Мониторинг и информационно-поисковые системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мониторинг и информационно-поисковые системы



В качестве примера можно рассмотреть автоматизированную систему диспетчеризации пассажирского наземного транспорта, которая обеспечивает мониторинг местоположения транспортного средства, его техническое состояние и пассажиропоток.

Для информирования пассажиров о работе транспорта на остановках и внутри транспортного средства необходимо установить электронные табло, которые функционируют в режиме информационного киоска.

При планировании доставки товаров обычно применяются информационно-поисковые системы (ИПС). Они информирует о наличии (или отсутствии) документов, имеющих отношение к запросу, и о том, где эти документы можно найти.

Современные информационные технологии, такие, как системы поддержки принятия решений, экспертные системы и другие, обеспечивают возможность для эффективного анализа технико-экономических проектов, моделирования процессов, подготовки представления результатов для последующего принятия решений.

Применение современных информационных технологий (товары, услуги) доставки позволяет повысить эффективность планирования доставки грузов за счет возможности быстрого доступа к информации о субъектах (покупатель, перевозчик, терминал) и объектах.

В передовых странах Европы используется широкий спектр ИПС на транспорте:

1. Одной из задач информационной системы фирмы Gonrand (Франция) является сбор информации о наличии груза. Перевозчик дает заявку о свободных провозных возможностях и направлении перевозки. Информация заносится в базу данных. Информация о грузах поступает в систему непрерывно. Система группирует грузы по отправителям, получателям, количеству мест и выдает информацию об отправлении, наименовании грузополучателя, номере автомобиля, заказчике, коде департамента и сумме отправлений по департаментам;

2. Система Videotrans (Бельгия) предназначена для информационного обслуживания предприятий транспорта, которые могут получать справки и вводить информацию о наличии в их распоряжении транспортных средств или товара для доставки;

3. Система СТС (Швейцария) предоставляет для экспедиторов информацию о наличии грузов, типах автомобилей, маршрутах наиболее рационального движения, адреса транспортных фирм, имеющих в наличии свободный подвижной состав и т.п. Для перевозчиков система представляет следующую информацию: возможность загрузки товаром, адрес отправителя, место и время загрузки, время прибытия с товаром, адрес получателя и т.п.;

4. Аналогично работает система фирмы BRS (Великобритания). Грузоотправитель контактирует не с перевозчиком, а с информационной системой. Фирма гарантирует оплату перевозчикам выполненной перевозки, если заказчик не произвел своевременно оплату, что повышает привлекательность обслуживания, расширяя тем самым охват рынка потребителей;

5. Информационная система Escape CAT фирмы CAT Logistique (Франция) сообщает пользователю пять-шесть параметров перевозимых грузов и схемы их размещения в кузове транспортного средства, представляя эти данные в виде трехмерных графиков.

Создание интегрированных систем для поддержки принятия решений при анализе последствий принятия решений по доставке товаров является актуальной проблемой.

Такие интегрированные системы включают базы и банки данных, банки моделей, систему информационной поддержки и позволяют проводить экспертные и аналитические оценки при принятии решений. Различные типы систем обладают взаимозависимостью внутри транспортного комплекса.

Так СОТ являются основными поставщиками информации о заявках для других систем, а СМ - предоставляет текущую информацию протекания транспортных процессов.

Ключевой системой для перераспределения данных необходимой для принятия решений и доведения их до исполнительных подсистем является СД. А связующей для систем поддержки принятия стратегических решений является СРСЗ.

Конечной фазой принятия решения является формирование документа. Документ – это незаконченный процесс, в то время как процесс – это документ, ещё не сданный в архив. Квинтэссенцией стратегического решения является управление для достижения конечного результата. Основными этапами процесса управления по результатам являются процессы: определение требуемого результата, то есть его формализация; управление по ситуации; контроль результатов.

Транспортная логистика создаёт услуги, которые могут привести к сокращению общих расходов на поставку товаров и пассажирские перевозки. На практике это значит, что предпочтение альтернатив, требующих повышения расходов на перевозку, может, например, с лихвой компенсироваться сокращением стоимости погрузки – разгрузки, хранения и других логистических издержек.

Адекватный выбор метода, соответствующий сущности проблемной ситуации, – достаточно важная проблема сама по себе. Каждый метод обладает своими достоинствами и недостатками, требует определённого уровня затрат.

