Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нищелюбие Александра Невского.
В древности св. Александр разделял свою славу и почитание с целым сонмом политических заступников русской земли. После того как Александр занял престол в Новгороде, он делал все, чтобы устоять и не дать полностью разорить свою землю монголо-татарам. Александр считал необходимым собрать войско, подготовить его и лишь потом думать об очищении Русской земли от монголов-татар, которые жестоко издевались над народом, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков. Александр видел мучения и страдания своего народа и отдавал немало золота и серебра в Орду, чтобы выкупить пленных.За время княжения Александра Северно-Восточная Русь сумела залечить свои раны, остроила города. В 1252 г восстанавливает г. Владимир, строит церкви и собирает разбежавшихся жителей. Таким образом, нищелюбие русских князей имело разностороннюю поддержку всем слоям населения. Мы видим государственную и частную благотворительность тесно сплетенной, вернее сказать ещё не разделенной. Эта традиция долго продолжалась в России, руководствуясь христианскими заповедями, князья и цари оказывали благотворительную помощь вроде и личную, но на деньги из казны, которые они считали своими. Даже такая благотворительность характеризует их с положительной стороны, ведь они могли потратить эти деньги и на свои личные нужды. Мы видим, что первые века христианства были отмечены душевной простотой его ревнителей, которые свято верили и точно соблюдали евангельские заповеди. Для них христианская гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для себя невозможными. В этот период, как можно видеть, помощь князей не преследовала целей изменения устройства общества, она имела огромное воспитательное значение для формирования нравственного потенциала, который сохранялся многие годы в России.
Вопросы для самоконтроля 1. Нищелюбие Владимира Святого 2. Нищелюбие Ярослава Мудрого 3. Нищелюбие Владимира Мономаха 4. Нищелюбие Андрея Боголюбского 5. Нищелюбие Александра Невского 6. Характеристика нищелюбия русских князей Список литературы: 1. Стог А. Об общественном призрении.//антология социальной работы. В 5т., т.3. м., 1995, - 16с.
2.Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт ивклад в цивилизацию.//Россия в ХХ веке: Историки мира спорят. М., 1994, - 85с. 3.Российское законодательство Х – ХХ вв. М.. 1985. Т.2. 351с. 4.В. В. Виноградов;Федер. служба исполнения наказаний; Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. – Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2010. – 172 с. ISBN 978-5-93035-299-3 5. Златоструй. Древняя Русь. Х-ХIII в. М 1990 6. Изборник 1076 г М 1965. Лекция VIII Церковная благотворительность. План 1.Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности 2. Церковная благотворительность и основные тенденции ееразвития 3. Монастырско-церковные формы призрения 4. Развитие церковной и государственной социальной помощи в России в XVI–XVII вв. Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности Период общественного (общинного, или мирского и церковного) призрения тесно связан с процессом становления древнерусской государственности и с проникновением на Русь христианства. Киевская Русь в IX-XIII вв. развивалась в общем с западноевропейскими странами русле эволюции феодальных отношений, вступив в середине XII в. в этап феодальной раздробленности. Важным фактом, свидетельствовавшим о стремлении Руси оказаться в ряду цивилизованных государств Европы и отгородиться от варварского Востока, следует признать принятие христианства. Проведение религиозных реформ традиционно связывается с именем князя Владимира I Святого. В 988 или 989 году князь Владимир принял христианство из Византии (православный вариант). Князь Владимир I в своем церковном уставе 996 г. определил четыре основные категории призреваемых: вдовы, убогие («задушниечеловецы»), странники (в том числе и странствующие монахи – «кто святая одеяния иноческая свержет») и нищие. Тем же Уставом определялась десятина на содержание монастырей и церквей, а также богаделен, больниц и неимущих. Десятина представляет собой особый церковный налог, составлявший десятую часть доходов от хозяйственной деятельности. Устав Владимира I предписывал содержать неимущих, убогих и нищих при церквах.
