Кафедра экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономической теории



Министерство продовольствия и сельского хозяйства Республики Беларусь

Учреждение образования

«гродненский государственный аграрный университет»

Кафедра экономической теории

Экономическая теория

Курс лекций

для студентов неэкономических специальностей

 

Авторы:

кандидат экономических наук, доцент Л.Ю. Герасимович;

кандидат экономических наук, доцент С.С. Захорошко;

кандидат экономических наук, доцент Г.Ф. Андрейчик;

кандидат экономических наук, доцент Г.С. Рекеть;

кандидат исторических наук, доцент А.И. Ганчар;

О.Н. Сухоцкая

 

Гродно

2010
Модуль I Введение в курс. Основы микроэкономики

Тема 1.1 Экономическая теория: предмет и метод

Цель лекции: Исходя из понятия экономики, как сферы жизнедеятельности общества, определить предмет, функции и задачи экономической теории, рассмотреть основные научные школы и современные направления развития экономической теории, научные методы познания экономических процессов.

План:

1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества.

2. Предмет, функции и задачи экономической теории.

3. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

4. Методы экономической теории.

Литература:

1. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Высш. шк., 2008. – 352 с. – С. 5–28.

2. Базылева, М.Н. Экономическая теория: учеб. пособие / М.Н. Базылева, Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с. – С. 11–31.

3. Курс экономической теории: учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: “Интерпресервис”, 2003. – 496 с. – С. 4–26.

 

Тема 1.2 Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике

Цель лекции: Рассмотреть содержание экономических понятий потребности, ресурсы, экономические блага, дать их классификацию, определить место в обеспечении жизнедеятельности общества, а также их связь с производственными возможностями общества и эффективностью производства.

План:

1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей.

2. Экономические блага: классификация, основные характеристики.

3. Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристика ресурсов. Ограниченность ресурсов.

4. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы.

5. Проблема эффективности. Экономическая и социальная эффективность.

Литература:

1. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н, Давыденко. – Минск: Высш. шк., 2008. – 352 с. – С. 28–46.

2. Базылева, М.Н. Экономическая теория: учеб. пособие / М.Н. Базылева, Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с. – С. 31–61.

3. Курс экономической теории: учеб. / М.И. Плотницкій, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: “Интерпресервис”, 2003. – 496 с. – С. 53–70.

 

Тема 1.3 Экономические системы.

Собственность в экономической системе

Цель лекции: Рассмотреть содержание, дать характеристику различным типам экономических систем и определить место собственности в экономической системе общества.

План:

1. Понятие, элементы и уровни экономической системы.

2. Типология современных экономических систем.

3. Собственность: понятие, эволюция. Типы собственности по субъектам и объектам.

4. Разгосударствление и приватизация собственности, их воздействие на трансформацию типов экономических систем.

 Литература:

1. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Высш. шк., 2008. – 352 с. – С. 46–71.

2. Базылева, М.Н. Экономическая теория: учеб. пособие / М.Н. Базылева, Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с. – С. 61–89.

3. Курс экономической теории: учеб. / М.И. Плотницкій, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: “Интерпресервис”, 2003. – 496 с. – С. 26–53.

 

Рынок: понятия, функции.

Непрерывный процесс обмена продуктами труда и является рынком в его простейшем определении. В житейском, обыден­ном смысле, рынок - это место, где встречаются продавцы и по­купатели и совершают сделки (базар, ярмарка, аукцион, биржа). Рынок в этом смысле можно рассматривать как форму товарных экономических отношений. Рынок и рыночная форма связей от­нюдь не явились результатом чьей-либо мудрости, плодом тво­рения отдельной личности или государства, данная форма эко­номического сотрудничества возникла объективно благодаря развитию разделения труда и обмену продуктами труда. Други­ми словами, можно утверждать, необходимость обмена труда привела к возникновению рынка.

Рынок начинает формироваться одновременно со становле­нием товарного производства. Как совокупность отношений об­мена рынок представляет собой единство товарного и денежного обращения.

Рынок выступает как связующее звено между производством и потреблением. Поэтому рынок – это механизм, сводящий вме­сте продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг. Рынок показывает производителям, что следует производить и в каком количестве. Через рынок потребители воздействуют на произ­водство. Однако следует отметить, что между производством и потреблением товаров проходит еще две стадии: обмен и рас­пределение. Все эти стадии обмен объединяет в единую целост­ную систему. Весь воспроизводственный процесс без обмена не состоится. Обмен непосредственно связан с распределением и потреблением. В условиях рыночной экономики распределение осуществляется через обмен, т.е. рынок. В этом смысле рынок является саморегулирующейся системой воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Рынок предполагает наличие двух субъектов - продавцов и покупателей (участников рыночных сделок). Развитие рынка означает одновременно развитие субъектов рынка – производи­телей и потребителей. Поэтому изучение рынка сопряжено с по­ниманием субъектов рынка, их поведения на рынке.