Особенности экспертных методов. Экспертные оценки в той или иной форме использовались во все времена. Однако внимание к ним существенно возросло по мере усложнения процесса принятия решений. Официальным началом их становления и развития считают 50-60-е годы XX века. К этому времени относится публикация первых работ, посвященных описанию и исследованию технологий экспертного исследования.

К основным требованиям к экспертам в различных областях, где требуется максимально объективная оценка ситуаций, относится: незаинтересованность в результате; высокая квалификация; психологическая независимость.

В общем случае, экспертиза – долгое и дорогостоящее мероприятие. Вся сила мозгового штурма – в запрете на критику. Но здесь же и его слабость: для развития и видоизменения идеи нужно выяснить ее недостатки (т.е. критика).

Основу комплекса составляет операционная система, обеспечивающая в соответствии со своим назначением решение необходимого круга технических задач по производству некоторых услуг, в данном случае транспортных.

Ведущую роль среди других систем играет управляющая система, которая обеспечивает необходимый уровень организации всех процессов в комплексе.

Обслуживающая система обеспечивает реализацию мероприятий, цель которых состоит в том, чтобы, во-первых, минимизировать темп расхода работоспособности технических элементов комплекса и, во-вторых, при утрате работоспособности восстановить её в максимально возможной степени за время не более допустимого.

Обеспечивающая система служит для реализации таких процедур, которые создают необходимые условия для использования системы.

Координация действий всех приведённых систем, формирование целевых установок и обеспечение внешних связей являются основными задачами координирующей системы. Эта система по существу есть управляющая система следующего иерархического уровня, и воплощается она в ЛПР.

Любой компьютерный управляющий комплекс, естественно, функционирует в некоторой среде (метасистеме), которой, в частности, может являться и та большая по своим масштабам система, в состав которой входит данный комплекс.

Воздействие метасистемы на него часто носит дезорганизующий характер.

Потребляющая система по-существу является одной из подсистем метасистемы. Её выделение оправдывается теми обстоятельствами, что она наиболее тесно связана с комплексом, оказывает на него определяющее влияние и нередко весь смысл существования данного комплекса сводится к удовлетворению требований потребляющей системы.

События в системе могут инициироваться внешними сущностями, такими как транспорт на трассе или временными событиями (конец месяца или квартала).

Все транзакции осуществляются через объекты или модули интерфейса, которые взаимодействуют с одной или более БД. В числе приоритетов и основных направлений развития РТК следует выделить обеспечение информационного взаимодействия с целью координации действий всех участников транспортного процесса.

Информационные потоки в транспортной логистике, с точки зрения концептуальной стратегии, можно определить как оптимизацию информационно-организационных отношений между всеми участниками транспортного процесса. Исходя из этого, можно выделить четыре основные фазы реализации информационного процесса транспортной логистики.

Третья фаза предполагает лишь работу с математическим аппаратом, первая, вторая и четвёртая фазы требуют создания организационно-технической платформы оператора транспортной логистики, обеспечивающей широкий диапазон информационных услуг и включающей в себя элементы систем навигации, телеметрии, телекоммуникации и информационных технологий обработки данных.

Асимптоты влияния логистики на региональный транспортный процесс:

- организация обслуживания клиентов транспортного комплекса (пассажиров и грузовладельцев) как в границах региона, так и при межрегиональных и транснациональных перевозках;

- интеграция систем управления и координации процесса доставки различных видов транспорта, функционирования объектов транспортной инфраструктуры и диверсифицированных посреднических организаций;

- организация сопутствующих транспортировки процессов на современном инфраструктурном уровне (виртуальная фрахтовая биржа, таможенная обработка, перевалка и хранение, сортировка, упаковка и т.д.).

Краткие процедуры анализа данных и методики, применяемые на различных стадиях, приведены на рисунке.

Прежде всего, требуется выявить совокупность типов данных, подлежащих анализу. В зависимости от условий анализа производится выбор источников данных. Чаще всего таким источником служит документация с описанием реализованных в системе типов записей.

На практике приходится иметь дело со всеми видами не формализованной исходной информации. Затем разрабатывается логическая схема (модель) данных.

Вмести с описанием множества деталей, характер которых зависит от применяемой методики, которая включается в документацию по анализу данных.

