Лекция 2 Жизненный цикл технической системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2 Жизненный цикл технической системы



Технические системы, как и любые биологические или социальные системы не вечны: они возникают, переживают периоды становления, расцвета, упадка и, наконец, сменяются другими системами. Техническая система может изменяться путем внутреннего изменения своей структуры.


Конфликтный период
Б
А
1
2  
3
а)
б)
в)
1
2  
Время
Время
Время





Рис. 3.  Графики, иллюстрирующие жизнь ТС в виде роста показателя системы (а), числа изобретений (б) и уровней используемых изобретений (в)

На рис. 1, а [Абовский, Альтшуллер] представлена типичная история жизни технической системы. Точка А на графике – рождение технической системы. Возникнув, техническая система далеко не сразу находит применение, она должна обрасти вспомогательными изобретениями более низкого уровня, чтобы быть осуществленной. После этого происходит быстрый рост показателя системы. Рост показателей системы связан также с вливанием средств, поскольку на этапе 1-2 техническая система, как правило, становится привлекательной для инвестиций. В связи с вливанием средств работа над технической системой активизируется, увеличивается число исполнителей, занятых ею. Рост показателя системы происходит активно до точки 2, в которой потенциал системы практически исчерпан. Но система продолжает жить по инерции и стремится к развитию (интервал 2-3). В это время, как правило, по инерции в систему вкладываются большие средства, призванные вдохнуть в нее вторую жизнь. В это время происходит зарождение новой технической системы Б в недрах старой технической системы А.

Пример. Авиация как система зародилась в начале CC века. Первые самолеты – винтовые движители с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Активно система развивается в Первую мировую войну и достигает пика технического состояния в конце Второй мировой войны: скорость 800 км/час, высокие маневренность, надежность и огневая мощь, грузоподъемность и т.д. В это время появились первые реактивные двигатели и самолеты, которые изменили ТС «Авиация» через изменение ее внутренней структуры. В конце CC века уже существуют самолеты, развивающие скорость полета в 10 скоростей звука, а поршневая авиация имеет ограниченное применение.

Система «Б» близка к точке 3 системы «А». Старая техническая система «А» отстаивает свои позиции, происходит борьба двух систем, конфликт личностей и организаций. В этот момент при развитии технической системы проявляются инерция финансовых интересов и узкопрофессиональных представлений, а также недальновидность менеджмента.

В книге Билла Гейтса автор называет нежелание воспринимать объективно необходимость кардинальных изменений в делах термином «нежелание выслушивать плохие новости», что также сказывается на темпах развития технических систем. Там же приведены примеры того, как нежелание выслушивать плохие новости приводило к краху компаний. Например, после второй мировой войны компания «Douglas Aircraft» далеко опережала компанию «Boeing» со своей серией самолетов DC. Но она оказалась так занята выполнением бесчисленных заказов на винтовую модель DC-7, что не смогла достаточно быстро перейти на более перспективную реактивную тягу. А «Boeing» построила свою 707-модель, не имея ни единого заказчика и опираясь исключительно на предвидение, бросила все силы на продвижение новой модели и выиграла конкурентную борьбу. Сейчас «Douglas» - часть компании«Boeing», а «Boeing» - мировой лидер авиастроения.

В приведенном примере четко отразилось два основных момента, связанные с рассматриваемой темой. Первый показывает, что успех развития корпораций напрямую увязан с успешной технической политикой, со своевременным переходом на новые технологии и продукцию, а второй отмечает возрастающий темп обновления техники и технологий в современном мире.

Научно-технический прогресс через развитие технических систем можно представить в виде череды графиков, показанных на рис. 1, а. В этом случае получим следующую графическую форму (рис. 2), которую можно назвать «лесенкой прогресса ТС».


Б
В
Г


5
                                                                                        

НТП
А
Время
1
2
3
4


Рис. 4. Лесенка прогресса и развития технических систем

 

На графике рис. 2 показано четыре периода развития системы: А, Б, В, Г. Учитывая, что эволюция любых систем в графическом отображении может соответствовать форме спирали, предполагаем, что выделенная «лесенка» это восходящая линия этой спирали, а период развития одной ТС это виток этой спирали. При этом рост показателя ТС обеспечивается ступенчато (увеличение графика справа), а в основе каждого рывка показателя вверх лежит та или иная новация, изобретение, которые как ступени лестницы позволяют ТС достичь новых высот.

Развитие технической системы иллюстрируется количеством изобретений выполненных для ее развития. За период существования системы, как правило, отмечается два ярко выраженных пика (рис. 1, б) [Альтшуллер]. Первый пик связан с массовым переходом на новую систему (интервал 1-2 на рис. 1, а), второй с попытками реанимировать отработанную техническую систему (интервал 2-3).

Здесь важно при анализе не ошибиться, не спутать пик 1 и 2, а поэтому необходимо оценивать важность изобретения, изучая и сопоставляя его технические характеристики. В зависимости от этапа развития системы имеет место определенная закономерность в распределении изобретений по уровню. На рис. 1, в представлено подобное распределение.

Рождение технической системы – это наиболее высокие уровни изобретательской задачи. При массовом использовании системы наблюдается второй пик уровня изобретений, а затем уже следует необратимое снижение уровня изобретений.

В идеале технические системы могли бы быстрее сменять одна другую. Для этого нужно, чтобы при достижении системой «А» точки 2, осуществлялся переход на систему «Б» (см. рис. 1).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.114 (0.007 с.)