В действительности на рынке действует множество субъектов (продавцов и покупателей). Все они выступают в качестве физи­ческих или юридических лиц.

Физическим лицом рыночных отношений является любой че­ловек (домашнее хозяйство), что-либо продающий или покупающий на рынке. В качестве юридических лиц выступают предприятия (фирмы), наделенные специальными правами вы­ступать в качестве истцов или ответчиков в суде или арбитраже в случае возникновения конфликтных ситуаций. Юридическим лицом является также государство. Таким образом, субъекты рынка –это домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и госу­дарство, вступающие между собой в те или иные рыночные от­ношения.

Наряду с понятием «субъекты рынка» существует понятие «объекты рынка». Объекты рыночных отношений –это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. В качест­ве объектов рынка выступают прежде всего товары, материаль­ные блага и услуги, поступающие на рынок, а также факторы производства – заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), полезные ископаемые, финансовые и трудовые ресур­сы и т.д.

Рынок может возникнуть, существовать и развиваться при наличии ряда обязательных условий. Основными из них являют­ся следующие:

• неограниченность количества участников рынка;

• свобода предпринимательского и потребительского выбора;

• определяющая роль частной собственности;

• отсутствие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции;

• беспрепятственная мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

• полная информированность его участников о состоянии рынка (свободный доступ к информации );

• личный интерес.

Наряду с перечисленными условиями большое значение имеют и такие, как устойчивость финансовой и денежной сис­темы страны, открытость внешнему рынку, политическая стабильность и др.

Однако следует отметить, что в чистом виде рынок, основные условия которого рассмотрены выше, не существует ни в одной стране. На практике в рыночной экономике имеют место следующие основные модели рынка:

• чистая монополия;

• монополистическая конкуренция;

• олигополия.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях. К числу важнейших из них можно отнести сле­дующие.

1) Регулирующая. Рынок довольно оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике. Если спрос на товар рас­тет, производители станут его больше производить, увеличивая при этом цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и со­ответственно цену. Производство будет постепенно сокращать­ся. Таким образом, рынок воздействует на темпы, пропорции, а также на обновление производства.

2) Стимулирующая. Посредством цен рынок побуждает това­ропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства, повышать качество выпускае­мой продукции, расширять ассортимент товаров и услуг. Так как каждый производитель непосредственно на себе ощущает ре­зультаты от своей деятельности, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов. Как видим, все.это ведет к высокой эффективности производства.

3) Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги.

4) Распределительная. Получаемые субъектами рынка дохо­ды представляют собой в основном выплаты за факторы произ­водства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке.

5) Информационная. Рынок представляет собой богатый ис­точник информации, необходимый всем его субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необхо­димом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок, об уровне цен. Наличие ин­формации позволяет каждому производителю постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Но информация еще более важна потенциальным участникам ры­ночных отношений. А потребителя рынок обязывает соизмерять величину своего дохода с рыночными ценами и возможностью удовлетворять соответствующие потребности.

6) Посредническая. Экономически обособленные производи­тели в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наибо­лее подходящего покупателя.

7) Санирующая. Рынок не дает дотаций убыточным произ­водствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем из­держек), а затем разоряет посредством санирования. Рынок очи­щает национальную экономику от экономически слабых, нежиз­неспособных субъектов и, наоборот, активно поощряет развитие эффективных производств.

8) Дифференцирующая. Рынок дифференцирует производите­лей, усиливает значительное имущественное расслоение в обществе. Те производители, которые смогли обеспечить высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособ­ными, богатыми, а остальные разоряются, становятся банкрота­ми. Вот почему производители постоянно должны внедрять дос­тижения науки и техники, сокращать затраты, обновлять про­дукцию, повышать ее качество. Многие производители одного и того же товара стараются привлечь покупателя или высоким ка­чеством, или низкой ценой, или особенно удобным обслужива­нием.

9) Гарантирующая. Рынок гарантирует общественную оцен­ку результатов труда обособленных производителей. Если товар продан, значит, произошло его общественное признание, при­знание результатов труда. Если же купля-продажа не состоялась, значит, общество не нуждается в таком товаре, а следовательно, и в таком труде.