Княжеская благотворительность. Князю Владимиру I (980-1015) приписывается учреждение пер-вых училищ для обучения детей знатных, среднего состояния и убо-гих людей; богаделен, странноприимных домов, а также, возможно, и первых больниц. Однако основное место в благотворительности князя занимало «нищелюбие». На практике это означало: накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, призреть «хоть единого из малых сил» и вообще так или иначе про-явить милосердие. «Всякому нищему и убогому» было разрешено приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлялись повозки, груженные хлебом» мясом, рыбой, овощами, медом и квасом. Таким образом, можно выделить три основные формы княже-ской благотворительности: 1) раздача милостыни; 2) кормление на княжеском дворе; 3) развоз продовольствия по городу для убогих. И все же княжеская благотворительность в Древней Руси не пе-реступила рамок частного призрения. Отсюда и ее важнейшие черты: 1. Княжеская благотворительность основывается на личном уча-стии и желании нищелюбца, а государственной системы благотвори-тельности не существует. 2. Участие в призрении оказывается не обязанностью, а правом князя. Нищелюбие, тем самым, есть черта, достойная подражания, но не обязательная для исполнения, хотя князь Владимир Мономах и попытался в своей «Духовной к детям» обязать своих потомков следовать христианским нормам поведения («покаяние, слезы [то есть со-страдание], милостыня»). Итак, важнейшей особенностью благотворительности в Древней Руси являлось отсутствие системы государственной социальной помощи. Призрение неимущих развивается в форме личностного «нищелюбия». В Древней Руси ценилась в основном только личная, непосредственная благотворительность, передаваемая из рук в руки, предпочтительно «тайком» от постороннего глаза. Нищий для нищелюбца был лучшим богомольцем, душевным благодетелем. Не случайно именно тогда и зародилась поговорка: «В рай входят святой милостыней: нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Отсюда, важнейшим и лучшим условием тогдашней благотворительности становилось то, что нищелюбцу требовалось воочию ви-деть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душев-ную пользу. Нуждающийся же должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого ему молиться. Князья накануне больших празд-ников ходили по тюрьмам и богадельням, где из собственных рук раздавали милостыню арестантам, больным и убогим. Заочная милостыня, то есть через организацию особой системы государственной социальной помощи, признавалась недейственной. Таким образом, нищенство на Руси оказывалось не экономическим бременем для народа, не язвой нравственного воспитания народа, а одним из главных средств воспитания. Иными словами, в древнерус-ском обществе позарез был нужен нищий и убогий, чтобы воспитать уменье и навык любить ближнего. Профессиональные нищие и юродивые На Руси возникает особая категория людей – профессиональные нищие, «калики перехожие». Из старинной песни о сорока каликах, записанной Киршей Даниловым, известно, что нищие жили преиму-щественно около монастырей, входы в которые и были основными местами их деятельности. Ходили они артелями (ватагами), во главе которых стояли атаманы. На каликах надеты были сумки и подсумки, в руках у них были клюки. Приходя на место, нищие становились по-лукругом у ворот монастыря, клюки втыкали в землю, на них вешали сумочки, поджидая выходящих со службы богомольцев. Не следует думать, что «калики» оказывались людьми покалеченными и убоги-ми. В той же песне отмечается, что, напротив, были они удалыми и дородными молодцами, и водились за ними грехи.
Еще одно интереснейшее явление древнерусской жизни – фено-мен юродства, юродивых. С особой нежностью и народ, и русская церковь покровительствуют именно им. Более того, явление «юрод-ства» оказывается особым социально-духовным феноменом. Юрод-ство тоскует о правде и любви, и потому неизбежно переходит на об-личение всяческой неправды у людей. Надо заметить, что если в За-падной Европе в период раннего и классического средневековья осо-бое место занимали святые отшельники как богоизбранные люди, то на Руси их место заняли юродивые – безумцы. Культ «блаженных и юродивых» – неотъемлемая принадлеж-ность и черта православия. Эта идея созвучна знаменитомуизрече-нию Иисуса Христа из Нагорной проповеди (Евангелие от Матвея): «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.01 с.) |