвестиций зависят от трех факторов: 'доходов предприятий, их издержек и ожидания.

При решении вопроса об инвестировании средств, окупаемых в течение многих лет, необходимо учитывать такие условия:

1. Изменение спроса на новую продукцию, полученную за счет новых инвестиций.

2. Размеры процентных ставок и налогов, которые повлияют на затраты в инвестициях.

3. Политические, технологические и структурные изменения, определяющие колебания спроса.

4. Инфляционные процессы в обществе.

Инвестиции являются одним из важнейших и наиболее изменчивых компонентов ВНП. Когда во время спада происходит сокращение расходов на товары и услуги, большая часть этого сокращения вызвана падением объема инвестиционных расходов.

Выделяют три типа инвестиционных расходов:

1. Инвестиции в основные фонды предприятий. Это здания, сооружения и оборудование, приобретаемые предприятиями для использования в своей производственной деятельности.

2. Инвестиции в жилищное строительство. Они включают в себя расходы на приобретение домов для проживания в них, а также домов, приобретаемых домовладельцами для последующей сдачи в аренду.

3. Инвестиции в запасы. Они включают в себя те товары, которые откладываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы, незавершенное производство и готовые изделия.

Зависимость между инвестициями и реальной ставкой процента показана на рисунке.

 


 r

 

                 I(r)

 

 


                             I

r - реальная ставка процента,

I - инвестиции.

Инвестиции в основные фонды предприятий увеличиваются при снижении ставки процента, поскольку меньшая ставка процента снижает издержки на единицу капитала и делает, таким образом, владение капиталов более выгодным.

Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции - это все вложения денежных средств в определенное предприятие. Валовые инвестиции минус амортизация остаются чистые инвестиции.

 

Эффект мультипликатора

Кейнсианские представления о функционировании макроэкономики нашли свое выражение в теории "мультипликационного" эффекта. В теории Кейнса под мультипликатором понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.

Кейнсианская теория определения оптимальных размеров ВНП, при котором экономика достигает равновесного состояния, показывает, что при роете инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к мультипликационному (нарастающему) эффекту. Помимо первичного эффекта возникают явления вторичного, третичного и т.д. эффекта. Затраты в одной сфере ведут к расширению производства и занятости в других. Такой множительный нарастающий эффект в размере ВНП и называется мультипликационным эффектом. Мультипликатор представляет собой числовой коэффициент, показывающий размеры роста ВНП при увеличении объема инвестиций. Мультипликатор определяется как отношение приращения ВНП к приращению инвестиций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.007 с.)