10) Воспитательная. Рыночная система формирует и воспи­тывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способ­ность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную от­ветственность за свои действия.

Функции рынка свидетельствуют о том, что рыночная орга­низация экономики не может быть неэффективной. Однако ры­ночная экономика имеет и весьма существенные недостатки. Она не способна решать важные социально-экономические пробле­мы. К ним, прежде всего, относится удовлетворение тех общест­венных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк. Никакое общество не может обходиться без аппарата управления государством, на­циональной обороны, сил охраны общественного порядка, фун­даментальной науки, природоохранных мероприятий, образова­ния, здравоохранения, социальной защиты населения и т.п. (такие товары и услуги получили название «общественные то­вары»).

Конкуренция: понятия, виды.

Конкуренция – это соревнование, в которое рынок вовлекает фирмы-производители в борьбе за кошелек покупателей и одновременно стимул для эффективной работы. Именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько инновации фирмы (новые технические решения), ее реструктуризация, обновление менеджмента, конкурентная стратегия, рекламная компания оказались успешными и позволяют фирме закрепиться в выбранном секторе рынка и удерживать конкурентное преимущество. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции фирмы в отрасли и на международном рынке. Разновидностью конкуренции являются различного рода конкурсы на выполнение проектов, заказов, выборных должностей.

 Различают три типа конкуренции: совершенная конкуренция, чистая монополия и несовершенная конкуренция, которая в свою очередь делится на два типа: монополистическая конкуренция и олигополия. Критерии, по которым конкуренцию относят к тому или иному типу сведены в табл. 1.4.2.1.

 

Тип

конкуренции

Показатель

Совершенная

конкуренция

Несовершенная конкуренция

Чистая

монополия

Монополистическая конкуренция Олигополия
Количество фирм в отрасли неограниченно большое много несколько одна
Тип продукта однородный дифференцированный однородный или дифференцированный уникальный
Рыночная власть отсутствует Небольшая высокая абсолютная
Барьеры входа – выхода отсутствуют невысокие высокие практически непреодолимые

Таблица 1.4.2.1 – Типы конкуренции

 

Количество фирм в отрасли (одна, несколько, много). Данный критерий описывает не столько количество функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними. Считается, что фирм в отрасли много, если объем производства каждой относительно невелик, ни одна из фирм не занимает лидирующих позиций и не может угрожать конкурентам. Напротив, производителей считается мало, когда фирмы достаточно крупны относительно рынка и деятельность каждой оказывает влияние на другие фирмы. Пределом «малости» является монополия – одна фирма в отрасли.

Характер производимого продукта (однородный, дифференцированный, уникальный). Характер продукта оценивается по тому, как воспринимает рассматриваемый товар потребитель. Если потребители не отдают предпочтения какой-либо фирменной марке и воспринимают все товары отрасли как абсолютно совершенные заменители, то эти товары относятся к однородной продукции. Если же товары являются несовершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной – по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, так и мнимой – фирменной марке, упаковке, рекламе), то продукция называется дифференцированной. В случае, когда у товара вообще нет заменителей на рынке, он становится уникальным.

Рыночная власть фирмы определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек, которое носит название коэффициента монопольной власти Лернера (по имени предложившего его в 1934 году экономиста А. Лернера):

 

                                     L = (P – MC) / P

 

Количественное значение коэффициента Лернера колеблется от 0 до 1. Чем выше этот коэффициент, тем в большей степени фирма может воздействовать на рыночную цену и получать тем самым дополнительную прибыль.

 Возможность входа на рынок для новых фирм и издержки выхода из бизнеса. Данная возможность определяется наличием в отрасли барьеров. Условно их можно разделить на две группы:

· барьеры искусственные (институциональные), связанные с предоставлением ограниченному кругу предприятий лицензий или патентов на какой-либо вид деятельности, различного рода государственные ограничения, протекционистская политика и международные торговые ограничения; нормативно-правовая база, регулирующая деятельность данного рынка и т.л.;

· барьеры естественные, причина которых заключается в экономии на масштабах производства и высоком минимально эффективном размере предприятий отрасли, а также в более низких издержках производства у действующих предприятий по сравнению с «новичками». Помимо этого барьером может служить высокая степень дифференциации продукции и лояльность покупателей к уже существующей торговой марке, доступ к каналам распределения продукции и т.д.

Издержки выхода связаны с затратами фирмы на получение лицензии и начальными инвестициями, которые не удается возместить при выходе из бизнеса.

