Сущность, формы концентрации производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, формы концентрации производства



Концентрация – это процесс обобщения производства, выражающийся в росте его размера, сосредоточения рабочей силы, оборудования, переработке сырья. Материалов на крупных предприятиях и после выпуска продукции. Концентрация производства может развиваться на основе следующих форм:

– увеличение выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);

– увеличение выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);

– развитые концентрации на основе комбинирования производства (предприятия – комбинаторы);

– развития концентрации на основе диверсификации производства (предприятия с более широкой деятельностью).

Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:

1. Увеличения количества машин и оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

2. Применением машин и оборудования с большей единичной мощностью;

3. Одновременного применения машин прежнего технического уровня, так и более современного;

4. Развитие комбинирования взаимосвязанных производств.

 

В зависимости от того, на каком уровне происходит укрупнение производства, различают приведенные ниже формы концентрации.

Агрегатная концентрация – исходная форма концентрации, непосредственно связанная с научно-технологическим развитием. Она представляет собой рост единичной мощности оборудования (агрегатов, аппаратов, технологических установок и т.д.).

Техническая концентрация выражается в укрупнении цехов, переделов в составе предприятий, что может происходить как за счет агрегатной концентрации, т.е. увеличения количества единиц оборудования.

Заводская концентрация характеризуется увеличением размеров предприятий, которое может происходить за счет агрегатной концентрации, а также путем объединения нескольких предприятий, что приводит к организационно-хозяйственной концентрации.

Организационно-хозяйственная концентрация проявляется в создании различных видов производственных объединений. Она может проходить в чистом виде, т.е. без изменения техники, технологий и организации производства, и переходить на качественно новый уровень, сопровождаясь переходом на новые технологии, расширением производства, реконструкцией, технологическим переоснащением, т.е. по сути своей, являясь разновидностью концентрации.

Заводская концентрация производства может осуществляться, во-первых, путем объединения производств на предприятиях универсального типа (например, в отраслях машиностроения), во-вторых, путем увеличения объема производства однородной продукции на специализированных предприятиях (например, добывающей промышленности, строительных материалов), в-третьих, за счет роста объема выпуска продукции на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия (например, в металлургии).

Организационно-хозяйственная концентрация может осуществляться, во-первых, на основе горизонтальной концентрации, т.е. объединения предприятий, функционирующих в одной сфере деятельности, во-вторых, на основе вертикальной интеграции, т.е. объединения предприятий, связанных единой технологической цепочкой, в-третьих, комбинацией разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

 

ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ

КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Концентрацию производства можно оценить системой показателей.

Абсолютная концентрация производства определяется размером, например агрегатная – размером производств, заводская (организационно-хозяйственная) – размером предприятий (объединения).

Абсолютный размер предприятия можно оценить с помощью следующих показателей:

– объем производства продукции за год (в стоимостном или натуральном выражении);

– среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;

– среднегодовая стоимость основных производственных средств.

Кроме того, может быть использован, например, такой показатель, как энергетическая мощность.

Уровень относительной концентрации производства характеризуется удельным весом агрегатов, производств и предприятий различного размера в общем объеме выпуска продукции, в общей стоимости основных средств численности работников, а также удельным весом потребления электроэнергии.

В качестве показателя уровня концентрации в отрасли используют, и объем выпуска продукции за год, приходящей на одно предприятие.

Каждый из названных показателей имеет как преимущества, так и недостатки. Например, среднегодовая численность промышленно-производственного персонала во многом определяется уровнем фондовооружонности, автоматизации производства. С этой точки зрения объем производства продукции за год наиболее точно характеризует размер производства. Средний размер предприятия обладает всеми недостатками средних показателей, поэтому применение метода группировки позволяет более точно охарактеризовать уровень концентрации, а средние показатели можно использовать в качестве дополнительных.

Группировка предприятий по разным группам (малые, средние, крупные) используется для характеристики динамики уровня концентрации в конкретной отрасли, а не для сравнения уровней концентрации в различных отраслях.

Таким образом, именно система показателей может охарактеризовать уровень и динамику концентрации производства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.006 с.)