Лекция III Периодизация истории социальной работы за рубежом и в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция III Периодизация истории социальной работы за рубежом и в России



План:

1. Развитие филантропии в античном мире.

2. Нормативно-правовые акты по социальным вопросам.

3. Переход от архаического периода помощи и взаимопомощи у восточных славян к периоду общественной благотворительности.

4. Социальное призрение в период Монгольского нашествия.

5. В XVI-XVII вв. на Западе оформляется государственная система социальной помощи.

6. Великая Французская революция.

7. Пять периодов в истории социальной работы за рубежом.

8. В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику.

 

История социальной работы за рубежом и в России имеет глубокие корни в развитии человеческой цивилизации. Ее начальный период относится к глубокой древности, к XXV-XXII вв. до н. э., когда в Древнем Египте в храмах осуществлялась ритуальная помощь: бесплатная раздача хлеба голодающим. В 1750 г. до н, э. законы вавилонского царя Хаммурапи говорили об организации социальной взаимопомощи среди населения.

В античном мире получает свое развитие идея филантропии. Так, если в XIV-VII вв. до н. э. в Древней Греции эта идея проявила себя в соответствующих гражданских традициях, то в VI-I вв. до н. э. в Древнем Риме филантропия нашла свое выражение в распределении среди обедневших граждан хлеба, одежды, денег, в устройстве развлечений для плебса, что было отражено в знаменитом лозунге «Хлеба и зрелищ!».

В первые десять веков нашей эры с рождением и распространением христианской веры принимаются гражданские и религиозные нормативно-правовые акты по социальным вопросам. Так, в 438 г. был принят кодекс императора Феодосия, запретивший нищенство в Византии. Для христианского мира большое значение имел Сардукийский поместный собор 347 г. (на границе Западной и Восточной Римских империй), на котором было принято двадцать церковных правил об оказании помощи нищим, сиротам, вдовам и странникам. В то же время доминирующее место занимает открытая система призрения, находившая свое выражение в раздаче милостыни, кормлении неимущих и т.п.

С принятием христианства как государственной религии Руси в конце X в. отмечается переход от архаического периода помощи и взаимопомощи у восточных славян к периоду общественной (общинной и церковно-монастырской) благотворительности. В это же время (X-XIII вв.) в странах Западной Европы католическая церковь активно содействует образованию каноникатое (духовных учреждений) и социальной профессионализации деятельности монашеских орденов. Так, например, в центре деятельности ордена тринитариев оказывается помощь пленным и их освобождение, орден антонитов (или антонинов) устраивает особые госпитали для больных горячечной болезнью («огонь святого Антония»), монашеский орден селькульк-ринков заботится о незаконнорожденных и больных детях.

Монгольское нашествие не только более чем на два века задержало экономическое и культурное развитие русского государства, но и отразилось на уровне социального призрения. Так, если в странах Западной Европы в XIII-XV вв. активно шел процесс создания религиозных братств, оказывавших помощь больным и неимущим (в 1291 г. только в ведении монашеского ордена госпитальеров находилось около сотни больниц), то на Руси в этот период только-только отмечается появление первых закрытых благотворительных заведений (богаделен, приютов).

В XVI-XVII вв. на Западе оформляется государственная система социальной помощи, отмеченная возрастанием роли государства и одновременным снижением активности христианской церкви. Так, в 1529 г. в Германии принимается Гамбургский устав о помощи бедным, а в 1682 г.– Указ о мерах государственного призрения. В Англии в 1531 г. принимается закон о помощи бедным, в 1572 г. вводится общенациональный налог для оказания помощи неимущим, а в 1601 г. появляется Закон о благотворительности. Во Франции в 1642 г. организуется благотворительное бюро по призрению нищих, а с 1656 г. активно развивается сеть государственных Общих госпиталей. Особое развитие в странах Западной Европы получают работные исправительные дома для нищих и больных, ставящие своей целью всемерную изоляцию последних от общества.

Совсем иной пример являет собою в этот период времени Россия, Если в западноевропейских странах отмечается повсеместный переход к системе государственной благотворительности, то в России возникает особый церковно-государственный тип призрения, особенностью которого является паритетное, участие церкви и государства в делах благотворительности. В странах Западной Европы фактически ликвидируется открытая система призрения, в России же длительное время сосуществуют обе системы: закрытая и открытая (в частности, легализуется институт нищенства). В XVII в. получает развитие новое для общественного призрения явление–светская частная благотворительность (ярким примером служит подвижническая деятельность приближенного царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищева, по инициативе которого была организована помощь раненым и пленным).