Далее формируются требования к структуре данных с точки зрения обработки информации. Определение логических путей доступа – существенный аспект анализа данных, где могут быть обнаружены пути упрощения или неопределённая сложность логистической системы.

Первым шагом агрегирования данных является классификация информационных потоков подсистемы принятия решений.

Внешними источниками информации являются данные, которые поступают от датчиков элементов ИТС, а также команды (обязательные указания) и рекомендации (необязательные указания), передаваемые от АРМ ЛПР.

Внутренняя информация поступает от БД и БЗ, которые находятся резидентно в системе управления ИТС. Эта информация модифицируются в период инициализации системы управления, либо через обратную связь подсистемы, в соответствии с имеющимся алгоритмом.

Выходные сигналы либо в виде команд поступают на исполнительные устройства элементов ИТС, либо в виде сообщений, которые передаются на активные информационные элементы (видеотерминалы, табло и др.) или каналы связи.

Вариант классификации входных данных для подсистемы принятия решения приведён в таблице 6.

Данная таблица требует дополнительных комментариев:

1. Значения приведённых параметров имеют эвристическое происхождение и относятся к влиянию информационных потоков указанного типа на безопасность и уровень качества (эффективность) транспортного процесса;

2. Относительная ценность данных определялась из их сопоставления с другими приведёнными видами данных;

3. Скорость изменения содержательной основы данных определялась по отношению к скорости анализа этих данных, необходимого для принятия решения;

4. Наличие предсказуемости получения информации предполагает её расчётный характер или очевидность её характера.

Одним из основных требований к агрегированию данных является обеспечение своевременности принятия решения, так как перенасыщение информацией подчас опаснее, чем её недостаточность.

 

Таблица 6.

Наименование

Вид

Данных

Относит. ценность

Скорость

Изменения

Предсказуемость

цифр букв Н В Н В С нет М есть
Погодные условия + - + - + - - - - +
НШС - + - + - - + + - -
Пассажирский поток + - - + + - - - - +
Грузовой поток + - - + + - - - + -
Состояние  инфраструктуры + + - + + - + - + -
Состояние ТС + - - + - - + - + -
Состояние ЛПР + - - + - - + - + -
Платежи + - + - - + - - - +

Н – низкая, В – высокая, М – малая, С – случайная

 

К процессу поиска правильного решения можно отнести два наихудших стереотипа, или ложных понятия, которые выражаются следующими вредными фразами: «плохих идей не бывает» и «нестандартное мышление»

Подсистема принятия решения традиционно в основном используется на верхнем уровне управления и имеет стратегическое значение. Управление транспортным процессом с большим количеством вариантов и высокой скоростью смены ситуаций требует структуры, обеспечивающей реализацию нескольких параллельных алгоритмов реализуемых как в автоматизированном, так и в автоматическом режиме. 

Предлагаемый вариант структуры подсистемы принятия решения обеспечивает возможность после анализа входных данных перейти к выбору варианта реакции на возмущение с постоянным контролем эффективности выбранного решения.

Участие ЛПР в управлении выбором решения имеет наивысший рейтинг, но ЛПР не может в процессе работы подсистемы активировать «нештатное решение», не сформированное в Б3.

«Нештатное решение» может быть включено в перечень возможных решений только на этапе перезапуска подсистемы. Это должно исключить возможность субъективного, неоправданного вмешательства в управление региональным транспортным процессом.

Б1 может быть реализован на программном уровне, и обеспечивает обработку транзакций с целью идентификации рода возникшей проблемы для выбора пути формирования принятия решения.

Решение вырабатывается поэтапно:

1 – если снятие проблемы формализовано, и её снятие можно обеспечить через расчётное решение, то требуемые методы расчётов предоставляются из соответствующей БД;

2 – если не формализовано, то возможно формирование требуемой команды или сообщения программным способом;

3 – если среди имеющихся подпрограмм нет необходимой утилиты для формирования решения, то случайным образом производится перебор возможных алгоритмов принятия решения. По очередному выбранному решению производится прогнозирование результата его реализации, и если этот результат положителен, то решение принимается, а если отрицателен, то производится анализ следующего по очереди решения;

4 – если ЛПР инициирует выбор решения из предложенного меню, то его выбор является приоритетным.

Логика выбора решения может быть реализована как программным, так и аппаратно-программным способом в зависимости от технических возможностей.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.024 с.)