Общая характеристика методов экономического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика методов экономического анализа



    

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их развитии. Под методом в широком смысле слова понимают способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования явлений природы и общества.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

• определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

• установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

• выявление формы взаимосвязи между факторами;

• выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

• количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

Системный подход экономического анализа (СПЭА). СПЭА - базируется на изучении объектов как сложных систем состоящих из отдельных элементов, многочисленными внутренними и внешними связями.

СПЭА предусматривает:

1) максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов в той степени, которая необходима для выяснения наиболее существенных элементов в изучаемом объекте;

2) систематизация элементов на основе их взаимосвязей, взаимодействия, взаимозависимости и взаимоподчиненности;

3) обобщение результатов анализа.

Преимущества системного подхода:

1) обеспечивает комплексное и целенаправленное исследование;

2) обеспечивает методологически обоснованную схему, поиска результатов повышения эффективности производства;

3) полученная экономико-математическая модель может быть многократно использована.

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы. Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляции решаются две главные задачи:

Ø составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);

Ø дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Математические методы можно разделить на три группы:

1) экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса);

2) методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование);       

3) методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты -выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта несколькихсторон, имеющих различные интересы.

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

Ø единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

Ø единство периодов времени, за которые производится сравнение;

Ø сопоставимость условий производства;

Ø сопоставимость методики исчисления показателей.

Обеспечение сопоставимых показателей необходимо, т.к. сравнивать можно только качественно однородные величины.

Необходимо учесть следующие требования:

1) Единство объёмных стоимостных качеств и структурных факторов;

2) Единство промежутков и моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;

3) Сопоставимость исходных условий производства (природные, климатические и т.д.);

4)  Единство методики исчисления показателей.

Сопоставимость может быть достигнута если:

1) Нейтрализовать воздействие стоимостного, объёмного, качественного и структурного фактора путём приведения их к единому базису;

2) Вместо абсолютной величины взять средние или относительные;

3) Использовать поправочные коэффициенты;

4) Показатели должны быть однородны по составу затрат, количеству изучаемых объёктов и т.д.

С помощью абсолютных величин характеризуются размеры (уровни, объемы) экономических явлений и показателей.

Относительные величины используются для характеристики степени выполнения планов, измерения темпов развития производства и т.д.

Величина, полученная в результате сопоставления двух однородных показателей один из которых принимается за 1, называется коэффициентом.

Группировки помогают изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловливающих. Группировка по случайным признакам недопустима. Нельзя строить групповую таблицу для выявления второстепенного фактора.

Структурные группировки используются при изучении состава самих предприятий (по производственной мощности, уровню механизации, ПТ и др.) или структуры выпускаемой продукции (ассортимент).

Типологические группировки строятся по видам производства или по хозяйственным операциям.

Аналитические группировки - это типологические и структурные группировки, которые выявляют взаимосвязь, взаимодействия, взаимозависимость.

При построении аналитической группировки один из двух взаимосвязанных показателей является фактором, влияющим на другой, а второй - результат влияния первого. Для каждого конкретного случая они могут меняться.

Групповые таблицы можно строить как по одному признаку (простые группировки) так и по нескольким (комбинационные группировки).

Информационная основа - генеральная совокупность однотипных объектов или выборочная совокупность.

 

 

Группы магазинов по размерам розничного оборота (объем товарооборота) Среднегодовой оборот на 1 работника, тыс.р. (ПТ) Товарные запасы, дн. (скорость товарооборота)   Уровень издержек обращения, % к обороту  
1 2 3 4

 

Определяющий фактор - 1; зависимые показатели - 2,3,4.

Средние величины. Для обобщающих характеристик массовых качественно однородных экономических явлений пользуются средними величинами. Применяется для обобщающей характеристики размера определенного варьирующего признака, отнесенного к единице совокупности. Например, определение средней заработной платы - характеристика сложности и тяжести труда рабочих по каждой профессии и квалификации.

Среднее значение - это мера «центральной тенденции», т.е. типичное значение, вокруг которого собраны другие значения или которое делит их сумму наполовину. Это общее значение.