Тема 1.7 Теория фирмы

Цель лекции: дать понятие фирмы, определить ее цели, функции, организационно-правовые формы, факторы и результаты деятельности фирм.

План:

1. Понятие фирмы, ее цели и функции.

2. Организационно-правовые формы фирм.

3. Факторы производства, их комбинация и предельная норма технологического замещения.

 Литература:

1. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Высш. шк., 2008. – 352 с. – С. 153–166.

2. Базылева, М.Н. Экономическая теория: учеб. пособие / М.Н. Базылева, Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с. – С. 208–239.

3. Курс экономической теории: учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: “Интерпресервис”, 2003. – 496 с. – С. 141–155.

Понятие издержек и их виды.

Любое производство связано с издержками. Однако понятие издержек производства не однозначно. Существуют разные под­ходы к формированию издержек. С позиции теории трудовой стоимости К. Маркс в «Капитале» рассматривал издержки обще­ства и издержки хозрасчетного предприятия.

Современная экономическая теория совершенно по-иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости ис­пользуемых ресурсов и возможности их альтернативного ис­пользования. Поэтому выбор определенных ресурсов для произ­водства какого-то товара означает невозможность производства альтернативного товара. Издержки в экономике непосредственно связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров и услуг. Например, из дерева можно изготавливать строительные материалы, мебель, бумагу, производить ряд хи­мических продуктов. Поэтому, когда предприятие решает произ­водить какой-то определенный товар, например мебель из дере­ва, то оно тем самым отказывается от производства из дерева всех других товаров. Отсюда можно сделать вывод, что эконо­мические, или альтернативные (вмененные), издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стои­мости или ценности при наилучшем из всех возможных вариан­тов его использования. Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого. В итоге экономические издержки – это те вы­платы, которые предприятие обязано сделать, или те доходы, кото­рые оно должно обеспечить поставщику ресурсов в виде внешних издержек, а также внутренние издержки, для того чтобы ресурсы были применены именно данным предприятием и для определенно­го варианта производства, т. е. экономические издержки можно разделить на внешние (явные) и внутренние (неявные).

Внешние издержки – это все денежные выплаты, которые предприятие производит поставщикам факторов производства в том случае, когда эти факторы ему не принадлежат. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жа­лованье менеджерам, комиссионные выплаты торговым органи­зациям, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, транспортные расходы, амортизация оборудования, за­траты на сырье, материалы, топливо, энергию и т. д. Эти факти­ческие затраты, зафиксированные в финансовых отчетах пред­приятия, принято называть бухгалтерскими издержками. Однако экономисты, кроме явных, учитывают и неявные затраты.

Внутренние (неявные! издержки – это стоимость услуг фак­торов производства, которые используются, но не являются по­купными, или это альтернативные издержки использования ре­сурсов, принадлежащих владельцам предприятий, которые не­дополучены в обмен на явные (денежные) платежи. Эти издерж­ки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными. Так, владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание, в ко­тором находится магазин. Если он вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает тех процентов, которые бы он имел, положив их в банк. Но владелец данного предприятия получает так называемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль со­ставляет элемент издержек. Таким образом, неполученные дохо­ды от использования собственных ресурсов и нормальная при­быль в сумме образуют внутренние издержки. Следует отметить, что в бухгалтерской отчетности внутренние издержки обычно не отражаются.

Различие между экономическими и бухгалтерскими издерж­ками можно проиллюстрировать на рис. 1.8.1.1

Рис. 1.8.1.1 – Различия между экономическими и бухгалтерскими издержками

Издержки классифицируются по различным признакам. Так, различают издержки производства и издержки обращения. Про­изводственные издержки – это расходы, связанные непосредст­венно с производством товаров и услуг. Издержки обращения – это расходы, связанные с реализацией произведенной про­дукции (рис. 1.8.1.2).

 

Рис. 1.8.1.2 – Издержки обращения

И мировой экономики

Министерство продовольствия и сельского хозяйства Республики Беларусь

Учреждение образования

«гродненский государственный аграрный университет»

Кафедра экономической теории

Экономическая теория

Курс лекций

для студентов неэкономических специальностей

 

Авторы:

кандидат экономических наук, доцент Л.Ю. Герасимович;

кандидат экономических наук, доцент С.С. Захорошко;

кандидат экономических наук, доцент Г.Ф. Андрейчик;

кандидат экономических наук, доцент Г.С. Рекеть;

кандидат исторических наук, доцент А.И. Ганчар;

О.Н. Сухоцкая

 

Гродно

2010
Модуль I Введение в курс. Основы микроэкономики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.079 с.)