В XVIII в. отмеченные несоответствия в развитии систем социального призрения на Западе и в России фактически исчезли, чему содействовали реформы императора Петра I. Последние дали толчок развитию государственной системы социального призрения в рамках единого общеевропейского пространства, зачастую принимая самые варварские формы из-за сохранения в России феодально-крепостнических порядков.

Существенные изменения в систему социальной помощи в конце XVIII в. внесла Великая Французская революция, впервые поставившая своей целью освобождение личности и признание ее «естественных», присущих от рождения прав. Постепенно уходит в прошлое система изоляции неимущих от общества, а каждое из европейских государств вносит свой вклад в дело защиты граждан. Так, в 1884 г. в Германии была введена система государственного социального страхования; во Франции в 1871 г. открываются особые благотворительные бюро, ставшие центрами общественной помощи; в Великобритании в 1878г. была основана Армия спасения; в 3877г.вСША создается Американское общество благотворительности. В России в 1864 г. организуется система земских учреждений, занимавшихся вопросами социального призрения. Одновременно в Х1Х-начале XX вв. активизируется, общественная и частная благотворительность; делами призрения продолжает также заниматься христианская церковь. Большую роль в социальной помощи начинает играть развернувшееся феминистское движение. Тогда же возникают и социальные учения (социализм, марксизм, анархизм), ставившие своей целью достижение общества всеобщего равенства и блага,

XX век внес значительные новшества в постановку дела социальной помощи. На Западе рубеж XIX/XX вв. являлся переходом к периоду социальной работы. Формируются две основные модели помощи: «американская» и «европейская», в основе ения которых лежит различное соотношение роли государства и общества в системе социального призрения. «Американская» модель характеризуется преобладающим влиянием государства, формирующим и осуществляющим программы социальной помощи и поддержки; «европейская» же модель акцентирует роль помощи в рамках коммуны, то есть городского или сельского самоуправления. В этот период начинается профессиональная подготовка кадров социальных работников; особое место в социальной работе занимают такие виды помощи, как социально-психологическая реабилитация и адаптация, социокультурная анимация.

Иной пример явил в XX в. Советский Союз (1917-1991). Новый период в истории отечественной социальной работы, получивший название периода социального планирования, охарактеризовался введением единой государственной системы социального обеспечения. Стране Советов удалось ликвидировать безработицу, создать систему пенсионного обеспечения, социального страхования, бесплатного медицинского обслуживания, льготного санаторно-курортного лечения. В то же время созданная система социального обеспечения базировалась во многом на мифологизированных представлениях о построении коммунистического общества, игнорировала роль общества в делах социальной помощи, опыт зарубежных стран. В основе социальной поддержки лежало представление о равном доступе к системе минимальных благ, предоставляемых государством – единственным субъектом помощи.

Новая страница в истории социальной работы была открыта после распада СССР в начале 1990-х гг., когда государство в силу экономических и политических трудностей было вынуждено изменить подход к делу социальной помощи населению и в условиях кризиса на первый план вышла необходимость подготовки кадров социальных работников.

Итак, в современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом:

I. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс.-первой половине II тыс. до н. э. первых рабовладельческих государств).

П. Филантропический период (приблизительно до IV-V вв. н. э.).

III. Период общественной (общинной, церковной} благотворительности (до начала XVI в.).

IV. Период государственной благотворительности (до рубежа XIX-XX вв.).

V. Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время).

В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом:

I. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-Х вв.).

II. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х-нач. XVI вв.),

III. Период церковно-государствгнной благотвори-телъности (XVI-XVII вв.).

IV. Период государственной благотворительности (XVIII-нач. XX вв.).

V. Период социального планирования (1917-1991).

VI. Период социальной работы (с 1990-х гг.).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. К какому времени относится начальные период социальной работы в России?

2. В какое время получает развитие филантропия?

3. Какие изменения происходят на Руси с принятием христианства?

4. Каким образом отразилось Монгольское нашествие на социальную политику государства?

5. Формирование государственной системы социальной помощи на Западе.

6. Периоды в истории социальной работы в России и за рубежом?

 

Список литературы:

1. Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения М.: 1999 – 150с.

2. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М. 1992. – 508с.

3. Миронова Г.А. Принцип альтруизма в истории нравственности. Автореферат дис. к.ф.н.,М., 1988, - 17с.

4. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (сдревности до начала ХХ века) – М., 2002, - с. 15.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.014 с.)