Существуют различные виды средних, четыре из которых наиболее распространены:

1. Арифметическое среднее значение.

2. Медиана.

3. Мода.

4. Геометрическое среднее значение.

Арифметическое среднее значение можно рассчитать двумя способами: алгебраически и методом девиации. Алгебраический способ расчета арифметического среднего значения состоит в сумме всех значений показателя, деленной на их количество.

Среднее значение = Сумма значений / Количество значений

Метод девиации можно использовать, когда каждый показатель представляет ряд значений (классовый интервал), в котором событие возникает с данной частотой.

Выбирается произвольное среднее значение, которому приписывают значение 0.

Рассчитывается частота отклонений от средней точки (0) каждой группы. При наличии этих данных рассчитывается среднее значение.

Медиана - это позиционная средняя. Каждому показателю ряда назначают предел значений (классовый интервал) и частоту (количество раз событие происходит в классовом интервале). Чтобы рассчитать медиану, сначала постройте ряд данных, представляющих классовый интервал, и кумулятивные частоты.

Классовые интервалы - это пределы объема реализации в левой колонке.

Количество организаций в каждом классе - это частота (средняя колонка). В правой колонке находятся кумулятивные частоты; к каждой новой частоте добавляется сумма предыдущих.

Мода - это значение, которое появляется чаще других в ряду (предполагая, что данные достаточны для «плавности», т.е. идеального распределения). Чтобы рассчитать моду, постройте ряд данных. Слева перечислите классы с постоянными интервалами; справа частоты, соответствующие этим классам. Средний класс будет считаться классом моды, для которого вы должны отметить нижний предел и разницу в частоте для нижнего и верхнего пределов. Послемодальный класс - это следующий класс в ряду, который «выше»; заметьте разницу в частоте.

В основном геометрическая средняя используется для выведения среднего значения коэффициентов и при расчете средних темпов повышений/понижений между рядами данных. Расчет такого вида средней зависит от всех значений.

Девиация или отклонение показывает насколько хорошо среднее значение представляет данные. Отклонение можно измерить на базе абсолютного значения (средняя девиация) или на относительной базе (стандартная девиация). Из этих двух стандартная девиация наиболее важная.

Если данные позволяют, ряд можно изобразить как точки, разбросанные вокруг точки, представляющей арифметическую среднюю, здесь девиация показывает, насколько далеко каждая точка расположена от средней.

Для расчета средней девиации ряда данных найдите среднее значение данных точек:

Среднее               Сумма всех данных

значение =      Количество всех данных

 

  и разделите на него сумму всех девиаций данных:

                                           Сумма всех девиаций

Средняя девиация = Среднее значение

 

Сумма всех девиаций равна сумме всех отклонений от среднего значения.

Поскольку сумма всех отклонений, окружающих арифметическую среднюю, равна нулю, опускайте все знаки в расчетах.

Чем меньше среднее отклонение, тем меньше «разброс» или дисперсия точек.

Скользящая средняя - это среднее значение, связанное с последовательными периодами; каждый раз, как рассчитывается среднее значение, показатель первого периода опускается, а показатель последнего периода добавляется. Количество периодов зависит от вашего выбора. Скользящую среднюю объема реализации можно рассчитать для 3, 5 или 10 лет. Чем больше периодов включается в расчет скользящей прямой, тем более достоверно ее значение. Тем не менее существует стандартная формула для расчета среднего значения:

                  Сумма рядов данных

Средняя   =        Количество рядов данных

 

Линия скользящей средней наносится вдоль линии действительных данных, чтобы показать отклонение от среднего значения.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения.

Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчеты, и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

График - это схематическое соотношение. Вертикальная ось калибрована для одного ряда данных, а горизонтальная ось для другого. Нанося точки в соответствии с этими двумя наборами данных, вы можете сравнить одно значение с другим. Для подготовки графика вы должны:

Ø Решить, какие значения отображать на вертикальной оси, а какие на горизонтальной.

Ø Нанести точки на график.

Ø Соотнести точки некоторым графическим способом. Существуют три основных типа графиков: линейный, гистограмма и точечный.

В трендовом анализе горизонтальная ось очень часто представляет время, т.е. каждая точка отражает значение вертикальной оси в данный момент времени по горизонтальной оси.

