И кинематических передач при заданном межосевом расстоянии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И кинематических передач при заданном межосевом расстоянии



x å z 1и z 2 x 1 x 2
0...0,5 z 1 ³ 17(1 - x å), но не менее 10 z 2 ³   17 x å 0
0,5...1,0 z 1 ³   10 z 2 ³ 17(1,5 -  x å) 0,5 x å - 0,5
x å ³ 2 - (z 1 +z 2) / 17 z 1 < 10 (17 -  z 1) / 17 x å -  x 1

Величина коэффициента х зубчатого колеса должна быть в пределах:

где х min = ( 17 - z) / I7  - коэффициент наименьшего смещения исходного

                                     контура, при котором отсутствует подрезание ножки

                                   зуба;

  x D - коэффициент наибольшего смещения исходного контуре, при котором

         отсутствует геометрическое заострение зуба.

Для ориентировочного выбора или проверки коэффициентов смещения на рис. 10.7 приведены графики x (z), ограничивающие область, в которой не наблюдаются ни подрез зуба (граничная линия 1), ни заострение вершины (граничная линия 2)

Рис. 10.7. График х(z)

Граничная линия 3 определяет область, внутри которой толщина зуба sa на окружности вершин удовлетворяет условию sa ³ 0,3 m, которое рекомендуется принимать как граничное при проектировании. Например, для    z = 13 коэффициент х min   = 0,24, а коэффициент x D = 0,877. При      х 03 = 0,53 толщина зуба

на окружности вершин будет примерно равна  0,3× m.

Таким образом, при проектировании зубчатой передачи, состоящей из шестерни и колеса, после выбора коэффициентов смещения х1 и x 2 по данным таблиц 10.2, 10.3 или 10.4  необходимо проверить их значения по графикам x (z) на рис. 10.7.

В конструкторской практике при выборе коэффициентов смещения для пары зубчатых колёс используют так называемый «блокирующий контур» (рис. 10.8), который представляет собою совокупность графиков х1 2), ограничивающих зону допустимых значений коэффициентов смещения c учётом многих качественных показателей передачи. Допустимые значения коэффициентов х1   и х2 содержатся внутри блокирующего контура.

Для каждой зубчатой передачи можно построить свой блоки­рующий контур. Пример такого контура для прямозубой передачи z 1 = 12, z 2 = 15 представлен линией на рис. 10.8.

 

Рис. 10.8. Блокирующий контур для передачи z 1 = 12, z 2 = 15

 

 

Как видно, линии s а1 = 0, s а2 = 0 вышли за пределы допустимой области. Это указывает на то, что для передачи 12/15 ограничение по e а = 1 наступает раньше,  чем ограничение по заострению. Помимо блоки­рующего контура в координатах х1   и х2   указывают также изолинию       e а = 1,2, а иногда и некоторые другие, характеризующие геомет­рию и свойства зубчатой передачи.

На рис. 10.8 линиями указано также возможное расширение допустимой области, кото­рое, однако, не рекомендовано стандартом.

Альбом блокирующих контуров для передачи с прямозубыми колесами, изготовленными стандартным реечным инструментом, имеется в различных справочных руководствах.

ЛЕКЦИЯ 11

Коэффициент перекрытия

 

Для плавной и безударной работы зубчатой передачи должно быть выполнено условие перекры­тия работы одной пары зубьев по времени работой другой пары, т. е. каждая последующая пара зубчатых профилей должна войти в зацепление раньше, чем предшествующая пара вый­дет из зацепления. В точках а и b (рис. 11.1) линия зацепле­ния (n - n) пересекается окружностями вершин r а 2и r а 1зубьев колес.

 

Рис. 11.1. Угол перекрытия j a 1  колеса 1

 

Если вращение колеса 1 происходит по ходу  часо­вой стрелки, то в точке а сопряжённые профили входят в заце­пление, а в точке b выходят из зацепления. Участок а b называ­ется активной линией зацепления. Для нормальной работы зубчатой передачи необходимо, чтобы участок а b находился в пределах линии зацепления АВ. Если точки а или b   выйдут за эти пределы, то в зубчатой передаче произойдет заклинивание.

Угол поворота зубчатого колеса от положения входа зуба в зацепление до выхода из него называется углом пе­рекрытия j a. Для перекрытия зацеплений пар зубьев этот угол должен быть больше углового шага t = 2 p / z.

Отношение угла перекрытия колеса к его угловому шагу называ­ется коэффициентом перекрытия прямозубой передачи:

                                      (11.1)

Здесь

  j a 1 = ab / rb 1 .                                          (11.2)   

Длина активной линии зацепления ab складывается из длин дополюсной   aP и заполюсной bP её частей, т.е.   ab = aP + bP. При этом

aP = rb 2 (tg a a 2 - tg a W),                                  (11.3)

bP = rb 1 (tg a a 1 - tg a W).                                   (11.4)

Учитывая, что радиусы основных окружностей:

rb 1 = r 1 × cos a = (m × z 1 / 2 ) cos a;

rb 2 = r 2 × cos a = (m × z 2 / 2 ) cos a,

получим после подстановки (11.3) и (11.4) в (11.2) формулу для определения коэффициента перекрытия прямозубой передачи:

               (11.5)

Из формулы (11.5) следует, что коэффициент перекрытия e а  зависит от чисел зубьев передачи и от ко­эффициентов смещения х 1 и х 2.

Если при расчете по формуле (11.5)  получится e а < 1, то в этом случае непрерывности процесса зацепления зубьев не будет: одна пара зубьев успеет выйти из зацепления еще до того, как следую­щая пара зубьев войдет в него. Поэтому минимально допустимым значением e а является 1,05, которое обеспечивает непрерывность процесса зацепления с 5% - м запасом.

Важно отметить, что сувеличением суммарного коэф­фициента смещения х å = х 1 2величина коэффициента перекры­тия несколько уменьшается. Поэтому при  проектировании передачи коэффициенты смещения надо назначать так, чтобы   e а не получился меньше 1,05.

Поясним геометрический смысл коэффициента перекрытия. На участке ас 1   рассматриваемая пара зубьев, входящая в зацепление, ра­ботает с предыдущей парой. На участке с 1 с 2работает только одна рассматриваемая пара зубьев. На участке с 2 b рас­сматриваемая пара зубьев работает одновременно с последующей парой. Таким образом, на участках a с 1и с 2 b происходит двухпарное зацепление, т. е. имеет место перекрытие работы одной пары зубьев соседними парами. При   e а = 1 в момент выхода одной пары зубьев из зацепления зубья другой пары входят в кон­такт. При e а < 1 зубья од­ной пары выходят из зацепления, а зубья последующей пары еще не успели соприкоснуться - неизбежна прерывистость в процессе зацепления с периодически повторяющимися уда­рами в момент входа очередной пары зубьев в зацепление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.007 с.)