Безубыточность определяется той величиной выручки, при которой нет ни прибыли, ни убытков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безубыточность определяется той величиной выручки, при которой нет ни прибыли, ни убытков.



Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безо­пасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Основная задача анализа безубыточ­ности - установить, что произойдет с финансовыми результата­ми, если изменится объем продаж.

Цепочка взаимосвязи результирующих показателей при этом такова:

1) объем производства влияет на объем продаж;

2) объем продаж определяет выручку от продаж;

3) доход от продаж и затраты на производство и реализацию продукции определяют прибыль от продаж.

Все компоненты этой цепочки - взаимосвязи можно представить в виде треугольника (рис. 4):

 

                                           Прибыль

 

 


              Объем продаж                    Себестоимость

 

Рис. 4. Взаимосвязь себестоимости, прибыли и объема продаж

 

Изучение этих взаимозависимостей позволяет оп­ределить критические уровни продаж, при которых:

а) прибыль будет максимальной (зона прибыльности);

б) прибыли не будет (точка безубыточности);

в) будут убытки (зона убытков).                              

Связь прибыли, объема продаж и себестоимости заключается в том, что прибыль зависит не только от количества проданного, но и от доли постоянных расходов, которые приходятся на едини­цу продукции, т.е. реально возникает возможность экономии ус­ловно-постоянных расходов.

  В поисках максимальной прибыли тщательно изучаются возможности снижения уровня постоянных расходов. Поэтому на переменные и, особенно на постоянные расходы, составляются сметы, называемые бюджетами. Оптимальным признается тот проект сметы, который позволяет снизить долю постоянных расходов в цене за единицу продукции.

Для определения уровней безубыточного объема продаж и безопасности можно использовать графический и аналитический способы.

Рассмотрим пример.

Производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1000 изделий, которые продаются по цене 20 тыс. руб.

Все, что производится - сбывается, незавершенного производ­ства и остатков готовой продукции на складах нет. Следова­тельно, объем производства продукции равен объему продаж (выручке), т.е. 20 млн. руб. Постоянные затраты (амортизация, накладные расходы и др.) составляют 4 млн. руб. Переменные расходы на единицу продукции - 12 тыс. руб., а на весь запланированный выпуск продукции - 12 млн. руб. При таких условиях прибыль от реализации продукции составит 4 млн. руб. (20 - 4 - 12).

На основании этих данных постороим график (рис. 5).

 

                у

 

                                                        Зона

Прибыль
                      20                         прибыли

 


                                          Точка                                                   Маржинальный

Постоянные затраты
                     16   безубыточности                                                 доход

 

 


                     12  Зона

                              убытков

                       8

                                                                                           Переменные затраты

                       4

 

 


                   0 

                                         500              1000                                   х

 

Рис. 5. Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли

 

Графический анализ позволяет установить, что точка безубыточного объема реализации продукции (или точка порога рентабельности, или точки окупаемости затрат) ниже которой производство будет убыточным, расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50 % от его производственной мощности, то будет прибыль.

Разность между фактическим и безубыточным объе­мом продаж - зона безопасности. Если предприятие полно­стью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансо­вой прочности) составит 50 %, при реализации 700 изделий - 20 % (700 – 500): 1000 х 100 % и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при кото­ром рентабельность равна нулю.

Рассмотрим аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.

Для этого используем следующие обозначения:

Тк - точка безубыточного объема продаж продукции (по­рог рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж);

Дм - маржинальный доход (общая сумма);

Ду - удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж продукции;

Дс - ставка маржинального дохода в цене за единицу про­дукции (удельный маржинальный доход);

Ц - цена единицы продукции;

Нр - непропорциональные (постоянные) затраты на весь объем продукции;

Рп - пропорциональные (переменные) затраты;

Вп - выручка от продаж продукции;

К - количество проданной продукции в натуральных еди­ницах;

V - удельные переменные затраты (переменные затраты на единицу продукции).

Формула для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении:

 

Тк = Вп · Нр / Дм = 20 · 4/8 = 10 млн. руб.

 

Если ставку маржинального дохода (Дс) представить как разность между ценой за единицу продукции (Р) и удельными переменными затратами (V):

 Дс = Р – V, то критический объем реализации продукции можно рассчитать:

 

Т = Нр / (Р – V),

 

 

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принима­ется за 100 %, может быть использована формула:           Т = Нр / Дм · 100%,

 

В нашем примере:            Т = 4 / 8 · 100 = 50%.

 

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

 

 

Для получения 2000 млн.руб. прибыли следует:

 

Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750:500). При этом 500 ед. продукции нужно произвести и реализовать, чтобы по­крыть постоянные затраты предприятия и 250 ед. для получе­ния 2000 млн. руб. прибыли.

 

Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следую­щая формула:

 

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

 

 

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

безубыточного объема продаж (порога рентабельности, оку­паемости издержек) при заданных соотношениях цены, посто­янных и переменных затрат;

зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли

и др. важных показателей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.009 с.)