График позволяет вам представить себе данные, которые по-другому было бы трудно понять. Тренды и отклонения становятся полностью очевидными. С помощью построенных компьютером графиков менеджер может точно определять зоны проблем, прогнозировать и решать, какие действия необходимо предпринять, причем делать это гораздо быстрее, чем если бы данные были представлены в табличной форме.

    

Методы анализа

         

Практика анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа ) финансовых отчетов, используемые как в России, так и за рубежом. Среди них, следует выделить шесть основных методов:

Горизонтальный (или временной) анализ представляет собой сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Он позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав их бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей или статей отчета о прибылях и убытках.

Вертикальный (или структурный) анализ - это определение структуры итоговых финансовых показателей и выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности - в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Динамические ряды этих величин позволяют отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

Цель горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности состоит в том, чтобы наглядно представить изменения, произошедшие в основных статьях баланса, отчета о прибыли и отчета о денежных средствах и помочь менеджерам компании принять решение в отношении того, каким образом продолжать свою деятельность.

Трендовый анализ заключается в сравнении каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определении тренда с помощью математической обработки ряда динамики. Трендом называется основная динамика показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. Затем с помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ. Другими авторами предлагается одна из разновидностей такого анализа - сравнение коэффициентов за разные периоды (продольный анализ или анализ тенденций.

Анализ относительных показателей (коэффициентов ) - это расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Экономические показатели делятся на: стоимостные и натуральные, количественные и качественные, объемные и удельные. Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы предприятий (могут быть натуральные и стоимостные).

Качественные показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям для оценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат (ритмичность производства, покупательский спрос и др.).

Сравнительный (пространственный) анализ включает в себя как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной компании и сравнение с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными. Сравнения нужны, главным образом, для освещения того, насколько успешно компания достигает своей цели. В зарубежной литературе эта часть финансового анализа не выделяется в отдельную методику. Любые показатели, как правило, подвергаются такому сравнению, чтобы определить место компании на рынке и ее успех.

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учете факторов или о допущенных ошибках:

Δ у =∑ Δ у(х i)

где у – результативный показатель; x – факторы; Δ у (хi) – отклонение результативного показателя за счет фактора хi.

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

Факторный анализ изучает влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Основные задачи факторного анализа:

1. Отбор факторов, которые определяют исследуемые результаты показателя;

2. Их классификация и систематизация с целью обеспечения возможного системного подхода;

3. Определение формы зависимости между факторами и результатом показателя;

4. Моделирование взаимосвязей между результатами и факторными показателями;

5. Расчёт влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результата показателя;

6. Работа с факторной моделью, т.е. её практически используют для управления экономическими процессами.

Фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт. Все факторы, воздействующие на систему и определяющие ее поведение, находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Количественная характеристика взаимосвязанных явлений осуществляется с помощью признаков (показателей). Признаки, характеризующие причину, называются факторными (независимыми, экзогенными). Признаки, характеризующие следствие, называются результативными (зависимыми). Совокупность факторных и результативных признаков, связанных одной причинно-следственной связью, называется факторной системой.

Модель факторной системы - это математическая формула, выражающая реальные связи между анализируемыми явлениями. В наиболее общем виде она может быть представлена так:

y = f (x1,x2,..., xn),

где: у - результативный признак, x - факторные признаки.

Связь называется функциональной, или жестко детерминированной, если каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное, неслучайное значение результативного признака.

Связь называется стохастической (вероятностной), если каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, то есть определенное статистическое распределение.

При изучении связей в финансовом анализе необходимо:

• установить факт наличия или отсутствия связи между анализируемыми показателями;

• измерить тесноту связи;

• установить ее неслучайный характер;

• произвести количественную оценку влияния изменения факторов на изменение результативного показателя;

• выделить наиболее значимые факторы, определяющие поведение результативного показателя.

В зависимости от вида анализа эти задачи решаются с помощью различных приемов: жестко детерминированные связи - балансовый метод, прием цепных подстановок, интегральный метод; стохастические связи - корреляционный анализ, ковариационный анализ, метод главных компонент.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.098 с.)